Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников
методическая разработка по физкультуре на тему

Материал представляет собой описание педагогического опыта учителя  физической культуры по теме "Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannoe_razvitie_dvigatelnyh_kachestv.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная Знаменская школа»

Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников

Митрофанов Виктор Алексеевич

учитель физической культуры

       

с. Знаменка

2012

       Тема опыта: «Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников».

Условия возникновения опыта. Опыт формировался в условиях сельской малокомплектной  школы на уроках физической культуры  с  2008 года.

Для диагностики уровня развитие двигательных качеств у младших школьников были проведены тестовые исследования.  Данные предварительной диагностики проведенной в 2008-2009 учебном году отражены в таблице 1.

            Таблица 1.

Изучение уровня развития двигательных качеств у младших школьников 2 класса в 2008 - 2009 учебном году

    уровни                         мотивации                

  классы

1-уровень

(в %)

2-уровень

(в %)

2

58

42

3

55

45

4

64

36

       Автора опыта заинтересовала проблема  достижения всеми обучающимися нормативного уровня физической подготовленности. Для достижения этого необходимо, чтобы каждый занимающийся получал нагрузку, адекватную его физическому состоянию исходя из возрастных особенностей.

      Детей младшего школьного возраста особенно в период с 8 до 12 лет можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств.

       Поскольку уровень физической подготовленности и физического развития неодинаков, то величина нагрузки должна быть различной. Причем, это касается внешних параметров нагрузки (время, количество повторений, скорость передвижения и т.д.), в то время как внутренние параметры ( физиологическая реакция организма) должны быть одинаковы для всех занимающихся.

Актуальность опыта. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является
основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности. Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов, дифференцированного развития двигательных качеств у младших школьников.  Таким образом, дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре является актуальным.

 Опыт работы способствует разрешению противоречий:

  1. между необходимостью достижения всеми обучающимися нормативного уровня физической подготовленности и уровнем реальной физической подготовленности и физического развития отдельно взятого школьника;
  2. между теоретической разработанностью этих важных вопросов и их адаптацией к учебному процессу.

В результате противоречия выявляется проблема: как с помощью дифференцированного развития двигательных качеств в ходе учебного процесса сформировать у обучающихся  их высокий уровень.

      Теоретическая база данного опыта опирается на работы ряда ученых и авторов, изучающих данный вопрос: Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт,
1987, Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993, Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978,
Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. -
1996., Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975, Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. – 1996, Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей //Физическая культура в школе. - 1994.

Выявленные противоречия позволили сформулировать цель и задачи.

Цель: всестороннее гармоничное развитие личности учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, создавать основу для дальнейшего совершенствования двигательной культуры.
  2. Развивать основные физические качества.
  3. Укреплять здоровье детей,  повышать работоспособность и решать другие оздоровительные задачи.

Тема дифференцированного развития двигательных качеств у младших школьников, общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Какие двигательные способности развивать? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникли передо мной при изучении данной проблемы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки. Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд.

Представленная вашему вниманию Программа дифференцированного развития двигательных качеств у младших школьников направлена на достижение всеми учащимися нормативного уровня физической подготовленности.

Школьники могут иметь высокий уровень развития одних двигательных качеств и низкий уровень других. Поэтому распределение по группам подготовленности следует осуществлять по аждому двигательному качеству отдельно. Для развития силы распределения по группам подготовленности следует осуществлять по каждому двигательному качеству отдельно.

Для развития силы распределения по группам должно быть отдельным по каждой мышечной группе, так как различные мышечные группы у различных школьников развиваются неравномерно. Один школьник может иметь высокий результат в сгибании-разгибании рук в упоре и низкий результат в поднимании туловища из положения лежа на спине.

ВАРИАНТЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Направленность

Вариативный фактор

Стабильный фактор

Силовая

Величина сопротивления (условия выполнения)

ПМ-                      3-12

Интенсивность  70-75

Процентов от максимальной,       2-3 серии, интервалы отдыха 40-60с.

Скоростно-силовая и скоростная

Максимальная интенсивность (снижение интенсивности не более 5 процентов), длина отрезка, количество повторений в одной серии

Интервалы отдыха для полного восстановления, количество повторений 3-5

Выносливость

Скорость передвижения

Интенсивность на уровне ЧСС 140-160 уд/мин, время 5-12 минут.

Гибкость

Максимальная амплитуда

Количество повторений 25-35 раз

Ловкость

Сложность двигательных заданий

Время выполнения, интервалы отдыха до полного восстановления.

