Проблема двигательной активности младших школьников
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_dvigatelnoy_aktivnosti.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема двигательной активности младших школьников

Падерин Александр Федорович,

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №67 Г.Томска

Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др. Поэтому основными задачами учителя физической культуры являются: научить детей сознательно относиться к своему здоровью, к выполнению тех или иных физических упражнений и  знать свой организм.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее действие. Под воздействием движений улучшаются функции сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, может привести к эмоциональной напряженности, к нарушению обмена веществ, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательных систем и, следовательно, к снижению работоспособности.

К сожалению, современные младшие школьники мало двигаются. Это связано с интенсивным учебным трудом, с большим объемом домашних заданий, дополнительными занятиями после школы и др. Времени не хватает на прогулку и участие в подвижных играх со сверстниками. Именно поэтому в оздоровительных целях в школах должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движениях. Для реализации этой потребности учащиеся должны активно двигаться в течение дня на менее двух часов. Такой объем двигательной активности складывается из участия в комплексе мероприятий дня МАОУ СОШ №67: в проведении утренней гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на перемене, трех уроков физкультуры в неделю, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Именно уроки физкультуры отличаются от общеобразовательных эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья. На уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами.

Одним из действующих рычагов активизации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке физической культуры в начальной школе является  соревновательно - игровой метод. Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового различия.

Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач повышения двигательной активности, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребенка.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М «Просвещение» 2010
  2. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М. Айрис пресс 2004
  3. Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М Чистые пруды 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - средство развития двигательных качеств младших школьников

Развитие двигательных качеств младших школьников посредством игры....

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.

Этот материал  поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

Двигательная активность младших школьников (методические рекомендации)

         Методические рекомендации "Двигательная активность младших школьников" содержат теоретическую базу по вопросам физического развития и двигательной активности у...

«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»

laquo;Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»...