Програма и контрольно-тематическое планирование для 5 классов на 3 часа
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) на тему

В программе имеются элементы единоборства, мини-футбола и плавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klassy_2011.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Утверждено»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2011г. №1

Введено приказом от 29.08.2011г. №1

Директор школы

___________   Мазитов Р.Р.

Рабочая программа

               по предмету физическая культура

               для 5-х классов (3 часа в неделю, 105 ч в год)

Составитель: Константинов Олег Владимирович (учитель физической культуры, высшей квалификационная категория)

«Согласовано»

Заместитель директора  ________  Журавлёва Н.А.  от 29.08.2011г.

                                         

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от 28.08.2011г. №1

 Руководитель МО ________   Третьякова И.М. от 28.08.2011г.

г. Набережные Челны

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса физической культуры для  5 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом программы основного общего образования по физической культуре, с указанием количества часов по темам, а также контрольных нормативов.

При разработке программы учитывались также психолого – педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовки по физической культуре.  Рабочая программа  составлена на основе учебной программы «Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального образовательного стандарта РТ  и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

  Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105  часов в год.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови тельную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре шением следующих основных задач, направленных на:

•        укрепление здоровья, содействие гармоническому физическо му развитию;

  обучение жизненно важным двигательным умениям и навы кам;

  1. развитие двигательных (кондиционных и координационных)способностей;
  2. приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  3. воспитание потребности и умения самостоятельно занимать ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  4. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз витие психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими уп ражнениями и спортом, должна создавать максимально благо приятные условия для раскрытия и развития не только физиче ских, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития систе мы физического воспитания в школе должны лежать идеи лич ностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенси фикации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов ное совершенствование личности, формирование у учащихся по требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор мирование гуманистических отношений, приобретение опыта об щения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддер жания высокого уровня физической и умственной работоспособ ности,- состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Содержание программного материала состоит из двух основ ных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Осво ение базовых основ физической культуры объективно необходи мо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонен та невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударст венного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере фи зической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической куль туры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способ ностей детей, региональных, национальных и местных особенно стей работы школ.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Решение задач физического воспитания учащихся направле но на:

  1. содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи тание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  2. обучение основам базовых видов двигательных действий;
  3. дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференци рования основных параметров движений) и кондиционных(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;        
  4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы ор ганизма, развитие волевых и нравственных качеств;
  5. выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  6. углубление представления об основных видах спорта, сорев нованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  7. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физичес кими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  8. выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  9. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  10. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопо мощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  11. содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:

Знать:

  1. основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
  2. особенности развития избранного вида спорта;
  3. педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
    занятий физическими упражнениями с разной функциональ ной направленностью;
  4. биодинамические особенности и содержание физических уп ражнений общеразвивающей и корригирующей направленно сти, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  5. физиологические, основы деятельности систем дыхания, кро вообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  6. возрастные особенности развития ведущих психических про цессов и физических качеств, возможности формирования ндивидуальных черт и свойств личности посредством регу лярных занятий физической культурой;
  7. психо - функциональные особенности собственного организма;
  8. индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физи ческой подготовленности;
  9. способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудова ния, принципы создания простейших спортивных сооруже ний и площадок;
  10. правила личной гигиены, профилактики травматизма и ока зания доврачебной помощи при занятиях физическими уп ражнениями.

Уметь:

•        технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  1. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложе ния;
  2. разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подби рать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  3. контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, доби ваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  4. управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  5. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  6. пользоваться современным спортивным инвентарем и обору дованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в рав номерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (де вочки); после быстрого разбега с 9- 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту спо собом «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением рит ма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов раз бега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движу щейся цели с 10—12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через коз ла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию дви жений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), со стоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки впе ред и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (маль чики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по уп рощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных фи зических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самосто ятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, коорди нации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила само контроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнова нии по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; уча ствовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопаснос ти, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятель ность, выдержку и самообладание.

