Конспект урока 9 класс по теме : "Электромагнитные волны"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ознакомить учащихся с понятием электромагнитной волны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф. И. О. педагога: Токаева Т.А.

Предмет: ФИЗИКА
Класс
: 9
                                       
"Электромагнитные волны"

Цель: ознакомить учащихся с понятием электромагнитной волны.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение знаний за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ознакомить учащихся с электромагнитными волнами.  Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками 
  • Метапредметные: продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
  • Предметные: воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся на разборе шкалы электромагнитных волн и их свойств; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оборудование:

Три колбы с чистой водой, раствор «марганцовки»- метод 3-х колб, м/проектор, ПК, м/экран

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.
ФОРМА УРОКА: комбинированный                                          (Презентация) 

На уроке использую групповую работу учащихся.

  • "Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)

Средства обучения: Путевой Лист.

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

- уровень выявления места и причины затруднения;

- уровень построения проекта выхода из затруднения;

- уровень реализации построенного проекта;

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

 - уровень самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

4) этап включения в систему знаний и повторения;

  1. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

       

РЕЗУЛЬТАТ

Начальный этап

организационный

 Позитивный настрой на урок

Приветствие

-

1 этап. Создание потребности в знаниях

-Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего- поучать других, а труднее- познать самого себя.

На уроке физики мы говорим о познании природы. Но, сегодня, прежде чем изучать физические явления и понятия, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как теоретики или как практики?

 Мнение учащихся.

Намечено -проверить в ходе изучения нового материала

2 этап. Создание мотива к познанию

Работать мы будем в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы и знатоки, которые покажут свои знания в процессе обучения физики. Сейчас я проведу мониторинг, который позволит узнать к какой из трёх категорий вы относитесь – «Теоретики»,  «Экспериментаторы» и  «Знатоки»

Наблюдение.

Работа в тетради

Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что  к какой категории себя отнесли- «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал)    и  «Знатоки» ( кинестетик).

Приложение №1

 

Зарисовывают свои наблюдения

Деление на группы

Вопросы. Слайд №2

Проводится тест.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, но тему не указывайте. А теперь нарисуйте двойную петлю, лежачей 8 или математический знак . Проведите через центр оси ОХ и ОУ (слайд №3). Выбери наиболее утолщённую часть ∞ . Проведи  ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков

Распределить по группам вижу, слышу, чувствую.(Слайд№3)

И так теоретики - визуалы, знатоки - аудиалы, экспериментаторы - кинестетики. (Слайд №4)

3 этап. Конструирование основной части урока

1. Что такое ЭМП?

2. Что служит источником ЭМП?

3. Опишите механизм порождения ЭМП электрическим зарядом, постоянным магнитом. Слайд №5

-Т.к заряд, или магнит колеблются, то как и любое колеблющееся тело с большой частотой распространяется в пространстве… (волна).

4. Какие бывают волны?

Ищут информацию в учебнике § 52, вникают в её смысл.

Поставлена проблема.

 Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать план  урока. СЛАЙД №6,7

- тема урока «ЭМВ».

 Тема урока «ЭМВ», изучить новое понятие «ЭМВ», дать определение, формулу, ед.измерения, уметь решать задачи.

 Попытка нацелить себя на изучение нового материала.

Слайд №  8

Историческая справка

 Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы

-Какую волну называют электромагнитной?

Слайд № 9.

Работа с учебником «Физика- 9», §53

 Словесное описание ЭМВ

-Основные свойства эмв.

Слайд  №10, 11.        

Фиксируют в тетрадях

4 этап. Конструирование итоговой части урока

Решим задачу. Слайд № 12

-В настоящее время  все эмв  разделены по λ, или по ν на определённые интервалы.   Слайд №13.

В тетради оформляют задачу по стандарту. Сверяются с ответом.

Раздатка: приложение №1.1

 Применение знаний при решении количественной задачи

Заполнить таблицу

Слайд №14 (используя материал со слайдов о характеристике и св-вах различных эмв)

Заполняют таблицу частично

Приложение №2

Оценивание в группах

Инструктаж по д/з Д.з.: § 53, упр.44 заполнить таблицу до конца

Слайд №20

Записывают в дневники д/з

5 этап. Организация рефлексии

- слайд №22

Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Заполняют  таблицу (приложение №4)

Что узнал(а) на уроке?

Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале

Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале)

Оцени урок в целом

-И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.

Рефлексия  (слайд №22)

Литература:        

  1. В.И.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов
  2. А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс
  3. А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др. Биология: Человек.
  4. С. А. Чандаева. Физика и человек. Москва, «Аспект Пресс»,1994.
  5. http://festival.1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Электромагнитные волны" 11 класс.

Данная работа в 4 вариантах может быть использована после изучения темы "Волновая оптика"...

Открытый урок по теме: Электромагнитные волны" 11 класс.

Урок повторение по теме:"Электромагнитные волны"....

Повторительно-обобщающий урок по теме:"Электромагнитные волны"

Данная работа представлена в разделе «Электромагнитные колебания и волны». Урок в форме обобщения. Тема урока: «Электромагнитные волны». Рабочая программа, составлена автором, Программа учебной дисцип...

Тест для 9 класса по теме "Электромагнитные волны"

Интерактивный тест из 10 вопросов....

Тест 9 класс по теме "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны"

данный тест поможет учителю быстро проверить качество знаний учащихся по даннному вопросу....

Текст открытого урока по физике в 9 классе на тему "Электромагнитное поле и электромагнитные волны"

В данном материале приведены ход урока, физминутка и рефлексия с вопросами, требующими развернутого ответа....