Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
рабочая программа по физике (9 класс)

Шапиров Рашид Закарьевич

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, составлена соответствии с требованиями ФГОС ООО на основании основной образовательной программы основного общего образования.

Программа составлена на основе авторской  программы «Физика 9 класс»: А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. ,А.И. Иванов, М.А. Петрова

 Сборник Программы  общеобразовательных  учреждений. Физика 7-9 классы, составитель: составитель: Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2016г

 Рабочая программа ориентирована на учебник ,«Физика 9 класс»: авторы А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. ,А.И. Иванов, М.А. Петрова, Издательство: М., «Просвещение», 2022 год,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prog_fizika_9kl_matveev_23-24.docx298.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Принято

на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «___ »  _________  20____г.

Утверждаю

Директор школы

__________ Н.А.Бражникова

от  «____» ________ 20___ г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Физика»

для обучающегося 9 класса

Матвеева Ильи

(обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

Шапиров Рашид Закарьевич,

учитель физики

Санкт-Петербург

2023

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист

Содержание рабочей  программы

2

Пояснительная записка

4

Планируемые  результаты

5-8

Учебно–тематический план

9-11

Календарно-тематическое планирование.

12- 22

Материалы для контроля уровня подготовки обучающегося

23-29

Лист корректировки

30

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, составлена соответствии с требованиями ФГОС ООО на основании основной образовательной программы основного общего образования.

Программа составлена на основе авторской  программы «Физика 9 класс»: А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. ,А.И. Иванов, М.А. Петрова

 Сборник Программы  общеобразовательных  учреждений. Физика 7-9 классы, составитель: составитель: Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2016г

 Рабочая программа ориентирована на учебник ,«Физика 9 класс»: авторы А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. ,А.И. Иванов, М.А. Петрова, Издательство: М., «Просвещение», 2022 год,

Используемый учебно-методический комплекс:

1.«Физика 9 класс»: авторы А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. ,А.И. Иванов, М.А. Петрова, Издательство: М., «Просвещение», 2022 год,

2.Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 96 с.:

3.Физика. Тесты. 9 класс. / Г.Л. Курочкина. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 64 с. Физический эксперимент в средней школе

Программа адаптирована  на обучающегося с задержкой психического развития. уменьшено количество часов на повторение пройденного материала в начале и в конце учебного года:

  • увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся;
  • некоторые темы даны как ознакомительные;
  • увеличено время на проведение лабораторных работ.
  • предусмотрены резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач;

Сравнительная таблица приведена ниже.

Название раздела

Авторская  программа

Данная

программа

Примечание

Законы взаимодействия и движения тел

23

12

Уменьшение часов на  11

Механические колебания и волны. Звук

12

6

Уменьшение часов на 6

Электромагнитное поле

16

8

Уменьшение на 8

Строение атома и атомного ядра

11

6

Уменьшение часов на  5

Строение и эволюция  вселенной

5

2

Уменьшение часов на 3

Обобщающее повторение

2

-

Итого

70

34

Уменьшение   на 36 ч

Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося 9 класса Матвеева Ильи, уроки по учебному предмету «Физика» проводятся 1 раз в неделю (по 1 часу), количество часов за год – 34 часа.

Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями Матвеева Ильи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9 класс

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательномипараллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Планируемые результаты по физике (9 класс)

у обучающихся будут сформированы:

  • ответственные отношения к учению;
  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
  • формирования способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений.
  • умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • ответственного отношения к учению;
  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • начальные этапы адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умения контролировать процесс и результат учебной  деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • первоначального представления о физической  науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  •  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими  обучающимися в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических зада

Учебно–тематический план  9 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

    Формы

организации урока*

1

Законы взаимодействия и движения тел

12

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

индивидуальная

2

Механические колебания и волны. Звук

6

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

  • индивидуальная

3

Электромагнитное поле

8

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

  • индивидуальная

4

Строение атома и атомного ядра

6

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

  • индивидуальная

5

Строение и эволюция Вселенной

2

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

  • индивидуальная

6

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока:

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты)

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Законы взаимодействия и движения тел

12

1

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Получение новых знаний

Комб.

Знать понятия: мех.движение, материальная точка, система отсчёта, траектория, путь. Уметь: привести примеры мех.движения.

Уметь определять координаты тела. Знать понятие: прямолинейное равномерное движение.

Уметь описать и объяснить

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей.

Определять модули и проекции векторов на координатную ось. Записывать формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела

2

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Комб.

Знать понятия: ускорения, обозначение, единицы измерения, прямолинейное равноускоренное движение. Уметь строить графики.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Объяснять физический смысл мгновенной скорости и ускорения. Записывать формулы и решать расчетные задачи с применением указанных формул.

3

Перемещение при прямолинейном равноускорен Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

Комб.

Знать понятие: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить Знать понятие: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Решать расчетные задачи с применением  формул. Наблюдать движение тележки с капельницей

4

Контрольная работа № 1. «Кинематика».

1

Урок - контроля

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

Кинематика

Применение знаний для решения задач.

5

Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

1

Получение новых знаний

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы

Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютон

Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета. Наблюдать применение инерции

6

. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

Получение новых знаний

Знать содержание второго закона и третьего закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

Записывать второй закон Ньютона в виде формулы Наблюдать, описывать и объяснять опыты иллюстрирующие применение третьего закона

7

Свободное п Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

1

Комб.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при Знать понятие: невесомость.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном падении. Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разряженном пространстве. Наблюдать опыты, свидетельствующие о состояние невесомости тел. Записывать закон в виде математического уравнения

8

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Получение новых знаний

Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

физическую величину, единицу измерения периода, частоты.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю

Приводить примеры прямолинейного и Вычислять модуль центростремительного ускорения.

9

Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Комб.

Уметь рассчитывать первую космическую скорость. Знать понятия: импульс тела и импульс силы.

Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Давать определение импульса тела знать его единицу.

10

Реактивное движение. Ракеты

1

Комб.

.

Реактивное движение. Ракеты.

Наблюдать и объяснять полет модели ракеты..

11

Вывод закона сохранения механической энергии. Подготовка к контрольной работе № 2

1

Комб.

Вывод закона сохранения механической энергии.

Решать расчетные и качественные задачи на закон сохранения энергии.

12

Контрольная работа № 2. «Динамика».

1

Урок - контроля

Уметь решать задачи на закон сохранения импульса.

Динамика.

Применять знания к решению задач.

Механические колебания и волны. Звук

6

13

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы.  Маятник.

1

Получение новых знаний

Знать условия существования свободных колебаний

Уметь приводить примеры.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

Определять колебательные движения по его признакам.

14

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

1

Комб.

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить.

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Называть величины характеризующееколлебательнные движения

15

Затухающие колебания. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

Комб.

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии Знать определение механических волн. Основные характеристики волн

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Объяснять причину затухания свободных колебаний Различать поперечные и продольные волны.

16

Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны.

1

Комб.

Знать характер распространения колебательных процессов в трёхмерном пространстве. Знать: понятие «звуковые волны», физические характеристики звука (высота, тембр, громкость).

Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Называть величины характеризующие упругие волны. Называть диапазон частот звуковых волн.

17

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс Интерференция звука. Подготовка к контрольной работе № 3.

1

Комб.

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах. Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить. Знать понятие: интерференция звука

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от среды и температуры. Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждение колебания одного камертона звуком. Наблюдать интерференцию звука

18

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

1

Урок – контроля

Уметь решать задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук».

Механические колебания и волны. Звук

Применить знания к решению задач.

Электромагнитное  поле

8

19

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Магнитное поле.

1

Получение новых знаний

Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Делать выводы о замкнутости магнитных линий

20

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

1

Комб.

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл), силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

Применять правило левой руки.

21

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

Комб.

Знать понятие: «магнитный поток»; написать формулу, объяснить.

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля модулем силы.

22

Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Комб.

Знать способы получения, преобразования и передачи переменного электрического тока. Уметь объяснить.

Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Наблюдать и объяснять явление самоиндукции, рассказывать об устройстве принципе действия генератора электрического тока.

23

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

Комб.

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать: понятие «конденсатор», формулу энергии конденсатора, «колебательный контур», превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.

24

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

1

Комб.

Знать: принципы радиосвязи и телевидения;

понятие «интерференция»;

Понимать электромагнитную природу света. Знать понятие «преломление света», формулу и физический смысл показателя преломления света, понятие дисперсии света.

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения, называть различные диапазоны магнитных волн. Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождение сквозь призму

25

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Подготовка к контрольной работе № 4

1

Комб.

Знать: устройство и назначение спектрографа и спектроскопа; типы оптических спектров. Понимать: сущность спектрального анализа, области применения; поглощения и испускания света атомами; происхождение линейчатых спектров..

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания. Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождения линейчатых спектров на основание постулата Бора

26

Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле».

