Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива.
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Коновалова Вера Александровна

Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;на основании решения педагогического совета от  30.08.2019 года, протокол №1 о введении учебного предмета  в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО

«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

__________ Бровченко Н.А.

Приказ № __ от «___»___20_ г.

Рабочая программа учебного предмета 

УПОУ.01       ФИЗИКА в профессии  

по  профессии СПО

23.01.09     Машинист локомотива.

 код                              профессия

Лиски

     Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;на основании решения педагогического совета от  30.08.2019 года, протокол №1 о введении учебного предмета  в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.

Разработчик программы: Коновалова В.А., преподаватель

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные учебные предметы» протокол №1, от 27  августа 2019 г.

Председатель ЦК  Быкова А.А.

Рабочая программа   одобрена на заседании УМС

протокол  №1, от 27 августа 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии   предназначена для изучения физики    в техникуме, как учебного предмета  образовательного учреждения при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО

по  профессии    23.01.09  Машинист локомотива.

Введение учебного предмета образовательного учреждения ФИЗИКА в профессии   обусловлено необходимостью новых подходов к подготовке квалифицированных рабочих, служащих для  различных отраслей промышленности.

Содержание рабочей программы показывает, что знания физики служат теоретической базой для овладения методикой и технологией данной профессии.

Рабочая программа содержит знания (законы, понятия, факты, практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, производить расчеты, пользоваться измерительными приборами и инструментами и т.п.), которые необходимы  и значимы для процесса овладения профессией; способствует совершенствованию профессиональной подготовки.

Учебный предмет  УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии  изучается в объеме 46 часов,  внеаудиторной самостоятельной работы 10 часов, консультаций 12 часов.

По содержанию рабочая программа  включает в себя четыре раздела:  

1. пояснительная записка;

2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;

3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с

        требованиями к уровню подготовки студентов;

4. используемая литература.

Рабочая программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:

- приобретение знаний, умений, важных для профессии и практического опыта;

- обеспечение эффективной самостоятельной работой студентов;

 - создание условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья студентов;

- способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса.

Рабочая программа учебного предмета обладает рядом особенностей:

- устанавливает межпредметные связи;

- краткость изучения материала;

- практическая значимость для студента.

Практические занятия предложены в каждом разделе рабочей программы.

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии  формирует у студентов знания о применении законов физики в профессии.

   Требования к результатам обучения:

в результате изучения учебного предмета студент должен

        знать:

- физические теории и законы, лежащие в основе работы технических установок и технологических процессов, которые применяются в профессии;

- правила электробезопасности.

уметь:

-объяснять процессы, происходящие на железной дороге с точки зрения законов физики;

  - решать задачи с профессионально направленным содержанием;

- применять полученные знания  на практике.

Использовать приобретенные знания и умения для работы в профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе прак.зан.

Самост. работа

Введение

1

Раздел 1. Механика.

13

Тема 1.1. Кинематика.

3

2

Тема 1.2. Динамика.

4

3

1

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

3

2

1

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

3

2

1

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

7

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

4

2

1

Тема 2.2. Элементы термодинамики. 

3

2

1

Раздел 3. Основы электродинамики.

12

Тема  3.1. Постоянный электрический ток.

6

2

1

Тема 3.2. Магнитное поле.

6

2

1

Раздел 4. Электромагнитные колебания и волны.

9

Тема 4.1. Переменный электрический ток.

5

1

1

Тема 4.2. Электромагнитные волны.

4

1

1

Раздел 5. Оптика.

3

Тема 5.1. Свет и цвет на железнодорожном транспорте.

3

1

1

Резерв учебного времени

1

Итого

в том числе:

практические занятия

46

20

10

Самостоятельная работа

  • для овладения знаниями;
  • для закрепления и систематизации знаний;

-       для формирования умений.

10

Консультации

12

Максимальная учебная нагрузка

68

Промежуточная аттестация проводиться в форме экзамена во 2 семестре.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

     Физика и техника. Роль физики в профессии.

Знать:

-      связь физики и техники;

-      связь знаний по физике и профессии;

 Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

        Маршрутная, конструкционная, эксплуатационная скорость. Длина тормозного пути. Вагоны на сортировочной горке. Кинематика колёсной пары. Движение поезда на закруглениях железнодорожного пути. Предельно допустимые ускорения.

Практические занятия

Решение задач  на определение маршрутной  скорости транспортного средства, тормозного пути локомотива.

