Совершенствование технических элементов в баскетболе на основе личностно-ориентированного подходе
статья по физкультуре по теме

Материал с которым я выступал на конкурсе педмастерства (г.Курган,2008. 2 место.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Краснонивинская средняя общеобразовательная школа»

Шадринского района

Курганской области

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Совершенствование технических элементов в

баскетболе на основе личностно- ориентированного

подхода»

                                                                                     Выполнил: Симаков Александр Иванович

учитель физической культуры

                                                                                     МОУ «Краснонивинская средняя

общеобразовательная

                                                                           школа» Шадринского района

                                                                                     Курганской области.

-2 0 0 8 г.-

Совершенствование технических элементов в баскетболе

на основе личностно- ориентированного подхода.

          Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в которой отмечается, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению задачи роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно-ориентированного подхода. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Совершенно очевидно, что реализация личностно ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника.

В системе школьного физкультурного образования самым перспективным является разработка программ по следующим направлениям:

- базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным образовательным стандартом);

- оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской группы учащихся);

- профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности);

- адаптивная физическая культура (для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии).

Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности.

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности учителей. Возможность творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также является критерием оценки их эффективности.

Целесообразность применения инноваций в массовой практике подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной экспертизы они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Четкое представление о содержании и критериях инновационных технологий, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.

Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников.

Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее успешному выполнению какого-либо вида физической активности. Критериями для подобного распределения могут быть: пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения и т.д. Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов. Данный подход должен отражаться в поставленных задачах урока, которые реализуются через различные упражнения, имеющие свою сложность и целенаправленность, в зависимости от поставленной задачи. Чтобы урок по разделу «Баскетбол» или даже тренировочное занятие состоялся в полном объеме и имел свое логическое начало и продолжение, необходимо всегда начинать свое занятие с элементов баскетбола. Особое внимание необходимо уделять тому фактору, чтобы баскетбольный мяч был у каждого обучающегося. Начало занятия для ученика должно проходить в постоянном контакте с мячом. Ученик с первых минут занятия должен почувствовать, что он находится именно на уроке по баскетболу. Даже если учитель физической культуры не является специалистом в области спортивных игр, он может включать упражнения с мячом в простейшие обще-развивающие упражнения из раздела по легкой атлетике.

Примеры1:

  1. Мяч за спиной + бег с захлестыванием голени назад.
  2. Шаг-подскок + мяч под ногой.
  3. Бег на носках с прямыми ногами + мяч вокруг корпуса.
  4. Вышагивание в наклоне + мяч под ногами «восьмеркой».
  5. Семенящий бег на пятках + подбрасывание мяча из-за спины через голову вперед, ловя мяч спереди.
  6. Бег с высоким подниманием бедра + мяч вокруг корпуса.
  7. Движение в и.п упор присев сзади, мяч на животе + по свистку короткое ускорение.

          Как правило, в школах недостаточная материальная база для изучения спортивных игр. Можно наблюдать такую картину: учитель изучает со своими подопечными раздел «Баскетбол» используя один мяч на протяжении всего урока, когда в классе присутствует 12-15 человек. И весь урок сводится к тому, что с начала и до конца занятия проходит двусторонняя игра. В случае, когда учитель не имеет возможности обеспечить каждого ребенка баскетбольным мячом, есть множество способов, приемов и упражнений для того, чтобы создать высокую плотность урока, при которой занятие будет выглядеть как настоящий урок по изучению баскетбола.

Примеры (упражнения в группах по три и более человек):

  1. Передача мяча в тройках со сменой мест («восьмерка») – обучающиеся становятся в треугольник у лицевой линии площадки,  игрок в середине делает передачу партнеру и выполняет движение в сторону передачи, забегая партнеру за спину и выполняя короткое ускорение в сторону кольца. Получивший мяч партнер проделывает то же с третьим игроком.
  2. «Передачи в трапеции»
  3. «Кто больше передач»
  4. Разновидности «пятнашек»
  1. «пятнашки» с ведением
  2. «пятнашки» в парах с гимнастической палкой
  3. «пятнашки» пасом

          Необходимо отметить, что баскетбол – очень динамичная, эмоциональная, требующая больших энергозатрат игра. С тех пор, как было установлено, что процесс обучения тесно связан с физическим, умственным и эмоциональным утомлением, будет неразумным продолжать занятие после появления соответствующих признаков утомления. Не следует превращать урок баскетбола в бессмысленную «беготню» по площадке с мячом от одного кольца к другому. Хороший учитель должен прекрасно видеть тот момент в занятии, когда необходима определенная пауза, чтобы восстановить силы. Эта пауза не должна превращаться в пустое сидение на скамейке.

          Следует уделить особое внимание такому разделу в подготовке спортсменов-баскетболистов как общая физическая подготовка. Баскетбол – жесткая игра, и игроки должны быть в прекрасной физической, психической и моральной кондиции, если они хотят показать все, на что они способны.

          Вряд ли найдется другая игра, сравнимая с баскетболом по напряженности. Нужно согласиться с тем фактом, что от играющих в баскетбол требуется особое сочетание физических качеств: скоростная выносливость, силовая выносливость, координационные умения и навыки, а также особый склад игрового мышления. Выше говорилось об особой динамике игры в баскетбол, во время игры вся команда игроков находится в постоянном напряжении, как физическом, так и психологическом, что предусматривает хорошее психофизическое состояние.

Примеры:

  1. И.п в упоре на бедрах через гимнастическую скамейку, прогибаясь в спине выполняется передача мяча двумя руками от груди партнеру.
  2. Группа учащихся выстраивается в колонну по одному лицом к баскетбольному щиту, 1-й игрок подбрасывает мяч в щит и становится в конец колонны, 2-й игрок ловит мяч в воздухе, и не приземляясь, выполняет передачу в щит и т.д.
  3. ОРУ с использованием л/а барьеров, гимнастических снарядов.
  4. ОРУ на развитие брюшного пресса, выполняя после наклона передачу мяча двумя руками.

          Учащиеся должны быть заняты все время, независимо от продолжительности занятия. Учитель должен обучать во время занятия, и этому надо отдавать все свое внимание. Если вы отвлекаетесь, вы не можете рассчитывать на полное внимание детей  к выполняемой работе. Поэтому надо исключать любые возможности для отвлечения внимания.

          Для уменьшения утомляемости во время занятия можно включать в обучающий элемент урока общеразвивающие упражнения на развитие координационных способностей учащихся. Всем хорошо известно, что баскетболист без хорошей координации – это всегда слабое звено для команды. Элемент развивающей координационной направленности можно включать как в начало занятия, при выполнении так называемой «разминки баскетболиста», так и в промежутках между упражнениями с высокой интенсивностью. Общеразвивающие упражнения на развитие координационных способностей могут быть простыми и чуть сложнее, в зависимости от уровня, которым владеют учащиеся при изучении баскетбола.

Примеры:

  1. Подбрасываем мяч вверх - три хлопка ладонями (спереди, сзади, спереди) – поймать мяч
  2. Подбрасываем мяч вверх – махи левой, правой ногой и хлопки под ними – поймать мяч
  3. Подбрасываем мяч вверх – принять и.п упор присев – встать и поймать мяч
  4. Подбрасываем мяч вверх – поворот вокруг своей оси на 3600 – поймать мяч  (следующий поворот в другую сторону)
  5. И.п стоя к стене спиной на расстоянии от нее 2-3 м – подбрасываем мяч вверх – быстро развернуться и коснуться стены спиной – вернуться на исходное положение и поймать мяч.
  6. И.п мяч за спиной стопы чуть шире плеч – мяч под ногами с отскоком от пола – поймать спереди и наоборот.

Эти упражнения можно использовать также и для уменьшения плотности урока, динамической нагрузки занятия.

Пришло время для широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно-спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней мере три очевидных преимущества в планировании физической активности учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии; стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое образование; организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.


1 – все приведенные в тексте примеры сопровождаются видеоматериалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода

доклад и презентация на педсовете "Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода"...

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода....

совершенствование технических элементов в баскетболе.

план-конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 5-ых классов...