1

Урок - контроля

Решать задачи на тему: «Электромагнитное поле».

Электромагнитное поле

Применение знаний к решению задач

Строение атома и атомного ядра

6

27

Анализ  контрольной работы . Работа над ошибками. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

Получение новых знаний

Знать: природу и свойства альфа-, бета-, гамма лучей, сущность опыта Резерфорда, строение атома по Резерфорду.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Описывать опыты Резерфорда

28

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов. Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Комб.

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности. Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов. Экспериментальные методы исследования частиц.

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Измерять мощность дозы радиоактивного фона дозиметром.

29

Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1

Комб.

Знать историю открытия протона и нейтрона Знать строение ядра атома, модели.

Открытие протона. Открытие нейтрона Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Применять законы сохранения массового числа и заряда. Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядное число.

30

Ядерные силы. Энергия Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

1

Комб.

Знать понятие «прочность атомных ядер». Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и Понимать механизм деления ядер урана.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Изучение деления ядра урана по фотографии треков

Объяснять физический смысл понятий: Энергия связи. Дефект масс. Описывать процесс деления атома Урана, объяснять физический смысл понятий: цепная реакция критическая масса.

31

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

1

Комб.

Знать устройство, принцип действия и области применения ядерного реактора. Знать закон радиоактивного распада и правила защиты от радиоактив Знать условия протекания термоядерной реакции.

Иметь представление об элементарных частицах

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

Рассказывать о назначение ядерного реактора. Называть физические величины: поглощения доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада. Называть условия протекания термоядерной реакции.

32

Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

Урок - контроля

Уметь решать задачи на тему: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Применение знаний для решения задач

Строение и эволюция  вселенной

2

33

Состав, строение и происхождение Солнечной  системы Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы

1

Получение новых знаний

Называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; причины образования пятен на Солнце; приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток; сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет, фотографии солнечной короны и образований в ней; описывать фотографии малых тел Солнечной системы; три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; в чем проявляется не стационарность Вселенной;

34

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Проект

1

Получение новых знаний

Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся 9-х классов

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»

Вариант-1.

Часть А. Выберите верный ответ

1. В каких случаях из ниже приведенных случаев Луну можно принять за материальную точку?

А. Луна вместе с Землей движется вокруг Солнца.

Б. космический корабль совершает мягкую посадку на Луну.

В. астрономы наблюдают затмение Луны.

Г. определяют координаты лунных морей.

2. Девочка подбросила мяч вверх и снова поймала его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2м, определите путь и перемещение мяча.

А. путь – 2м, перемещение  – 2м            Б. путь – 4м, перемещение  – 2м

В. путь – 4м, перемещение  – 0м           Г. путь – 0м, перемещение  – 4м

 3. На рисунке представлен график зависимости координаты от времени. Пользуясь графиком, определить вид движения и значение проекции скорости.

А. равномерное, 0,5 м/с

Б.равноускоренное, 0,5 м/с

В.равномерное, 1 м/с

Г.равноускоренное, 1 м/с

5. Какой из представленных на рисунке графиков соответствует  равноускоренному движению тела, при котором направление вектора ускорения совпадает с направлением вектора скорости?

А. 1         Б. 2           В. 3          Г. все

6. Автобус переместился из точки с координатой х0=200м в точку с координатой х= - 200 м. Определите проекцию помещения автобуса.

А. 0 м.      Б. -200м       В. -400 м.     Г. 400 м

7. По графику зависимости проекции скорости от времени определите значение проекции ускорения тела.

А. 2 м/с2

Б. -2 м/с2

В. 0,5 м/с2

Г. -0,5 м/с2

8. Уравнение изменения скорости тела при равноускоренном движении имеет вид: vx=5-4t. Из этого уравнения следует, что …

А.v0x= 5м/c,  ax=4 м/с2                              Б.v0x= - 5м/c,  ax= - 4 м/с2

В.v0x= 5м/c,  ax=  - 4 м/с2                          Г. v0x= -  5м/c,  ax=4 м/с2

Часть В.

А

Б

 9. Используя рисунок, приведите в соответствие утверждения из левого столбца таблицы с числовым значением в правом столбце. Решение записать в виде таблицы:

Утверждение

Значение

А. В момент времени 3 ч расстояние

между телами было (км)

1) 2

2) 3

3) 4

Б. Встреча тел произошла в момент времени (ч)

9. При подходе к станции поезд, имея начальную скорость 90 км/ч, остановился через 50 с. Определить модуль ускорения поезда при торможении.

