Открытый урок физики "Сила" 7 класс.
методическая разработка по физике (7 класс)

Аксютичев Алексей Викторович

УМК «А.В. Перышкин. Физика (7-9)»  7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_sila.docx23.38 КБ
Файл sila.pptx2.2 МБ
Файл kartochki.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Киров Калужской области

Методическая разработка урока по физике

на тему:

«Сила».

Автор: учитель физики МКОУ «СОШ№ 7»

Аксютичев Алексей Викторович

2018-2019 учебный год.

Методическая разработка урока на тему: «Сила».  

Автор: учитель физики  МКОУ «СОШ № 7» Аксютичев Алексей Викторович, соответствие занимаемой должности, педагогический стаж- 5 лет.

Предмет: физика.

Класс: 7

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма проведения урока:  урок с использованием метапредметных технологий.

Цель урока: cформировать понятие силы, как физической величины,  прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты обучения, в том числе и УУД:

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование цели, построение процесса поиска нужной информации.

Коммуникативные: построение учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение целей, способов  взаимодействия в процессе работы, умение точно и последовательно выражать свои мысли в процессе коммуникации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.

Оборудование:  металлические шарики,  магниты, ластик, тележки,  пружина,  набор грузов,  линейка, машинки.

  1. Оргмомент. (1мин)

Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь вы будете активно работать также как и всегда и у нас все получится. У вас на столах  есть карточка №1. Это ваш лист самооценки. Подпишите его. Не забывайте заполнять его после каждого этапа, оценивать себя.

  1. Актуализация знаний. «Копилка знаний». (5 мин)

Мы продолжим говорить с вами о законах физики, физических явлениях, но вначале давайте повторим все то, что изучали ранее, а проведем повторение в форме «Копилки знаний». Все то, что накопим обязательно пригодится нам для дальнейшей работы. Поэтому будьте очень внимательны.

Итак, вопрос №1 Если на тело не действуют другие тела, то… (слайд). Ответ ( то тело покоится)-обсуждение.

Вопрос №2 Чтобы изменить скорость тела, надо… (слайд) .  Ответ (подействовать другим телом)-обсуждение.

Вопрос №3 Действие одного тела на другое называется… (слайд) .  Ответ (взаимодействие)-обсуждение.

Вопрос №4 Что происходит с телами при взаимодействии? (слайд) .  Ответ(тела меняют свою скорость)-обсуждение.

Вопрос №5 Одинаково ли различные тела изменяют свою скорость при взаимодействии? (слайд) .  Ответ(тела имеющие большую массу медленнее изменяют свою скорость)-обсуждение.

А последний вопрос нам задаст великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. (слайд,  картинка)  А вы догадались, о какой басне идет речь? (ответ)  Давайте вспомним, о чем эта басня. (слайд, текст). Аня, прочитай нам громко текст басни. Ребята, а почему «а воз и ныне там?». Воз можно рассматривать как физическое тело. На него действуют другие тела. Какие? (называют). Тогда почему на физическое тело (воз) действуют другие тела, а он остается в покое, хотя он должен начать двигаться? Ребята, как вы думаете. (высказывают предположения.) Все это предположения. Но чтобы их подтвердить или опровергнуть, мы должны провести исследование. Итак, кто сейчас верно отвечал на вопросы ставим себе знак в колонку «Копилка знаний». (слайд).

  1. Целепологание. (7 мин)

