Викторина "Галерея физиков"
учебно-методическое пособие (11 класс)

Филимонова Елена Владимировна

Викторина о известных физиках, их детстве. величайших открытиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galereya_fizikov.docx455.25 КБ

Предварительный просмотр:

Название: Галерея физиков.

Форма проведения: викторина

Цели: 

  • Актуализация и углубление знаний обучающихся об ученых - физиках различных периодов развития науки, а также знакомство с некоторыми фактами из их жизни и научной деятельности.

1 этап. «Детство и юность гениев»

Вам предлагается 5 вопросов, в которых описывается детство и юность знаменитых ученых – физиков.

2 балла за каждый правильный ответ

1 вопрос: этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а к 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток». Назовите имя этого ученого.

Ответ: Андре Мари Ампер

2 вопрос: сын кузнеца, с 12 лет работал посыльным, затем учеником и подмастерьем переплетчика в книжном магазине. За десять лет, проведенных в переплетной мастерской, будущий физик полностью ликвидировал пробелы в образовании, проводя опыты, описанные в переплетаемых им книгах. О ком это?

Ответ: Майкл Фарадей

3 вопрос: физик, создатель волновой теории света, в 2 года – свободно читал, в 4 – знал на память множество стихотворений английских поэтов и охотно их декламировал, в 8 лет – вытачивал на токарном станке детали для сконструированных им же физических приборов. К 14 годам – знал греческий, арабский, итальянский, французский языки, латынь и математический анализ. Был студентом трех университетов. Кто это?

Ответ: Томас Юнг

4 вопрос: сын фермера, воспитывался бабушкой. Уже в детстве любил строить сложные механические игрушки, модели машин, солнечные и водяные часы, хорошо рисовал, любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайных зрителей убеждал, что это – кометы. С 12 лет учился в Королевской школе г. Грантеля, а в 18 – поступил в самый престижный колледж Кембриджского университета. Кто этот ученый?

Ответ: Исаак Ньютон

5 вопрос: этот ученый в детстве работал продавцом газет в поезде и для опытов оборудовал себе лабораторию в багажном вагоне этого поезда, затем он стал телеграфистом. Как звали этого ученого?

Ответ: Томас Эдисон

Второй этап «Ученый - изобретение»

Предлагается ответить на 5 вопросов, в которых описывается изобретение и ученый, который его сделал.

2 балла за каждый правильный ответ

1 вопрос. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. Назовите имя ученого.

Ответ: Томас Эдисон

2 вопрос. Для демонстрации этого изобретения понадобилось несколько десятков пар монет из разных металлов и картон, смоченный соленой водой. На демонстрации этого опыта присутствовал Наполеон Бонапарт. Ученый за свои исследования получил титул графа. Что это за ученый и что он изобрел?

Ответ: Алессандро Вольта. «Вольтов столб» - Первый источник тока

3 вопрос. Когда один из жителей французского города Сент-Оморе использовал это изобретение, его соседи подали на него в суд, так как боялись погибнуть. Четыре года длился судебный процесс. Защитником выступал на суде Робеспьер, а экспертом со стороны истца – Марат. Что это за изобретение и кто его сделал?

Ответ: Бенджамин Франклин. Громоотвод

4 вопрос. Чтобы усовершенствовать это изобретение, понадобилось найти материал, который был бы наиболее тугоплавким. Нужное растение искали в Японии, на Кубе, Ямайке, в Китае, Бразилии, Индии. Многие при этом погибли от желтой лихорадки или укусов змей. Необходимым материалом стал бамбук, обработанный химическим раствором. Назовите изобретение и его создателей.

Ответ: А.Н. Лодыгин и Т.А. Эдисон. Лампа накаливания

5 вопрос. Опыт, поставленный этим замечательным русским ученым, стал причиной его трагической гибели. От прибора, созданного этим ученым «вышел бледно-синеватый огненный клуб с кулак величиною прямо ко лбу господина профессора» - описывалось в «Санкт-Петербургских Ведомостях».

 Какой прибор использовал ученый и что он изучал?

           (лейденскую банку, атмосферное электричество).

Третий этап «Знаешь ли ты их имена?!»

1 балл за каждый правильный ответ

Даны портреты ученых и их фамилии. Необходимо назвать полное имя.

Ломоносов (Михаил Васильевич) 

Герц (Генрих Рудольф) 

Циолковский (Константин Эдуардович) 

Ампер (Андре Мари) 

Ом (Георг Симон) 

Рентген (Вильгельм Конрад) 

Менделеев (Дмитрий Иванович) 

Больцман (Людвиг) 

Максвелл (Джеймс Клерк) 

Четвертый этап «Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии»

Нобелевская премия – это премия, ставшая символом высшего достижения в области науки. Она была учреждена в конце позапрошлого века (1895 г.) шведским инженером и промышленником Альфредом Нобелем. Все свое состояние он завещал израсходовать на награды ученым и литераторам, внесшим крупный вклад в прогресс человечества, а также общественным деятелям, способствовавшим укреплению мира между народами.

10 декабря отмечается день Нобеля и поднимается национальный флаг, а вечером в концертном зале Стокгольмской филармонии из рук его Королевского величества лауреаты получают почетную грамоту и золотую медаль. На другой день лауреаты получают премию в Нобелевском фонде.

Знаете ли Вы лауреатов Нобелевской премии по физике?

2 балла за каждый правильный ответ

Вопрос 1.   Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны».

Какое открытие сделал Альфред Нобель?                  (динамит)

 

Вопрос 2. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии (обычно эти премии присуждаются единожды). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония).

Назовите имя этой женщины.                          (Мария Склодовская-Кюри)

Вопрос 3.   Один великий физик был приглашен в гости. Сидя в гостиной, он заметил, что два кресла около него пустуют: никто не смел в них сесть.

-«Сядьте около меня», - смеясь, попросил он хозяина дома, - «а то мне кажется, что я в Прусской Академии наук.

В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области математической физики (и, особо, за открытие закона фотоэлектрического эффекта).

Кто этот великий физик?                                         (Альберт Эйнштейн)

Вопрос 4. Этот человек является первым лауреатом Нобелевской премии по физике. В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия за открытие (лучи), которое носит его имя.

         Назовите его открытие.                    (Рентгеновские лучи)                          

Вопрос 5.  В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильермо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.

        Назовите его имя.                       (Александр Степанович Попов)         

Вопрос 6. В 2006 году сразу два российских физика стали лауреатами Нобелевской премии: Абрикосов Алексей Алексеевич и Гинзбург Виталий Лазаревич.

 Назовите их открытие.          (высокотемпературная сверхпроводимость)   

Пятый этап «Из истории открытия»

1 балл за каждый правильный ответ

Вопрос 1. Для демонстрации этого открытия понадобилось 8 пар лошадей и 2 полушария. На демонстрации опыта присутствовал император Фердинанд Ш.

      Что это за открытие и кто его сделал?  (Отто фон Герике. Опыт с магдебургскими полушариями. Атмосферное давление.)           

Вопрос 2. Для проведения своего опыта, ученый проделал дырку в ставне, и на противоположной стене увидел очень красивую картину - результат своего опыта.

Результаты этого опыта он описал в трактате «Оптика».

Как имя этого ученого, какое явление он наблюдал и какой предмет понадобился ему для опыта?

   (Исаак Ньютон. Явление дисперсии света в стеклянной призме.)

Вопрос 3. Говорят, что это открытие сделала жена ученого, причем она ужасно испугалась, увидев на экране скелет своей руки. Сам ученый назвал свое изобретение  Х-лучами.

   Как сейчас мы называем эти лучи?           (Рентгеновские лучи.)

Вопрос 4. Говорят, что этот закон ученый открыл во сне. Это – один из фундаментальных законов природы. А в 1887 г. этот ученый поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение, за что получил диплом от Французской Академии метеорологического воздухоплавания «за проявленное мужество».

 Как называется закон, открытый этим ученым?

       (периодический закон химических элементов)

Вопрос 5. Чтобы подтвердить этот закон, ученому понадобилось подняться на знаменитую башню в г. Пиза. Как заметил известный американский физик Ю. Вигнер, эта удивительная закономерность «наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, проводится ли эксперимент в закрытой комнате или на Пизанской падающей башне, и кто его проводит: мужчина или женщина». Что это за закон и кто его открыл?

Ответ: свободное падение всех тел, независимо от их массы и объема происходит с одним и тем же ускорением. Галилео Галилей.

Шестой этап «О них говорят»

Вопрос 1. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».

О ком эти слова?   (о М.В. Ломоносове)

Вопрос 2. На его статуе помещена надпись: «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочитать слова: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

О ком это написано?        (об Исааке Ньютоне)

Вопрос 3. Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком.

Кто этот ученый?               (Альберт Эйнштейн)

Вопрос 4. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»?

                                  (об Архимеде)

Вопрос 5. На его могильном камне сделана надпись: «Он был так же добр и так же прост, как и велик».

  О ком эти слова?     (об Андре Мари Ампере)

Вопрос 6. Современники отзывались о нем как о «самом мудром из богачей и самом богатом из мудрецов. Он был богатым аристократом и состоял в родстве с герцогом Девонширским, однако вел жизнь отшельника, с наслаждением предаваясь научным исследованиям. Его работы посвящены молекулярной физике и теплоте. Он определил гравитационную постоянную.

      Как звали этого ученого?  (Генри Кавендиш)

Седьмой этап «Ученые – миротворцы».

2 балла за каждый правильный ответ

О ком идет речь?

1 вопрос. Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого была бы столь популярна среди людей нашей планеты. Он родился 14 марта 1879г. в маленьком немецком городке Ульме, из которого семья позже переехала в Мюнхен, а в 1893г. – в Швейцарию. В 1905г. никому не известный эксперт Бернского патентного бюро публикует работу, посвященную частной теории относительности под названием «К электродинамике движущихся тел». В этом же году он дает объяснение фотоэффекта на основе квантовой гипотезы Планка. В течение 1907 – 1916 гг. создает общую теорию относительности – теорию тяготения. С 1914 года он продолжает свою научную деятельность в Германии. Ему была чужда безучастность и к судьбе общества в целом, и к острым социальным проблемам. Он был тесно связан со многими общественно- политическими событиями, они его волновали и побуждали к активным действиям в защиту прогресса, мира и справедливости. В 30-е гг. он вплотную сталкивается с фашизмом. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его научные труды были сожжены в огромном костре на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне и Толстого, Шиллера и Гете, а за его голову было обещано 50 тыс. марок. В 1933 г. выдающийся физик двадцатого столетия вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где и продолжал свою научную и общественную деятельность до самой смерти.

Ответ. А.Эйнштейн.

2 вопрос. Этот русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической радиосвязи. В начале 1895г. он усовершенствовал порошковый детектор электромагнитных волн и на его основе создал совершенный по тем временам вариант приемника, с помощью которого показал возможность беспроволочной передачи электрических сигналов. 7 мая того же года он продемонстрировал созданный им радиоприемник на заседании Русского физико- химического общества. Является изобретателем грозоотметчика – прибора для регистрации грозовых разрядов. Будучи ректором Петербургского электротехнического института, оказался в водовороте бурных событий первой русской революции. На одно из предложений переехать за границу ответил так: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только своей родине.   И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Ответ. А.С.Попов

