МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В V- IX КЛАССАХ
статья по физкультуре по теме

Пономаренко Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В V- IX КЛАССАХ  (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

    Актуальность. В свете социально-политических и экономических изменений в обществе, возникла потребность в совершенствовании теории и методики физического воспитания и физкультурного образования детей. Эти изменения откладывают свой отпечаток, в первую очередь, на сельские школы, материальная и методическая база которых страдает в большей степени.

Учеными была доказана специфика физического воспитания подрастающего поколения на селе. Однако, проводя анализ литературных источников, был выявлен дефицит научных и методических разработок в этой области на современном этапе.  

Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры. Небольшое количество учащихся в сельских школах препятствуют проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще.

Однако следует отметить и определенные преимущества сельской школы. Экологические и климатические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют сельским школам максимально использовать в физическом воспитании природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе и полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т.д. Небольшая наполняемость классов (в среднем 15-20 человек) дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае. Социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.

    Научные исследования показывают, что разработка учебной программы и методики проведения уроков физической культуры, учитывая индивидуальные потребности и интересы детей, региональные особенностей среды проживания, во многом обеспечивает успешность физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Проведение уроков физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.

В этой связи возникла необходимость разработки методики проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской школы.

Цель исследования – разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов при повышенной двигательной активности с учетом специфики сельской школы.

Объект исследования – процесс физического воспитания  учащихся V- IX классов на уроках физической культуры.

                        Предмет исследования – методика проведения уроков физической культуры с учащимися V- IX классов в сельской школе.

    Гипотеза исследования. Предполагаем, что модернизация методики проведения уроков физической культуры в V- IX классах сельской школы, будет способствовать улучшению физической и функциональной подготовленности школьников, повышению их физической активности и интереса к урокам физической культуры.    

               Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать опыт организации физического воспитания учителями сельских общеобразовательных школ.
  2. Выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья учащихся V-IX классов сельской школы.
  3. Изучить отношение учащихся и их родителей к учебному предмету «Физическая культура» и здоровому образу жизни, к потребности учащихся V- IX классов в двигательной активности и занятиях физическими упражнениями.
  4. Разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности в условиях сельской местности.

    Методы исследования.  Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературных данных.
  2. Анкетирование.
  3. Интервью.
  4. Педагогическое наблюдение.
  5. Педагогический эксперимент.  
  6. Антропометрия.
  7. Тестирование физической подготовленности учащихся.
  8. Метод математическо статистики.

Изучение и анализ литературных данных позволили нам сформулировать рабочую гипотезу, поставить задачи и определить методы исследования.

Анкетирование.Для выявления ориентировочного состояния отношения учащихся V-IX классов и их родителей к постановке физического воспитания в сельских школах нами был использован метод анкетирования. Опрос осуществлялся путем письменных ответов на систему стандартизованных вопросов.

   Предварительный опрос охватил  58 учеников средней школы «Загорские дали» в возрасте 11-15 лет. Желание посещать уроки физкультуры 3 раза в неделю и более, высказались 98% учащихся. Положительное отношение к урокам  физической культуры отметили все опрашиваемые.

Аналогичное исследование среди родителей охватило 49 человек. На вопрос «Следите ли Вы за физическим развитием вашего ребенка?» положительно ответили 92% родителей. Из общего числа родителей 81,6%  считают, что трех занятий физкультурой в неделю вполне достаточно, 16,4% родителей высказываются за большее количество и лишь 2% затруднились ответить.

Интервью. Для изучения и проведения анализа опыта физического воспитания сельских школьниковнами был проведен опрос методом интервьюирования учителей физической культуры Сергиево-Посадского района Московской области. Всего было опрошено 12 человек из сельских общеобразовательных школ. Опрос проводился по месту работы каждого учителя по строго разработанному вопроснику.  

Анализ полученных данных показал, что в своей работе педагоги используют в основном комплексную программу физического воспитания учащихся  I-ХI классов общеобразовательной школы (Лях В.И., Зданевич А. А., 2008) – это 92%, авторские программы – 8%. Вариативную часть программы распределяют следующим образом: на спортивные игры – 58% учителей, на гимнастику -25%, на зимние виды – 17%.

   Однако в 87%  от общего числа этих школ средний уровень физической подготовленности учащихся оказался низким.

Педагогический эксперимент проводился для установления эффективности разработанной нами методики. По цели исследования данный эксперимент является преобразующим. По условиям проведения – естественным. По направленности – сравнительным.

Анализ литературы и изучение опыта физического воспитания сельских школ, позволили нам разработать рабочую программу и модернизировать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской общеобразовательной школы, с учетом климатических и географических факторов местности, слабой материально–технической базы, социальных условий проживания и обучения учащихся, а также с индивидуальными потребностями учащихся в активной двигательной деятельности.

    Исследование проводилось  в V- IX классах на базе средней общеобразовательной школы «Загорские дали» Сергиево–Посадского района Московской области. В исследовании участвовали 58 учащихся (мальчиков и девочек).

Для проведения уроков физической культуры мы задействовали прилегающую к школе хоккейную коробку, которая использовалась зимой для обучения навыкам катания на коньках, а в остальной период использовалась как баскетбольная площадка. Также было использовано футбольное поле и лыжные трассы, расположенные в 100 метрах от школы и прилегающие к лесной зоне.

    Поэтому по возможности уроки по физическому воспитанию проводились на открытом воздухе.

    По разработанной нами методике занятияпо физической культуре проводились три раза в неделю (за счет компонента образовательного учреждения).

    Строго учитывались  возрастные особенности учащихся V- IX классов (интенсивность развития роста, увеличения размеров тела  и различия в сроках полового созревания школьников). Это позволяло правильно оценивать возможности детей и не упускать наиболее благоприятные периоды для углубленного воздействия на двигательные качества учащихся

    Стараясь повысить двигательную активность и увеличить моторную плотность урока, мы применяли дифференцированный и индивидуальный подход. Небольшая наполняемость классов (в среднем 9-13 человек) давала нам такую возможность. Четко регулировались параметры физической нагрузки по объему, интенсивности и интервалами отдыха индивидуально для каждого учащегося.

  При обучении основным видам движений мы применяли фронтальный, групповой, поточный методы, метод круговой тренировки и соревновательно-игровой, а так же их  сочетание, чтобы разнообразить урок для положительного восприятия детьми.

    Содержание уроков выстраивалось с соблюдением всех требованийк их проведению.

    В результате антропометрических измерений проводимых нами совместно с медицинским работником в начале учебного года (сентябрь – октябрь) и в конце года (апрель – май) мы пришли к выводу, что учащихся V- IX классов средней общеобразовательной школы «Загорские дали» можно считать среднего (нормального) уровня развития, имеющих предпосылки для хороших показателей физической подготовленности.

Таблица 1

Класс

Пол

Начало учебного года

Конец учебного года

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

5 класс

Мальчики

143  + 5

36,5 + 4,5

146 + 6

39,1+ 4,1

Девочки

144 + 6

37 + 5,5

148 + 6

41,1 + 5,6

6 класс

Мальчики

150 + 7

42 + 6,2

153 + 6

43,9 + 6,4

Девочки

151 + 7

44,2 + 5,8

154 + 6

46,4 + 5,6

7 класс

Мальчики

157 + 8

45,7 + 7,4

160 + 7

49,8 + 6,5

Девочки

157 + 6

48,9 +  5,6

158 + 6

50,1 + 4,8

8 класс

Мальчики

162 + 7

50,9 + 5,6

164+ 7

54,2 + 5,9

Девочки

160 + 6

51 + 4,5

160 + 6

53,2 + 4,2

9 класс

Мальчики

167 + 8

56,4 + 6,1

170+ 5

61,9 + 9,4

Девочки

161 + 6

54,4 + 4,1

162 + 5

56,5 + 5,2

Проводя тестирование физической подготовленности, мы использовали тесты, рекомендованные и проверенные на надежность, объективность, информационность и включающие в себя следующие контрольные упражнения.

  1. Бег на 30 м.
  2. Челночный бег 3х10м.
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Наклон вперед из положения сидя.
  5. Подтягивание из виса.
  6. 6-минутный бег.