Знать: 

- виды механического движения; понятия пути, перемещения, скорости маршрутной, эксплуатационной, конструкционной;

-ускорения; принцип движения поездов по закруглению;  

-поведение вагонов на сортировочной горке.

Уметь:

- вычислять маршрутную  скорость;

- вычислять тормозной путь.

Тема 1.2.Динамика.

   Силы сцепления колес локомотива с рельсами. Роль силы трения при движении локомотива. Сила сопротивления движению. Тормоза. Наружные и внутренние рельсы. Устойчивость поезда.

Практические занятия

Решение задач на вычисление силы сцепления колес локомотива.

Решение задач на вычисление силы тяги локомотива.

Решение задач на определение момента сил двигателя локомотива.

Знать:

- физические основы работы тормозной системы локомотива.

Уметь:

  •  уметь вычислять момент сил двигателя локомотива;
  • вычислять силу тяги, силы сцепления колес локомотива с рельсами.

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

 Реактивный двигатель локомотива. Работа, мощность, энергия на железнодорожном транспорте. Гравитационно-вакуумный транспорт.

Практические занятия

Решение задач на определение мощности двигателя.

Знать:

  •  понятие принципа работы реактивного двигателя; работы; мощности; механической энергии; проявление закона сохранения энергии, закона сохранения импульса на железной дороге.

Уметь:

 -        применять законы сохранения импульса и энергии при оценке соударений вагонов в критических ситуациях;

-рассчитывать мощность двигателя.

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

Вибрации на железнодорожном транспорте. Поведение рессорных и буферных пружин.  Проявление и учёт явления резонанса на железнодорожном транспорте. Шум. Ультразвук в технике неразрушающего контроля.

Практические занятия

Решение задач по  определению глубины залегания дефектов в веществе.

Решение задач по определению жесткости  пружин (рессорных, буферных).

Знать: 

-        понятие колебаний, вибраций;  какие колебания опасны для людей; условия возникновения резонанса.

Уметь: 

-        определять глубину залегания дефектов в веществе;

- рассчитывать жесткость  пружин.

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

 Зазоры на стыках рельсов.  Пневматика в системе торможения поезда. Пневматика на стрелочных переводах. Закон Дальтона. Реальные газы. Перевозка сжиженных газов.  Поезда под парусами. Явление переноса.  Капиллярная дефектоскопия, её применение на железнодорожном транспорте. Роль капиллярных явлений в «жизни» железнодорожного транспорта.

Практические занятия

Решение задач по определению объёмного и линейного расширений рельсов.

 Решение задач по использованию уравнений идеального газа на железнодорожном транспорте.

Знать: 

-основы мкт; физические основы работы пневматики в поезде;

- физические основы капиллярной дефектоскопии.

Уметь:

- объяснять процессы линейного, объёмного расширений;

-объяснять процессы системы торможения с точки зрения молекулярной теории газов.

Тема 2.2. Элементы термодинамики.

    Вагоны-рефрижераторы. Отопление пассажирских вагонов.

Практические занятия

Решение задач по определению кпд тепловых двигателей, холодильных установок.

Знать: 

- устройство и принцип работы тепловой машины, холодильников.

Уметь:

 -рассчитывать кпд для теплового двигателя; холодильной установки.

Раздел 3. Основы электродинамики.

Тема  3.1. Постоянный электрический ток.

  Проблема передачи электрической энергии к локомотиву. Электрическая сеть железной дороги. Контактная сеть электрифицированной железной дороги. Падение напряжения на элементах тяговой сети железной дороги. Проблемы тяговой сети постоянного тока.  Кислотные и щелочные аккумуляторы в вагонном хозяйстве. Системы электрообогрева вагонов. Потери энергии в тяговой сети. Блуждающие токи.

Практические занятия

Решение задач по определения сопротивление обмоток,  характеристик  проводников.

Решение задач по вычислению кпд источников тока.

Знать: 

- проблемы передачи электрической энергии к локомотиву;

- проблемы тяговой сети железной дороги;

- соединения в контактной сети железной дороги.

Уметь:

-применять законы постоянного тока для определения сопротивление обмоток,  характеристик проводников;

- вычислять кпд источников тока.

Тема 3.2. Магнитное поле.