10. Какой путь пройдет тело за 5 с от начала движения, если его ускорение  равно 2 м/с2.

Часть С. Привести полное решение задачи.

11. Какое расстояние и за какое время должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до 36 км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1,25 м/с2

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»

Вариант-2.

Часть А. Выберите верный ответ

1. Что принимают за тело отсчета, когда говорят, что проводник идет по вагону со скоростью 3 км/ч?

А. здание вокзала

Б. встречный поезд

В.железнодорожные рельсы

Г. машиниста поезда.

2. Расстояние между пунктами А и В по прямой линии 4 км. Человек проходит это расстояние туда и обратно за 2 часа. Чему равны путь и перемещение человека за 1 час?

А. путь – 4км, перемещение  – 2км      Б. путь – 2км, перемещение  – 4км

В. путь – 4км, перемещение  – 4км     Г. путь – 8км, перемещение  – 0км

3. На рисунке представлен график зависимости координаты от времени.  Пользуясь графиком, определить вид движения и значение проекции скорости.

А. равномерное, 1 м/с

Б.равноускоренное, 1 м/с

В.равномерное, -1 м/с

Г.равномерное, 0,5 м/с

4. Автобус тормозит, подъезжая к остановке. Выберите правильное утверждение.

А. ускорение тела равно нулю.

Б. ускорение автобуса направлено в ту же сторону, что и скорость.

В. ускорение автобуса направлено противоположно скорости.

Г. движение автобуса равномерное.

5. Определите конечную координату мотоциклиста, если он выехал из точки х0= - 30м, а проекция перемещения на ось ОХ равна Sх=240м.

А. - 250 м.      Б. 250 м.      В. 500м.     Г.750 м

6. По графику зависимости проекции скорости от времени определить значение модуля ускорения тела.

А. 1,5 м/с2        Б. -1,5 м/с2

В. 0,5 м/с2

Г. -0,5 м/с2

7. Какое из указанных уравнений соответствует графику зависимости  проекции скорости от времени, представленному на  рисунке?

А. vx=-tБ. vx=tВ. vx=5-4tГ.vx=4+t

Часть В.

 9. Используя рисунок, приведите в соответствие утверждения из левого столбца таблицы с числовым значением в правом столбце. Решение записать в виде таблицы:

Утверждение

Значение

А. В момент времени 6 ч расстояние

между телами было (км)

1) 1

2) 2

3) 3

Б. Встреча тел произошла в координате (км)

А

Б

9. Автомобиль за 10 с увеличил скорость с 18 до 27 км/ч.Определить проекцию ускорения автомобиля за это время.

10. За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,6 м/с2, пройдет путь 30 м?

Часть С. Привести полное решение задачи.

11. Космическая ракета разгоняется из состояния покоя и, пройдя путь 200 км, достигает скорости 11 км/ч.С каким ускорением движется ракета? Каково время разгона? Ответ округлить до целого значения.

Контрольной работе №2

по теме «Динамика. Законы сохранения»

Вариант-1

Часть А.Выберите верный ответ

1.  Два тела движутся с одинаковыми скоростями. Масса второго тела в 3 раза больше первого.при этом импульс второго тела…

А.больше в 3 раза         Б. больше в 9 раз

В. меньше в 3 раза         Г. импульсы тел равны

2. Тело массой 45 кг движется с ускорением 2 м/с2. Определить величину силы действующей на тело

А. 22,5 Н      Б. 45 Н       В. 47 Н      Г. 90 Н

3. Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой  силой этот мяч притягивает к себе Землю?

А. 0,3 Н      Б. 3 Н     В. 6 Н        Г. 0 Н

4. Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу

А. каждого из тел увеличить в 2 раза

Б. каждого из тел уменьшить в 2 раза

В. одного из тел увеличить в 2 раза

Г. одного из тел уменьшить в 2 раза

5. На левом рисунке показаны направления скорости и ускорения тела. Какая из четырех стрелок на правом рисунке соответствуют направлению импульса тела?

А.1    Б.2

В.3    Г.4

6. Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/c и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения?

А. 3,6 м/с        Б. 5 м/с     В.  6 м/с     Г.0 м/с

Часть В.

7. Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами.

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Свободное падение

Б) Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

В) Реактивное движение

А

Б

В

1. Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью его части

2. Движение под действием только силы тяжести

3. Движение, при котором ускорение в любой момент времени направленной к центру окружности

4. Движение происходит в двух взаимно противоположных направлениях

5. Движение с постоянной скоростью

8.Какую скорость приобретает снаряд массой 0,1 кг под действием пружины жесткостью 90 Н/м, сжатой на 3 см?