Физические  

 способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, сек Прыжок в длину с места,                    см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой,      кол-во раз

12

180

------

165

18

К выносливости

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин 50 сек

16 мин 30 сек

10 мин 20 сек

21 мин 00 сек

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, сек

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

5

1

Базовая часть

78

1.1

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Ес тественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физичес кую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных ак тов. Значение нервной системы в управлении движениями и ре гуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствова ние соответствующих физических функций организма. Планиро вание и контроль индивидуальных физических нагрузок в процес се самостоятельных занятий физическими упражнениями и спор том различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и само обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы органи зации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направ ленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и вы полнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных дей ствий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленно сти. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физически ми упражнениями, контролю за функциональным состоянием ор ганизма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникнове ния и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учи теля на уроках физической культуры.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в програм ме начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья уча щихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в па рильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3—7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной мас сы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других ан тропометрических показателей. Приемы самоконтроля физичес ких нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координа ционной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

Баскетбол: Стойки  игрока.  Перемещения  в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:5, 3:3

Волейбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

Бег с ускорениями, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки. Нижняя прямая подача мяча через сетку Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Комбинации       из       освоенных

элементов техники перемещений и владения мячом.

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов), Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

Мини-футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.

21

1.3

Гимнастика с элементами ак робатики

Строевой шаг,   размыкание и смыкание на месте. Сочетание различных положений рук, ног, туловища.

Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах.

Мальчики: ОРУ с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Махом одной и     толчком другой подъем переворотом в упор; махом  назад соскок;    сед ноги   врозь, из   седа   на бедре соскок поворотом.

Девочки: ОРУ с обручами, булавами, большим мячом, палками. наскок прыжком в   упор   на нижнюю жердь;    соскок с поворотом; размахивание  изгибами;  вис лежа;  вис присев.

Прыжок ноги врозь (козел в ширину,  высота 100-110 см). Два кувырка вперед слитно;  мост из положения

стоя   с   помощью. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

12

1.4

Плавание. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.    Координационные упражнения на суше.

6

1.5

Легкая атлетика

Спринтерский бег: Высокий старт. Бег с ускорением. Бег в равномерном темпе до 12 мин. Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега. Прыжки в высоту с 3—5 шагов  разбега. Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м, в   горизонтальную   и   вертикальную     цель (1x1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и  на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей. Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п, в цель и на дальность (обеими руками).

21

1.6

Лыжная подготовка

Одновременный двухшажный   и бесшажный ходы.  Подъем «елочкой». Торможение и поворот    упором. Прохождение дистанции 3,5   км.   Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

18

2

Вариативная часть

27

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

Элементы единоборств

Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки

Подвижные игры. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах

Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом        

15

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению од ного или нескольких видов спорта 

Баскетбол: Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быст-рым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола

12

Итого

105


Календарно-тематический план

Константинова Олега Владимировича

учителя физической культуры  на 2011/2012 учебный год

План составлен на основе учебной программы «Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов»

(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011)

             

предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов  в неделю

Учебники

Физическая культура

5а, 5б, 5в

105

3

Физическая культура. 5-7 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011

Методическая тема на 2011/2012 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

«Совершенствование методической работы в образовательном учреждении, как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования».

«Обеспечение профессионального роста учителя в повышении качества образования черз совершенствование учебно-воспитательного процесса».

«Использование спортивных игр в физическом воспитании детей и подростков для повышения качества образования»

Рассмотрено                                          Согласовано

на заседании МО                                      заместитель директора

протокол от 28.08.2011 г. № 1                                                ____________Журавлёва Н.А.

руководитель МО ___________ Третьякова И.М.            

                                                                                                   дата 29.08.2011г.

 дата 28.08.2011г.