    Работа тягового двигателя локомотива. Магнитная подвеска высокоскоростных поездов. Физические основы работы электромагнитного реле. Электромагнитное реле в системе автоблокировки на железной дороге. Движение поезда и возникновение явления ЭДС индукции. Генераторы электрического тока. Явление самоиндукции. Индуктивность.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик электродвигателей.

Решение задач по расчёту магнитных цепей.

Знать: 

- природу парамагнетиков, диамагнетиков, ферромагнетиков;

 - принцип работы электромагнитного реле, генератора электрического тока, электродвигателей.

Уметь:

- рассчитывать характеристики электродвигателей;

- уметь читать электрические цепи.

Раздел 4. Электромагнитные колебания и волны.

Тема 4.1. Переменный электрический ток.

Генераторы переменного тока на железнодорожном транспорте. Трёхфазный электрический ток. Физические основы работы синхронных и асинхронных электродвигателей. Физические основы работы линейного электродвигателя. Системы однофазного переменного тока на железнодорожном транспорте. Рекуперация.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик и кпд трансформаторов.

Знать:

-   понятие трёхфазного тока;

-   как получают ток с помощью индуктивного генератора; закон Ома для цепи переменного тока;

 - устройство и принцип действия трансформатора.

Уметь:

-объяснять возникновение резонанса в электрической цепи; природу переменного тока и условия его возникновения;

- рассчитывать характеристики и кпд трансформаторов.

Тема 4.2. Электромагнитные волны.

 Радиосвязь на железной дороге. Формула Томсона. Радиопомехи от контактной сети.

Практические занятия

Решение задач по расчёту параметров колебательного контура.

Знать:

- как происходит процесс радиосвязи на железной дороге;

- происхождение помех от контактной сети.

Уметь:

- объяснять процессы, происходящие при радиосвязи, рассчитывать параметры колебательного контура.

Раздел 5. Оптика.

Тема 5.1. Свет и цвет на железнодорожном транспорте.

     Работа прожекторов. Оптические кабели на железнодорожном транспорте. Световая сигнализация. Цвет на транспорте. Поляризаторы. Лазерный интерферометр в железнодорожном тоннеле.  Люминесцентная дефектоскопия. Фотоглаз.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик фотоэлементов.

Знать:

- устройство и принцип работы фотоглаза;

-устройство и принцип работы лазерного интерферометра.

Уметь:

-объяснять механизм теплового излучения;  работу фотоэлемента; особенности химического и биологического действия света.

Резерв свободного времени- 1ч.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.  Касьянов В.А.. Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник. -5-е изд., стереотип. – М.: 2017. – 287с

2.  Касьянов В.А. Физика. 11 кл Базовый уровень: учебник. -2-е изд., стереотип. – М.: 2015. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Афонин Г.С. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для СПО-1-е изд. М: «Академия».2012. -324с.
  2. Васько Н.М., Девятков А.С., Кучеров А.Ф. и др. Электровоз ВЛ-80с. Руководство по эксплуатации- М.: Транспорт, 1990.-454с.
  3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для УСПО-13-е изд.- М.: «Академия».2017.-224 с.
  4. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для УСПО-7-е изд. – М.: «Академия».2013.-352 с. (ЭФ)
  5. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-14-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 464 с.
  6. Кокин С.М., Селезнёв В.А Физика на железнодорожном транспорте: учебное пособие. - М.:1995, -159с.
  7. Находкин В.М., Черепашенец Р.Г. Технология ремонта тягового подвижного состава: Учеб. для техникумов железнодорожного транспорта, М.: Транспорт. 1998. 461 с.
  8. Пинский А.А., Граковский Г.Ю.  Физика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/Под общ. ред. Ю.И. Дика, Н.С. Пурышевой. - 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНТРА-М, 2004. -560 с.: ил.
  9. Чарноцкая Л.П.  Железная дорога от А до Я.- М.: Транспорт,1990. - 208 с: ил.

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

1.  Аникин И.В. и др. Обеспечение безопасности движения поезда. (КП СД ROM)

2.  Пневматическая схема электровоза ВЛ-80с №8062  (КП СД)

3.  Путилин П.П. и др. Устройство автосцепки СА-3. ( КП СД  ROM)

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ  
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела учебного предмета (тема)

Вид занятий

Кол-во

часов

Активные и интерактивные формы обучения

1

 Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

Экскурсия на сортировочную станцию.

урок

1

Виртуальная

экскурсия



Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО

«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

__________ Бровченко Н.А.

Приказ № __ от «___»___20_ г.