3 вопрос. Этот выдающийся итальянский физик родился 29 ноября 1901г. в Риме. Он имеет многочисленные работы в области атомной физики, статистической механики, физики космических лучей, физики высоких энергий, астрофизики и технической физики. В 1933-1934 создал количественную теорию бета-распада, положившую начало теории слабых взаимодействий. В 1934 г. открыл искусственную радиоактивность, обусловленную нейтронами, обнаружил явление замедления нейтронов и дал его теорию, за что в 1938г. ему была присуждена Нобелевская премия, высказал идею о получении в результате обучения ядер урана нейтронами новых (заурановых) элементов. Выехав за получением Нобелевской премии в Стокгольм вместе с семьей, он не вернулся в Италию, где фашистская диктатура Муссолини, по существу, ликвидировала условия для нормальной научной работы. В США (г. Чикаго) он построил первый ядерный реактор и 2 декабря 1942г. впервые осуществил его запуск. Он является членом многих академий наук и научных обществ. В его честь назван 100-й химический элемент, в США учреждена премия его имени.

Ответ. Э.Ферми.

4 вопрос. Этот известнейший датский физик является одним из создателей современной физики, мировой научной школы. Он создает теорию атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им постулаты. Им написаны важные работы по теории металлов, теории атомного ядра и ядерных реакций. В 1922г. он получил Нобелевскую премию. В 1938г. он выступает на Всемирном конгрессе антропологии и этнографии с докладом «Философия естествознания и культуры народов», резко направленным против расовой теории нацистов. Немецкая делегация во время доклада покидает зал, а ученый вносится в списки смертельных врагов Третьего рейха. Он активнейший участник борьбы против атомной угрозы. Почетный член более двадцати академий наук мира. В его честь датское правительство и Датская академия наук учредили золотую медаль с изображением профиля ученого на аверсе (лицевой стороне).

Ответ. Н.Бор.

5 вопрос. Он является одним из авторов первых работ по осуществлению термоядерной реакции и проблеме управляемого термоядерного синтеза. Предложил (совместно с И.Е.Таммом) идею магнитного удержания высокотемпературной плазмы. Автор работ по физике элементарных частиц, гравитации, космологии, астрофизике. Он , трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1980г. был лишен всех государственных наград и безвыездно провел несколько лет в г.Горьком. в 90-х гг. его правдивые выступления на съезде народных депутатов «затопывались» и «захлопывались» наиболее ретивыми «народными избранниками». А сегодня его, неутомимого борца за мир и справедливость, называют «совестью эпохи».

Ответ. А.Д.Сахаров.  

Восьмой этап. Российские ученые

Вопрос 1. Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Ответ: Сергей Павлович Королёв

Вопрос 2. При его участии был создан первый в Европе циклотрон, под его руководством был сооружен первый в Европе атомный реактор , созданы первая советская атомная бомба, первая в мире термоядерная бомба, первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959).

Ответ: Игорь Васильевич Курчатов

Вопрос 3. В отзыве об этом ученом говорится: «Подлинная, огромная страсть к научному исследованию – основной его признак до сегодняшнего дня. Мало того, эта страсть у него расширяется и углубляется с годами. Вся его жизнь подчинена единой цели – активному ненасытному научному творчеству. Дни он проводил в лаборатории, нередко работая собственными руками, а вечером сидит за расчетами и анализом проводимых опытов». Лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, член многих зарубежных академий наук и научных обществ.

Ответ: Петр Леонидович Капица

Вопрос 4. Один из авторов самого страшного оружия – водородной бомбы, стал обладателем Нобелевской премии мира. Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего».

Ответ: Андрей Дмитриевич Сахаров

Вопрос 5. Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался астрономией, физикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он стал школьным учителем. Кто этот знаменитый ученый?

Ответ: Циолковский

Вопрос 6. Он написал «Занимательную физику», «Занимательную алгебру» в которых, не щадя сил, пытался доказать: физика и математика вовсе не тоскливое занудство, а мир — интересный и увлекательный. Назовите автора этих книг.
Ответ: Я.И.Перельман, русский и советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...