организация самостоятельной работы на уроках физики во время проведения лабораторных работ
статья по физике

Корчагина Наталья Сергеевна

из личного опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация самостоятельной работы учащихся

по выполнению лабораторных работ на уроках физики»

Автор: учитель физики,

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Корчагина Наталья Сергеевна

Тамбов

2024

Вместе с введением Федерального государственного образовательного стандарта, учебный процесс вфизике стал акцентироваться на развитие самостоятельной работы учащихся. Главная цель заключается в том, чтоб подготовить учеников к непрерывному образованию и самообучению,развивать у них навыки самостоятельного пополнения знаний и умений быстро и уверенно ориентироваться в научной информации.  Для этого необходимо сформировать у школьников рациональные методы и приёмы учебной работы, воспитать в них потребности в знаниях, интереса к учёбе.

Самостоятельная работа играет ключевую роль в углублении и закреплении знаний учащихся, а также в развитии их активности и самостоятельности – характеристик, необходимых для развития личности.

Под самостоятельной учебной работой понимается любая активная деятельность учеников, организованная учителем, направленная на достижение поставленных образовательных целей в специально отведенное для этого время. Она включает в себя поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

В процессе обучения физики применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, которые помогают им самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками. Все эти виды самостоятельной работы могут быть классифицированы по разным признакам:

1. по форме организации работы (индивидуальные, фронтальные, групповые);

2. по характеру учебной деятельности учащихся;

3. по содержанию.

Я в своей работе систематически применяю следующие формы самостоятельной работы учащихся:

1. работа с учебной литературой на различных этапах урока;

2. решение задач;

3. лабораторные и практические работы;

4. работа с таблицами и справочной литературой.

Более подробно хочу остановиться на выполнении лабораторных работ по физике. Именно они являются важным связующим звеном теории с практикой. Их выполнение способствует формированию у учащихся экспериментальных способностей, формированию у них активности и самостоятельности.

Учитель должен тщательно продумывать методику лабораторных работ, предоставлять учащимся самим, проявлять инициативу и самостоятельность при их выполнении.

Правильная организация работы учеников над лабораторными работами позволяет им развить ряд навыков:

1. Правильно организовать свое рабочее место.

2. Самостоятельно работать с инструкцией.

3. Рационально спланировать работу по выполнению учебного задания.

4. Находить наиболее рациональные способы решения поставленных задач.

5. Умение правильно зафиксировать результаты выполненных опытов и описать их.

6. Сформулировать выводы.

Чтобы обеспечить максимальную самостоятельность учащихся при выполнении лабораторных работ, необходимо на первых уроках этого типа рассказать учащимся о порядке выполнения данной работы.

1. Тщательно подготовиться к выполнению работы. Целесообразно на предыдущем уроке решить задачу, к которой требуется найти величины, которые будут определяться на лабораторной работе.

Например, перед выполнением лабораторной работы в 10 классе «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» на уроке разбирается решение задачи: для определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока собрали электрическую цепь с реостатом., при некотором положении скользящего контакта сила тока в цепи равнялась 0,5 А, а напряжение – 4 В, когда контакт переместили, амперметр показал – 0,9 А, а вольтметр – 3,6 В. Найдите внутреннее сопротивление источника и его ЭДС.

После решения задачи в общем виде обсуждается вопрос о том, как можно экспериментально определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, какое оборудование для этого потребуется. На следующем уроке при выполнении лабораторной работы я предлагаю учащимся самостоятельно выбрать любой способ нахождения искомых величин.

2. Во время выполнения лабораторной работы выполнять все действия согласно инструкции, делая необходимые пометки в тетради.

3. Выполнить вычисления, найти искомую величину, определить погрешность измерений.

4. Сделать вывод о проделанной работе и ответить на контрольные вопросы.

Более высокого уровня самостоятельности требуют те задания, которые они должны выполнять без разъяснений учителя. В этом случае учитель лишь формирует задание и указывает оборудование, которым будут располагать ученики в работе. Учащиеся сами определяют, как лучше выполнить задание, самостоятельно проводят все рассуждения.

В качестве примера приведем фрагмент урока в 7 классе «Механическая работа, мощность, энергия». На этом уроке проводится обобщающее повторение, идет подготовка к зачету по данной теме.

У учащихся на столе в специальных лотках лежит оборудование: рычаг, подвижный и неподвижный блоки, штатив, нерастяжимая нить, набор грузов по механике, динамометр.

После повторения основных вопросов учащимся предлагаю практические задания:

Выполните задание:

1. Совершить работу, равную 3 Дж;

2. Развейте мощность, равную 3 Вт;

3. Возьмите тело и расположите его так, чтобы его механическая энергия равнялась 3 Дж.

Сконструируйте простой механизм, исследуйте его и заполните графы таблицы «Простые механизмы» (таблица, приложение 1):

1. Рычаг;

2. Подвижный блок;

3. Наклонная плоскость.

Учащиеся сами определяют, как лучше выполнить задание, самостоятельно проводят все рассуждения, делают вывод.

Часто использую тетради для лабораторных работ.

(приложение 2)

 Лабораторные занятия, на которых учащимся предоставляется максимальная возможность для проявления собственной инициативы и самостоятельности, способствует повышению интереса учащихся к физике и более глубокому овладению знаниями.

Спасибо за внимание!

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\Screenshot_2024-01-16-14-32-35-654_com.mi.globalbrowser-edit.jpg

Приложение 2

E:\рябовские чтения\IMG_20240116_133333.jpgE:\рябовские чтения\IMG_20240116_133311.jpg

E:\рябовские чтения\IMG_20240116_133159.jpgE:\рябовские чтения\IMG_20240116_133249.jpg

E:\рябовские чтения\IMG_20240116_133228.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"

В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....

Инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ в кабинете физики

Инструкции  по охране трудадля  обучающихся  при выполнении лабораторных работ в кабинете физики  по  разделам : «Механика»,  «Молекулярная физика, тепловые явл...

Урок физики в 8 классе Лабораторная работа"Градуирование динамометра"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий...

Урок физики в 7 классе "Лабораторная работа №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины"

Данный урок содержит план -конспект и презентацию. На уроке предусмотрена работа с интерактивной доской....

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел »"

Методическая разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе....

План-конспект урока физики в 8 классе "Лабораторная работа №6 "Регулирование силы тока реостатом""

План-конспект урока физики в 8 классе Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»Цели урока:Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической ц...

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики...