ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (основная школа)
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

Казанцев Олег Геннадьевич

 

Каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение главной цели развития отечественной системы школьного об­разованияформирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Цельшкольного образования по физической культуре– формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической куль­туры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной школеданная цель конкрети­зируется: учебный процесс направлен на формирование ус­тойчивых мотивов и потребностейшкольников в береж­ном отношении к своему здоровью, целостном развитии фи­зических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового обра­за жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следу­ющие задачи:

  1. укрепление здоровья, развитие основных физических ка­честв и повышение функциональных возможностей орга­низма;
  2. формирование культуры движений, обогащение двига­тельного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техни­ческими действиями и приемами базовых видов спор­та;
  3. освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формирова­нии здорового образа жизни;
  4. обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими уп­ражнениями;
  5. воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учеб­ной и соревновательной деятельности.

 

1. Основные требования стандарта второго поколения

к программам основного общего образования по физической культуре

 

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, программы основного общего образования в сво­ем предметном содержании должны быть направлены на:

•  реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

  • реализацию принципа достаточности и сообразнос­ти, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формиро­вания познавательной и предметной активности уча­щихся;
  • соблюдение дидактических правил от тесанного к не­известному и от простого к сложному, которые ле­жат в основе планирования учебного содержания к ло­гике поэтапного его освоения, перевода учебных зна­ний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие вза­имосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

•  усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкуль­турно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, са­мостоятельных занятиях физическими упражнениями.

            Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность,  которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школь­ного образования активное освоение данной деятельности поз­воляет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражне­ния и двигательные действия, но и успешно развивать психи­ческие процессы и нравственные качества, формировать со­знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

В соответствии со структурой двигательной (физкультур­ной) деятельности примерные программы основного общего образования по физической культуре должны включать в себя три основных учебных раздела:

  • «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),
  • «Способы дви­гательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности),
  • «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной актив­ности человека и может включать в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Фи­зическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укреп­ления здоровья средствами физической культуры. Кроме это­го, здесь могут раскрываться основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведе­ния самостоятельных занятий физическими упражнени­ями, даются правила контроля и требования техники безопас­ности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) дея­тельности» можетсодержать задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы за­нятий физической культурой. Этот раздел соотносится с раз­делом «Знания о физической культуре» и может включать в себя те­мы «Организация и проведение самостоятельных занятий фи­зической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем яв­ляется перечень необходимых и достаточных для самостоя­тельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, должен быть ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физи­ческую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел может включать в себя несколько тем, например: «Физкультурно-оздо­ровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная дея­тельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь обычно даются комплексы упражнений из современ­ных оздоровительных систем физического воспитания, помо­гающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упраж­нения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в фи­зическом развитии и в состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физи­ческое совершенствование учащихся и обычно включает в себя сред­ства общей физической и технической подготовки. В качест­ве таких средств в программе могут предлагаться физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спор­та (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта как правило раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» помо­жет подготовить школьников к предстоящей жизни, качест­венному освоению различных профессий. Решение этой зада­чи обычно предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способа­ми, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физичес­кой подготовки учащихся и, как правило, включает в себя физические уп­ражнения на развитие основных физических качеств. Эта те­ма, в отличие от других учебных тем, носит лишь относитель­но самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физичес­кое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упраж­нения часто распределяются по разделам базовых видов спорта и группируются по признаку направленности на развитие со­ответствующего физического качества (силы, быстроты, вы­носливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических ка­честв, исходя из половозрастных особенностей учащихся, сте­пени освоенности ими упражнений, условий проведения уро­ков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается в бесснежных районах РФ заменять освоение темы «Лыжные гонки» углубленным изучением со­держания других тем.

В свою очередь, тему «Плавание» можно вводить в учеб­ный процесс при наличии соответствующих условий и мате­риальной базы по решению местных органов управления об­разованием за счет регионального или школьного компонента.

В«Тематическом планировании» обычно излагаются темы ос­новных разделов программы и приводится характеристика де­ятельности учащихся. Данная характеристика ориентирует учителя на те результаты педагогического процесса, которые должны быть получены как итог освоения содержания учеб­ного курса.

 

2. Формы организации и планирование образовательного процесса ФК

в соответствии с требованиями стандартов второго поколения

 

Основными формами организации образовательного процес­са в основной школеявляются:

 

  • уроки физической культуры,
  • физ­культурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня,
  • спортивные соревнования и праздники,
  • занятия в спор­тивных секциях и кружках,
  • самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями (домашние занятия).