Часть С. Привести полное решение задачи.

9. Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определить силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь.

10. Шар массой 100 г, движущийся со скоростью 20 м/с, сталкивается с неподвижным шаром той же массы. Чему равна кинетическая энергия первого шара после неупругого столкновения, в результате которого тела движутся как единое целое?

Контрольной работе №2  по теме «Динамика. Законы сохранения»

Вариант-2

Часть А. Выберите верный ответ

1.  Два тела имеют одинаковую массу. Скорость второго тела в 3 раза больше скорости первого. При этом импульс второго тела …

А.больше в 3 раза         Б. больше в 9 раз

В. меньше в 3 раза         Г. импульсы тел равны

2. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают силой 6 Н. Определить ускорение тележки.

А. 18 м/с2Б. 1,6м/с2В.  2 м/с2Г.0,5 м/с2

3. Столкнулись грузовой автомобиль массой 3 т и легковой автомобиль массой 1 т. Сила удара, которую испытал легковой автомобиль, равна F. Сила удара испытанная грузовым автомобилем равна

А.F/3         Б. F/9      B. 3F       Г. F

4. При увеличении скорости тела в 4 раза его кинетическая энергия…

А. уменьшится в 4 раза                 Б. увеличится в 4 раза

В. уменьшится в 16 раза               Г. увеличится в 16 раза.

5.  На левом рисунке показаны направления скорости и ускорения тела. Какая из четырех стрелок на правом рисунке соответствуют направлению вектора силы, действующей на это тело?

А.1    Б.2    В.3    Г.4

6. Масса пистолета в 100 раз больше массы пули.  При выстреле пуля вылетает из пистолета с импульсом р1. Импульс, который получает пистолет сразу после выстрела р2, равна…

А. р2=100р1Б. р21/100   В. р2=10000р1 Г. р21

Часть В.

7. Установите соответствие между физическими величинами и их измерительными приборами

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Вес

Б) Масса

В) Скорость

А

Б

В

1. мензурка

2. весы

3. динамометр

4. спидометр

5. секундомер

8. Какую скорость приобретает снаряд массой 0,04 кг под действием пружины жесткостью 400 Н/м, сжатой на 8 см?

Часть С. Привести полное решение задачи.

9. Автомобиль массой 1,5т , двигаясь равноускоренно из состояния покоя по горизонтальному пути под действием силы тяги 3 кН, приобрел скорость 36 км/ч. Не учитывая сопротивление движению, определите, через сколько секунд эта скорость была достигнута?

10. Неподвижный снаряд разрывается  на два осколка. Скорость второго осколка массой 8 кг после разрыва направлена горизонтально и равна 10м/с. Чему равна кинетическая энергия первого осколка сразу после разрыва, если его масса в 2 раза  меньше второго?

Контрольная работа № 3

по теме «Механические колебания и волны»

Вариант-1.

Часть А.Выберите верный ответ

1. Что является основным признаком колебательного движения  

А.  изменение скорости тела с течением времени

Б.  изменение ускорения тела с течением времени

В.  повторение движения тела через одинаковые промежутки  времени

Г.  периодические изменения скорости и ускорения тела

2. Определить период колебательного движения, представленного на рисунке

А. 2 с

Б. 4 с

В. 6с

Г. 8 с

3. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.

А.  0,8 Гц      Б. 1,25 Гц   В. 60 ГцГ. 75 Гц

4.  Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?

А. 0,5 м      Б. 1м       В. 1,5 м        Г. 2м

5. Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340м/с. Какова частота колебаний камертона?

А. 680 Гц          Б. 170 Гц     В. 17 Гц       Г. 3400 Гц

6. Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с

А. 85м        Б.  340 м        В. 680 м       Г.  1360 м

Часть В.

7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Период колебаний

Б) Длина волны

В) Скорость распространения волны

А

Б

В

1. 1/T

2. VT

3. N/T

4. t/N

5. λν

Часть С. Привести полное решение задачи.

8. Груз подвешен на нити и отклонен от положения равновесия так, что его высота над землей увеличилась на 20см. С какой скоростью тело будет проходить положение равновесия при свободных колебаниях?

9. На рисунке  представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на качелях. Определит потенциальную энергию качелей в момент, соответствующий точке А на графике.

Лист корректировки

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с детьми с ЗПР  учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, нео...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с такими детьми учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходи...

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая  программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...