ПРОЕКТ по НРК.
проект по физике (11 класс)

Александр Петрович Степанов

Прокет по НРК. Конференция по НРК г. Тюмень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Проект по НРК2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРК на уроках физики Степанов А.П. – учитель физики Ивановской средней общеобразовательной школы.

Слайд 2

Цели и задачи включения НРК в общеобразовательный курс школы Национально – региональный компонент физического образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса физики в определённой логике необходимый объём содержания по классам, разделам и темам. К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал, раскрывающий особенности природы, культуры, хозяйства , социальной среды с учётом специфики региона. Цель введения национально – регионального компонента – повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объёмом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.

Слайд 3

Воспитание общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне: сохранение природы края и здоровья населения; культурное наследие предков, национальные обычаи и традиции, семейный уклад жизни, готовность к будущей трудовой деятельности; разумное, лимитированное использование природных ресурсов – одна из главных задач включения НРК в общеобразовательный курс школы. Отличительной чертой НРК является практикоориентированность – обеспечение межкультурного, межнационального общения, понимания и принятия неродных культур, языков, этносов.

Слайд 4

Приёмы и методы работы Основными методами и приёмами работы по включению НРК являются: метод проектов, рефераты, доклады, сообщения с использованием информационных технологий.

Слайд 5

НРК и воспитательная проблема нашей школы Наша школа уже несколько лет работает над проблемой: «Воспитание духовно – нравственной культуры учащихся». НРК является важным инструментом в решении этой задачи. Не зря в народной медицине говорится, что тело надо лечить травами той местности, где ты живёшь, душу литературой, языком и культурой. Свою презентацию хотел как раз увязать с тем, как на уро- ках физики можно решать эту злободневную для всего наше- го общества проблему.

Слайд 6

Физика и природа.

Слайд 7

Прекрасное вокруг нас Некоторым может показаться, что физика скучная, сухая наука, где много формул, вычислений, различных сложных устройств, механизмов, прибо- ров, однако те, кто хорошо изучал физику в школе помнят, что слово «фю- зис» по - гречески означает природа, т.е. физика – это наука о природе. Оглянитесь вокруг и вы убедитесь, что всё что нас окружает, всё это «сплошная» физика (свет, небо, воздух, снег, разные предметы, растения, животные, люди и т.д.). Ну, а на каком примере, как ни на примере родной природы в человеке можно разбудить прекрасное, духовное. Ведь не зря великие художники, поэты, композиторы сотворили бесчисленное мно- жество произведений, вдохновлённые природой, её красотой и очаровани- ем. Поэтому в своей презентации я приведу несколько примеров из окру- жающей нас природы и свяжу их с физическими явлениями, процессами, законами.

Слайд 8

Тема: «Теплопроводность» Когда птицы нахохливаются, слой воздуха между перьями увеличивается и вследствие его плохой теплопроводности задерживает отдачу тепла телом птицы в окружающее пространство. Были случаи, когда птицы в сильные морозы замерзали на лету. При полёте перья птицы плотно прижа- ты к телу и оно быстро остывает, к тому же встречный по- ток холодного воздуха усиливает отдачу тепла. И сладко слушать до заката Как снегири в кустах звенят...

Слайд 10

Тема: «Теплопрводность» Оказывается, у лося и косули надувная шерсть, пустотелые шерстинки имеют форму трубочек и наполнены воздухом. Поскольку воздух плохо проводит тепло, то такая шерсть хорошо защи- щает лося и косулю от холода. Такая же ше- рсть и у белого медведя.

Слайд 11

И журавли печально пролетая..

Слайд 12

. Почему журавли, гуси и некоторые другие птицы летят косяком, клином или цепочкой? Наиболее сильная птица летит впереди. Воздух обтекает ее тело так, как вода нос и киль корабля. Этим обтеканием объясняется острый угол косяка. В пределах данного угла птицы легко продвигаются вперед, они инстинктивно угадывают минимум сопротивления и чувствуют, находится ли каждая из них в правильном положении относительно ведущей птицы. Расположение птиц цепочкой, кроме того, объясняется еще одной важной причиной. Взмахи крыльев передней птицы создают воздушную волну, которая переносит некоторую энергию и облегчает движение крыльев наиболее слабых птиц, летящих обычно сзади. Таким образом, птицы, летящие косяком или цепочкой, связаны между собой воздушной волной и работа их крыльев совершается в резонанс. Это подтверждается тем фактом, что если воображаемой линией соединить концы крыльев птиц в определенный момент времени, то получится синусоида.

Слайд 13

Тема: «Звуковые волны» . Каким образом возникает звук при стрекотании сверчка? Звук возникает от трения ноги о крыло. На ноге у сверчка зазубринки, на крыле — зацепочки. К тому же эти зазубринки иг- рают роль спус- кового крючка при прыжке. ...и кузнечик запиликает на скрипке...

Слайд 14

Тема: «Звуколокация» . Природа наделила животных дополнительными приспособлениями, помогающими устанавливать, откуда раздался звук. Например, подвижные уши косули и лося поворачиваются до тех пор, пока звук не будет слышен наиболее громко. В этом случае положение ушей будет точно соответствовать направлению, откуда доносится звук. У некоторых животных одно ухо поворачивается независимо от другого. Благодаря этому они могут одновременно определить местоположение двух источников звука. Для локализации слабых звуков приходится поворачивать голову и воспринимать звуки двумя ушами сразу. Здесь срабатывает механизм конвергенции (сведения ушей). Он помогает уточнить, где находится источник шума.

