Методическая разработка по теме: "Здоровьесберегающие технологии, использование подвижных игр на занятиях".
методическая разработка по физкультуре по теме

     Мотивационная сфера младших школьников достаточно сложна. Социальные мотивы учебной деятельности, в начале обучения преобладают у многих. Они настолько значимы для ребенка, что могут обеспечить его положительное отношение к деятельности, с которой он мало знаком, непосредственный интерес к которой у него отсутствует. В это же самое время присутствуют и мотивы получения высокой отметки, игровой и особенно учебной.

     Наиболее ценным является собственно учебный мотив: интерес для ребенка представляет сам процесс свладения новыми знаниями, умениями, образовательными технологиями.. Дети, которые успевают плохо, не только на первом, но и на втором году обучения интересуются учебной деятельностью как игрой. Дети у которых до школы был очень силен социальный мотив, часто теряют интрес к учебе уже к концу первого класса, если учебный мотив к этому времени не созревает. Теряют интерес к школьному обучению и те дети, чья учебная мотивация не удовлетворяется в деятельности класса, чье интеллектуальное развитие намного опережает интеллектуальное развитие сверстников.

     Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

Собственно элементарные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove-sberegayushchie_tehnologii.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

(Использование подвижных игр на переменах)

  1. Здоровьесберегающая деятельность

     Диспанцеризация 2002 года показала, что нынешние дети менее здоровы.

       С рождения до семилетнего возраста – 15% детей имеющих проблемы со здоровьем,

С 15  до 17 лет – 22% (каждый пятый имеет хроническое заболевание), а в Санкт-Петербурге 27%.

     Здоровье учащихся разрушает

  1. Наследственность                  20-25%,
  2. Экологическая  обстановка  15-20 %,
  3. Состояние здравоохранения  8-10%,
  4. Образ жизни (школа 20-40%)    55%.

        Здоровье – многомерное понятие, это полное физическое, душевное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

     В школе на здоровье учащихся влияют:

  1. Характер оценивания учителями работы учеников,
  2.  Не соответствующие технологии,
  3. Не соблюдение санитарно-гигиенических правил,
  4. Не достаточная грамотность родителей.
  5. Провалы в обучении физического воспитания.

Здоровьесберегающая деятельность учителя заключается в:

  1. рациональном чередовании учебной нагрузки,
  2. включении в урок приемов психологической разгрузки,
  3. включении  в урок динамических нагрузок,
  4. соблюдении требований СанПин к состоянию учебных помещений,
  5. введение динамических перемен.

На сколько учебный процесс обеспечивает качество жизни учащихся по аспектам (нравственному, физическому, психологическому, социальному)?

 « Наша школа не учит самому главному – быть счастливым человеком», - эта мысль академика Д.С.Лихачева, высказанная им однажды в интервью, должна стать для нас одним из оснований в организации работы с детьми.

  1.  Динамические перемены

Одной из форм организации физкультурно-массовой работы в режиме школьного дня являются подвижные игры. Они проводятся в группах продленного дня перед самостоятельной подготовкой домашних занятий, а также очень эффективны на удлиненных переменах. Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалками, лазание и перелезание, элементы танцев, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и другое. Продолжительность подвижных перемен  15-45 минут. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на учителей и учащихся дежурных классов. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, форма и организация проведения должны быть вариативными.

  1. Подвижные игры

Прятки наоборот

     Эта веселая игра для большой компании. Игроки закрывают глаза и громко считают до сорока, а ведущий прячется. Через некоторое время один игрок отправляется искать ведущего (а все остальные в это время  так же громко считают до сорока). Если игрок успевает найти ведущего, то прячется вместе с ним. Если нет – выходит из игры. Затем ведущего ищет следующий игрок. И так далее. В конце остается один игрок, который  разыскивает целую толпу детей спрятавшихся весте с ведущим (обычно их выдает хихиканье).

Охота  Французская игра

     Нужно не меньше 10 игроков. 1 из них - охотник. Все становятся в кружок вокруг него. Он подбрасывает мяч вверх, игроки разбегаются. Когда мяч отскочит от земли, охотник ловит его и кидает в любого игрока. Если промахивается, то бежит за мячом и бросает оттуда, где найдет. В кого попал мяч, тот становится собакой охотника – может ловить мяч и кидать охотнику. Игроки тоже могут ловить мяч и «отбивать собак». Собака, в которую попал игрок, снова становится игроком.

Неправильный хор

     Каждый игрок вспоминает любую песню. Главное хорошо знать все слова. Ведущий хлопает один раз – и все начинают петь, но только про себя. После один раз. И тут же надо снова петь про себя, Побеждает тот, кто допоет до конца и ни разу того, кА ведущий хлопнет два раза, надо продолжать петь вслух, как можно громче. Очень сложно не сбиться и не перепутать слова. А хитрый ведущий может опять хлопнуть один раз. И тут же надо снова петь про себя. Побеждает тот, кто допоет до конца и ни разу не собьется.

Школа   Эстонская игра

     На земле или полу рисуется игровое поле из 10 квадратиков-классов. Считалочкой выбирают учителя. Он вытягивает сжатые кулаки вперед (в одной руке у его камешек). Ученик должен угадать, в какой руке камешек. Если угадал, то бросает камешек с черты в квадратик первого класса. Если попал, то угадывает снова. И так до первой ошибки. Потом очередь переходит к следующему ученику, и так по кругу. Когда подходит очередь, ученики начинают с тог места, на котором ошиблись. Выигрывает тот, кто раньше всех «закончит школу».

Салки – замиралки

     Для этой игры нужно не меньше 6 человек. Чертится игровое поле 10 на 10 метров. Считалочкой выбирают водящего. Если много играющих, то выбирают больше водящих -  по одному на каждую пятерку игроков. По команде водящие начинают гоняться за игроками, стараясь их осалить. Осаленный игрок должен замереть. Его может «спасти» другой игрок, прикоснувшись к нему. Когда все игроки осалены – игра закончена.

Угадай слово!

      Встаньте в круг. В центре круга – ведущий с мячом в руках. Он называет любую тему (например, «животные» или «растения») и кидает мяч кому-то из игроков. При этом ведущий говорит первую часть слова, относящегося к выбранной теме, а игрок, который ловит мяч, должен догадаться, что это за слово. Не угадал – выходит из круга. В конце игры остается один победитель.

Колпак

Эта игра для 4 и более человек. Нужно склеить из картона  2 колпака и вырезать 20 колей такого размера, чтобы они могли надеваться на колпак. Игроки делятся на 2 команды. Каждой команде выдается колпак и 10 колец. По одному игроку из каждой команды надевают колпаки и отходят от команды на 5 шагов. По сигналу игроки каждой команды начинают набрасывать кольца на колпак своего соратника. Подбирать упавшие кольца нельзя! Команда, на колпаке которой будет в конце игры больше колец, выигрывает.

Черепаха

     На земле рисуют круг (гнездо). Туда кладут 5 камней )яйца). Ведущий (черепаха) охраняет яйца в гнезде. Остальные стоят за кругом и стараются выкрасить и спрятать яйца. Кого черепаха поймает, становится ведущим. Если все яйца украли, черепаха должна их найти или исполнить фант – станцевать или спеть.

Слепые котята

     Эта игра минимум для троих человек. Но можно играть и командами. Понадобятся 14 кубиков и два стула. Ставят стулья на расстоянии 2 метров друг от друга в одном конце комнаты. В другом конце кладут на пол кубики. Двоим игрокам завязывают глаза. По сигналу ведущего они должны взять по одному кубику и принести каждый на свой стул. Кто раньше принесет свои кулики, тот и победил.