 

Уроки физичес­кой культуры –это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

 

В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

  1. Уроки с образовательно-позна­вательной направленностью.
  2. Уроки с образовательно-обучаю­щей направленностью.
  3. Уроки с образовательно-тренировоч­ной направленностью.

 

При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как

  • комплексные(с решением нескольких педагогических задач);
  • целевые(с преимущественным решением одной педа­гогической задачи).

 

Уроки с образовательно-познавательной направлен­ностьюдают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных заня­тий, обучают навыкам и умениям по их планированию, про­ведению и контролю. Важной особенностью этих уроков яв­ляется то, что учащиеся активно используют учебники по фи­зической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ра­нее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, форми­рования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспо­собности, активности процессов внимания, памяти и мышле­ния. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также ин­дивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответ­ственно образовательный и двигательный компоненты. Обра­зовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств уча­щихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланирован­ных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необхо­димо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), кото­рая по своему характеру должна соотноситься с задачами дви­гательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной час­ти отводится на решение соответствующей педагогической за­дачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части уро­ка зависит от продолжительности основной части, но не пре­вышает 5-7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностьюиспользуются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совер­шенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техни­ки их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по ти­пу комплексных уроков с решением нескольких педагогичес­ких задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершен­ствование;
  • планирование освоения физических упражнений согла­совывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с за­кономерностями постепенного нарастания утомления, возни­кающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществля­ется после решения задач обучения в определенной последо­вательности:

                 1) гибкость, координация движений, быстрота;

                 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способ­ности);

                 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направлен­ностьюиспользуются для развития физических качеств и про­водятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущест­венно как целевые уроки и планируются на основе принци­пов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соот­ношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специ­альной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного резуль­тата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической под­готовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уро­ках с образовательно-тренировочной направленностью уча­щихся обучают способам контроля величины и функциональ­ной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физи­ческой нагрузки в течение всей основной части урока;
  • планирование относительно продолжительной заклю­чительной части урока (до 7-9 мин);
  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных со­кращений и индивидуального самочувствия.

В целом каждый из типов уроков физической культуры но­сит образовательную направленность и по возможности дол­жен активно включать школьников в различные формы само­стоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домаш­них занятий, при выполнении которых они закрепляются.

Согласно Базисному учебному плану на обязательное изу­чение всех учебных тем программы отводится 350 ч, из рас­чета 2 ч в неделю с Vпо IXкласс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, инди­видуальных педагогических технологий и подходов, програм­ма предусматривает выделение определенного объема учебно­го времени – 20 % (70 часов) от объема времени, отводимо­го на изучение раздела «Физическое совершенствование».

 

  1. Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

(для основного общего образования)

 «Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые долж­ны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию:

 

  1. Оценка успешности овладения программным содержанием
  2. Установка минималь­ного содержания образования, которое в обязательном поряд­ке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

 

Результаты освоения программного материала по предме­ту «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – част­ное –  конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способнос­тей учащихся, проявляющихся в активном применении зна­ний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках обра­зовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности челове­ка, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия самораз­вития и самореализации человека, расширяющего сво­боду выбора профессиональной деятельности и обес­печивающего долгую сохранность творческой актив­ности;
  • понимание физической культуры как средства органи­зации здорового образа жизни, профилактики вредныхпривычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здо­ровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные воз­можности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявле­ние осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результа­ты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознан­ное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполне­ния заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, уме­ние организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использова­ние занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетически­ми канонами, формирование физической красоты с по­зиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекатель­ностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адек­ватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжела­тельной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержа­ние и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргу­ментировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разно­образных форм занятий физической культурой, их пла­нирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оз­доровительной физической культуры, активное их ис­пользование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной дея­тельности;
  • владение способами наблюдения за показателями инди­видуального здоровья, физического развития и физи­ческой подготовленности, использование этих показате­лей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобрета­ется и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях твор­чески их применять при решении практических задач, свя­занных с организацией и проведением самостоятельных заня­тий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической куль­туры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укрепле­нием здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здо­рового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культу­рой, доброжелательное и уважительное отношение к за­нимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважи-тельное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила иг­ры и соревнований.