Рабочая программа учебного предмета 

УПОУ.01       ФИЗИКА в профессии  

по  профессии СПО

23.01.09     Машинист локомотива.

 код                              профессия

Лиски

     Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;на основании решения педагогического совета от  30.08.2019 года, протокол №1 о введении учебного предмета  в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.

Разработчик программы: Коновалова В.А., преподаватель

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные учебные предметы» протокол №1, от 27  августа 2019 г.

Председатель ЦК  Быкова А.А.

Рабочая программа   одобрена на заседании УМС

протокол  №1, от 27 августа 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии   предназначена для изучения физики    в техникуме, как учебного предмета  образовательного учреждения при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО

по  профессии    23.01.09  Машинист локомотива.

Введение учебного предмета образовательного учреждения ФИЗИКА в профессии   обусловлено необходимостью новых подходов к подготовке квалифицированных рабочих, служащих для  различных отраслей промышленности.

Содержание рабочей программы показывает, что знания физики служат теоретической базой для овладения методикой и технологией данной профессии.

Рабочая программа содержит знания (законы, понятия, факты, практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, производить расчеты, пользоваться измерительными приборами и инструментами и т.п.), которые необходимы  и значимы для процесса овладения профессией; способствует совершенствованию профессиональной подготовки.

Учебный предмет  УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии  изучается в объеме 46 часов,  внеаудиторной самостоятельной работы 10 часов, консультаций 12 часов.

По содержанию рабочая программа  включает в себя четыре раздела:  

1. пояснительная записка;

2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;

3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с

        требованиями к уровню подготовки студентов;

4. используемая литература.

Рабочая программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:

- приобретение знаний, умений, важных для профессии и практического опыта;

- обеспечение эффективной самостоятельной работой студентов;

 - создание условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья студентов;

- способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса.

Рабочая программа учебного предмета обладает рядом особенностей:

- устанавливает межпредметные связи;

- краткость изучения материала;

- практическая значимость для студента.

Практические занятия предложены в каждом разделе рабочей программы.

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии  формирует у студентов знания о применении законов физики в профессии.

   Требования к результатам обучения:

в результате изучения учебного предмета студент должен

        знать:

- физические теории и законы, лежащие в основе работы технических установок и технологических процессов, которые применяются в профессии;

- правила электробезопасности.

уметь:

-объяснять процессы, происходящие на железной дороге с точки зрения законов физики;

  - решать задачи с профессионально направленным содержанием;

- применять полученные знания  на практике.

Использовать приобретенные знания и умения для работы в профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе прак.зан.

Самост. работа

Введение

1

Раздел 1. Механика.

13

Тема 1.1. Кинематика.

3

2

Тема 1.2. Динамика.

4

3

1

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

3

2

1

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

3

2

1

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

7

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

4

2

1

Тема 2.2. Элементы термодинамики. 

3

2

1

Раздел 3. Основы электродинамики.

12

Тема  3.1. Постоянный электрический ток.

6

2

1

Тема 3.2. Магнитное поле.

6

2

1

Раздел 4. Электромагнитные колебания и волны.

9

Тема 4.1. Переменный электрический ток.

5

1

1

Тема 4.2. Электромагнитные волны.

4

1

1

Раздел 5. Оптика.

3

Тема 5.1. Свет и цвет на железнодорожном транспорте.

3

1

1

Резерв учебного времени

1

Итого

в том числе:

практические занятия

46

20

10

Самостоятельная работа

  • для овладения знаниями;
  • для закрепления и систематизации знаний;

-       для формирования умений.

10

Консультации

12

Максимальная учебная нагрузка

68

Промежуточная аттестация проводиться в форме экзамена во 2 семестре.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

     Физика и техника. Роль физики в профессии.

Знать:

-      связь физики и техники;

-      связь знаний по физике и профессии;

 Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

        Маршрутная, конструкционная, эксплуатационная скорость. Длина тормозного пути. Вагоны на сортировочной горке. Кинематика колёсной пары. Движение поезда на закруглениях железнодорожного пути. Предельно допустимые ускорения.

Практические занятия

Решение задач  на определение маршрутной  скорости транспортного средства, тормозного пути локомотива.

Знать: 

- виды механического движения; понятия пути, перемещения, скорости маршрутной, эксплуатационной, конструкционной;

-ускорения; принцип движения поездов по закруглению;  

-поведение вагонов на сортировочной горке.

