Получение изображений при помощи собирающей линзы
план-конспект урока по физике (5 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poluchenie_izobrazheniy_pri_pomoshchi_sobirayushchey_linzy.docx288.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 5 классе

(по программе Степановой Г.Н. «Физика-5»)

Учитель: Рябухина Елена Валериевна

Тема урока: «Получение изображений при помощи собирающей линзы»

Цель и задачи урока:

  • получить и исследовать изображения пламени свечи с помощью собирающей лин- зы.
  • на основе натурного эксперимента и компьютерного сопровождения исследовать действительные изображения, полученные с помощью собирающей линзы; иссле- довать зависимость вида изображения от расстояния предмета до линзы; расшире- ние знаний учащихся, полученных при изучении темы «Линзы».
  • способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности учащихся; развитие на материале урока коммуникативных компетенций учащихся и их функциональной грамотности; развитие способностей к творческому подходу при изучении явлений окружающего мира.
  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; развивать инте- рес к предмету; воспитывать заботу о собственном здоровье.

Тип урока: лабораторная работа; урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений.

Технология: развивающая, исследовательская, ИКТ

План-конспект урока

  1. Актуализация знаний и мотивация – 10 минут.
  2. Изучение нового материала в процессе самостоятельной исследовательской дея- тельности учащихся – 20 минут.
  3. Анализ результатов работы, выводы – 7 минут.
  4. Подведение итогов урока, домашнее задание – 8 минут.

Слайды

1. Актуализация знаний и мотивация Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Мы продолжаем изучать преломление света в лин- зах. Что такое линза?
  2. По форме линзы бывают разные. Назовите виды линз (двояковыпуклая, плосковыпуклая, двояково- гнутая).

Линза – это, прежде всего оптический прибор. Значит надо знать, что происходит со световым лучом, который прошел через линзу, то есть надо знать определение ос- новных линий и точек линзы.

  1. Что такое главная оптическая ось?
  2. Что такое оптический центр линзы?
  3. Что такое главный фокус линзы?
  4. Что такое оптическая сила линзы?

7. Проверим решение домашних задач.

К доске выходит ученик и вписывает решение домашней задачи №1.

Задача 1. Найдите оптическую силу линзы с фокусным расстоянием 40 см.

К доске выходит ученик и вписывает решение домашней задачи №2.

Задача 2. Найдите фокусное расстояние линзы, оптическая сила которой 8 дптр.

Оптическая сила линзы важная характеристика. Многие знают, что когда врач-офтальмолог выписывает рецепт для очков, он в нем указывает оптическую силу линзы. Чтобы рассчитать оптическую силу линзы, надо знать ее фокусное расстояние.

8. Как экспериментально можно определить фокусное расстояние линзы?

(Для этого нужен далекий, хорошо освещенный предмет – деревья за окном. Расположим экран на правой стороне парты. Вплотную к нему расположим линзу. Отодвигая линзу получим на экране резкое, четкое изображение ок- на. Измерим линейкой расстояние от экрана до линзы – это и есть фокусное расстояние линзы.)

II. Изучение нового материала

С помощью линзы можно получать различные изображе-

ния. На сегодняшнем уроке мы попробуем получить на

экране различные изображения пламени свечи с помощью

собирающей линзы.

Соблюдай осторожность при работе с горящей свечой!

Возьмите лист ответов и впишите свою фамилию и имя.

Мы измерили фокусное расстояние нашей линзы. Запи-

шите его.

Лист ответов

Лист ответов

Фамилия, имя          

Фокусное

Расстояние от свечи

Характеристика

Рисунок

до экрана, d

изображения

d > 2F

1.

2.

3.

d = 2F

1.

2.

3.

2F > d > F

1.

2.

3.

d = F

Дальше мы будем получать с помощью линзы изображе-

ния пламени свечи, давать этим изображениям характери-

стику и записывать это в таблицу.

Вы видите, что расстояние между линзой и свечой срав-

нивается с удвоенным фокусным расстоянием или с фо-

кусным расстоянием. От этого расстояния зависит вид по-

лучаемого изображения. Это важное расстояние.

Посмотрите, на парте закреплена бумажная лента. На ней

мы будем отмечать этого расстояние.

Поставьте линзу на середину синего желобка парты.

На полоске бумаги отметьте местоположение линзы, обо-

значив его цифрой 0.

Теперь слева и справа от нуля отложите фокусное рассто- яние и поставьте метки F. От них отложи еще раз фокус- ное расстояние и поставь метки 2F.

Экран установите с левой стороны от линзы, вплотную к ней.

Свечу поставьте на правый край желобка и зажгите ее.

Медленно отдвигайте экран от линзы, наблюдая, как из- меняется светлое пятно на экране. Когда пятно оформится в резкое, четкое пламя свечи, остановитесь. Дайте харак- теристику этого изображения.

Оцените расстояние от линзы до экрана. Запомнили наш вывод.

Теперь поставим свечу на расстояние, равное 2F. Отодви- гая медленно экран, получим резкое, четкое изображение пламени. Дадим его характеристику.

Приблизим свечу к линзе, так чтобы она оказалась между 2F и F. Отодвигая медленно экран, получим изображение пламени. Дадим его характеристику.

Поместим свечу в фокус линзы. Нет изображения. Придвинем еще ближе свечу. Нет изображения.

Загасили металлической линейкой пламя свечи.

Заполняем в таблице графу «Характеристика изображе- ния». Прочитали.

Расстояние от свечи

до экрана, d

Характеристика

изображения

Рисунок

d > 2F

  1. Действительное
  2. Уменьшенное
  3. Перевернутое

d = 2F

  1. Действительное
  2. Равное предмету
  3. Перевернутое

2F > d > F

  1. Действительное
  2. Увеличенное
  3. Перевернутое

d = F

Изображения нет

Приложение

Фамилия, имя                Оценка          

Получение изображений при помощи собирающей линзы

Расстояние от свечи

до экрана, d

Характеристика

изображения

Рисунок

d > 2F

1.            

2.            

3.            

d = 2F

1.            

2.            

3.            

2F > d > F

1.            

2.            

3.            

d = F

Изображения нет

Фокусное расстояние линзы F =        см Таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.

Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...

Лабораторная работа "Получение изображения с помощью линз "

Лабораторная работа "Получение изображения с помощью линз "...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Урок физики "Получение изображения при помощи линзы".

Форма урока: лабораторная работа Педагогическая технология – модульное обучение ...

План урока №70 «Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью линзы и определение её фокусного расстояния».

В соответсвии с дистанционным обучением, учащимся предлагатся подробный план занятия с опорой на онлайн трансляцию платформы Zoom и видио материалов "Наука детям"...