Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

 

                              Пояснительная записка

 

Рабочая программа по физике на основе  примерной программы (Программы средней общеобразовательной школы./сост. Г.Я. Мякишева – М: Просвещение, 2016), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта  общего образования.

Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часа,  2 часа в неделю, в 11 классе -66 часов, 2часа в неделю.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myakishev_10-11.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Пояснительная записка

 

Рабочая программа по физике на основе  примерной программы (Программы средней общеобразовательной школы./сост. Г.Я. Мякишева – М: Просвещение, 2016), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта  общего образования.

Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часа,  2 часа в неделю, в 11 классе -66 часов, 2часа в неделю.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Целями и задачи 

-формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

-формирование у учащихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно - научной  картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

             -приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, опыта  познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

              -овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

       -формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

      -освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • .

Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Физика и методы научного познания (1ч.)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (29ч.)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого  столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика и термодинамика(16ч.)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления  при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Основы электродинамики(22ч.)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы:

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации:

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров.

Контрольные и лабораторные работы

Класс

 Контрольные  работы

Лабораторные работы

10 класс

 Кинематика.

Лабораторная работа №1 Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

 Динамика.

Лабораторная работа №2 Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Законы сохранения в механике.

Лабораторная работа №3 Определение жесткости пружины

Молекулярная физика.

Лабораторная работа №4 Определение коэффициента трения скольжения

 Термодинамика.

Лабораторная работа №5 Изучение закона сохранения механической энергии

 Электростатика.

Лабораторная работа №6 Опытная проверка закона Бойля-Мариотта

Итоговая контрольная работа

Лабораторная работа №7 Проверка уравнение состояния идеального газа

Лабораторная работа №8 Измерение относительной влажности воздуха

Лабораторная работа №9 Определение коэффициента поверхностного натяжения

Учебно-методический комплект

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.  Физика. 10 класс. – М.: Просвещение, 2016.
  2. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего  общего образования,обязательному минимуму содержания. Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом:  механика, молекулярная физика, электродинамика. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

                                Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 10 классе

(2  часа в неделю, всего 68 ч)

№ п/п

Система уроков

Метод обучения

Форма контроля

Средства обучения,
демонстрации

Требования

к базовому

уровню подготовки

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

I. Физика и физические методы изучения природы (1 ч)

1

1

Методы научного познания.

Информационно-развивающий

Лекция, беседа

Презентация к уроку.

Знать фундаментальные особенности изучения физики.

Введение стр. 3.

II. Механика (29ч.)

2

1

Что изучает механика. Материальная точка.

Информационно-развивающий

Лекция

Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

1;2

3

2

Движение точки. Перемещение.

Информационно-развивающий, репродуктивный

Беседа,

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Уметь определять перемещение  графически, знать виды систем координат.

  3-6

4

3

 Прямолинейное равномерное движение.

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа

Презентация к уроку. Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Знать основные характеристики прямолинейного равномерного движения и уметь их рассчитывать.

  7;8

5

4

Относительность движения. Решение  задач.

Информационно-развивающий

Объяснение, самостоятельная работа с оборудованием

Презентация к уроку. КИМ,  сборники задач.

Уметь решать задачи на расчет основных характеристик данного вида движения.

9;10

6

5

Равноускоренное движение.

Информационно-развивающий

Объяснение, самостоятельная работа с оборудованием

Презентация к уроку. КИМ,  сборники задач.

Уметь решать задачи на расчет основных характеристик данного вида движения.

11-14

7

6

Свободное падение.

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа

Демонстрация свободного падения тел. Сборники задач (Рымкевич)

Понимать понятие «свободное падение». Уметь решать задачи на расчет параметров тела при свободном падении.

15;16

8

7

Решение  задач «Равноускоренное движение».

Репродуктивный

Работа в парах.  Индивидуальная работа.

КИМ, дидактические карточки с заданиями.

Уметь решать задачи на расчет параметров тела при свободном падении.

Тест.

9

8

Равномерное движение по окружности.