    В начале эксперимента было выявлено, что у мальчиков 5-9 классов только в 37% (исходя из общего числа тестируемых) средний уровень подготовленности, у девочек в 46,7%.

    Тестирование физической подготовленности в исследуемых классах проводилось на уроках физической культуры два раза в год, в сентябре и мае. Полученные данные сопоставлялись с таблицей показателей уровня физической подготовленности, взятой из «Комплексной программы физического воспитания учащихся V-IX классов общеобразовательной школы» (Лях В.И.).

Таблица 2

Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов

 в начале исследования

Класс

Контрольные упражнения

Подтягивание, кол-во раз

Наклон вперед из положения, сидя, см

Челночный

 бег 3х10 м,с

6-минутный

 бег, м

Прыжки

в длину

с места, см

Бег на 30 м, с

5 класс

Мал.

1,8         p<0,05

6,2

p<0,05

9,9

p<0,05

1031,7

p<0,05

143,2

p<0,05

6,5

p<0,05

Дев.

10,2

p<0,05

8,1

p<0,05

10,3

p<0,05

812,3

p<0,05

125,1

p<0,05

6,7

p<0,05

6 класс

Мал.

2,7

p<0,05

6,1

p<0,05

9,6

p<0,05

1117,6

p<0,05

144,2

p<0,05

6,1

p<0,05

Дев.

11,4

p<0,05

9.2

p<0,05

10,2

p<0,05

930,6

p<0,05

132,5

p<0,05

6,4

p<0,05

7 класс

Мал.

4,2

p<0,05

4,3

p<0,05

9,4

p<0,05

1167,8

p<0,05

152,3

p<0,05

6,0

p<0,05

Дев.

12,6

p<0,05

10,1

p<0,05

10,2

p<0,05

953,4

p<0,05

144,1

p<0,05

6,2

p<0,05

8 класс

Мал.

6,1

p<0,05

6,1

p<0,05

9,3

p<0,05

1234,5

p<0,05

181,4

p<0,05

6,0

p<0,05

Дев.

13,2

p<0,05

12,3

p<0,05

10,0

p<0,05

894,2

p<0,05

155,7

p<0,05

6,4

p<0,05

9 класс

Мал.

7,9

p<0,05

6,3

p<0,05

9,22

p<0,05

1264,1

p<0,05

191,6

p<0,05

5,83

p<0,05

Дев.

12,9

p<0,05

12,5

p<0,05

10,16

p<0,05

970,8

p<0,05

156,2

p<0,05

6,28

p<0,05

Примечание:  подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа (девочки).

Реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры в сельской школе способствовала тому, что испытуемые  V- IXклассов продемонстрировали приросты показателей уровня физической подготовленности.

Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов

 в конце исследования

Класс

Контрольные упражнения

Подтягивание, кол-во раз

Наклон вперед из положения, сидя, см

Челночный

бег 3х10 м, с

6-минутный

 бег, м

Прыжки

в длину

с места, см

Бег на 30 м,

с

5 класс

Мал.

3,1

p<0,05

7,3

p<0,05

8,5

p<0,05

1253,3

p<0,05

166,5

p<0,05

5,2

p<0,05

Дев.

13,7

p<0,05

10,8

p<0,05

9,0

p<0,05

956,8

p<0,05

143,1

p<0,05

5,8

p<0,05

6 класс

Мал.

4,8

p<0,05

7,1

p<0,05

8,6

p<0,05

1328,4

p<0,05

173,7

p<0,05

5,2

p<0,05

Дев.

14,2

p<0,05

12,7

p<0,05

9,3

p<0,05

1123,2

p<0,05

158,4

p<0,05

5,5

p<0,05

7 класс

Мал.

5,7

p<0,05

5,6

p<0,05

8,4

p<0,05

1374,1

p<0,05

179,5

p<0,05

5,1

p<0,05

Дев.

15,2

p<0,05

13,3

p<0,05

8,9

p<0,05

1130,1

p<0,05

163,8

p<0,05

5,4

p<0,05

8 класс

Мал.

8,4

p<0,05

7,4

p<0,05

8,12

p<0,05

1432,5

p<0,05

207,2

p<0,05

4,9

p<0,05

Дев.