Слайд 15

Тема: «Плавание тел» А поверх текучих вод Лебедь белая плывёт...

Слайд 16

Если понаблюдать за находящимися в вод водоплавающими птицами (утками, гусями и др.) то можно заметить, что они мало погружаются воду. Толстый слой пуха и перьев, который покрывает тело водоплавающей птицы, не пропускает воды и содержит значительное количество воздуха. Благодаря этому тело птицы, находящейся в воде, имеет небольшую плотность и глубоко в воду не погружается.

Слайд 17

Тема: «Взаимодействие молекул»

Слайд 18

На озере или пруду вы, вероятно, не раз наблюдали небольших насекомых — водомерок, которые, перебирая своими длинными лапками, быстро бегают по воде. Они не плавают, а именно бегают, касаясь воды только кончиками лапок. . Поверхностное натяжение создает на поверхности воды как бы упругую пленку. Лапки водомерок не смачиваются водой и поэтому не проникают в глубину. Поверхностная пленка воды только слегка прогибается под небольшой тяжестью насекомого.

Слайд 19

Тема: «Давление тел» Среди родных полей и пашен, Во гневе ёж бывает страшен...

Слайд 20

Природа наделила некоторых животных и птиц острыми когтями, иглами, клыками, клювом. Все эти «орудия» могут создавать очень большое давление. Барсук своими острыми когтями роет себе нору. Сова когтями ловит добычу, а клювом рвёт её на части. Попробуйте взять в руки свер- нувшегося ежа. Клыки хищных зверей помо- гают им в добыче еды и в схватках с други- ми хищниками.

Слайд 21

Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой... Зверь с могучими рогами Выходил на водопой...

Слайд 22

Пчела вонзает жало с силой всего в 10-5 Н, но ее жало очень острое, площадь его острия 3 х 10* * -16 кв.м . Поэтому оса может создать давление до 3,3 × 10* * 10 Па. Для сравнения площадь острия кнопки 1кв.мм , давя на неё с силой 50 Н создаётся давление 50000000 Па. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут? Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

Слайд 23

Тема: «Конвекция» Вьётся чайка над волною...

Слайд 24

Часто можно видеть, как некоторые птицы не взмахивая крыльями, спокойно поднимаются вверх. В большинстве случаев подъем происходит по винтовой линии. За счет каких сил осуществляется этот подъем? . Под действием солнечных лучей различные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Над более нагретыми участками возникают восходящие воздушные потоки. Таким образом птицы используют эти потоки.

Слайд 25

Тема: «Конденсация» Туман сочится меж ветвей, Трава сырая побелела...

Слайд 26

Туман представляет собой скопления мелких капелек воды, которые образуются в резуль- тате конденсации водяных паров, содержа- щихся в воздухе. Туман стелется над самой поверхностью земли или воды, образуя слой толщиной примерно от метра до десятков, а иногда до сотен метров. Для образования тумана, кроме насыщенного пара и быстрого понижения температуры нужно наличие в воздухе достаточного количества ионизиро- ванных частиц.

Слайд 27

Тема: «Скорость света» Гаснет луч пурпурного заката...

Слайд 28

Через какие – то минуту - другую солнечный диск спрячется за горизонт, блеснёт его пос- ледний луч. Но на самом деле луч исчез 8 минут назад. Солнце находится примерно в 150000000 км. от Земли, скорость света в вакууме примерно 300000 км/с, свет от Солнца до Земли идёт примерно 8 минут.

Слайд 29

Тема: «Влажность воздуха» "Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, будьто серебром..."

Слайд 30

Зимой бывают теплые дни, когда влаж- ность воздуха очень высока. Бывает,что даже появляется туман. Если после это- го резко похолодает, мелкие капельки воды, содержащиеся в воздухе замерза- ют и превращаются в льдинки. На де- ревьях и на проводах образуется иней (куржак).

Слайд 31

Тема: «Дифракция волн» На фотографии видно, что за камнями волн нет, потому что разме- ры камней больше дли- ны волны, а маленькие камни волны огибают. Ты волна моя волна...

Слайд 32

Тема: «Интерференция волн» На фотографии можно увидеть образование волн на воде от двух источников. Распростра- няясь, волны накладыва- ются друг на друга(ин- терферируют), при этом в одном месте они уси- ливаются в другом ос- лабляются. Всяк кулик своё болото хвалит.

Слайд 33

Тема: « ИК – излучение» Стало ясно солнышко припекать

Слайд 34

Невидимое инфракрасное излучение от Солнца нагревает Землю. Так же как видимое излучение оно отражается от снега, а тёмными телами поглощается. Поглощая тепловое излучение, листочки нагреваются и снег под ними подтаивает.

Слайд 35

Ведём с природой мы войну, Вот грех, и даже не одну, Давно загажено везде, И бьём мы сами по себе! На улицах нельзя дышать, Хоть респиратор надевать, И нет прохода от машин, Приходится вдыхать бензин! Вновь в речке вижу я пятно, Ведь ядовитое оно, Из крана капает вода, Идёт со ржавчиной всегда! Откуда дымный след пошёл, Курильщик мимо нас прошёл, И под кустами целый склад, Там куча грязи, просто ад! Земле не выдержать атак, Другим стал климат, это так, Планету в свалку превратим, Когда войну мы прекратим?

Слайд 36

Используемые сайты: www.azur.ru www.floranimal.net www.animal.org.ru www.elkin52.fiz.ru www.physic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...