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа

Презентация к уроку. Демонстрация равномерного движения тела по окружности.

Знать основные характеристики движения тела по окружности и уметь применять формулы для расчета параметров движения.

17-19

10

9

Решение  задач и обобщение темы «Основы кинематики».

Репродуктивный

Индивидуальная работа, групповая

Презентация к игре.

Уметь применять знания в нестандартных ситуациях.

Повторение Гл.1,2

11

10

Контрольная работа №1 «Основы кинематики».

Творчески-репродуктивный

Решение задач, вариативные упражнения

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. Наглядные пособия

Уметь использовать знания о строении вещества для объяснения различных явлений

Творческая работа по теме.

12

11

Основное утверждение динамики. I закон Ньютона.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа

Презентация. Часть 1. Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. Наглядные пособия

Уметь объяснять физические явления на основе первого закона Ньютона.

 20-22

13

12

Сила. II закон Ньютона.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа

Презентация. Часть 2. Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. Наглядные пособия

Уметь объяснять физические явления на основе первого и второго законов Ньютона.

23-25

14

13

III закон Ньютона. Система отсчета.

Информационно-развивающий

Объяснение, демонстрации

Презентация. Часть 3. Демонстрация примеров механического движения

Уметь объяснять физические явления на основе законов Ньютона.

26;27

15

14

 Решение  задач. Принцип относительности.

Информационно-развивающий

Беседа, работа с учебником

Сборники задач.

Знать/понимать смысл принципа относительности.

28, повторить закон Всемирного тяготения.

16

15

Силы природы. Всемирное тяготение.

Репродуктивный

Работа с учебником.

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Уметь использовать  закон Всемирного тяготения для расчетов силы притяжения.

29-31

17

16

 Сила тяжести. Вес тела. I космическая скорость.

Творчески-репродуктивный

Решение задач, вариативные упражнения

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения

32;33

18

17

Сила упругости. Закон Гука.

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа, исследовательская работа

Демонстрация явления инерции (лабораторное оборудование: набор по механике)

Уметь описывать и объяснять закон Гука

34;35

19

18

Сила трения и сопротивления.

Информационно-развивающий

Беседа, демонстрация, лабораторная работа по инструкции

Демонстрация зависимости инертности тел от массы (лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями)

Знать/понимать смысл понятия  «трение». Уметь определять величину трения, выражать результаты измерений в СИ

37;38

20

19

Обобщение темы «Основы динамики».

Информационно-развивающий

Объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебником и справочниками

Наглядные пособия, учебная литература

Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность». Уметь решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности

Повторение Гл.3,4

21

20

Контр. раб.№2 «Основы динамики».

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМ

Уметь решать задачи и упражнения по теме.

22

21

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

Информационно-развивающий

Объяснение, беседа, работа с учебником

Презентация к уроку, демонстрации передачи импульса телами.

Понимать и знать понятие «импульс тела». Знать/понимать смысл понятия «реактивное движение

39;40;41

23

22

Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации, самостоятельная работа с литературой

Демонстрация свободного падения тел, наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

43-46

24

23

Работа силы тяжести и  упругости. Потенциальная энергия.

Информационно-развивающий, исследовательский

Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с учебником и справочной литературой,

Демонстрация, наглядные пособия, справочная литература, лабораторное оборудование: набор по механике

Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела

47-49

25

24

Закон сохранения энергии.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации

Презентация к уроки, сборники задач и упражнений по физике.

Знать/понимать механизм передачи и превращения энергии

 50;51

26

25

Решение  задач по теме «Закон сохранения энергии».

Репродуктивный

Выполнение упражнений по образцу, работа на тренажерах

Сборники заданий по теме «Законы сохранения в механике», справочная литература

Уметь вычислять энергию

Гл.5,6

27

26

Статика. Равновесие тел.

Информационно-развивающий

Беседа, демонстрации

Демонстрация опытов по статике. Сборники задач и упражнений по физике.

Знать/понимать принципы равновесия тел.

52-54

28

27

Лаб раб. №1 «Изучение закона сохр. энергии».