          В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учеб­ные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспе­чивать безопасность мест занятий, спортивного инвен­таря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и прово­дить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зави­симости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физичес­ких упражнений и режимы физической нагрузки в за­висимости от индивидуальных особенностей физичес­кого развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать уп­ражнения координационной, ритмической и пластичес­кой направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физичес­кой подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показате­лей физического развития и осанки, объективно оцени­вать их, соотнося с общепринятыми нормами и пред­ставлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятий­ным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий фи­зическими упражнениями, аргументированно вести диа­лог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гим­настики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направлен­ностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных осо­бенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по ос­воению новых двигательных действий и развитию ос­новных физических качеств, контролировать и анализи­ровать эффективность этих занятий.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в по­ложительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведе­ния занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержа­ния занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной де­ятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкуль­турно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуа­ции во время совместных занятий физической культу­рой и спортом, разрешать спорные проблемы на осно­ве уважительного и доброжелательного отношения к ок­ружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать опти­мальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со­хранять при разнообразных формах движения и пере­движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, лег­ко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных сис­тем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физи­ческой культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формули­ровать цель и задачи совместных с другими детьми за­нятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оз­доровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы по­ведения и взаимодействия с партнерами во время учеб­ной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных дви­гательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физи­ческих упражнений различной функциональной направ­ленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способнос­ти (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Материально-техническое оснащение учебного процесса

по предмету «Физическая культура»

(согласно стандарту второго поколения для основного общего образования)

 

пп

Наименование объектов и средств

 материально-технического ос нащения

Необходимое количество

Примечание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

1.1

Стандарт основного общего образования по ФК

Д

Стандарт по ФК, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по ФК (спортивного зала)

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования ФК (базовый уровень)

 

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по ФК (профильный уровень)

 

1.4

Примерная программа по ФК основного общего образования

Д

1.5

Примерная программа по ФК среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

 

1.6

Примерная программа по ФК среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

 

1.7

Авторские рабочие программы по ФК культуре

Д

1.8

Учебник по ФК

К

В библиотечный фонд вводят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ

1.9

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

Г

Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек

1.10

Научно-популярная и художественная литература по ФК, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.11

Методические издания по ФК для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные наглядные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

 

2.2

Плакаты методические

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей ФК, спорта и олимпийского движения

Д

 

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

Д

 

3.2

Аудиозаписи

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4

Технические средства обучения

4.1

Телевизор с универсальной приставкой

Д

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Д

 

4.3

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

Аудиоцентр с возможностью использования CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей

4.4

Радиомикрофон (петличный)

Д

 

4.5

Мегафон

Д

 

4.6

Мультимедийный компьютер

Д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудиовидеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.7

Сканер

Д

 

4.8

Принтер лазерный

Д

 

4.9

Копировальный   ап­парат

Д

Может входить в матери­ально-техническое осна­щение образовательного учреждения

4.10

Цифровая   видеока­мера

Д

Может входить в матери­ально-техническое осна­щение образовательного учреждения

4.1 1

Цифровая фотокаме­ра

Д

 

4.12

Мультимедиа проек­тор

Д

 

4.13

Экран   (на   штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х1,25

5

Учебно-практическоеи учебно-лабораторное оборудование

Гимнастика

5.1

Стенка  гимнастичес­кая

Г

 

5.2

Бревно гимнастичес­кое напольное

Г

 

5.3

Бревно гимнастичес­кое высокое

Г

 

5.4

Козел   гимнастичес­кий

Г

 

5.5

Конь гимнастический

К

 

5.6

Перекладина гим­настическая

Г

 

5.7

Брусья  гимнастичес­кие разновысокие

Г

 

5.8

Брусья  гимнастичес­кие параллельные

Г

 

5.9

Канат для лазанья с механизмом крепле­ния

Г

 

5.10

Мост    гимнастичес­кий подкидной

Г

 

5.11

Скамейка  гимнасти­ческая жесткая

Г

 

5.12

Скамейка гимнасти­ческая мягкая

Г

 

5.13

Комплект навесного оборудования

Г

В комплект входят перек­ладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер   с   набо­ром    тяжелоатлети­ческих гантелей

Г

 

5.15

Скамья атлетическая вертикальная

Г

 

5.16

Скамья атлетическая наклонная

Г

 

5.17

Стойка для штанги

Г

 

5.18

Штанги тренировоч­ные

Г

 

5.19

Гантели наборные

Г

 

5.20

Вибрационный трена­жер М. Ф. Агашина

Г

 

5.21

Коврик гимнастичес­кий

К

 

5.22

Станок хореографи­ческий

Г

 

5.23

Акробатическая  до­рожка

Г

 

5.24

Маты   гимнастичес­кие

Г

 

5.25

Мяч набивной (1  кг, 2 кг, 3 кг)

Г

 

5.26

Мяч малый (теннис­ный)

К

 

5.27

Скакалка   гимнасти­ческая

К

 

5.28

Мяч малый (мягкий)

К

 

5.29

Палка   гимнастичес­кая

К

 

5.30

Обруч  гимнастичес­кий

К

 

5.31

Коврики массажные

Г

 

5.32

Секундомер  настен­ный с защитной сет­кой

Д

 

5.33

Пылесос

Д

Для влажной уборки за­ла и спортивного инвен­таря

5.34

Сетка для  переноса малых мячей

Д

 

Легкая атлетика

5.35

Планка для прыжков в высоту

Д

 

5.36

Стойки для прыжков в высоту

Д

 

5.37

Барьеры   легкоатле­тические     трениро­вочные

Г

 

5.38

Флажки     разметоч­ные на опоре

Г

 

5.39

Лента финишная

Д

 

5.40

Дорожка   разметоч­ная  для  прыжков  в длину с места

Г

 

5.41

Рулетка измеритель­ная (10 м, 50 м)

Г

 

5.42

Номера нагрудные

Г

 

Спортивные игры

5.43

Комплект щитов бас­кетбольных с коль­цами и сеткой

Д

 

5.44

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

 

5.45

Мячи баскетбольные

Г

 

5.46

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

 

5.47

Жилетки   игровые  с номерами

Г

 

5.48

Стойки    волейболь­ные универсальные

Д

 

5.49

Сетка волейбольная

Д

 

5.50

Мячи волейбольные

Г

 

5.51

Сетка для переноски и  хранения  баскет­больных мячей

Д

 

5.52

Табло перекидное

Д

 

5.53

Ворота   для    мини-футбола

Д

 

5.54

Сетка для ворот ми­ни-футбола

Д

 

5.55

Мячи футбольные

Д

 

5.56

Номера нагрудные

Г

 

5.57

Компрессор для на­качивания мячей

Д

 

Туризм

5.58

Палатки   туристские (двухместные)

Г

 

5.59

Рюкзаки туристские

Г

 

5.60

Комплект туристский бивуачный

Д

 

Измерительные приборы

5.6.1

Пульсометр

Г

 

5.6.2

Шагомер   электрон­ный

Г

 

5.6.3

Комплект    динамо­метров ручных

Д

 

5.6.4

Динамометр   стано­вой

Д

 

5.6.5

Ступенька     универ­сальная   (для   степ-теста )

Г

 

5.6.6

Тонометр  автомати­ческий

Д

 

5.6.7

Весы медицинские с ростомером

Д

 

Средства доврачебной помощи

5.6.8

Аптечка     медицин­ская

Д

 

Дополнительный инвентарь

5.6.9

Доска аудиторная с магнитной    поверх­ностью

Д

Доска должна быть пе­редвижная и легко пере­мещаться по спортивно­му залу

6

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Спортивный зал иг­ровой

 

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гим­настические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, ту­алетами для мальчиков и девочек

6.2

Спортивный зал гим­настический

 

С раздевалками для маль­чиков и девочек (шкафчи­ки, мягкие гимнастичес­кие скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.3

Зоны рекреации

 

Для проведения динами­ческих пауз (перемен)

6.4

Кабинет учителя

 

Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шка­фы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

Подсобное помеще­ние   для    хранения инвентаря и обору­дования

 

Включает в себя стелла­жи, контейнеры

7

Пришкольный стадион (площадка)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

 

7.2

Сектор для прыжков в длину

Д

 

7.3

Сектор для прыжков в высоту

Д

 

7.4

Игровое    поле   для футбола (мини-фут­бола)

Д

 

7.5

Площадка     игровая баскетбольная

Д

 

7.6

Площадка     игровая волейбольная

Д

 

7.7

Гимнастический   го­родок

Д

 

7.8

Полоса препятствий

Д

 

7.9

Лыжная трасса

Д

С небольшими отлогими склонами

7.10

Комплект  шансовых инструментов      для подготовки  мест за­нятий на спортивном стадионе

Д

 

 

Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (26-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в таблице использо­вана следующая система условных обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально ого­воренных случаев);

К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реаль­ной наполняемости класса);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме: Рассказ "Медведь зимой".

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Медведь зимой"....

Буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч,]( второй урок) УМК "Школа России"

Материал можно использовать на втором уроке обучения грамоте по теме "Буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч,]" ....

Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".

Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

          Актуальным является формирование ответственности с первых дней обучения. Ребёнок, перешагнув порог школы уже возлагает на себя ответственность: вовремя приходить школу, выполнять указания уч...

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

Виды оценивания в условиях ФГОС второго поколения (основное общее образование)

Предлагаю на обсуждение свою методическую наработку....

Конспект урока по физической культуре - второй класс.

Конспект урока проведённого в 2 «в» классе.  Цель:     Развивать двигательные качества и способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся....