"Современные подходы к системе оценивания достижений обучающихся на уроках физики"
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Методическая разработка о современных подходах к системе оценивания достижений обучающихся  с точки зрения ФГОС и ФОП

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы к системе оценивания достижений обучающихся на уроках физики»

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Внедрение обновлённых федеральных государственных образовательного стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС общего образования), федеральных основных общеобразовательных программ актуализировало необходимость введения единых подходов к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня образования.

1. Общие положения

Установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.

Ориентация оценки на управление качеством образования

Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Её важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.

Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.

Внутреннее и внешнее оценивание.

На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) (в школе есть «Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и оно включает:

текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.;

промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода;

стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования;

комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.

Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.

К процедурам внешней оценки относятся:

государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);

всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.

Система оценивания призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФГОС и федеральных образовательных программ;
  • обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в школе являются:

  • оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
  • оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
  • оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:

  • создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся;
  • получение объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень;
  • повышение уровня информированности участников образовательных отношений при принятии решений, связанных с образованием;
  • принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы.

Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:

  • формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к их измерению;
  • повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
  • проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в образовательную деятельность;
  • обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений;
  • содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.

Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:

  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;
  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
  • открытость, прозрачность процедур оценивания;
  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
  • доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

Система оценивания на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней подходах: системно - деятельностном, уровневом и комплексном.

1) Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся.

2) Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.

Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2-го по 11-й класс определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «1» (плохо) может быть выставлена в случае, если задание не представлено на проверку, и в других ситуациях, которые предусмотрены критериями оценивания.

Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с тремя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и высокий). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень успешности

Отметка по

5-балльной шкале

90–100 процентов

Высокий

«5»

66–89 процентов

Программный/повышенный

«4»

50–65 процентов

Необходимый/базовый

«3»

Меньше 50 процентов

Ниже необходимого

«2»

3) Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:

  • оценку предметных и метапредметные результатов;
  • использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
  • использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
  • использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
  • использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.

Чтобы школа реализовала ФГОС и ФОП, а ученики достигли планируемых результатов, оценочная деятельность школы должна быть объективной. Избежать необъективности можно, если сделать школьную систему оценки открытой и понятной всем – ученикам, учителям и родителям. Для этого в локальном акте МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации» прописано, за что ставят отметку, а за что отметку ставить нельзя, сколько отметок и за какие работы должен получить ученик в четверти. Кроме этого прописано количество отметок, которое должно быть при различном количестве часов в учебном плане.

Для объективной аттестации учащихся школы за четверть необходимо не менее трех отметок при одночасовой учебной нагрузке по предмету и не менее пяти при учебной нагрузке 2 часа в неделю, не менее 7 отметок при нагрузке 3 часа в неделю.

При отсутствии необходимого количества отметок при выведении четвертных отметок, при пропуске учащимися школы без уважительных причин 50 процентов учебного времени, а также при пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – в журнале выставляется «н/а» – неаттестован. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется администрацией школы.

Отметки учащихся школы за четверть, год должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости обучающегося в оцениваемый период). При спорной четвертной, годовой отметке критерием ее выставления являются отметки за письменные работы согласно перечню контрольных работ по предметам учебного плана.

Для объективности оценивания образовательных результатов учеников мы сегодня используем средневзвешенный балл.

Средневзвешенное оценивание демонстрирует зависимость показателя успеваемости от степени сложности и значимости вида работы, которую выполнил ученик. ФОП всех уровней допускает устанавливать разную степень значимости отметок за отдельные оценочные процедуры. Для каждого вида учебной работы на уроках физики в нашем образовательном учреждении установлен вес, то есть коэффициент важности каждой работы.