Начнем наше исследование. Опыт 1. Смотрим внимательно. (опыт с пружиной и одним грузом). Что произошло с пружиной? (удлинилась). Почему? (действие груза на пружину).  Опыт. 2 (пружина и 2 груза). Опять, что произошло с пружиной? (удлинилась). Почему? (действие грузов на пружину). Что общего вы увидели в этих двух опытах? (действие 2-х тел друг на друга- их взаимодействие). А как проявляется это взаимодействие? (подсказка где-то больше, где-то меньше). И чтобы измерить нам это взаимодействие количественно, нам нужна  физическая величина. А какая, вы узнаете, разгадав ребус. (слайд). (сила).  Так какая тема нашего урока? (сила). Совершенно верно. Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число (на доске) и тему урока. (записываю на доске). Возьмите карточку №2 (слайд). Заполняем графу «до изучения темы». Если вы знаете ответ на вопрос, ставим «+». Если нет то «-».  Отвечаем честно. Есть минусы?  Тогда, что мы должны изучить на уроке?  (озвучивают вопросы из карточки №2).  Мы вместе с вами определили задачи, стояще перед нами на уроке. Кто отвечал верно на вопросы заполняем карточку№1. (слайд) колонка тема и задачи.

4.Изучение нового материала. (22 мин)

Еще раз вернемся к опытам с пружиной. Давайте посмотрим, а где грузы действуют на  пружину сильнее, а где слабее? Так что же такое сила? Прежде всего это физическая величина, которая показывает, как сильно тела взаимодействуют друг с другом. Т.о. сила это ….(слайд). Записываем определение в тетрадь. Как и любая величина сила имеет свое обозначение. Сила обозначается буквой F( на доске). Единица измерения силы служит Ньютон.  [F]=H. (Записываю на доске). Названа в честь величайшего ученого Исаака Ньютона.  Родился он в 17в., в Англии. Сделал множество открытий в науке, среди которых закон движения небесных тел (планет и звезд), изобрел разновидность телескопа- рефрактор, с помощью которого были сделаны важнейшие открытия в астрономии.            Далее, мы  с вами помним, что все величины в физике делятся на 2 большие группы:  те, которые имею только численное значение (какие?- cкалярные) и те которые помимо численного значения еще имеют и направление (векторные). Нам нужно выяснить, к какому типу относится сила. Вызывается учащаяся к доске. Потяни осторожно за нитку тележку. Что происходит? Тележка движется. В какую сторону? В ту строну куда тянут за нитку, т.е. в строну действия силы. Значит к какому типу величин  можно отнести силу?- к векторным. Значит, что нужно подрисовать над буквой F? – стрелку. (рисую на доске). Ставим значки кто отвечал в лист самооценки.

Чтобы ответить на вопрос как проявляется сила, обратимся к опыту. (толкание тележки). В каком состоянии находится тележка (в покое). Чему равна ее  скорость?-0. (толкаю тележку). Что сейчас изменилось? Тележка пришла в движение. Что стало с ее скоростью? Она изменилась . Почему? (Действие руки на тележку- действие с силой). В чем здесь было проявление силы?  (изменение скорости тела). Вывод: сила –причина скорости тел.  Опыт2. Возьмите в руки ластик и легонько сожмите его . Что наблюдаете? (ластик согнулся, части его пришли в движение). Вы действуете на ластик с силой, части его пришли в движение, а сам он движется?- нет, но изменилась его форма. Изменение формы тела носит специальное название- деформация. Найдем ее определение на стр. 68 учебника в середине страницы. Прочитайте его. Ребята,         а где вы в жизни еще видели проявление деформации (приводят примеры и смотрят слайд.)         Итак, сделаем небольшой вывод,  Результат действия силы….(слайд) и заполняем карточку №3. Кто отвечал на вопросы заполняем лист самооценки.

Для ответа на следующий вопрос «От чего зависит действие силы» проведем небольшое исследование. Работать будете в парах. Инструкция по выполнению задания на карточках  и оборудование к нему.

Группа1. (опыт с машинкой). Какой вывод вы получили? (чем сильнее действовать на тело (больше сила), тем тело сильнее меняет свою скорость). Результат действия силы от чего зависит?- от самой силы.

Группа2. (опыт с шариками и магнитом). Какой вывод вы получили?( КУДА ДЕЙСТВУЕТ СИЛА ТУДА ДВИЖЕТСЯ ТЕЛО). Результат действия силы от чего зависит?- от направления силы.

Группа 3. (опыт с дверью). Какой вывод вы получили? (толкнуть дверь за ручку легче, чем за середину двери. В каком месте пришлось приложить большую силу, чтобы толкнуть дверь? – в середине. ) Место воздействия силы на тело – точка приложения силы. Результат действия силы от чего зависит?- от точки приложения силы. Итак в итоге результат действия силы зависит от …(слайд). Заполняем карточку №4.   Все это нужно учитывать при решение задач и уметь изображать на рисунке. (слайд). Заполняем лист самооценки все , т.к. вы все участвовали в исследовании.

  1. Первичное закрепление. (4мин)

А теперь вернемся к вопросу в басне Крылова «а воз и ныне там». Почему на рисунке появилось изображение стрелок? (стрелки показывают действие тел (сила) на воз). А что вы можете сказать о длине этих стрелок? (они одинаковы). О чем это говорит? (силы одинаковы). А направление? (везде разное). Так почему же воз остался на месте? (из-за того, что силы одинаковы и направлены в разные стороны). Молодцы, ваше предположение верно. А в дальнейшем эта физическая ситуация будет изучена нами более подробно.  Теперь возьмем карточки №2 и заполним столбец после изучения темы. И заполняем лист самооценки, кто верно отвечал на вопросы по басне. Мы с вами хорошо поработали. А теперь оцените себя. Критерии на слайде.

  1. Д.з. (3мин)

Урок у нас получился необычный и поэтому д.з. тоже необычное. (слайд).

  1. Рефлексия. (2мин)

Неделю назад прошел чм по тяжелой атлетике. Вы видите изображение спортсмена с гирями. Если вам урок понравился и вы все поняли, то наклейте кружочек на большую гирю, если остались  вопросы то на меньшую. Спасибо большое за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Копилка знаний» Если на тело не действуют другие тела, то…

Слайд 2

«Копилка знаний» Чтобы изменить скорость тела, надо…

Слайд 3

«Копилка знаний» Действие одного тела на другое называется…

Слайд 4

«Копилка знаний» Что происходит с телами при взаимодействии?

Слайд 5

«Копилка знаний» Одинаково ли различные тела изменяют свою скорость при взаимодействии ?

Слайд 7

Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там

Слайд 9

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 10

СИЛА

Слайд 11

Тема урока «Сила»

Слайд 12

«КАРТОЧКА 2» Вопросы До изучения темы После изучения темы Что ? Что такое сила ? Какие ? Какие единицы измерения силы существуют? Как ? Как проявляется сила ? От чего ? От чего зависит результат действия силы?

Слайд 13

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 14

«ЧТО ТАКОЕ СИЛА?» СИЛА- это количественная мера взаимодействия тел

Слайд 15

Исаак ньютон

Слайд 16

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 20

изменение скорости движения деформация тела « результат действия силы»

Слайд 21

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 22

от ее направления от величины силы от точки приложения «результат действия силы зависит от»

Слайд 24

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 27

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ»

Слайд 28

«ЛИСТ САМООЦЕНКИ» Критерии оценивания : 6 - оценка «5» 4-5 - оценка « 4 » 3 - оценка « 3 »

Слайд 29

Д.З. Обязательный уровень - п. 24 Тренировочный уровень- вопросы к п. Творческий уровень- найти пословицы и поговорки, связанные с понятием силы.



Предварительный просмотр:

Карточка №1   -----------------------------------------------------------------------

«Лист самооценки».

Копилка знаний

Тема и задачи

Определение понятия

Опыты с телами (результат проявления)

Работа в парах

Ответ на вопрос в басне

Оценка за урок  -  «  »

Карточка №1   -----------------------------------------------------------------------

«Лист самооценки».

Копилка знаний

Тема и задачи

Определение понятия

Опыты с телами (результат проявления)

Работа в парах

Ответ на вопрос в басне

Оценка за урок  -  «  »

Карточка №2

Вопросы

До изучения темы

После изучения темы

Что?

Что такое сила?

Какие?

Какие единицы измерения силы существуют?

Как ?

Как проявляется сила?

От чего?

От чего зависит результат действия силы?

Карточка №2

Вопросы

До изучения темы

После изучения темы

Что?