Птицы  Эстонская игра

     Эта игра для большой компании. Считалочкой выбирают водящего и ястреба. Остальные игроки – птицы. Водящий потихоньку дает название каждой птице: воробей, ласточка, ворона…  Прилетает ястреб, ведущий начинает с ним разговор: «Зачем пришел?» - «За птицей!» - «За какой?». Ястреб называет, Если такая птица есть, она убегает, а ястреб пытается ее осалить. Осаленная птица выбывает. Если названной птицы нет, Ястреб уходит и приходит снова. Игра продолжается, пока ястреб не переловит всех птиц.

Необычный волейбол

     Проведите разделительную линию. Разбейтесь на две команды и встаньте по разные стороны линии. Он становится в центре линии и подбрасывает воздушный шарик. Игроки должны дуть на шарик, не давая ему упасть на своей территории. Трогать шарик руками нельзя! Та команда, которой удастся задуть шарик на территорию противника, получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Тактика

     Эта игра для двух игроков. Рисуем на бумаге игровое поле 4 на 4 клетки. Выставляем фишки на все клетки. Это могут быть шашки, пуговицы, что угодно. Кто первым ходит – решает жребий. Игроки начинают по очереди убирать фишки с поля. За один ход можно убрать от 1 до 4 фишек, стоящих в одном ряду. Проигрывает тот, кто последним уберет фишку с поля.

Цепи Казахская игра

     Чем больше игроков, тем лучше. Все делятся на две команды. Игроки каждой команды берутся за руки и выстраиваются в цепи друг напротив друга. По сигналу от одной из команд отделяется игрок и бежит в цепь противника, пытаясь ее разорвать. Если ему это удалось, он уводит двоих игроков в свою цепь. Если цепь не разорвалась, он остается в команде противника.

Повелитель мяча

      Ведущий становится спиной к игрокам и кидает мяч через голову. Каждый  из участников старается поймать мяч. Тот, кто сумеет поймать мяч 3 раза (не обязательно подряд), становится повелителем мяча и меняется с ведущим местами. По правилам, после каждого броска мяча игроки тоже должны меняться местами.

Что внутри?

     Приготовь приз и заверни его в лист бумаги, а сверху напиши загадку. Заверни еще раз и напиши новую загадку. Чем больше листов с загадками – тем интересней и веселей. Посади всех в круг и дай сверток одному. Он читает первую загадку про себя. Если знает ответ, говорит его вслух и разворачивает первый лист. Если не может отгадать загадку, читает ее вслух и передает сверток тому, кто первым скажет правильный ответ. Приз достается человеку, который развернул последний лист.

Невидимки

     Нарисуйте круг.  В него становятся двое ведущих, которым завязывают глаза. Все остальные участники превращаются в «невидимок». Они должны по очереди пройти через круг так, чтобы ведущие их не увидели и не поймали. Если кто-то из игроков попался, он становится на место одного из ведущих.

Ловись, рыбка!

 Каждый игрок привязывает к поясу длинную нитку с палочкой на конце. Нужно прыгать на палочки друг друга так, чтобы обрывать их. Участник, потерявший палочку, выходит из игры. Побеждает тот, кто сумеет оборвать больше всех палочек, а свою сохранит.

Кто хозяин?

Зимой. Все варежки перемешайте. Выберете ведущего и того, кто будет отгадывать. Отгадчику завяжите глаза. Ведущий достает по одной варежке и спрашивает: «Кто хозяин?». Отгадчик называет. И до тех пор, пока все варежки не будут разобраны. Если у кого-то оказалась пара одинаковых варежек – его очередь угадывать!

  1. Итоги

         Элементы физической культуры могут быть использованы помимо самого урока                 физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминутах, физкультпаузах,             динамических (подвижных) переменах.

      Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:

  1. Предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
  2. Устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
  3. Устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое
  4. Удовлетворенность в эмоциональном состоянии;
  5. Удовлетворение потребности в общении;
  6. Нахождение способов самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Исследования, проведённые в нашей школе, выявили, что ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой (почти 60% учащихся постоянно, ил...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной....

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа» 7 класс 1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их р

Предмет: ТехнологияКласс: 7Раздел:1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.Тема урока: «Альтернативные источники энергии. Ветер, вода,...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...