Вес отметок по видам заданий (работ)

Тип задания

Вес

Итоговая контрольная работа

3

Административная контрольная работа

3

Тематическая контрольная работа

3

Всероссийская проверочная работа

2

Самостоятельная работа

2

Проверочная работа

2

Практическая работа

2

Лабораторная работа

2

Проект

3

Реферат

2

Зачёт

3

Тестирование

2

Устный ответ на уроке

1

Работа на уроке базового уровня

1

Домашнее задание

1

Школа использует в своей работе данные «весовые» коэффициенты уже 3 года. Так как каждое задание может иметь свой собственный вес, это позволяет учителю рассчитать итоговую средневзвешенную оценку и более объективно оценить работу ученика. Средневзвешенный балл может сработать на понижение итоговой отметки ученика по предмету. Причиной этого могут стать низкие отметки школьника за работы, которые имеют высокий вес, например за самостоятельную работу, контрольную работу, зачет, тестирование и др., но при этом средневзвешенный балл дает качественную оценку работы ученика.

Существует шкала перевода средневзвешенного балла в пятибалльную систему, которую мы сейчас используем в МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска.

Баллы

1,0-1,9

2,0-2,5

2,51-3,5

3,51-4,5

4,51-5

Отметка

1

2

3

4

5

Кроме этого в Письме Министерства Просвещения России от года №03-49 «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» предложено применять критериальное оценивание для объективной диагностики образовательных результатов школьников. То есть сравнивать результаты учеников с эталоном, который определен и известен заранее. Критериальное оценивание – это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательных отношений критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. В ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательных отношений.

В 2023 году Министерство Просвещения разработало методические рекомендации, расположенные на сайте «Единое содержание образования» «Система оценки достижения планируемых результатов» на уроках физики, но не все виды оценивания планируемых результатов там представлены.

В МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска были разработаны критерии оценивания образовательных результатов, которые мы используем в своей работе.

Критерии устного ответа

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность/полнота

Материал воспроизведен в объеме до 50%, много ошибок в основных понятиях и терминологии

Материал воспроизведен в объеме от 50% до 90%, ученик в целом владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки

Материал воспроизведен в объеме 100%, дан полный и правильный ответ, есть 1-2 незначительных недочета

Самостоятельность

Ответ воспроизведен с помощью учителя. Много наводящих вопросов

Воспроизведение в целом самостоятельное, есть небольшая коррекция учителя

Полностью самостоятельный ответ

Логика /глубина

Материал воспроизведен с помощью несущественных признаков, имеются попытки анализа, сравнения, обобщения

Материал воспроизведен с называнием существенных и несущественных признаков, в ответе имеется аргументация, анализ, выводы при небольшом количестве ошибок (1-2)

Ответ логичный, осознанный, выводы аргументированы, ученик свободно оперирует понятиями и усвоенным материалом

При оценивании устных ответов обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе элементов содержания образования.

Что оценивается при ответе:

Физическое явление.

Критерии оценивания

Балл

1. Сформулированы признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).

1балл

2. Сформулированы условия, при которых протекает явление.

1 балл

3. Представлена связь данного явления с другими.

1 балл

4. Представлено объяснение явления на основе научной теории.

1 балл

#1055;риведены примеры использования явления на практике (проявления в природе)

1 балл

ИТОГО

5 баллов


Физический опыт.

Критерии оценивания

Балл

1. Сформулирована цель опыта

1балл

2. Представлена схема опыта

1 балл

3. Сформулированы условия, при которых осуществляется опыт

1 балл

4. Дано объяснение хода опыта

1 балл

5. Представлен результат опыта (его интерпретация)

1 балл

ИТОГО

5 баллов

Физическая величина.

Критерии оценивания

Балл

1. Сформулировано определение величины (характеризуемый объект явление, свойство, процесс)

1балл

2. Представлено обозначение физической величины

1 балл

3. Названа единицы измерения физической величины

1балл

4. Записана формула, связывающую данную величину с другими.

1 балл

5. Названы способы измерения физической величины (прибор для измерения)

1 балл

ИТОГО

5 баллов


Физический закон.

Критерии оценивания

Балл

1. Представлена словесная формулировка закона.

1балл

2. Представлено математическое выражение закона

1 балл

3. Приведены опыты, подтверждающие справедливость закона.

1 балл

#1055;риведены примеры применения закона на практике.

1 балл

#1057;формулированы границы применимости закона

1 балл

ИТОГО

5 баллов

Прибор, механизм, машина.

Критерий оценивания

Балл

1. Названо назначение устройства (прибора)

1балл

2. Рассмотрена схема устройства (прибора)

1 балл

3. Рассмотрен принцип действия устройства (прибора)

4. Сформулированы правила пользования и применения устройства.

1 балл

ИТОГО

4 балла


При этом отметка «5» в таком случае выставляется, если обучающийся набрал 5 баллов, «4» - если набрал 4 балла, «3» - если набрал 3 балла, «2» - если набрал от 0 до 2 баллов.

Критерии оценивания письменных работ

За текущие и проверочные работы оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Тематическая (модульная) проверочная работа

от 0 до 49%

от 50% до 69%

от 70% до 85%

от 86% до 100%

Текущий тематический контроль (расчетные задачи; качественные задачи)

от 0 до 49%

от 50% до 69%

от 70% до 85%

от 86% до 100%

Текущий тематический контроль и тематическая (модульная) проверочная работа могут содержать как качественные, так и расчетные задачи и оцениваются по следующим критериям:

Критерии оценивания качественных задач

Баллы

Критерии оценивания

3

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

2

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к

обсуждаемому вопросу.

1

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

0

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

Баллы

Критерии оценивания

3

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями)

2

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

1

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

0

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Критерии оценивания расчетной задачи

Критерии оценивания лабораторных работ

Баллы

Критерии оценивания

«5»

Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:

рисунок экспериментальной установки;

результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений;

сформулирован правильный вывод

«4»

Представлены верные результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из элементов (1 или 3) присутствует ошибка.

ИЛИ

Один из элементов (1 или 3) отсутствует

«3»

Представлены верные результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в элементах 1 и 3 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют.

ИЛИ

Сделан рисунок экспериментальной установки и приведены результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из них допущена ошибка

«2»

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания

Критерии оценивания тестовых работ

Шкала перевода баллов в отметку:

Процент выполнения

0 – 49%

50 - 69%

69 - 85%

86 – 100%

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Формирующая оценка:

Также объективности оценивания помогает формирующая оценка. При формирующем оценивании учитель сравнивает результаты ученика с предыдущими. Например, неделю назад школьник не умел записывать условие задачи, используя буквенные обозначения физических величин, а сейчас умеет. Это показывает, что школьник еще недостаточно усвоил тему, однако в его достижениях появился явный прогресс.

Чтобы организовать формирующее оценивание, педагогу необходимо определить уровень достижения образовательных результатов для каждого ученика с учетом его способностей и возможностей. Тогда он будет сравнивать ученика с самим собой, а не с усредненным показателем.

Еще одним показателем объективности оценивания является сравнение результатов независимых работ по предмету с итоговыми отметками учеников за год. Например, результаты ВПР или ГИА – с годовыми отметками. Корреляция между внутренней и внешней оценкой покажет объективность школьной системы оценивания. Чем больше расхождение, тем ниже объективность оценок.

Заключение:

В завершение следует отметить, что оценка результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования должна стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Указанная оценка должна не просто подводить итоги достигнутого, она должна стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Презентация по теме "Современные подходы в системе оценивания в образовательном процессе. Портфолио учащихся"

Разработка данного материала будет полезна учителям, администрации школы, осуществляющим контроль знаний учащихся, который  является составной частью процесса обучения. Основные направления...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения...

Индивидуальный подход к обучающимся на уроках физики

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация диффер...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения.

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения....

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"

Моя аттестационная работа посвящена теме применения технологии  развития критического мышления на уроках физики.      Применение технологии развития критического мышления...

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СПО

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СПО...