Что такое сила?

Какие?

Какие единицы измерения силы существуют?

Как ?

Как проявляется сила?

От чего?

От чего зависит результат действия силы?

Карточка №2

Вопросы

До изучения темы

После изучения темы

Что?

Что такое сила?

Какие?

Какие единицы измерения силы существуют?

Как ?

Как проявляется сила?

От чего?

От чего зависит результат действия силы?

Карточка №3

Результат действия силы

Карточка №3

Результат действия силы

Карточка №3

Результат действия силы

Карточка №4

Результат действия силы зависит от

Карточка №4

Результат действия силы зависит от

Карточка №4

Результат действия силы зависит от

Группа 1 .

Поставьте машинку на центр стола. Легонько толкните ее рукой.  Что произошло с машиной? _________________________________________ Поставьте машину на прежнее место и толкните ее сильнее. Сравните расстояния, проезжаемые машиной__________________________________________________________ О чем это говорит?_________________________________________________  Сделайте вывод.

Группа 1 .

Поставьте машинку на центр стола. Легонько толкните ее рукой.  Что произошло с машиной? _________________________________________ Поставьте машину на прежнее место и толкните ее сильнее. Сравните расстояния, проезжаемые машиной__________________________________________________________ О чем это говорит?_________________________________________________  Сделайте вывод.

Группа 1 .

Поставьте машинку на центр стола. Легонько толкните ее рукой.  Что произошло с машиной? _________________________________________ Поставьте машину на прежнее место и толкните ее сильнее. Сравните расстояния, проезжаемые машиной__________________________________________________________ О чем это говорит?_________________________________________________  Сделайте вывод.

Группа 2.

Возьмите стальной шарик и  положите его в центр стола и приложите рядом линейку (0 на линейке по центру шарика)  . Шарик придерживаем  рукой.    Справа от него на расстоянии примерно 4-5 см положите  магнит и уберите руку. Что произошло с шариком? __________________________________________________________________

Затем повторите опыт, но магнит расположите слева на таком же расстоянии. Что изменилось?____________________________________________________ Почему?__________________________________________________________

Сделайте вывод.

Группа 2.

Возьмите стальной шарик и  положите его в центр стола и приложите рядом линейку (0 на линейке по центру шарика).  Шарик придерживаем  рукой.    Справа от него на расстоянии примерно 4-5 см положите  магнит и уберите руку. Что произошло с шариком? __________________________________________________________________

Затем повторите опыт, но магнит расположите слева на таком же расстоянии. Что изменилось?____________________________________________________ Почему?__________________________________________________________

Сделайте вывод.

Группа 2.

Возьмите стальной шарик и  положите его в центр стола и приложите рядом линейку (0 на линейке по центру шарика).  Шарик придерживаем  рукой.    Справа от него на расстоянии примерно 4-5 см положите  магнит и уберите руку. Что произошло с шариком? __________________________________________________________________

Затем повторите опыт, но магнит расположите слева на таком же расстоянии. Что изменилось?____________________________________________________ Почему?__________________________________________________________

Сделайте вывод.

Группа 3.

Подойдите к двери класса и легонько ее толкните за ручку. Закройте дверь также плотно и попробуйте с той же силой толкнуть ее за середину. В каком случае это было легче сделать?________________________________________ Сделайте вывод.

Группа 3.

Подойдите к двери класса и легонько ее толкните за ручку. Закройте дверь также плотно и попробуйте с той же силой толкнуть ее за середину. В каком случае это было легче сделать?________________________________________ Сделайте вывод.

Группа 3.

Подойдите к двери класса и легонько ее толкните за ручку. Закройте дверь также плотно и попробуйте с той же силой толкнуть ее за середину. В каком случае это было легче сделать?________________________________________ Сделайте вывод.

Группа 3.

Подойдите к двери класса и легонько ее толкните за ручку. Закройте дверь также плотно и попробуйте с той же силой толкнуть ее за середину. В каком случае это было легче сделать?________________________________________ Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....