Учебная программа дополнительного образования в секции «Баскетбол» 5-8 класс
рабочая программа по физкультуре по теме

Тупицын Геннадий Васильевич

Не секрет, что школа на селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом. Данная программа предоставляет учащимся возможность дополнительного образования в области физического воспитания, а именно научиться играть в баскетбол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная программа дополнительного образования в секции «Баскетбол»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.

Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах

Не секрет, что школа на селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом. Данная программа предоставляет учащимся возможность дополнительного образования в области физического воспитания, а именно научиться играть в баскетбол.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

В возрасте 11-14 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите.

Программа рассчитана на два года, 70 часов в год, при 2-х разовых занятиях в неделю, продолжительностью 1 час.

В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

– доступностью игры для любого возраста;

– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха.

Цель:

Снабдить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях, входящих в «Школу технико-тактической подготовки».

Содействовать укреплению здоровья детей 11-14 лет.

Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.

Задачи:

Сформировать общие представления о баскетболе.

Обучить основным элементам игры в баскетбол.

Научить обучающихся применять полученные знания в игровой деятельности.

Ожидаемый результат.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Школа передач мяча», «Финт», «Владение мячом», «Школа бросков мяча по кольцу», «Групповые взаимодействия». Знать историю возникновения баскетбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры, владеть следующими двигательными действиями: Передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации, ведение мяча, повороты, перевод мяча, техника бросков по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении.

В секцию принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого года обучения, 10-12 человек для второго года обучения. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю.

Занятия проводятся в спортивном зале.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат зачеты, соревнования, выполнение нормативов.

Содержание изучаемого курса первый год обучения:

Первый год обучения

История развития баскетбола

Гигиена баскетболиста

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

По окончании первого года обучения воспитанники должны знать: 

Значение утренней гимнастики и правило ее проведения.

Понятие о гигиене и правило ее соблюдения.

Правило соревнований по мини – баскетболу.

Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.

По окончании первого года обучения воспитанники должны уметь: 

Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.

Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.

Ловить мяч двумя руками на месте.

Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.

Передавать мяч одной рукой с места.

Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.

Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.

Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.

Освобождаться для получения мяча.

Выполнять упражнение “передай мяч и выходи”.

Противодействовать получению мяча.

Противодействовать розыгрышу мяча.

Противодействовать атаке корзины.

Содержание изучаемого курса второй год обучения:

История развития баскетбола

Гигиена баскетболиста

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:

Как необходимо настраиваться на игру.

Как избежать переутомления.

Какие существуют восстановительные мероприятия.

Как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

По окончании второго года обучения воспитанники должны уметь:

Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.

Ловить мяч одной рукой в прыжке.

Передавать мяч одной рукой.

Передавать мяч одной рукой на одном уровне.

Обводить соперника с изменением направления.

Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

В нападающих действиях выполнить “ наведение”.

В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.

В защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.

В защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.

В защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”.

Заполнять протокол игры.

Оказать первую помощь при легких травмах.

Материально- техническое обеспечение:

Помещение спортзала (баскетбольная площадка);

Баскетбольные мячи

Баскетбольный щит

Набивные мячи

Скакалки

Стойки

Мультимедийные образовательные ресурсы

Учебно-тематический план:

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Практические

1

История развития баскетбола

1

2

Гигиена баскетболиста

1

3

Техническая подготовка

20

4

Тактическая подготовка

20

5

Общая физическая подготовка

15

6

Специальная физическая подготовка

13

Итого

70

Второй год обучения:

Наименование разделов и тем

Практические

1

История развития баскетбола

1

2

Гигиена баскетболиста

1

3

Техническая подготовка

20

4

Тактическая подготовка

20

5

Общая физическая подготовка

15

6

Специальная физическая подготовка

13

Итого

70

Список используемой литературы:

М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.

Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003 г.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.

В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для

http://rudocs.exdat.com/docs/index-326034.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в секции "Баскетбол"

Физическая культура и спорт – обширное  педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторо...

Программа дополнительного образования детей Секция «Баскетбол»

       В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России ...

Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»

Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже,  реализуется   по  физкультурно-спортивной направленности....

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп третьего года обучения

РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-15 лет.Срок реализа...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп четвертого года обучения

РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 15-16 лет.Срок реализа...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей Секция «Баскетбол»

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене....