Элементы бально-рейтинговой оценки двигательной подготовленности студентов
методическая разработка по физкультуре на тему

Наиля Равильевна Шувалова

применение бально-рейтинговой системы двигательной  подготовленности студетов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_attestaciyu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Старицкий колледж»

         

Элементы рейтинговой системы оценки двигательной подготовленности студентов на уроках физической культуры.

                                                        ШУВАЛОВА Наиля Равильевна

Старица, 2011

В последние годы все больше поступает информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся

Разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология, увеличение потока информации, увеличение умственной нагрузки и другие объективные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека все в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание или недоедание, психическое перенапряжение. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем студентов, которые приходят в наше училище. Динамика общей заболеваемости характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Особенно высокими темпами растут хронические болезни систем кровообращения(высокое или низкое артериальное давление), костно-мышечной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта. В последнее время подавляющая часть патологий приходится на долю болезней органов дыхания. Очень высокие данные по таким заболеваниям как гайморит, тонзиллит, кариес, которые порой и являются первопричиной развития хронических заболеваний вышеназванных систем. Несмотря на прослеживающуюся в мире на протяжении последних 30-40 лет акселерацию в настоящее время у нас в стране число учащихся, соответствующих по физиологическим нормам своему биологическому возрасту снизилось до 50%, а число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. В итоге только 5-6% детей могут считаться условно здоровыми, то есть соответствуют своему биологическому возрасту и уровню физического развития.

Современное образование сегодня - это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от обучающихся значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на   систему физического воспитания учащихся. Всегда считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализацию его двигательного потенциала, эта система в настоящее время, к сожалению, не справляется со своим основным назначением - оздоровлением учащихся. Статистика неумолимо указывает на сохраняющуюся тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, особенно за последние 10-15 лет. Это касается в первую очередь их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста хронических заболеваний и других показателей.  Программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у школьников преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом   программы.

В основе глубокого кризиса, переживаемого в настоящее время всей системы физического воспитания, лежат, на наш взгляд, интенсивные социально-экономические преобразования в жизни общества, которые не могли не вызвать появившиеся в этой системе противоречия между:

1) необходимостью построения урока физической культуры как полноценной педагогической системы и отсутствием системного подхода в его организации;

2) необходимостью гармоничного физического развития детей и подростков и сохраняющейся в программах по физической культуре установки преимущественно образовательной направленности на "научение" школьников в первую очередь двигательным умениям и навыкам;

3) необходимостью поддержания и развития оздоравливающего эффекта воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма школьников, обеспечивающей их оптимальную работоспособность, и сохраняющейся чрезмерно спортивной направленности школьных программ по физической культуре;

4) необходимостью наличия оптимальной системы оценки двигательных способностей конкретного ученика на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой.

Эти и другие противоречия позволили нам рассмотреть проблему организации уроков физической культуры с позиций системного подхода.

Известно, что образовательный процесс представляет собой целостную педагогическую систему, основу которой составляют базовые системообразующие компоненты. Урок физической культуры   как основная форма физического воспитания учащихся не является исключением, выступая аналогичной педагогической системой с той же цепочкой базовых компонентов. При рассмотрении иерархических уровней в такой педагогической системе цель выступает их вершиной и началом, являясь своего рода стратегическим проектом конечного результата деятельности. Следующие за целью задачи в этой логике выполняют функцию комплекса направлений (в нашем случае - оздоровительных, образовательных и воспитательных), задающего определенный характер тактическим действиям, обеспечивающим достижение поставленной цели. Отбор материала, порядок его изложения, организационные формы, методы, приемы, система контроля и т.д. выступают содержательным компонентом в построении урока физической культуры как педагогической системы. И, наконец, логически выстроенный и реализованный порядок действий учителя обуславливает успешность достижения поставленной им цели, т.е. проектируемого результата деятельности. Данная иерархическая цепочка (цель - задачи - содержание и результат) в любой педагогической системе, включая урок физической культуры, представляется аксиомой, не требующей особых доказательств.

Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию учащихся, особенно последнего десятилетия, выявил наряду с разработками и внедрением в практику различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий отсутствие у урока физической культуры конкретной цели как исходного стратегического начала в педагогической системе, что противоречит основному принципу системности. Вместо нее предлагается, как правило, ряд задач: главных, основных и т.д. Однако задачи, какими бы они ни были, - лишь направление деятельности или тактика, которая, по существу, не может подменять собой стратегию. Наличие же в объяснительных записках подавляющего числа программ по физической культуре общей цели на сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физического воспитания представляется не более чем программным заявлением (или декларацией) в системе предполагаемого образовательного процесса. Следовательно, отсутствие конкретной цели у конкретного физкультурного занятия разрушает его как целостную педагогическую систему, лишая главного смысла.

Отдельный студент, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу разных причин, к которым чаще всего относятся индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх, и начинает испытывать в
первую очередь психологический дискомфорт: его заставляют выполнять это действие, стыдят, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят двойки в журнал, над ним начинают смеяться одноклассники. В ответ на это у ребенка появляется естественная защитная реакция - инстинкт самосохранения. Он начинает искать лазейки, чтобы этого не делать: лжет, несет "липовые" справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и т.д. Фатальная "неуспешность" снижает у такого ребенка мотивацию к занятиям. В результате у него формируется комплекс неполноценности, что влечет расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные соматические нарушения функций организма. Следовательно, цена, которую большее количество детей платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре, - показатели состояния их здоровья.

Таким образом, существующая в настоящее время в программах по физическому воспитанию жесткая регламентация двигательного материала на уроках физической культуры существенно ограничивает деятельность учителя в подборе упражнений, а ученику трудно их выполнить.

Нарушение иерархической цепочки компонентов построения урока физической культуры как педагогической системы привело к появлению определенного перекоса в постановке задач. Известно, что в условиях среднего специального учебного заведения основу системы физического воспитания учащихся составляет оздоровительная направленность ее организации. Исходя из этого положения, постановка задач на уроке физической культуры должна носить комплексный, здоровьесберегающий характер, где наряду с группой задач образовательной, как утверждает теория, непременно должны быть задачи оздоровительной, а также и воспитательной направленности.

Анализ   программ по физической культуре свидетельствует о явном доминировании в них группы задач образовательной направленности:    

  1. обучить двигательному действию;  
  2. закрепить двигательное умение;
  3. совершенствовать двигательные навыки и т.д.

Практика показывает, что на уроках с такой узкодидактической направленностью теряется декларируемая в концептуальных положениях этих же программ базовая идеологическая установка на гармоничность физического развития ребенка. Данное направление предполагает, прежде всего, качественные изменения жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем, а уже затем как производное физического развития, а не наоборот рост его двигательных умений и навыков. Кроме того, такая односторонняя постановка образовательной группы задач существенно ослабила на уроке физической культуры взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, превратив его, по существу, в "натаскивание" учащихся на выполнение заданных практических нормативов, что является, на наш взгляд, ложным   результатом.

С учетом тенденции ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков недопустимо ошибочным, по нашему мнению, является отсутствие в комплексе задач урока физической культуры задач оздоровительной направленности. Данное положение противоречит, во-первых, целевой установке любой программы по физической культуре, где в объяснительной записке выделено "...сохранение и укрепление здоровья ученика...", и, во-вторых, именно эта группа задач в зависимости от предлагаемой учителем физической нагрузки, в первую очередь способствует сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка.

Предметом особого беспокойства, на наш взгляд, является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры, которая также пока остается несовершенной. Практика показывает, что эта система достаточно громоздкая и носит, как правило, субъективный характер. Усредненные программные требования (знает, умеет, владеет) к такой оценке качества, как правило, не соответствуют индивидуальным возможностям организма детей. Оценить же отношение ребенка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнить то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет. Следовательно, освоение студентом в полной мере всего объема и теоретического, и практического материала на уровне "успешности", равно как и объективно оценить его старания, представляется маловероятным.

Таким образом, априорная "неуспешность" ученика на уроке физической культуры с обычными, а иногда и более низкими способностями и возможностями организма (как физическая, так и психологическая) на фоне отсутствия объективной оценки результатов деятельности существенно снижает его мотивацию к уроку и двигательной активности вообще.

Организация двигательного режима студентов на фоне современной интенсификации образовательного процесса как никогда требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития   молодого организма. В этой связи серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки в ходе учебно-воспитательного процесса в сравнении с умственной, которая откровенно превалирует. В существующем виде  программа по физической культуре с двумя часами в неделю (12-15% от общего бюджета времени всех дисциплин учебного плана) не может обеспечить должное физическое развитие детей в учебном процессе. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3-4 дня. Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленного организмом "про запас" для последующей мышечной работы потенциала и приводит к его утрате. Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в "исходное состояние", что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта. В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате эффективность такого урока физической культуры крайне низка.

Общеизвестно, что здоровье человека представляет собой многогранное состояние, формирование которого имеет временной диапазон и зависит от многих внутренних (генетических) и внешних (социальных) факторов, к которым относится и физическая нагрузка. Исследования показывают, что человек в процессе индивидуальной адаптации создает запасы (банк) двигательной памяти, составляющие основу приобретенных простых и сложных двигательных реакций. Возникшие в результате систематической физической нагрузки на клеточном уровне синтеза нуклеиновых кислот и белков биохимические и структурные изменения в организме предопределяют формирование долговременной и устойчивой его адаптации, иначе называемой системным структурным следом, представляющим собой определенный физиологический комплекс. Динамика компонентов этого комплекса обеспечивает существенное расширение функции клетки и тем самым увеличивает физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию организма человека к заданной физической нагрузке.

Необходимым условием формирования "физиологического структурного следа" является учет биологической закономерности развития детского организма. Данная закономерность характерна тем, что физическая нагрузка каждого последующего занятия физическими упражнениями должна приходиться на суперкомпенсаторную фазу, наблюдаемую в периоде восстановления. Тренирующий эффект этого занятия должен, по существу, закреплять "след" предыдущего, обеспечивая в итоге кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных устойчивых адаптационных перестроек функциональных систем организма ребенка. После прекращения действия характерной физической нагрузки на эти системы активность генетического аппарата в клетках, ответственного за адаптацию конкретных функциональных систем, резко снижается, что ведет к стиранию формирующегося "физиологического структурного следа", составляющего основу тренировочного эффекта урока. Установлено, что "фаза суперкомпенсации" возникает, как правило, на следующий день после активной физической нагрузки (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в случае, если разрыв между занятиями не будет превышать одного-двух дней, а количество занятий в неделю будет не менее трех-четырех.

Поэтому необходимо на уроках физкультуры создавать наиболее благоприятный психологический климат, применять личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных уровней и типов. Все эти параметры которые не только раскрепощают молодого человека,   повышают уровень его учебной мотивации, способствуют сохранению эмоциональной уравновешенности и повышение уверенности в собственных силах. Необходимость перехода к более гибкой системе оценивания очевидна для всех.

В каждой группе есть студенты с разной физической подготовленностью. Если проанализировать данные входного контроля, то по стандарту образования студент 1 курса   следующие результаты:

Скоростно-силовые качества: прыжки в длину с места:

На отметку «5» - 185 см.

                    «4» - 175см.

                    «3» - 165см.

                    «2» - 155см

В 1б группе  на отметку «5» выполняют тест только 3 студентки  ). на «4» -  2 – е   и такая же картина и по тестированию других двигательных качеств.

Таким образом, если оценивать студентов только  по контрольно - нормативным требованиям в пределах показателей госстандарта образовательной области "физическая культура", то подавляющее число учащихся были бы неуспевающими. Это вынудило меня применять в своей работе элементы рейтинговой системы оценки двигательной подготовленности студентов.

Основные преимущества рейтинговой системы оценивания можно сформулировать следующим образом:

- оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и ученика, т.к. каждый вид учебной деятельности предварительно оценен в некоторое количество баллов и существуют четкие критерии оценки успешности по её выполнению.

- неумение не наказывается, стимулируется процесс освоения того или иного двигательного действия – конечный итог определяется в виде суммирования всех набранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов;

Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по предмету «Физическая культура».

 Весь программный материал по предмету за семестр рассматривается как нечто целое, равное 100 баллам. Перевод баллов в оценки пятибалльной системы осуществляется следующим образом:
ОТЛИЧНО - от 85 до 100 баллов;
ХОРОШО - от 65 до 84 баллов;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - от 35 до 65 баллов;
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - 35 балл и менее.
Рейтинговая система включает следующие основные разделы:
· Контроль текущей работы студентов.
· Формирование итоговой оценки по предмету.
Итоговый балл студента   складывается из суммы баллов, полученных в течение семестра по всем видам занятий и баллов.
Например.

Таким образом, система рейтинговой оценки позволяет получать более объективную информацию об уровне освоения конкретным учеником образовательной области "физическая культура" с учетом его индивидуальных способностей, а также особенностей и возможностей организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 269 с.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры, 1993, № 4, с. 21-22.

3. Бойков Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженеров-электромехаников водного транспорта: Автореф. канд. дис. Омск, 2001, с. 20-68.

4. Кончиц Н.С. Физиологические основы индивидуализации процесса физического воспитания студентов: Автореф. докт. дис. Томск, 1989, с. 29-43.

5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания в 1-11-х классах. М., 2004. - 126 с.

6. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М., 2001. - 128 с.

7. Арзамазов А., Зайдинер М.  Рейтинговая система оценки знаний// Школьные технологии. №5 1998 с.187

8. Науменко Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков// Школьные технологии. № 2, 2006, с. 183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (таблицы, методика оценивания и техника выполнения контрольных испытаний – тестов, сценарий )

Данная разработка составлена на основе многолетних наблюдений и исследований по показателям физической подготовленности учащихся 2-11 классов. Для определения уровня физической подготовки у школьников...

Примерные показатели двигательной подготовленности

По этим нормативам я оцениваю учащихся 6-8 классов. Это не эталлон, но проверено годами на мои учащихся....

Самостоятельная работа студентов в рамках применения бально-рейтинговой системы для средних специальных учебных заведений

Взгляд на новые стандарты обучения предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с у...

Методическая разработка "Бально - рейтинговая оценка компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой".

Цель исследования: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу "Легкая атлетика" предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средства...

Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Проблема оценивания знаний студентов встает перед каждым преподавателем. Современные требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за...

Бально-рейтинговая система по дисциплине "Физическая культура"

Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения студентов по дисциплине физическая культура в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение теоретически...

Оценка физической подготовленности студентов СПО.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПО....