Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят повысить мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, двигательную активность учащихся, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности. Целью программы является: повышение спортивного интереса и двигательной активности школьников подросткового возраста, формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся средствами фартлека. Фартлек — игра со скоростью — представляет оздоровительный бег с разной скоростью. Этот тренировочный метод был разработан в Швеции в 30-е годы XX столетия и используется преимущественно бегунами на длинные дистанции. Продолжительность забега при таком виде тренировки составляет 45 мин и более, учащийся может по желанию изменять скорость от высокой до скорости бега трусцой. Это свободная форма тренировок, в которой главная цель не дистанция и время, а получение удовольствия. Тренировочные занятия обычно проводят в сельской местности, изобилующей множеством подъемов и спусков. Учащийся сам выбирает как маршрут, так и скорость бега. Однако периодически скорость должна достигать высоких уровней. Преимущества фартлека: • непрерывная работа с изменением интенсивности бега от слабой до максимальной, • обеспечивается естественная смена напряжения и отдыха; • предусматривается индивидуальный подход, • длительный характер нагрузки улучшает работу сердечно-сосудистой системы, • положительный психологический эффект фартлека при занятиях на местности с меняющимся рельефом, • воспитываются самостоятельные, думающие бегуны; Содержание факультативных занятий по фартлеку позволяет решать триединые задачи физического воспитания: образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий по оздоровительному бегу, выполнение нормативных требований по легкой атлетике, навыкам формирования здорового образа жизни средствами фартлека. воспитательные – содействие развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружаю¬щих как к ценности; воспитание положительных черт характера, таких как силу воли и трудолюбие, оздоровительные – укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие скоростно-силовых качеств и выносливости повышение умственной работоспособности, профилактика сколиоза и других заболеваний, стрессовых состояний средствами фартлека. Учащиеся должны знать: о влиянии бега на развитие и состояние органов и систем, их значение для укрепления здоровья; о требовании здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежде и местам занятий. Учащиеся должны уметь: применять полученные знания в ходе занятий бегом, проводить разминку, практическую и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные) соревнования, участвовать в товарищеских и календарных соревнованиях. В настоящей Программе определены структура и основное содержание работы факультативных занятий, а также соответствующие контрольные упражнения по физической подготовке. Факультативная группа комплектуется из учащихся 7 и 8 класса. Наполняемость 10- 12 человек. Факультатив проводится на протяжении всего учебного года. Факультатив проводится согласно утверждённому расписанию занятий. Продолжительность занятия составляет 45 минут. Занятия проводятся в форме урока, носят практическую и учебно-тренировочную направленность. В течение всего года учащиеся заполняют и накапливают портфолио, в котором отражают набеганный километраж, результаты контрольных нормативов, результаты участия в соревнованиях различного уровня. Программа рассчитана на 35 часов в год. На проведение факультатива используются часы школьного компонента. Программа факультатива основана на исследованиях и разработках многих известных специалистов, тренеров и медиков, таких, как Н.Амосов, К.Никитин, Н. Макеева и И. Темкин, Р. Мотылянская, Л. Ерусалимский, Ф. Суслов, А. Лидьярд, Г. Гилмор, К. Купер, и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «ЮООШ»

________________

Уфимцева Л.Ю.

«__»_____20__»

Программа

факультативных занятий для учащихся 7,8  классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Разработал Уфимцев Ю.П.,  учитель физической культуры МОУ «Юрической основной общеобразовательной школы», первая квалификационная категория

с. Юрич

Пояснительная записка

                                                                         Бег трусцой можно сравнить с банковским

вкладом. Чем больше сам вклад, тем лучше.

Артур Лидьярд.

В современном мире, по мнению философов, социологов, педагогов, психологов, отличительной особенностью является динамизм развития общества. Он во многом определяется стремительным внедрением инновационных технологий, большим объёмом информации, политическими и экономическими преобразованиями. Всё это предъявляет повышенные требования к человеку, как целостному социобиологическому феномену, особенно при выполнении им объективных жизненных функций.

        Физическая культура как общественное явление находится в естественной зависимости качества жизни человека от базового массового спорта (особенно детско-юношеского) и от реального приобретения и использования взрослым населением её ценностного потенциала для формирования психического, физического и нравственного здоровья.

Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни и стиля жизни, особенно в подростковом периоде, является сформированная полноценная физкультурно-досуговая двигательная деятельность. Данная педагогическая задача остаётся актуальной и на современном этапе развития общества.

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме.        

Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят повысить  мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, двигательную активность учащихся, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности.

Целью программы является: повышение спортивного интереса и двигательной активности школьников подросткового возраста, формирование физической культуры личности  и оздоровление учащихся средствами фартлека.

       Фартлек — игра со скоростью — представляет оздоровительный бег с разной скоростью. Этот тренировочный метод был разработан в Швеции в 30-е годы XX столетия и используется преимущественно бегунами на длинные дистанции. Продолжительность забега при таком виде тренировки составляет 45 мин и более, учащийся может по желанию изменять скорость от высокой до скорости бега трусцой. Это свободная форма тренировок, в которой главная цель не дистанция и время, а получение удовольствия. Тренировочные занятия обычно проводят в сельской местности, изобилующей множеством подъемов и спусков. Учащийся сам выбирает как маршрут, так и скорость бега. Однако периодически скорость должна достигать высоких уровней.

Преимущества фартлека:

  1. непрерывная работа с изменением интенсивности бега от слабой до максимальной,
  2. обеспечивается естественная смена напряжения и отдыха;
  3. предусматривается индивидуальный подход,
  4. длительный характер нагрузки улучшает работу сердечно-сосудистой системы,  
  5. положительный психологический эффект фартлека при занятиях на местности с меняющимся рельефом,
  6.  воспитываются самостоятельные, думающие бегуны;

          Содержание факультативных занятий по фартлеку позволяет решать триединые задачи физического воспитания:  

        образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий  по оздоровительному бегу, выполнение нормативных требований по легкой атлетике, навыкам формирования здорового образа жизни средствами фартлека.

        воспитательные – содействие развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружаю щих как к ценности;  воспитание положительных черт характера, таких как силу воли и трудолюбие,

        оздоровительные – укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие скоростно-силовых качеств и выносливости повышение умственной работоспособности, профилактика сколиоза и других заболеваний, стрессовых состояний средствами фартлека.

Учащиеся должны знать: о влиянии бега  на развитие и состояние органов и систем, их значение для укрепления здоровья; о требовании здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежде и местам занятий.

Учащиеся должны  уметь: применять полученные знания в ходе занятий бегом, проводить разминку, практическую и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные) соревнования, участвовать в товарищеских и календарных соревнованиях.

В настоящей Программе определены структура и основное содержание работы факультативных занятий, а также соответствующие контрольные упражнения по физической подготовке.

Факультативная группа комплектуется из учащихся 7 и 8 класса. Наполняемость 10- 12 человек.  

Факультатив проводится на протяжении всего учебного года. Факультатив проводится согласно утверждённому расписанию занятий. Продолжительность занятия составляет 45 минут. Занятия проводятся в форме урока, носят практическую и учебно-тренировочную направленность. В течение всего года учащиеся заполняют и накапливают  портфолио, в котором отражают набеганный километраж, результаты контрольных нормативов, результаты участия в соревнованиях различного уровня.

       Программа рассчитана на 35 часов в год. На проведение факультатива используются часы школьного компонента. 

      Программа факультатива основана на исследованиях и разработках многих известных специалистов, тренеров и медиков, таких, как Н.Амосов, К.Никитин, Н. Макеева и И. Темкин, Р. Мотылянская, Л. Ерусалимский, Ф. Суслов, А. Лидьярд, Г. Гилмор, К. Купер, и других.

        

Распределение учебного материала факультатива

«Практикум по физической культуре «Фартлек»

Тема

Количество часов в неделю

7 класс

8 класс

  1. Теоретическая часть (5 ч.)

1

Вводное занятие.

История развития фартлека

1

1

2

Санитарно-гигиенические требования к местам занятий  и одежде занимающихся. Меры предупреждения травматизма при занятиях бегом

1

1

3

Основы методики  занятий фартлеком

1

1

4

Фартлек -  как фактор развития нравственных качеств личности.

1

1

5

Основы контроля физического состояния организма.

1

1

  1. Практическая часть  (25ч.)

6-10

Общая физическая подготовка (ОФП)

5

5

11-25

Специальная физическая подготовка (кроссовая подготовка)

16

16

26-29

Тактическая подготовка

4

4

  1. Контрольно- нормативная часть (5 ч.)

30- 31

Контрольные нормативы  и упражнения

2

2

32-34

Соревнования

3

3

Резерв                                                                                           1                               1

Итого часов

35

35

Методические рекомендации по проведению практической части

Методика занятия по фартлеку (1 вариант):

1) легкий бег — 5—10 мин. (как разминка);

2) равномерный сильный бег— 1—2 км;

3) быстрая ходьба—5 мин.;

4) легкий бег с ускорениями по 50—60 м до появления небольшой усталости— 15—20 мин.;

5) легкий бег с включением временами 3 или 4 быстрых шагов;

6) бег в подъем в полную силу — 150—160 м;

7) бег в быстром темпе — 1 мин.

Описанный комплекс упражнений может быть повторен несколько раз за тренировку.

 Методика занятия по фартлеку (2 вариант)

1-день: Пробежать 1 час в устойчивом аэробном режиме.

2-й день: Восстановительный бег 35 мин.

3-й день: Медленный бег 10 мин. Затем 5 – 4 – 3 – 2 – 1 минуты широким шагом. Отдых 1мин после каждого повтора.

4-й день: Восстановительный бег 35 мин.

5-й день: Медленный бег 10 мин. Затем 8 раз по 2 мин быстрым широким шагом. Отдых 1мин после каждого повтора.

6-й день: отдых

7-й день: Соревнования или 5 км трасса по холмам в напряженном темпе. Подобрать несколько холмов с разной крутизной. Взбегать на холм с максимальной скоростью, возвратиться трусцой назад и повторить и так по всей трассе. От тренировки к тренировке улучшать время пробегания всей трассы на 15с.

Возможны и варианты организации тестовых нагрузок вместо соревнований, которые рекомендованы знаменитым физиологом Астрандом для развития МПК:

1. Пробежать 5 минут при максимальной скорости. Отметить дистанцию (например 1900м). Отдохнуть 5 минут и пробежать данную дистанцию (1900м) на 20% медленнее (здесь за 6 минут) несколько раз через 30с отдыха. Данная скорость должна соответствовать скорости бега на 10км.

2. Пробежать 4 минуты при максимальной скорости. Отметить дистанцию (например 1500м). Отдохнуть 4 минуты и пробежать данную дистанцию (1500м) на 15% медленнее (здесь за 4 минут 36сек) несколько раз через 45с отдыха. Данная скорость должна соответствовать скорости бега между 5 и 10км.

3. Пробежать 3 минуты при максимальной скорости. Отметить дистанцию (например 1100м). Отдохнуть 3 минуты и пробежать данную дистанцию (1100м) на 10% медленнее (здесь за 3 минут 18сек) несколько раз через 60с отдыха. Данная скорость должна соответствовать скорости бега  на 5км.

4. Пробежать 5 минут при максимальной скорости. Отметить дистанцию (например 1900м). Отдохнуть 5 минут и пробежать данную дистанцию (1900м) на 5% медленнее (здесь за 5 минут 15сек) несколько раз через 1мин 30с отдыха. Данная скорость должна соответствовать скорости бега на 3м.

5. Пробежать 3 минуты при максимальной скорости. Отметить дистанцию (например 1100м). Отдохнуть 3 минуты и пробежать данную дистанцию (1100м) на 5% медленнее (здесь за 3 минут 9сек) несколько раз через 60с отдыха. Данная скорость должна соответствовать скорости бега на 3км.

Данные работы можно воспринимать как тестовые и проводить не чаще 1 раза в неделю.

Контрольные упражнения и нормативы

Упражнения и нормативы

7 кл

8 кл

Выс.

уровень

Сред. уровень

Низ.

уровень

Выс.

уровень

Сред. уровень

Низ.

уровень

1

Бег 60 м

9,4

10,0

10,8

9,0

9,7

10,5

2

Бег 1000 м

4,10

4,30

5,0

3,5

5,1

5,4

2

Бег 1500 м

7,0

7,30

8,0

6,5

7,0

7,4

3

Бег 2000 м

9,30

10,15

11,15

9,0

9,45

10,5

4

Бег 3000 м.

12,5

13,0

13,5

12,0

12,5

13,0

Индикативные показатели в 7 и 8 кл.

  1. учащихся с I группой здоровья – 25%
  2. учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности – 75%
  3. учащиеся – разрядники- 25%
  4. учащиеся – победители и призеры школьных соревнований (по легкой атлетике и лыжной подготовке) -  50%
  5. учащиеся – победители и призеры межпоселенческих  соревнований (по легкой атлетике и лыжной подготовке) – 45%
  6. учащиеся – победители и призеры районных соревнований (по легкой атлетике и лыжной подготовке) -  30%

Список литературы

  1. Артур Лидьярд, Гарт Гилмор, издательство "Физкультура и спорт", 1987
  2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. – СПб 1999.
  3. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М., 2002.
  4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.
  5. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1.
  6. Лукъянов В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. – Ставрополь, 2001.
  7. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2000.

Список Интернет ресурсов

  1. http://run-run.ru/
  2.  http://lot-marafon.narod.ru/
  3. http://www.fizkulturavshkole.ru/
  4. http://www.fizkult-ura.ru/
  5. http://athletics.in.ua/
  6. http://marafon.hut1.ru/

Приложение к программе

Разновидности бега

        Аэробный бег. Он немного более интенсивен, чем бег трусцой, но должен быть строго контролируем. Скорость таких пробежек должна быть ниже вашего максимального устойчивого состояния. Темп должен быть таким, чтобы вы не чувствовали изнеможения и не возникал значительный кислородный долг. Тщательно регулируемая программа аэробного бега — тренировка без перенапряжения — приведет к постепенному повышению максимального устойчивого состояния и соответственно прогрессивному увеличению темпа проводимого вами аэробного бега. Это одна из форм тренировки на выносливость; позднее к ней будут добавлены различные нагрузки для аэробной тренировки, во время которой вы будете намеренно превышать уровень максимального устойчивого состояния на ограниченное время или на ограниченной дистанции. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем повысить свое максимальное устойчивое состояние и развить способности переносить анаэробные упражнения, во время которых образуется незначительный кислородный долг.
     
Фартлек — шведское слово, обозначающее игру скоростей. Это бег с различной скоростью по лесным тропкам, паркам и пересеченной местности в зависимости от желания. Он совмещает в себе аэробную и анаэробную тренировку, обычно в зависимости от уровня подготовленности и возможностей бегуна в день занятий. Пробегите широким шагом небольшое расстояние, затем ускорьтесь, потом перейдите на бег трусцой, взбегите вверх по холму и т.д.

     Легкий фартлек — идеальное средство, помогающее восстановлению после тяжелой беговой работы и соревнований. Напряженный фартлек может быть использован для развития способностей к выполнению упражнений в анаэробном режиме.
     
Парный бег. Может быть использован для развития анаэробных способностей, скоростных возможностей и отшлифовки скорости в зависимости от количества бегунов, принимающих участие, пробегаемого расстояния и продолжительности каждого занятия. Он ценен потому, что представляет собой тренировку с элементами соревнования, и спортсмен, участвующий в ней, часто подсознательно использует дополнительные ресурсы. Это своеобразная форма соревновательных эстафет, в которой использованы заранее определенные дистанции по кругу. Бегуны продолжают соперничество с другими командами до тех пор, пока не будут остановлены сигналом в заранее определенное время, скажем через 4 мин.

      Контрольный бег. Такой бег достаточно полезен, поэтому надо включать его в занятия относительно часто. То же относится и к бегу на определенных дистанциях. Идея заключается в том, чтобы контрольный бег по длине составлял либо вашу соревновательную дистанцию, либо меньше — 600 и 700 м для бегуна на 800 м; или 1000 и 1200 м для бегуна на 1500 м; но полные дистанции для специализирующихся в беге на 3000 и 5000 м; и 5000 и изредка 10 000 м для специализирующихся в беге на 10 000 м. Контрольный бег на дистанциях, короче соревновательных, лучше из-за более высоких скоростей и образующегося в результате кислородного долга. Мастерам бега на 3000 м с препятствиями следует проводить контрольный бег на основной дистанции, но в большинстве случаев яму с водой следует заменять на еще одно препятствие. Контрольный бег следует проводить с усилиями, близкими к соревновательным, без ускорения в конце дистанции. Сильный бег в ровном темпе — таков правильный подход. С помощью контрольного бега можно определить, каково соотношение в вашей подготовленности скорости и выносливости, выявить слабые и сильные стороны, что необходимо изменять в тренировке, соревнования на каких дистанциях нужны, чтобы ликвидировать слабости и усилить сильные стороны.

      Отработка старта. Бегунам на средние дистанции это упражнение помогает улучшить реакцию и координацию движений, особенно при нестабильных интервалах между стартовыми командами. Старты нужно выполнять с пробеганием отрезков по 30, 40 и 50 м.

       Повторный бег. Он обычно используется для развития анаэробных возможностей путем изменения количества пробежек, длины дистанции, времени, с которым она пробегается, и интервалов между пробежками. Он называется интервальным, когда контроль за интервалами отдыха считается наиболее важным, но это не обязательно. Всякий раз, когда вы применяете эту форму тренировки, выполняйте пробежки по самочувствию, а не с заранее определенными параметрами или выберите другую форму анаэробной нагрузки. В повторных пробежках вы бежите до тех пор, пока не накапливается кислородный долг, который приводит к появлению утомления, это указывает на то, что показатель рН крови у вас понизился. Время пробегания отрезков и интервалов отдыха, число повторений и сама длина отрезков не слишком важны. Если к концу занятия вы понизите уровень рН в крови, то достигнете поставленной цели. Вы сами лучше всего определите, когда выполнили достаточную для себя нагрузку. Число повторных пробежек, приведенное в тренировочных программах, является лишь руководством того, к чему вам следует стремиться. К цифрам, приведенным в программах, не следует относиться как к догме.

       Бег для шлифовки скорости. Он включается в занятия тогда, когда еще не отпала необходимость выполнять некоторую анаэробную нагрузку, но пришла пора разумно уменьшить ее объем, повысив интенсивность. Если вы выполняете нагрузку 20 х 400 м, то для этого потребуется много времени и вы очень устанете; но если вы преодолеете 5 кругов по дорожке (т.е. 5х400 м), ускоряясь по 50 м на каждом 100-метровом отрезке, «прокатываясь» следующие 50, то всего выполните 20 пробежек, помогающих отшлифовать скоростные качества. Мышцы, выполнив беговую нагрузку, очень утомятся, но вся эта работа займет у вас минут 7 или около того. Такие пробежки оттачивают способность к анаэробной работе, не снижая хорошего общего состояния, к которому вы столь тщательно подходили. Такую форму нагрузки лучше всего использовать раз в неделю, лучше в начале недели.

      Расслабленный быстрый бег. Как и рекомендовано, просто бегите широко по предлагаемой дистанции и затем примерно такой же отрезок или больше преодолевайте легко или трусцой.

      Спринтерские рывки — серия спринтерских ускорений, перемежающаяся легким бегом для восстановления. Не слишком перенапрягайтесь, не мните себя лучшим спринтером мира.

      Взбегание вверх по холмам и бег с проталкиванием. Обе формы жизненно важны для развития гибких, мощных мышц и сухожилий, начиная от лодыжек и кончая тазобедренными. При выполнении первого вы взбегаете на довольно крутой холм, отталкиваясь большими пальцами ног, поднимая туловище как можно выше, приземляясь на большие пальцы. Продвижение вперед при этом минимально, необходимо концентрировать внимание на максимальном растягивании мышц ног и поднимании тела над землей. Бег с проталкиванием требует полного сгибания голеностопов на каждом шаге, высокого поднимания коленей. При этом движение направлено скорее вперед, чем вверх, находящаяся сзади нога должна быть максимально разогнута от бедра до большого пальца. В идеале на вершине холма необходима ровная площадка для легкого восстановительного бега, прежде чем вы начнете сбегать вниз и приступите к повторению. Если и у подножия холма имеется ровная площадка, можно использовать ее для спринтерских пробежек на различных отрезках, скажем по 50 м. Таким образом, это будет достаточно напряженная тренировка, ей должна предшествовать и ее заключать пробежка легкой спокойной трусцой в течение 15 мин, точно так же как и все другие занятия, включающие упражнения на развитие скоростных качеств.

         Скоростной бег. Пробегайте рекомендованную дистанцию, концентрируя внимание только на возможно более быстрой постановке стопы. Колено должно высоко подниматься, что будет означать выведение вперед бедер, при этом не стоит беспокоиться о длине шага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий по физической культуре

Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...

Программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов

Программа факультативных занятий "За здоровый образ жизни". Рекомендовано для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

Рабочая программа факультативных занятий по украинскому языку "Украинское правописание. Практикум".

Программа «Украинское правописание. Практикум.» факультативного курса по украинскому языку для обучающихся 5-9 классов. Данная программа занятий рассчитана на один год обучения, 35 часов, 1 час в неде...

Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...

Программа факультативных занятий для учащихся 5-х классов "Моя социализация"

курс занятий для учащихся 5-х классов, направленный на успешную социализацию в обществе....

Программа факультативных занятий для учащихся 6-7 кл

Рабочая программа факультативных занятий  для учащихся  6-7 классов, 35 учебных занятий, 1 час в неделю....