Технологическая карта урока по физике по теме "Дефект масс.Энергия связи"
методическая разработка по физике (9 класс)

Куликова Надежда Анатольевна

Технологическая карта урока  по теме "Дефект масс.Энергия связи" для подготовке к уроку в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике. 9 класс по теме «Дефект масс. Энергия связи»

ФИО разработчика 

Куликова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ «Петровская СОШ» го Серебряные Пруды, Московская область

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

 Седьмой урок при изучении главы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии

 атомных ядер».

Тема урока 

 «Дефект масс. Энергия связи»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные : умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.

 

Метапредметные:(познавательные):  понимать и  объяснять диаграмму энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях.

(коммуникативные): формировать и развивать умения ставить цели, анализировать, объяснять понятия «дефект масс», «энергия связи»

(регулятивные): иметь представление об энергии связи на основе знаний о  внутриядерных взаимодействиях.

Предметные: понимать сущность определения понятий «дефект масс», «энергия связи», решать задачи на определение дефекта масс и энергии связи

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица Менделеева

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Объяснение фразы: «Чем глубже мы погружаемся в изучение микромира, тем больше тайн и загадок нас ожидает»,

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальный опрос, ,заполнение таблицы с проверкой

                № варианта

Вопросы

     I

    II

I

II

  Kr

Se

Массовое число

Число электронов

Заряд ядра

Число протонов

Число нейтронов

Число нуклонов

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься :

1.Ты сформулировать определения таких понятий, как: «энергия связи», «дефект масс»;

2) Ты научишься установливать связь между энергией и массой;

3) Ты научишься  решать задачи

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

  1. «Технологический суверенитет, без всякого преувеличения, - вопрос настоящего и будущего России» - сказал на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 года В.В. Путин. Он привел положительные примеры отечественных технологий, которые являются технологиями, задающими вектор развития в мире на 21 век. К таким технологиям относятся атомные технологии. В план исследований включены мероприятия по созданию новых источников энергии, в том числе на основе управляемого ядерного синтеза.

Предлагаю вам подсчитать, какое количество энергии выделится при уменьшении массы какого-нибудь тела на один грамм?  Воспользуемся формулой А. Эйнштейна, полученной им в 1905 году.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/fizika9fgos/49-ehnergiya-svyazi-defekt-mass.files/image002.jpg

Эта энергия равна энергии, получаемой при сжигании 3000 т угля. Ни масса, ни энергия не исчезают, а при соответствующих условиях переходят из одного вида в другой, т.е. любому изменению массы m системы соответствует эквивалентное изменение ее энергии Е.

— А какое отношение имеет рассмотренный нами пример к теме урока? (Сегодня мы познакомимся с понятием энергии атомных ядер.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель излагает новый материал, обращаясь к ученикам с вопросами: «Как вы считаете в каком случае энергия выделяется, а когда поглощается при образовании ядра или расщеплении ядра? Почему? Как это можно доказать?» Помогает учащимся в решении  возникшей  проблемы. Приводит пример решения задачи по новой теме.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности работая с раздаточным материалом и проводят самооценку

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Задача. Самостоятельное решение

C:\Users\svyaznoy\Desktop\1679774256012.jpg

Физический диктант

1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется …

2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав.

3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется…

4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы познакомились с важными понятиями – энергия связи ядра атома и дефект масс. На последующих уроках вы пополните свои знания в области ядерной физики.  

А сейчас попрошу каждого продолжить фразу:

Я узнал...

Я научился...

Для меня стало новым...

        У меня получилось..

Выставление отметок.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

п.62, решить задачу: определить дефект масс и энергию связи ядра атома углерода

С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

Технологическая карта урока по физике "Законы постоянного электрического тока".

Составлена технологическая карта урока по физике "Законы постоянного электрического тока" для учащихся 8 класса, с учётом универсальных учебных  действий (УУД). Использованы активные методы обуче...

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по физике , 8 класс.

Технологическая карта урока по физике , 8 класс....

Технологическая карта урока по физике для 7 класса. Тема урока:Способы уменьшения и увеличения давления.

Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы увеличения и уменьшения давления"....

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...