Главные вкладки

    Рабочая программа по физкультуре на тему:
    Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы

     

    Программа разработана на основе : комплексной программы физического воспитания. ( 1-11 классы)   Москва «Просвещение»  2008г.    Авторы: В.И.Лях, А.А. Зданевич.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край Темрюкский район пос. Виноградный

    Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная

    школа № 12 муниципального образования Темрюкский район

    УТВЕРЖДЕНО

    решение педсовета протокол №1

    от  31.08.2010   года

    Председатель педсовета

      _____________ Т.М. Шаргунова

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Ступень обучения (класс)   основное общее образование, 1-4 кл

    Количество часов  2 часа в неделю               Уровень  базовый

                                                                                                                               

    Учитель    Вакулин Александр Викторович 

    Программа разработана на основе :

     комплексной программы физического воспитания. ( 1-11 классы)   Москва «Просвещение»  2008г.    Авторы: В.И.Лях, А.А. Зданевич.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови тельную и спортивную деятельность.

    Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре шением следующих основных задач, направленных на:

    •  укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

    •  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

    •  дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференци рования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;

    • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

    •  воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

    • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

    Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов ное совершенствование личности, формирование у учащихся по требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор мирование гуманистических отношений, приобретение опыта об щения.  Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

    Содержание программного материала основано на комплексной программе физического воспитания. ( 1-11 классы) Москва «Просвещение» 2007г. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. Но в связи с региональными особенностями лыжная подготовка (14 часов) заменяется на кроссовую подготовку. Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается учащимися не на специально отведенных уроках, а в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в процессе урока.

    Количество часов распределяется следующим образом:

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная или авторская программа

    Рабочая  программа по классам

    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    4 кл.

    1

    Базовая часть

    52

    52

    52

    52

    52

    1.1 Основы знаний

    В процессе урока

    +

    +

    +

    +

    1.2 Подвижные игры

    12

    12

    12

    12

    12

    1.3 Гимнастика с элементами акробатики

    12

    12

    12

    12

    12

    1.4 Легкоатлетические упражнения

    14

    14

    14

    14

    14

    1.5 Лыжная подготовка

    14

    -

    -

    -

    -

    1.6 Кроссовая подготовка

    -

    14

    14

    14

    14

    2.

    Вариативная часть

    16

    16

    16

    16

    16

    2.1 Гимнастика

    8

    8

    8

    8

    8

    2.2 Спортивные игры

    8

    8

    8

    8

    8

    1. Содержание обучения

            1.4. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

    1.4.1. Основы знаний о физической культуре, умения и навы ки, приемы закаливания, способы саморегуляции и са моконтроля

    Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, раз вития двигательных способностей.

    Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Есте ственные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стой ки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращатель ные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и пе редвижениях человека.

    Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.

    В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с 1 класса. Время на прохождение этого материала (10—12 •-: при двухразовых, 16—18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов, в том числе из вариативной части.

    Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процесс сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

    Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быст рота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям в правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирова ние в процессе занятий физическими упражнениями.

    Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Кон троль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств,

    Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой при нимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до —16 °С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с за нятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Ле том световоздушные ванны - 10—60 мин и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 до 60 мин (на все тело). Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после заряд ки или до дневного сна 2—3 мин. Обливание — утром после за рядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—120 с (в зависи мости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24 °С, воды от +20 °С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пре бывание в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких ми нут хождения .босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10—40 с.

    Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.

    Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы изме нил пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способ ностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

    1.4.2. Подвижные игры

    Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных дви гательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности дей ствий, выработку умения выполнять правила общественного по рядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведе нию игр, нежели к их собственному содержанию.

    Многообразие двигательных действий, входящих в состав по движных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенст вование координационных и кондиционных способностей (спо собностей к реакции, ориентированию в пространстве и во вре мени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

    В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с парт нером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

    В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игро вой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

    Программный материал по подвижным играм (табл. 2) сгруп пирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия про ведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами состав ляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой шко лой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мя чом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

    1.4.3. Гимнастика с элементами акробатики

    Гимнастические упражнения являются одной из основных час тей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздо ровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1—4 классов входят простейшие виды построений и перестрое ний, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнооб разными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упраж нения и упражнения на гимнастических снарядах (табл. 3).

    Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разно образные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащи еся получают представление о разнообразном мире движений, который особенно на первых порах является для них новым и необычным. Именно новизна и необычность являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, со действующим развитию разнообразных координационных спо собностей. Количество общеразвивающих упражнений фактичес ки безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных к более сложным. В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каж дом занятии примерно 3—6 мин на общеразвивающие упражне ния без предметов, уже через несколько месяцев регулярных за нятий можно значительно улучшить у учащихся начальной шко лы кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекват ному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению обшеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие уп ражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет не интересно ученикам.

    Одним из важнейших средств всестороннего развития коор динационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование), стимули рования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и больши ми мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное коли чество. Преподаватель должен помнить, что упражнения с пред метами должны содержать элементы новизны. Если для этой це ли применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наи большее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.

    Большое значение в физическом воспитании младших школьников имеют также акробатические и танцевальные упраж нения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональ ностью, возможностью разносторонне влиять на организм, ми нимальной потребностью в специальном оборудовании.

    Выполняя программный материал по построению и перест роению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Осо бое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и ко нечностей.

        Тема 1.4 Легкоатлетические упражнения (1-4 кл. – 14 часов)

    После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы началь ной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

    Данный материал содействует дальнейшему развитию и со вершенствованию прежде всего кондиционных и координацион ных способностей. Основным моментом в обучении легкоатле тическим упражнениям в этом возрасте является освоение со гласования движений разбега с отталкиванием и разбега с вы пуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполне ния упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естествен ных и искусственных препятствий и т. д. для повышения при кладного значения занятий и дальнейшего развития координаци онных и кондиционных способностей.

    Правильное применение материала по легкой атлетике спо собствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содей ствует укреплению здоровья, закаливанию.

        Тема 1.5  Кроссовая подготовка (1-4 кл –14 часов)

     дает развитие общей выносливости, ловкости, воспитание морально-волевых качеств: коллективизма, упорства, воли к победе. Кросс подразумевает передвижение в разнообразных условиях местности. Различия в грунте и рельефе вызывают определенные изменения и в технике передвижений, требуя различной постановки стоп, наклона туловища, работы рук и т.п.  При беге по ровному не жесткому грунту шаг бегуна ничем не отличается от обычного махового шага как при гладком беге. При таком передвижении постановка ноги осуществляется с пятки с последующим перекатом через наружный свод на ступню и толчком с носка. Жесткий и каменистый гладкий грунт заставляет укорачивать шаг.

    1. Требования к подготовке учащихся по предмету

    В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:

      Знать/понимать  

    •  роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;  

    -  основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;  

    -  способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

    Уметь

    -  составлять  и  выполнять  комплексы  упражнений  утренней  и  корригирующей  гимнастики  с учетом индивидуальных особенностей организма;  

    -  выполнять  акробатические,  гимнастические,  легкоатлетические  упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;  

    -  выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния  здоровья и физической подготовленности;

    -  осуществлять  наблюдения  за  своим  физическим  развитием  и  физической  подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;  

    -  соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;  

    -  осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;

    Использовать   приобретенные   знания  и  умения  в  практической   деятельности  и  повседневной  жизни для 

    -  проведения  самостоятельных  занятий  по  формированию  индивидуального  телосложения  и коррекции осанки, развитию физических  качеств,  совершенствованию  техники  движений;      

    -  включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.  

    1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
    1. Комплексная  программа  по  физической  культуре.  Авторы:  В.  И.  Лях,  А.А.Зданевич.
    2. Л.Е.Любомирский, В.И.Лях, Г.Б.Мейксон."Физическая  культура".Учебник для учащихся  5-7  классов  и  8-9  классов.
    3.  Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    4.  Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005. – (В помощь школьному учителю).
    5. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть  творческих  учителей/сообщество  учителей  физ.культуры
    6.  http://zdd.1september.ru/ - газета  "Здоровье  детей"
    7. http://spo.1september.ru/ - газета  "Спорт  в  школе"
    8.  http://www.sportreferats.narod.ru/   Рефераты на спортивную тематику.
    9. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ - Физическая  культура: воспитание,  образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
    10. http://tpfk.infosport.ru – Tеория  и  практика  физической  культуры. Ежемесячный научно-теоретический журнал Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры
    11. http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm -  Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
    12. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль  пед.идей  «Открытый  урок»

    СОГЛАСОВАНО:                                                                          СОГЛАСОВАНО:

    Протокол № 1 МО                                                                         Заместитель директора по УВР

                                                       ____________ И.В. Диамандопуло

    от «____»_____________2010 г                                                       «____» ___________2010 год

    _________ Е.И. Казимирова