Уметь:

- вычислять маршрутную  скорость;

- вычислять тормозной путь.

Тема 1.2.Динамика.

   Силы сцепления колес локомотива с рельсами. Роль силы трения при движении локомотива. Сила сопротивления движению. Тормоза. Наружные и внутренние рельсы. Устойчивость поезда.

Практические занятия

Решение задач на вычисление силы сцепления колес локомотива.

Решение задач на вычисление силы тяги локомотива.

Решение задач на определение момента сил двигателя локомотива.

Знать:

- физические основы работы тормозной системы локомотива.

Уметь:

  •  уметь вычислять момент сил двигателя локомотива;
  • вычислять силу тяги, силы сцепления колес локомотива с рельсами.

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

 Реактивный двигатель локомотива. Работа, мощность, энергия на железнодорожном транспорте. Гравитационно-вакуумный транспорт.

Практические занятия

Решение задач на определение мощности двигателя.

Знать:

  •  понятие принципа работы реактивного двигателя; работы; мощности; механической энергии; проявление закона сохранения энергии, закона сохранения импульса на железной дороге.

Уметь:

 -        применять законы сохранения импульса и энергии при оценке соударений вагонов в критических ситуациях;

-рассчитывать мощность двигателя.

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

Вибрации на железнодорожном транспорте. Поведение рессорных и буферных пружин.  Проявление и учёт явления резонанса на железнодорожном транспорте. Шум. Ультразвук в технике неразрушающего контроля.

Практические занятия

Решение задач по  определению глубины залегания дефектов в веществе.

Решение задач по определению жесткости  пружин (рессорных, буферных).

Знать: 

-        понятие колебаний, вибраций;  какие колебания опасны для людей; условия возникновения резонанса.

Уметь: 

-        определять глубину залегания дефектов в веществе;

- рассчитывать жесткость  пружин.

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

 Зазоры на стыках рельсов.  Пневматика в системе торможения поезда. Пневматика на стрелочных переводах. Закон Дальтона. Реальные газы. Перевозка сжиженных газов.  Поезда под парусами. Явление переноса.  Капиллярная дефектоскопия, её применение на железнодорожном транспорте. Роль капиллярных явлений в «жизни» железнодорожного транспорта.

Практические занятия

Решение задач по определению объёмного и линейного расширений рельсов.

 Решение задач по использованию уравнений идеального газа на железнодорожном транспорте.

Знать: 

-основы мкт; физические основы работы пневматики в поезде;

- физические основы капиллярной дефектоскопии.

Уметь:

- объяснять процессы линейного, объёмного расширений;

-объяснять процессы системы торможения с точки зрения молекулярной теории газов.

Тема 2.2. Элементы термодинамики.

    Вагоны-рефрижераторы. Отопление пассажирских вагонов.

Практические занятия

Решение задач по определению кпд тепловых двигателей, холодильных установок.

Знать: 

- устройство и принцип работы тепловой машины, холодильников.

Уметь:

 -рассчитывать кпд для теплового двигателя; холодильной установки.

Раздел 3. Основы электродинамики.

Тема  3.1. Постоянный электрический ток.

  Проблема передачи электрической энергии к локомотиву. Электрическая сеть железной дороги. Контактная сеть электрифицированной железной дороги. Падение напряжения на элементах тяговой сети железной дороги. Проблемы тяговой сети постоянного тока.  Кислотные и щелочные аккумуляторы в вагонном хозяйстве. Системы электрообогрева вагонов. Потери энергии в тяговой сети. Блуждающие токи.

Практические занятия

Решение задач по определения сопротивление обмоток,  характеристик  проводников.

Решение задач по вычислению кпд источников тока.

Знать: 

- проблемы передачи электрической энергии к локомотиву;

- проблемы тяговой сети железной дороги;

- соединения в контактной сети железной дороги.

Уметь:

-применять законы постоянного тока для определения сопротивление обмоток,  характеристик проводников;

- вычислять кпд источников тока.

Тема 3.2. Магнитное поле.

    Работа тягового двигателя локомотива. Магнитная подвеска высокоскоростных поездов. Физические основы работы электромагнитного реле. Электромагнитное реле в системе автоблокировки на железной дороге. Движение поезда и возникновение явления ЭДС индукции. Генераторы электрического тока. Явление самоиндукции. Индуктивность.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик электродвигателей.

Решение задач по расчёту магнитных цепей.