Проблемно-поисковый

Поисковая лабораторная работа

Лабораторное оборудование: набор пружин с различной жесткостью, набор грузов

Уметь проверять объективность закона сохранения энергия на данном опыте.

 

29

28

Обобщение тем 5,6,7. Решение задач по теме «Законы сохранения».

Репродуктивный

Заполнение таблицы, самостоятельная работа

КИМ

Уметь решать задачи и выполнять упражнения по теме.

Повторение Гл.5-7

30

29

Контр. раб.№3 «Законы сохранения. Статика».

Репродуктивный

Индивидуальная, вариативная

КИМ

Уметь решать задачи и выполнять упражнения по теме.

III. Молекулярная физика. Тепловые явления(10 часов).

31

1

Основные положения МКТ.

Информационно-развивающий

Составление конспекта, самостоятельная работа с учебником.

Учебник, справочная литература.

Знать основные положения МКТ

55,56,

58,59

32

2

Масса молекул. Количество вещества.

Информационно-развивающий

Составление конспекта

Презентация к уроку, сборники задач

Уметь рассчитывать параметры молекулы, атома

57, 60

33

3

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ.

Творчески-репродуктивный

Решение задач, вариативные упражнения

Презентация к уроку. Сборники тестовых заданий, сборники познавательных и развивающих заданий. Наглядные пособия

Уметь решать задачи на применение всех изученных в данной теме законов

61-63

34

4

Температура.

Репродуктивный

Индивидуальная работа по карточкам

Контрольно-измерительные материалы по теме «Температура»

Уметь применять полученные знания при решении задач

64-66

35

5

Измерение скоростей молекул газа.

Решение задач.

Информационно-развивающий

Объяснение, беседа, демонстрации

Презентация к уроку. Демонстрация различных способов измерения скоростей молекул газа

Знать способы измерения скоростей молекул газа и их значение для жизнедеятельности человека

67,

Ит.гл.9

36

6

Уравнение состояния. Газовые законы.

Творчески-репродуктивный

Эвристическая беседа

Презентация к урока. Демонстрация газовых

Уметь характеризовать состояние ТДС с точки зрения различных постоянных параметров

68;69

37

7

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Проблемно-поисковый

Эвристическая беседа, фронтальная лабораторная работа

Демонстрация явлений, объясняемых влажностью. Сборка психрометра из деталей

Уметь определять влажность воздуха, знать измерительные приборы для определения влажности, уметь характеризовать влияние влажности на жизнедеятельность человека.

70-72

38

8

Твёрдые и аморфные тела. Закон Гука.

Информационно-развивающий

Беседа, демонстрации

Презентация к уроку

Знать/понимать смысл закона Гука

73;74

39

9

Обобщение темы «Основы МКТ».

Творчески-репродуктивный

Выступления с мини-проектами

Презентация с итогами мини-исследований

Умение выступать, отстаивать свое мнение, убеждать.

Повторение Гл.9-11

40

10

Контр. раб.№4 «Основы МКТ».

Репродуктивный

Индивидуальная вариативная работа

КИМ

Уметь использовать расчетные формулы для определения параметров ТД системы

Творческие работы по теме.

IV. « Основы термодинамики». (6 часов).

41

1

Внутренняя энергия. Работа, кол-во теплоты.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа, демонстрации

Презентация. Часть 1. Наглядные пособия, сборники познавательных и развивающих заданий

Знать понятия «количество теплоты», «внутренняя энергия», «работа» в тепловых явлениях.

75-77

42

2

Первый закон термодинамики.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа, демонстрации Решение задач, упражнения

Презентация. Часть 2. Справочная литература, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи на с использование первого закона термодинамики.

78;79

43

3

Второй закон термодинамики.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа, демонстрации

Презентация. Часть 3. Сборники задач и упражнений по физике.

Уметь использовать законы термодинамики при решении задач.

80;81 Приготовить сообщения по теме «Тепловые двигатели»

44

4

Тепловые двигатели. Семинар.

Информационно-развивающий

Семинар, выступления учащихся.

