Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ"
учебно-методический материал по физике (11 класс)

Александр Петрович Степанов

Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "Звуковые явления. Характеристики и свойства звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике 11 класс «Звуковые явления. Характеристики и свойства звука» МАОУ Южно-Дубровинская СОШ СП Ивановская СОШ

Учитель физики и информатики Степанов А.П.

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Цели урока:. 1) Выяснить что собой представляет звук. 2) Познакомиться с источниками звука. 3) Сформировать понятие о громкости и высоте звука. 4) Продемонстрировать звуки разной громкости и частоты.

Задачи урока:

Образовательная: Установить  причинно-следственную  связь между колеблющимся телом и звуком. Научиться использовать полученные знания на практике, способствовать формированию у учащихся интереса к знаниям.  

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы проведения: демонстрационный эксперимент, работа с учебником, фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся

Форма проведения урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.

Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; приобретён опыт работы с лабораторным оборудованием по физике; навыки основ моделирования физических  процессов, научиться делать выводы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, звуковой генератор, камертон, гитара, компьютерный класс.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

5мин

- вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

-активизировать знания и сконцентрировать внимание на целях урока

Блиц опрос

Формирование информационного запроса:

Фронтальная, индивидуальная

1. Предлагает учащимся прослушать музыку.

2. Демонстрирует слайды. Предлагает вспомнить ранее изученные сведения о механических волнах

2.Предлагает фразу с информацией проблемного характера.

3.Просит высказать мнение о достаточности знаний в области звуковых волн.

4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.

1.Воспроизводят в устной форме известные сведения.

2.Слушают информацию

3.Высказывают свое мнение

4.Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы.(цель)

Познавательные: воспроизводить знания в устной форме, формулировать информационный запрос.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: определять цели учебной деятельности.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Ориентировочный этап

3мин

- организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информ.

Беседа, схема «Кластер»

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответов на возникшие вопросы способ и последовательность действий.

Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последоват-тью действий

Регулятивные: планировать т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Поисково-исследовательский этап

15мин

- организовать поиск решения проблемы

- организовать осмысленное восприятие информации

Исследование (эксперимент, сбор и анализ фактов, обобщение), мозговой штурм, рассказ, схема «кластер»

Фронтальная, коллективная, групповая

1.Демонстрирует звуки камертона, включает запись пения птиц, звуки стальной линейки, координирует действия обучающихся.

2.Организует обобщение фактов, показывает слайд.

3.Составляет  «кластер» на доске.

4. Сообщает информацию о выходе человека в открытый космос (слайд).

5. Организует обсуждение. проблемного вопроса о распространении звука, выдвигает гипотезу и проведение эксперимента.

6. Организует обобщение фактов, слайд, видеофильм о зависимости скорости звука от среды.

7. Составляет «кластер» на доске.

8. Демонстрирует таблицу скорости звука в различной среде.

9. Сообщает информацию об отраж. звуковой волны и использования этого свойства, заполняет  «Кластер»

10. Организует повторение (из курса биологии «слуховой анализатор») восприятие звука по слайду.

11. Предлагает дать определение звуковой волны, заполняет «Кластер»

12. Демонстрирует таблицу диапазона частот

13. Организует демонстрацию звука разной частоты

14. Сообщает информацию о характеристике звуковой волны (частоте и амплитуде колебаний), заполняет «кластер»

15. Демонстрирует таблицу громкости звука

16. Организует обсуждение влияния шума на здоровье человека

1.Демонстрируют звуки на музыкальных инструментах

2. Высказывают свое мнение

3. Составляют схему в тетради

4. Слушают материал

5. Высказывают свое мнение, проводят эксперимент для проверки своих гипотез

6. Обобщают факты, делают вывод

7. Составляют схему в тетради

8. Изучают таблицу

9. Слушают новый материал, заполняют схему в тетради

10. Вкратце повторяют по слайду восприятие звука

11. Формулируют определение звуковой волны

12. Изучают таблицу

13. Демонстрируют звуки разной частоты

14. Слушают новый материал, заполняют схему в тетради

15. Изучают таблицу

16. высказывают свое мнение, делают выводы

Предметные: давать определения новым понятиям темы (звуковая волна); называть условия распространения звука, свойства и характеристики звука; использование разных диапазонов волн; понимать связь физики с биологией и музыкой.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из  текстов, эксперементов; структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений, доказывать; формулировать вопросы, выводы

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений

Личностные: проявлять чувства уважения к достижениям науки в области акустики; проявлять заботу о собственном здоровье

Практический этап

7мин

- обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Решение тестовых заданий

Групповая

1.Дает тестовые задания на слайдах.

2.Организует взаимопроверку в парах.  

3. Демонстрирует ответы

1.Выполняют задания

2.Проверяют ответ у соседа.

3. Сверяют ответы

Предметные: различать виды звуков, находить связь между характеристиками звука (частотой и амплитудой  колебаний звук. волн) 

Познавательные: анализировать и сравнивать объекты, подводят под понятия

Рефлексивно-оценочный этап

5мин

- осмысление процесса и результата  деятельности

Беседа, большой круг

Фронтальная

1.Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает образовать круг и высказать свое мнение о теме.

1.Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Каждый высказывает свое мнение о теме

Регулятивные: конструировать необходимость продолжения действий.

Коммуникативные: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока физики и математики "Метрическая система мер"

Тема урока: Метрическая система мер.Тип урока: интегрированный урок повторения по теме «Метрическая система мер».Оборудование: проектор мультимедиа, Smart-доска, 3 ноутбука, напольные весы, грелка, ди...

Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 7 классе "Рождение новой европейской науки»

Цель данного урока - это формирование знаний о становлении современной научной картины мира в Европе XVI-XVII вв. и объяснение явления инерция.Задачи: организовать учебный процесс по закреплению знани...

Технологическая карта интегрированного урока по физике и биологии "Физика и организм человека"

Технологическая карта интегрированного урока физики и биологии "Физика и организм человека"...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...