15,9

p<0,05

16,2

p<0,05

8,71

p<0,05

1096,7

p<0,05

173,6

p<0,05

5,4

p<0,05

9 класс

Мал.

10,4

p<0,05

7,7

p<0,05

7,8

p<0,05

1522,7

p<0,05

226,5

p<0,05

4,4

p<0,05

Дев.

14,9

p<0,05

17,3

p<0,05

8,9

p<0,05

1123,9

p<0,05

172,4

p<0,05

5,4

p<0,05

       Статистическая обработка экспериментально полученных в начале и в конце года данных позволяет утверждать о положительной динамике физических кондиций у детей 5 класса. Наибольший прогресс у мальчиков отмечен в приростах силовых (21,6%) и скоростных качеств (20%), у девочек – в гибкости (17,9%) и силовых способностях (18,4%).

    При сравнении показателей в 6 классах наибольший прогресс отмечен в приростах гибкости (21,8%) у девочек и силовых способностей (29,95) у мальчиков, что говорит об использовании эффективной методики развития этих качеств в его благоприятный период.

    Обсуждая результаты, полученные в 7 классах, следует отметить, довольно хороший уровень и равномерный прирост показателей при следующих контрольных испытаниях: подтягивания; наклон вперед из положения, сидя; 6-минутный бег; бег 30 м.

    Мальчики 8 класса продемонстрировали значительные приросты в силовых (25,5%) и скоростных способностях (17%), девочки в гибкости (19,5%) и в выносливости (16,2%).

    При сравнении начальных данных и данных, полученных в конце исследования, была выявлена равномерная положительная динамика прироста показателей у мальчиков 9 класса. В четырех контрольных упражнениях (66,6%) – в подтягивание, в беге на 30 м, в 6минутном беге и в прыжках в длину юноши добились к концу года высокого уровня физической подготовленности.

    Девушки 9 класса добились средних показателей уровня физической подготовленности к концу эксперимента во всех контрольных упражнениях, наиболее высокий результат был выявлен в показателях гибкости (24%).

ВЫВОДЫ

   Результаты проведенного исследования показало, что реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры при повышенной двигательной активности школьников в условиях сельской школы раскрывает новые возможности в повышении эффективности процесса физического воспитания и позволяет сделать следующие выводы:

  1. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящий момент существует дефицит научно-методических разработок и программ, учитывающих особенности сельских школ и соответствующих современному уровню развития теории и методики физического воспитания, социальному запросу сельского населения.
  2. Анализ организации физического воспитания  в сельских школах выявил факторы, обуславливающие специфику методики физической культуры в сельских регионах: первый – климатогеографические условия; второй – потребности учащихся в повышенной двигательной активности; третий – социальные условия проживания и обучения.
  3. Разработана рабочая программа и методика проведения уроков для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности  с ориентацией на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся.
  4. Реализация экспериментальной методики выявила результативность положительного воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие, а также на уровень познавательной активности школьников.

Литература

  1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов/С.Г. Арзуманов - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 660с.
  2. Баландин Г.А., Назарова Т.Н., Казакова Т.Н. Урок физкультуры в современной школе: Метод. Рекомендации для учителей: Рек. Департаментом образования Москвы. Вып.1 – М.: Сов. Спорт, 2004.- 159 с.
  3. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе:   Пособие для учителей. -2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 160с.
  4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. По специальности 03310- физическая культура – М.: «Академия». 2009.-261 с.
  5. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – 5-е изд., М.: Просвещение,2008. – 127 с.
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 9-е изд. и испр. - (Высшее профессиональное образование; Педагогическое образование) – М.: «Академия». 2011. -480 с.
  7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. – Изд. 2-е, дополнен.иперераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 635с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики проведения уроков физической культуры

Особенности построения, содержания уроков физической культуры...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМГ

Для детей и подростков, имеющих нарушения в состоянии здоровья, возможно, проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями и исключениями....

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...

Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.

Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...

Инновационный формат проведения урока физической культуры в 6 классе

В современном инновационном мире необходимо меняхь все традиционные и устоявшие методики и принципы обучения....

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...

Методика проведения уроков физической культуры

Методика проведения уроков физической культуры...