Календарно-тематическое планирование   по физической культуре  5 класс (3 ч в неделю, всего 105 часов)

№ уроков

Изучаемый раздел, тема учебного

  материала

Количество  часов

Календарные

сроки

Фактические сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

5 а

5 б

5 в

5 а

5 б

5 в

Знания

Умения

Навыки и

способы

деятельности

I четверть       Легкая атлетика – 15 часов

1

Высокий   старт

от 10 до 15 м

1

Знать.Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организ ма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; прави ла соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических уп ражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направ ленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта

Измерение результатов;  подача команд; демонстрация упражнений;  помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Пра вила самоконтроля и гигиены

Смотри уровень физической подготовленности учащихся

2

Бег с ускорением от 30 до 40 м

1

3

Скоростной бег до 40 м

1

4

 Бег на результат 60 м

1

5

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин

1

Уметь бегать в равно мерном темпе до 20 минут

Смотри уровень физической подготовленности учащихся

6

 Бег на 1000 м

1

7

6-минутный бег, м

1

8

Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега

1

Уметь прыгать в длину с разбега

Мальчики: 340,320, 300

Девочки: 300,280,260

9

Прыжок в длину способом «согнув ноги»,

1

10

Прыжок с 7-9 шагов разбега.

1

11

Прыжок в высоту с 3—5 шагов  разбега

1

Уметь прыгать в высоту с разбега

Уметь метать малый мяч

 

12

Прыжок в высоту «перешагиванием»

1

13

Метание   теннисного мяча с места на дальность отскока от стены,

1

14

Метание   теннисного мяча с места на заданное расстояние,

1

15

Метание   теннисного мяча с разбега

1

Оценить метание малого мяча на дальность

Элементы единоборств  9 часов

16

Стойки и передвижения в стойке

1

Знать.Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий.

Гигиена борца.

Влияние заня тий единоборствами на организм человека.

Уметь принимать стойку для схватки

Подготовка мест занятий.

Выполнение обязаннос тей командира отделения, помощника судьи.

17

Стойки и передвижения в стойке

1

18

Освобождение от захватов

1

Уметь освобождаться от захвата

Оценить освобождение от захватов

19

Приемы борьбы за выгодное положение

1

20

Борьба за предмет

1

21

Упражнения по овладению приемами страховки

1

Уметь группироваться при падении

22

Захваты рук и туловища.

1

23

Захваты рук и туловища.

1

Оценить захваты рук и туловища.

24

Подвижные игры: «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики»,

1

II четверть      Элементы единоборств  6 часов

25

Силовые упражнения и единоборства в парах

1

Знать.Оказание первой помощи при травмах

Упражнения в парах, овладение приемами стра ховки, подвижные игры

Ока зание помощи слабоуспевающим товарищам в ов ладении программным материалом

Оценить захваты рук и туловища.

Смотри  уровень физической подготовленности учащихся

26

Стойки и передвижения в стойке

1

Уметь принимать стойку для схватки

27

Захваты рук и туловища.

1

28

Освобождение от захватов

1

29

Приемы борьбы за выгодное положение

1

30

Подтягивание:

Мальчики высокая перекладина;

Девочки из положения лёжа

1

Гимнастика – 12 часов

31

Инструктаж по ТБ.                    Строевые упражнения

1

Знать.Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений,

\

Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Уметь выполнять опорный прыжок,

Уметь выполнять кувырки вперед и назад

Значение гимнастических упражнений

для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки

 

Оценка техники выполнения строевых приёмов

Оценка техники выполнения опорных прыжков

Оценка техники выполнения акробатических элементов

Смотри  уровень физической подготовленности учащихся

32

Перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении.

1

33

Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении

1

34

Опорный прыжок

1

35

Опорный прыжок

1

36

Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись.

1

37

 Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись.

1

38

Акробатика. Строевой шаг

1

39

Акробатика. Строевой шаг

1

40

Кувырок вперед

1

41

Кувырок вперед и назад

1

42

Наклон вперёд из положения сидя, см

1

Плавание. 6 часов

43

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди.

1

Знать.Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных      способностей. Правила соревнований правила судейства Техника безопасности при проведении занятий плаванием.

Уметь определять победителя.

Уметь осуществлять самоконтроль

Помощь в подготовке места проведения занятий, инвентаря, в организации и проведении соревнований.

44

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на  спине

1

45

Специальные плавательные упражнения для изучения брасса.

1

46

Упражнения по совершенствованию техники плавания и развитие двигательных способностей

1

47

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди.