Наблюдения за обучающимися на протяжении 4 лет показали, что  выполнение силовых упражнений с интенсивностью 70-85 процентов от максимальной укрепляет мышечный корсет, способствует улучшению функции «Мышечного насоса» и обменных процессов в целом. Все силовые упражнения должны выполняться до отказа, что позволит наиболее эффективно развивать силовые способности. Таким образом все школьники должны выполнять упражнения в диапазоне 8-12 пм (повторых максимума). Это важно достичь при помощи варьирования величины сопротивления. Поскольку все силовые упражнения выполняются младшими школьниками без отягощения (в сопротивлении весу собственного тела), то величину сопротивления можно дифференцировать, изменяя условия выполнения.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

возраст

уровень

Условия вполнения

СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК В УПОРЕ ЛЕЖА

7-8 лет

Высокий

Средний

Низкий

Руки и ноги на полу

Руки в упоре (Н=30см), ноги на полу

Руки на упоре (Н=60см) сил, ноги на полу

Руки на упоре

9-10 лет

Высокий

Средний

Низкий

Руки на полу, ноги на упоре (Н=30см) сил, ноги на полу

Руки на упоре (Н=60см) сил, нои на полу

Руки на упоре

ПОДНИМАНИЕ ТУЛОВИЩА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ

 7-8 лет                                                    

Высокий

Средний

Низкий

Лежа на полу, руки за головой

Лежа на полу, руки на груди

Лежа на полу, руки  

9-10 лет

Высокий

Средний

Низкий

Лежа через скамейку, руки за головой

Лежа на полу, руки за головой

Лежа на полу, руки на груди

ПОДНИМАНИЕ НОГ,

В ВИСЕ НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ

7-8 ЛЕТ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Поднимание и опускание прямых ног до угла 90

Поднимание согнутых ног, с выпрямлением на уровне 90 и опускание

Поднимание и опускание согнутых ног

9-10лет

Высокий

Средний

Низкий

Поднимание прямых ног до максимального уровня  и опускание

 Поднимание  и опускание прямых ног до угла 90

Поднимание согнутых ног, с выпрямлением на уровне 90 и опускание

ПРОГИБАНИЕ ТУЛОВИЩА В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА

7-8 лет

Высокий

Средний

Низкий

Лежа через скамейку, руки на голове

Лежа на полу, руки за голову

Лежа на полу, руки на груди

9-10 лет

Высокий

Средний

Низкий

Лежа через скамейку, руки выпрямлены вперед

Лежа через скамейку, руки за головой

Лежа на полу, руки за головой

Примечание: в случаях, когда школьник не может выполнить упражнение 10ПМ в уазанных условиях предлагается еще более легкие.

При развитии выносливости у младших школьников необходимо помнить о том, что в этом возрасте следует развивать аэробный компонент выносливости. Для развития аэробной выносливости еще нет существенных предпосылок и поэтому ее целенаправленное развитие нецелесообразно.

Как известно, для развития аэробной выносливости подходят упражнения умеренной интенсивности (ЧСС 130-150 уд/мин) продолжительностью более 5 минут. Некоторые авторы предлагают  дифференцировать нагрузки по времени. Однако,  в этом случае школьники будут выполнять упражнение с различной интенсивность. Например: более сильные при ЧСС 110 уд/мин, а слабые 170 уд/мин. Соответственно, направленность работы будетразличной. Поэтому для упражнений «на выносливость» диффренцирование можно осуществлять только по скорости передвижения.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Возраст

Уровень

Скорость

Длина круга на площадке

Длина круга в спортзале

Время пробегания

7-8 лет

9-10лет

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

2,5 м/с

2,1 м/с

1,75 м/с

2,9м/с

2,5м/с

2,1м/с

200м

170м

140м

200м

170м

140м

70м

60м

50м

70м

60м

50м

80с/28с

80с/28с

80с/28с

80с/28с

80с/28с

80с/28с

Для развития скоростно-силовых способностей используются физические упражнения, характеризующиеся максимальным проявлением силы в минимальный отрезок времени ( прыжки, метания и др.). Оптимальная интенсивность должна быть 95-100 процентов от максимальной, т.е. снижение интенсивности не должно превышать 5 процентов. Иначе будут развиваться не скоростно-силовые качества, а скоростно- силовая выносливость.

Поэтому одним из важнейших условий является обеспечение максимальной интенсивности. Скоростно-силовые упражнения в данном режиме младшие школьники могут выполнять без значительного снижения интенсивности около 6-12 раз в одной серии. Как правило, проводится 2-3 серии. Исследования показали, что более подготвленные школьники могут сохранять максимальную интенсивность больше количество повторений, чем более слабые. Поэтому оптимальное количество повторений зависит от уровня подготовленности.

ВАРИАНТЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ НАГРУЗОК

Возраст

Уровень

Количество повторений в серии прыжки

Количество повторений в серии

Метания мяча

Количество повторений в серии метания мяча 150г.

7-8 лет

9-10лет

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

6

7

6

10

9

8

10

9

8

12

11

10

12

11

10

14

13

12

Нагрузки скоростной направленности характеризуются максимальной интенсивностью. Для того, чтобы в каждой попытке школьники старались реализовать свои скоростные возможности нужны достаточные мотивационные предпосылки. Создать необходимый эмоциональный фон позволяет использование соревновательного метода.

Чтобы у школьников был интерес к соревновательной деятельности, соперничество должны быть между приблизительно равными по подготовленности детьми. Поэтому состав забегов определялся таким образом, чтобы в них были школьники, относящиеся к одной группе подготовленности.

Эффективность упражнений, направленных на развитие гибкости зависит от амплитуды выполнения и количества повторений. При движениях конечностями количество поторений должно быть не менее 15-20, при движениях туловищем – 25-30 раз. Выполнение меньшего количества повторений не дает достаточного тренировочного эффекта, увеличение приводит к переутомлению опорно-двигательного аппарата. Таким образом, дифференцирование нагрузок «на гибкость» по количеству повторений невозможно.

Все упражнения долны выполняться по максимальной амплитуде (до появления слабых болевых ощущений). Дифференцировать упражнения «на гибкость» можно по внешним параметрам интенсивности (амплитуде движений). Чем ыше уровень гибкости, тем больше должна быть амплитуда.

Так как в условиях общеобразовательной школы невозможно точно проконтролировать амплитуду во время выполнения двигательного задания, то приходится ограничиваться методическими приемами. Для облегчения визуального контроля следует разделить класс на группы.

Некоторые физические упражнения носят комплексный характер, то есть направленный на развитие двух и более двигательных качеств. Их использование целесообразно как с точки зрения физиологического воздействия, так и с целью экономии учебного времени.

УПРАЖНЕНИЯ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.Упражнения, направленные на развитиесилы и гибкости

- поднимание туловища из положения лежа на спине в положении сидя с последующим наклоном вперед до максимального уровня.

- поднимание туловища из положения лежа на спине, во время отдыха наклоны вперед.

- Поднимание ног до угла 90 в висе, во время отдыха прогибание туловища стоя, спиной к гимнастической лестнице.

- Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, во время отдыха покачивания в положении упор сидя сзади.

- Прогибание туловища в положении лежа на животе до максимального возможного уровня.

- Из и.п. лежа на спине, достать ногами пол за головой.

- Отведение прямых ног назад в висе лицом к гимнастической лестнице, во время отдыха наклоны вперед.

2.Упражнения, направленные на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств.

- бег с перепрыгиванием через гимнастические скамейки.

- Бег с перепрыгиванием через гимнастическую скамейку боком (напрыгивание-спрыгивание).

- Бег в сочетании с прыжками вверх по сигналу или на установленный ориентир.

- Бег в сочетании с прыжками на одной ноге (50-100м бег, 10-15м прыжки).

3.Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств и ловкости.

- прыжок в глубину – отскок с поворотом на 90 (180) градусов.

- Прыжок в длину с места на заданное расстояние.

- Прыжок в длину – отскок с хлопком руками ( над головой, за спиной).

- Метание мяча (150г) на заданное расстояние.

- Метание мяча (150г) по вертикальным и горизонтальным мишеням.

- Челночный бег, бег змейкой, бег по кочкам.

 

Представленный опыт работы свидетельствует,  что  систематичность, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья младших школьников, помогают в решении вышеуказанных задач.

Библиографический список

1.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
2.Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с
3.Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- є5-6. - С.41.
4.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
5.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
6.Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
7.Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - є7. - С. 2-5.
8.Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - є1. - С. 7-9.
9.Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - є2. - С.2.
10.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П.
11.Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
12.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
13.Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. - 1994. - є1. - С. 43.; є2. - С. 32.; є3. - С. 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - средство развития двигательных качеств младших школьников

Развитие двигательных качеств младших школьников посредством игры....

Развития двигательных качеств младших школьников в виде игровой деятельности.

Даная статья акцентирует внимание на важную роль урока физической культуры в жизни ребёнка. В ней описывается как игровой вид деятельности влеяет на развитие детей. Наводятся примеры того, что игра на...

Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Актуальность  опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;-  повыш...

развитие физических качеств у младших школьников

По моим наблюдениям реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников.         Эта про...

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников...