Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Лебедев Михаил Петрович

Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.46 МБ
Файл План конспект43.84 КБ
Файл Лабораторная36.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение свойств Жидкости

Слайд 2

СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ Текучесть Не сохраняет форму Вязкость Сохраняет объем

Слайд 3

Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях. Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором. Ход работы: Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити. Сделайте и запишите вывод:

Слайд 4

Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра. Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка. Ход работы: Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки. Сделайте и запишите вывод:

Слайд 10

Вода смачивает чистое стекло, а ртуть не смачивает, она собирается в каплю. Объяснение: если силы притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела больше, чем между молекулами жидкости, то возникает смачивание если силы притяжения между молекулами жидкости больше, чем между молекулами жидкости и твёрдого тела, то возникает несмачивание

Слайд 16

Ответе на следующие вопросы (ответы перепишите в тетрадь): 1. Поверхностное натяжение –это ______________________________ 2. Перечислите методы изучения явлений поверхностного натяжения ______________ 3. В чем заключается роль поверхностного натяжения в жизни ___________________ 4. Что такое капиллярные явления? _________ 5. Где можно наблюдать капиллярные явления? ___________________________



Предварительный просмотр:

Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»

Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости.

Задачи урока:

  • повторить основные свойства жидкости: текучесть, не сохраняет форму, вязкость, сохраняет объем ;
  • приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
  • развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
  • продолжение работы в малых группах переменного состава.

Предметные результаты:

Ученик научиться:

  • Измерять физические величины.
  • Естественно­научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез,
  • объяснять наблюдаемого явления.
  • Описание физических явлений с помощью моделей.
  • Выявлять особенности агрегатных состояний воды.

Метапредметные результаты:

  • Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно­молекулярным строением.
  • Особенности агрегатных состояний воды.
  • Описание физических явлений с помощью моделей

Оснащение урока:

  • презентация PowerPoint
  • раздаточный материал на бумажной основе (приложение 1, приложение 2)
  • оборудование для проведения опыта(проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором, стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка

План урока

Элемент урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

2 мин

Приветствует группу

Знакомит с планом урока и организацией урока Слайд 1

Приветствуют преподавателя

Знакомятся с раздаточным материалом

Актуализация знаний

2 мин

Проверяем основные свойства жидкостей.

Приложение1

Обучающиеся  отвечают на вопросы каждого слайда

слайд 2,

Постановка проблемы

6 мин

Организует работу в малых группах

Слайды 3

Объясняет задание 2

 

Приложение2

Слушают объяснение задания 2

Приступают к выполнению практического задания

Слайд3

Пытаются сформулировать вывод по практическим работам

Объяснение свойства поверхностного натяжения

20 мин

Демонстрация опытов, объяснение поверхностного натяжения жидкости и капиллярного эффекта

Слайды 5-15

Участники группы записывают объяснения, вместе формулируют вывод по практическим работам

Применение полученных знаний к конкретным ситуациям

10мин

Зачитывает вопросы

Слайд 16

Приложение3

Учащиеся отвечают на вопросы качественных задач
(слайды 16)

Организационный момент

3мин

Собирает информационные листы с выполненными заданиями, подводит итоги урока, выставляет предварительные оценки всей группе (уточнение на следующем уроке)

Приложение1

  1. Текучесть
  2. Не сохраняет форму
  3. Вязкость
  4. Сохраняет объем

Приложение2

Лабораторная работа:

Тема

Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях.

Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором.

Ход работы:

Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити.

Сделайте и запишите вывод:

Лабораторная работа:

Тема

Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра.

Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка.

Ход работы:

Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки.

Сделайте и запишите вывод:

Приложение3

1. Поверхностное натяжение –это_

2. Перечислите методы изучения явлений поверхностного натяжения

3. В чем заключается роль поверхностного натяжения в жизни

4. Что такое капиллярные явления?

5. Где можно наблюдать капиллярные явления?

6. Какими величинами характеризуются капиллярные явления?



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа:

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях.

Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором.

Ход работы:

Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити.

Сделайте и запишите вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа:

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра.

Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка.

Ход работы:

Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки.

Сделайте и запишите вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение поверхностного натяжения жидкости"

Цель работы: научиться определять коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва рамки.Оборудование:весы с разновесом, стакан с водой, штатив лабораторный, пробирка с песком, масштабна...

Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".

В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....

Методическая разработка урока Поверхностное натяжение жидкости

Разработка содержит план и сценарий занятия, а также лист самооценки изученного материала...

Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"

Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...

Лабораторная работа №4 "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" 10 класс.

Презентация проведения лабораторной работы по физике по теме "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" в 10 классе....

Проект " Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике."

Проект был выполнен учениками 10 класса с целью выявить какую роль играет поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике, так как эта тема  практически не изучается. Состо...

Презентация " Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике"

Данная презентация является неотъемлемой частью проекта "Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике"....