Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения
методическая разработка по физике (9 класс)

Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова и фразы: Эксперимент, инновационные методы обучения, методы обучения, преподавание физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперимент – активный метод обучения физике в условиях дистанционного обучения

Мешин Василий Викторович

учитель физики

МКОУ СОШ №5

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Кирово-Чепецка Кировской области.

 

Аннотация: В данной статье рассматривается система физического эксперимента как средство предметной подготовки и развития учащихся в условиях дистанционного обучения

Ключевые слова и фразы: Эксперимент, инновационные методы обучения, методы обучения, преподавание физики

.

 

Физика – наука  экспериментальная.

Программа обучения по предмету «Физика» в школьном цикле ставит задачи, в рамках которых у учащихся должны быть «сформированы знания, умения и навыки согласно стандартам успеваемости и индивидуальных особенностей. Система  компетенций  предусматривает «исследование простых физических явлений путем наблюдения и экспериментов, проявляя настойчивость и точность». При стационарном обучении роль модератора в реализации лабораторных работ играет преподаватель-предметник. Для проведения экспериментальной деятельности  условиях дистанционного обучения необходимо полностью переориентироваться на домашний эксперимент, где главная роль достается ученику и роль учителя сводится к виртуальному наставничеству для обеспечения правильного хода эксперимента с целью получения нужного результата.

Использование эксперимента в учебном процессе позволяет наглядно ознакомиться с физическими явлениями, ознакомиться с их применениями в технике и в быту. Учебный эксперимент увеличивает наглядность теоретического материала, позволяет каждому ученику самостоятельно сформировать опытно-экспериментальные навыки и научиться делать выводы и выявлять закономерности, что является положительным мотивирующим моментом для последующей самостоятельной исследовательской деятельности.

Для проведения учебного демонстрационного и лабораторного эксперимента, в рамках стационарного учебного процесса, каждое учебное заведение обеспечено необходимым лабораторным и экспериментальным оборудованием. Широко используются видеофильмы из интернета для большей наглядности.

Очень важным аспектом в формировании интереса к изучению физики, являются самостоятельные исследования, когда учащиеся своими руками могут проделать часть «научной работы». Домашний эксперимент в условиях дистанционного обучения позволяет, проявить учащимся самостоятельность в опытно-исследовательской деятельности.

Можно отметить:  

Если фактические сведения приобретаются  только при чтении учебников, тогда  использовать лабораторию только для накопления фактических сведений – значит растрачивать время и дорогостоящее оборудование.

Для того, чтобы экспериментальная деятельность приносила ощутимую учебную познавательную пользу, необходим научный подход и последовательность в изучении физических явлений.

Домашний эксперимент подразумевает, что учащиеся должны самостоятельно пройти весь путь от осознания и определения цели эксперимента, формулирования задач, определения каким образом можно выполнить поставленные задачи, создать самим экспериментальную установку, провести опыт, зафиксировать и обработать полученные данные и сформулировать выводы.

В условиях дистанционного обучения роль учителя сводится к виртуальной помощи ориентированной на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Домашний эксперимент можно разделить по уровням сложности:

1 уровень сложности: 

ученик работает по готовому сценарию, где подробно описана цель и последовательность выполнения работы. Работа сводится к фиксированию физических величин и объяснению полученных результатов.

2 уровень сложности: 

ученик самостоятельно, в соответствии с поставленной целью, планирует проведение эксперимента, проводит опыты и делает выводы.

3 уровень сложности:

 ученик сам, исходя, из изученного теоретического материала формулирует цель исследования, предполагает возможные результаты, планирует проведение эксперимента, проводит опыты и делает выводы

Самостоятельность в принятии решений обеспечивает высокую мотивацию каждого ученика, дух победы и любопытства заложен генетически в каждом ребенке. И если присутствие в классе большого количества детей и ограниченность во времени не всегда позволяет раскрыться всем детям, то домашний эксперимент дает широкие временные возможности для самореализации.

При планировании домашнего эксперимента необходимо учесть тот факт, что

в условиях дистанционного обучения у ученика отсутствует необходимое лабораторное и экспериментальное оборудование. Методика подбора тем рекомендованных для домашнего эксперимента должна учитывать:

1.      Полный охват подобранными заданиями основных элементов тематики курса.

2.      Количество заданий должно быть оптимальным для полного усвоения курса.

3.      Учет возрастных особенностей и последовательное нарастание сложности.

4.      Трансдисциплинарность и межпредметная взаимосвязь.

5.      Мотивация каждого ученика, как исследователя.

Для стимулирования экспериментальной деятельности необходимо разработать обязательные, к исполнению, эксперименты в рамках программы курса обучения и индивидуальные, по желанию учащихся.

Для того, чтобы правильно организовать домашний эксперимент, как метод обучения  при дистанционном обучении необходимо соблюдать определенные педагогические условия:

1.      Воспитание у учащихся желания учиться, мотивирование на самостоятельное обучение.

2.      Перед тем, как дать тему домашнего эксперимента, ученик должен быть теоретически подготовлен к теме эксперимента.

3.      Домашний эксперимент должен быть индивидуальной степени сложности с учетом способностей ученика и не должен перегружать ученика своим объемом.

4.      Система домашних экспериментов должна иметь план, согласно программы обучения.

5.      Для успешного обучения, между учеником и учителем должны быть партнерские и дружественные отношения и взаимная заинтересованность.

Для успеха домашнего эксперимента необходимо использовать бытовой и повседневный опыт учащихся. Организация экспериментов позволяет использовать большое количество приспособлений, знакомых учащимся. Опыты не требуют заводского оборудования. Все подручные средства имеются дома или могут быть изготовлены самостоятельно. Родители и члены семьи могут принять участие в эксперименте, проводимом учеником.

В условиях домашнего эксперимента у учеников есть большой потенциал для экспериментально-исследовательской деятельности. Эксперимент – стимулирует познавательный интерес,  вырабатывает трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд.

Начинающаяся практика дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях школьного цикла показывает возможность самостоятельного обучения учащимися по всем дисциплинам.

Дистанционное обучение при соблюдении психолого-педагогических  и дидактических принципов, а также тесного сотрудничества межу учеником, учителем и семьей дает прочное овладение знаниями и умениями, улучшает систематичность, осознанность и применимость знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку

Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об...

Уроки английского языка по технологии активных методов обучения (АМО) в условиях внедрения ФГОС

Активные методы обучения Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебногомат...

Активные методы обучения математике в условиях ФГОС

Активность ученика на уроке  - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...

Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...

Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

Дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входят в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уро...