Знать: 

- природу парамагнетиков, диамагнетиков, ферромагнетиков;

 - принцип работы электромагнитного реле, генератора электрического тока, электродвигателей.

Уметь:

- рассчитывать характеристики электродвигателей;

- уметь читать электрические цепи.

Раздел 4. Электромагнитные колебания и волны.

Тема 4.1. Переменный электрический ток.

Генераторы переменного тока на железнодорожном транспорте. Трёхфазный электрический ток. Физические основы работы синхронных и асинхронных электродвигателей. Физические основы работы линейного электродвигателя. Системы однофазного переменного тока на железнодорожном транспорте. Рекуперация.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик и кпд трансформаторов.

Знать:

-   понятие трёхфазного тока;

-   как получают ток с помощью индуктивного генератора; закон Ома для цепи переменного тока;

 - устройство и принцип действия трансформатора.

Уметь:

-объяснять возникновение резонанса в электрической цепи; природу переменного тока и условия его возникновения;

- рассчитывать характеристики и кпд трансформаторов.

Тема 4.2. Электромагнитные волны.

 Радиосвязь на железной дороге. Формула Томсона. Радиопомехи от контактной сети.

Практические занятия

Решение задач по расчёту параметров колебательного контура.

Знать:

- как происходит процесс радиосвязи на железной дороге;

- происхождение помех от контактной сети.

Уметь:

- объяснять процессы, происходящие при радиосвязи, рассчитывать параметры колебательного контура.

Раздел 5. Оптика.

Тема 5.1. Свет и цвет на железнодорожном транспорте.

     Работа прожекторов. Оптические кабели на железнодорожном транспорте. Световая сигнализация. Цвет на транспорте. Поляризаторы. Лазерный интерферометр в железнодорожном тоннеле.  Люминесцентная дефектоскопия. Фотоглаз.

Практические занятия

Решение задач по расчёту характеристик фотоэлементов.

Знать:

- устройство и принцип работы фотоглаза;

-устройство и принцип работы лазерного интерферометра.

Уметь:

-объяснять механизм теплового излучения;  работу фотоэлемента; особенности химического и биологического действия света.

Резерв свободного времени- 1ч.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.  Касьянов В.А.. Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник. -5-е изд., стереотип. – М.: 2017. – 287с

2.  Касьянов В.А. Физика. 11 кл Базовый уровень: учебник. -2-е изд., стереотип. – М.: 2015. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Афонин Г.С. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для СПО-1-е изд. М: «Академия».2012. -324с.
  2. Васько Н.М., Девятков А.С., Кучеров А.Ф. и др. Электровоз ВЛ-80с. Руководство по эксплуатации- М.: Транспорт, 1990.-454с.
  3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для УСПО-13-е изд.- М.: «Академия».2017.-224 с.
  4. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для УСПО-7-е изд. – М.: «Академия».2013.-352 с. (ЭФ)
  5. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-14-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 464 с.
  6. Кокин С.М., Селезнёв В.А Физика на железнодорожном транспорте: учебное пособие. - М.:1995, -159с.
  7. Находкин В.М., Черепашенец Р.Г. Технология ремонта тягового подвижного состава: Учеб. для техникумов железнодорожного транспорта, М.: Транспорт. 1998. 461 с.
  8. Пинский А.А., Граковский Г.Ю.  Физика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/Под общ. ред. Ю.И. Дика, Н.С. Пурышевой. - 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНТРА-М, 2004. -560 с.: ил.
  9. Чарноцкая Л.П.  Железная дорога от А до Я.- М.: Транспорт,1990. - 208 с: ил.

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

1.  Аникин И.В. и др. Обеспечение безопасности движения поезда. (КП СД ROM)

2.  Пневматическая схема электровоза ВЛ-80с №8062  (КП СД)

3.  Путилин П.П. и др. Устройство автосцепки СА-3. ( КП СД  ROM)

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ  
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела учебного предмета (тема)

Вид занятий

Кол-во

часов

Активные и интерактивные формы обучения

1

 Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

Экскурсия на сортировочную станцию.

урок

1

Виртуальная

экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 – 9 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  7 – 9  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10 - 11 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10 - 11  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 10 (физико-математического) класса

Рабочая программа составлена для физико-математического класса, занимающегося по учебнику Г.Я.Мякишева...

Рабочая программа учебного предмета (курса) « физика » 7 класс

Школьный курс физики — системообразующий для естественно- научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.Рабочая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Английский язык) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 2...