1

48

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на  спине

1

III четверть Лыжная подготовка 18 часов

49

Попеременный двухшажный    и одновременный бесшажный  ходы.

2

Знать. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта.. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Уметь передвигаться лыжными ходами

Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами

50

51

Прохождение    дистанции 3 км

1

Уметь подниматься «полуёлочкой»

52

Подъем  «полуелочкой».

2

53

Уметь тормозить плугом

54

Прохождение    дистанции 3 км

1

55

Торможение «плугом».

Повороты переступанием

2

Уметь проходить дистанцию в равномерном темпе

56

57

Прохождение    дистанции 3 км

1

Оценка техники вы-полнения ходов

58

Подъем  «полуелочкой».

2

59

Оценка техники вы-полнения  подъем  «полуелочкой»

60

Прохождение    дистанции 3 км

1

61

Попеременный двухшажный    и одновременный бесшажный  ходы.

2

62

63

Прохождение    дистанции 3 км

1

Без учёта времени

Оценка техники вы-полнения торможение «плугом».

64

Торможение «плугом».

Повороты переступанием

2

65

66

Прохождение    дистанции 3 км

1

Волейбол 10 часов

67

Стойка игрока.

1

Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр

68

Перемещение в стойке.

1

69

Передача двумя руками сверху на месте

1

Оценка техники передачи в двойках после перемещения

70

Подвижные игры с эле ментами волейбола

1

71

Передача двумя руками сверху в парах

1

72

Прием мяча снизу двумя руками над собой.

1

73

Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку

1

Оценка техники нижней прямой подачи

74

Нижняя прямая подача с 3-6 м

1

75

Нападающий удар из 3 зоны.

1

Оценка техники нападающего удара

76

Правила игры в волейбол Эстафеты.

1

Баскетбол 5 часов

77

Баскетбол. Инструктаж по ТБ.

1

Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды.

Оценка техники пере движений, остановок, поворотов и стоек

Оценка техники ловли и передачи мяча

78

Стойка и передвижения игрока.

1

79

Ведение мяча на месте

1

80

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах.

1

81

Игра в мини-баскетбол

1

IV Четверть. Баскетбол 12 часов

82

Баскетбол. Инструктаж по ТБ.

1

Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

 

83

Стойка и передвижения игрока.

1

84

Ведение мяча на месте

1

85

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах.

1

86

Игра в мини-баскетбол

1

87

Ведение мяча в движении шагом.

1

88

Остановка прыжком.

Челночный бег 3х10м

1

Смотри  уровень физической подготовленности учащихся

89

Бросок двумя снизу в движении.

1

Оценка техники броска с места и в движении

90

Бросок двумя руками от головы с места.

1

91

Ведение мяча с изменением скорости.

1

Оценка техники ведения  мяча

92

Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате.

1

Оценка техники ловли мяча

93

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в круге.

1

Мини-футбол 6 часов

94

Ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов);

1

Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника, передачи, ведения мяча; тактика нападений (расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Уметь играть в мини-футбол, выполнять правильно технические действия

Помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Правила самоконтроля

95

удары с места и в движении

1

96

остановка катящегося мяча

1

Оценка техники остановки мяча

97

групповые и индивидуальные тактические действия

1

98

специальные упражнения и технические действия без мяча;

1

99

игра по правилам.

1

Легкая атлетика – 6 ч

100

Инструктаж по ТБ. Спринтер ский бег. Высокий старт до 10м.

1

Знать. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой Влияние легкоатлетических упражнений на закрепление здоровья и основные системы организ ма;

Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта

Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации,

Смотри  уровень физической подготовленности учащихся

Мальчики: 

340,320, 300

Девочки: 

300,280,260

101

Бег с ускорением. Специальные беговые упражнения

1

102

Бег на результат 60 м. Эстафеты.

1

103

Прыжок в длину с 5-7 беговых шагов способом «согнув ноги»

1

104

Прыжок в длину с 5-7 беговых шагов способом «согнув ноги»

1

105

Прыжок в длину с 5-7 беговых шагов способом «согнув ноги»

1


Уровень физической подготовленности учащихся        11-12 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное упражнение (тест)

Воз-

раст,

лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м,

с

11

12

6,3 и выше

6,

6,1-5,5

5,8-5,4

5,0 и ниже

4.9

6,4 и выше

6,3  .

6,3-5,7

6,2-5,5

5,1 и ниже

5,0

2

Координационные

Челночный бег

3х10 м, с

11

12

9,7 и выше

9,3

9,3-8,8

9,0-8,6

8,5 и ниже

8,3

10,1 и выше

10,0

9,7-9,3

9,6-9,1

8,9 и ниже

8,8

3

Скоростно-силовые

Прыжки в

длину с

места, см

11

12

140 и ниже

145

160-180

165-180

195 и выше

200

130 и ниже

135

150-175

155-175

185 и выше

190

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

900 и менее

950

1000-1100

1100-1200

1300 и выше

1350

700 и ниже

750

850-1000

900-1050

1100 и выше

1150

5

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя, см

11

12

2 и ниже

2

6-8

6-8

10 и выше

10

4 и ниже

5

8-10

9-11

15 и выше

16

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине  из виса (мальчики) кол-во раз

На низкой перекладине из виса лёжа (девочки) кол-во раз

11

12

1

1

4-5

4-6

6 и выше

7

 

4 и ниже

4

10-14

11-15

19 и выше

20

  1. Уровни физической подготовленности учащихся соответствуют следующим оценкам:

Низкий – 3

Средний – 4

Высокий - 5


Критерии оценивания теорию физической культуры

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  1. Знать основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
  2. особенности развития избранного вида спорта;
  3. педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
    занятий физическими упражнениями с разной функциональ ной направленностью;
  4. биодинамические особенности и содержание физических уп ражнений общеразвивающей и корригирующей направленно сти, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  5. физиологические, основы деятельности систем дыхания, кро вообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  6. возрастные особенности развития ведущих психических про цессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регу лярных занятий физической культурой;
  7. психо - функциональные особенности собственного организма;
  8. индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физи ческой подготовленности;
  9. способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудова ния, принципы создания простейших спортивных сооруже ний и площадок;

правила личной гигиены, профилактики травматизма и ока зания доврачебной помощи при занятиях физическими уп ражнениями.

Оценка «4» ставится:

если ответ удовлетворяет основным требованиям и ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Ответ содержит неточности в изложении материала, фактов, определения понятий, объяснение взаимосвязей и выводов. Неточности исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка«3» ставится:

если большая часть ответа удовлетворяет требованиям и ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы и допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или последовательности изложения материала, затрудняется в показе на примерах.

Оценка «2» ставится:

если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Источники информации и средства обучения

Литература для учителя

Литература для ученика

  1. Физическая культура. 5-7 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011
  2. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 10-11 кл. - М., 2011.
  3. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2009.
  4. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М., 2008.
  5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2008.
  6. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2009.
  7. Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2008.
  8. Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М.,2007.
  9. -Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2008.
  10. Журнал «Физическая культура в школе». стр.58

  1. Физическая культура. 5-7 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование 5 класс 3 часа

КТП 5 класс   3 часа в неделю Пояснительная записка к планированию...

Тематическое планирование 11 класс (2 часа) по Угриновичу

Тематическое планирование 11 класс (2 часа) по Угриновичу...

Тематическое планирование 5 класс.3 часа.

Тематическое планирование с учетом климатических условий : отсутствуют разделы " Плавание " и " лыжная подготовка....

Тематическое планирование 2 класс 3 часа (Лях)

Тематическое планирование для 2 класса, 3 часа в неделю автор Лях. Планирование с домашним заданием по новым ФГОС....

Тематическое планирование 3 класс 3 часа (Лях)

Тематическое планирование на 3 часа в неделю, новые ФГОС. Домашние задание, автор Лях...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (2 часа)

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2.(издательство: Москва «Просвещение», 2010г.); авторской программы В...

Тематическое планирование 9 класс 68 часов (Н.Д. Угригнович)

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, ...