Презентации и сообщения к уроку.

Знать/понимать устройство и принципы действия тепловых двигателей, знать виды двигателей.

82

45

5

Обобщение темы в форме телевизионной игры. «Своя игра» по теме «Основы термодинамики».

Репродуктивный

Игровая деятельность

Презентация к игре, справочная литература

Уметь решать качественные и расчетные задачи по теме «Атмосферное давление, барометры, манометры»

Повторение Гл.12;13

46

6

Контр. раб.№5 «Основы термодинамики».

Репродуктивный

Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с учебником

Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

Основы электродинамики

V. Электростатика (8 часов).

47

1

Электрический заряд. Закон Кулона.

Информационно-развивающий

Лекция

Презентация к урока. Демонстрация опытов по теме.

Знать понятия «электрический заряд», уметь объяснять причину электризации. Знать закон Кулона и границы его применимости.

 83-88

48

2

Электрическое поле. Напряжённость.

Информационно - развивающий

Лекция

Презентация к уроку. Демонстрация опытов по электростатике.

Уметь определять направление силовых линий напряженности и уметь вести расчет результирующей напряженности.

 89-92

49

3

Проводники и диэлектрики в электрическом  поле.

Информационно - развивающий

Эвристическая беседа

Презентация к уроку. Лабораторное оборудование для опытов по электростатике.

Уметь описывать поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле

 93-95

50

4

Потенциал. Разность потенциалов.

Информационно-развивающий

Объяснение, демонстрации, самостоятельная работа с литературой

Сборники задач по физике

Знать понятие «потенциал» и понимать его физический смысл

 96;97

51

5

Связь напряжённости  и разности потенциалов. Решение задач.

Творчески-репродуктивный

Игра, вариативные упражнения, решение задач

Сборники познавательных и развивающих заданий, наглядные пособия

Уметь решать качественные и расчетные задачи на вычисление параметров электростатической системы тел

 98

52

6

Электроёмкость. Конденсаторы.

Информационно-развивающий

Объяснение, беседа, демонстрации

Презентация к уроку, демонстрация конденсаторов

Уметь делать расчеты по формулам конденсатора, знать , где применяются конденсаторы

99-101

53

7

Обобщение темы. «Основы электростатики».

Творчески-репродуктивный

Работа в парах, групповая работа

Сборники задач по физике, тесты

Уметь решать задачи на расчет электростатических параметров

Гл.14

54

8

Контр. раб.№6 «Основы электростатики».

Репродуктивный

Индивидуальная вариативная работа

КИМ

Уметь решать задачи на расчет электростатических параметров

VI. Законы постоянного тока (6 часов).

55

1

Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа

Презентация к уроку

Уметь решать задачи на расчет параметров электрической схемы

102-105

56

2

Лаб. раб. №5 «Изучение соединений проводников».

Творчески-репродуктивный, поисковый

Самостоятельная поисковая работа в парах

Лабораторное оборудование  по электричеству

Уметь определять параметры электрической цепи.

57

3

Работа и мощность тока. Решение задач.

Информационно-развивающий

Объяснение, демонстрации

Демонстрация электрической схемы определения  работы и мощности тока.

Уметь определять, вычислять и измерять работу и мощность тока.

106

58

4

Закон Ома для полной цепи.

Информационно-развивающий

Беседа, объяснения, демонстрации, решение задач

Лабораторное оборудование по электричеству, сборники задач.

Уметь на практике определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, применять формулу ЭДС

107;108

59

5

Лаб. раб. №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Проблемно-поисковый

Самостоятельная работа с оборудованием

Лабораторное оборудование по электричеству

Уметь определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока

ОТТ

60

6

Обобщение темы «Законы постоянного тока».

Творчески репродуктивный

Самостоятельное решение задач

Сборники задач, КИМ

Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов

Гл.15

VII.Электрический ток в различных средах 8(часов).

61

1

Электронная проводимость металлов.

Сверхпроводимость.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации

Презентация к уроку

Знать/понимать физический смысл электропроводности и сверхпроводимости

 109-112

62

2

Полупроводники.

Информационно-развивающий

Эвристическая беседа

Презентация к уроку, демонстрация полупроводниковых приборов

Знать/понимать принцип работы полупроводника

 113;114

63

3

Полупроводниковые приборы.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации

Презентация к уроку, демонстрация полупроводниковых приборов

Знать и понимать принцип работы полупроводниковых приборов

 115;116

64

4

Электрический ток в вакууме.

Частично-поисковый

Лекция, демонстрации

Презентация к уроку, демонстрация электрического тока в вакууме

Понимать причину электропроводности в вакууме

 117118

65

5

Электрический ток в жидкости.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации

Презентация к уроку, сборники задач и упражнений

Понимать причину электропроводности жидкостей. Знать закон электролиза.

 119;120

66

6

Электрический ток в газах. Плазма.

Информационно-развивающий

Лекция, демонстрации

Презентация к уроку, сборники задач и упражнений

Понимать причину электропроводности газов. Знать понятие «плазмы»

 121-123

67

7

Обобщение темы. «Электрический ток в различных средах».

Творчески-репродуктивный

Игровая деятельность

Презентация к уроку, КИМ

Уметь применять полученные знания при решении задач и упражнений по теме

Повторение Гл. 16

68

8

Контр. раб.№7 «Электрический ток».

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМ

Уметь применять полученные знания при решении задач и упражнений по теме

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература для учащихся

  1. Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.

 Литература для учителя

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
  3. Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  4. Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  5. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
  6. Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2015
  8. Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2015
  9. Н.И.Зорин. Тесты, зачеты и обобщающие уроки 10 класс, М.: ВАКО, 2015 год.
  10. Н.И.Зорин. Тесты, зачеты и обобщающие уроки 11 класс, М.: ВАКО, 2014 год.
  11. В.А.Волков. Поурочные разработки по физике 10 класс, М.: ВАКО, 2015 год.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ.

 Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально- тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.

При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно- оценочная деятельность учителя физики может строиться по двум основным направлениям.

  1. Традиционная система. В этом случае по теме учащийся должен иметь:
  • оценку за устный ответ или другую форму контроля теоретического материала,
  • за контрольную работу по решению задач,
  • а также за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше.

  1. Зачетная система. В этом случае сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за итоговый зачет. Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. Следует отметить, что в зачетный материал должны быть включены все три элемента: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие же оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Предусмотренные программными требованиями ученические практические работы могут проводиться в различных формах и на разных этапах изучения темы:

  1. Если работа проводится при закреплении материала как традиционная лабораторная работа (или работа практикума), то она оценивается для каждого учащегося. (Оценки выставляются в столбик, а в графе содержание записывается название и номер лабораторной работы).
  2. Если работа проводится в качестве экспериментальной задачи при изучении нового материала, то она может не оцениваться или оцениваться выборочно. В этом случае в графе содержание урока записывается тема урока и номер лабораторной работы.
    Например: “Сила Архимеда. Практическая работа № 8”. 

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

 

                              Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.

 Инструкция по проверке задания части С ЕГЭ по физике.

Общие критерии оценки выполнения физических заданий

с развернутым ответом

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) представлен (в случае необходимости) не содержащий ошибок схематический рисунок, схема или график, отражающий условия задачи;

2) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

3) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями[1]).

3

Приведено решение, содержащее ОДИН из следующих недостатков:

— в необходимых математических преобразованиях и (или) вычислениях допущены ошибки;

— представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов;

правильно записаны необходимые формулы, представлен правильный рисунок (в случае его необходимости), график или схема, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.

2

Приведено решение, соответствующее ОДНОМУ из следующих случаев:

— в решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты;

— допущена ошибка в определении исходных данных по графику, рисунку, таблице и т.п., но остальное решение выполнено полно и без ошибок;

— записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка;

— представлен (в случае необходимости) только правильный рисунок, график, схема и т. п.  ИЛИ  только правильное решение без рисунка.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки: 

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки: 

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты 

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...