Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"
методическая разработка по физкультуре по теме

Ширяев Александр Александрович

интегрированный урок: история+физическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_fizkutura_istoriya.doc88 КБ
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_s_myachom.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  физкультура  + история

по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  2. способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
  3. пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта. Закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
  4. развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
  5. воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).

Учебное оборудование и инвентарь:

  1. карта “Древняя Греция” (до середины V в до н.э.);
  2. композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;
  3. переносная меловая доска;
  4. свисток, эстафетные палочки;
  5. линейка, бумажные диски, секундомер.

Место проведения: спортивный зал.

Опережающее домашнее задание:

  1. прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
  2. разбиться на команды по 5-7 человек;
  3. подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.

Задание 1: На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).

Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.

Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:

  1. Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
  2. Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.
  3. “Я познаю мир”, Энциклопедия М.. 2001 с. 15-16, с. 66-67.
  4. “Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

План

  1. Первые Олимпийские игры.
  2. Пять незабываемых дней.
  3. Победители олимпийских игр.

На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.

I. Вводная часть

  1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
  2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
  3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
  1. Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
  2. Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

  1. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
  2. Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780).
  3. Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
  4. Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
  5. В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).

5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.

6. Закрепление. Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.

Ответы: 

  1. Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
  2. 20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).

II. Соревнования

Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”

  1. Представление команд на основе заданий № 1.
  2. “Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
  3. “На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.

№ п/п

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

I ч.

Подготовительная часть
Ходьба
- на носках, на пятках

- в полуприсяди, руки за головой

12 мин.

200-250 м

15 шагов

Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.

Лопатки сведены.

Бег в медленном темпе

200-250 м

Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.

Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три.

 

1-4 вдох, ходьба руки вверх.

5-8 выдох, руки вниз.

ОРУ на месте. 

I. И.п. – о.с.
1. – руки вверх, прогнуться, левая на носок
2. – и.п.
3. то же, но правая на носок
4. – и.п.

5-6 раз

Дыхание не задерживать.

II. И.п. – руки перед грудью
1-2 – отведение согнутых рук
3-4 – отведение прямых рук с поворотом вправо, влево.

5-6 раз

Рывки энергичны, лопатки на опускать.

III. И.п. – сед на правой, (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза.

5-6 раз

Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног.

IV. И.п. - выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено
1-3 – пружинистое покачивание
4 – поворот
5-7 – пружинистое покачивание
8 – поворот.

5-6 раз

Спину держать ровно, с места не сходить.

V. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета).

5-6 раз

Расслабление, дыхание не задерживать.

VI. И.п. – упор лежа, правая (левая) прямая сзади.
Смена положения ног прыжком.

10 раз

Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног.

VII. И.п. – основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях.
Расслабление и упражнение на восстановление дыхания.

8 раз

Отталкиваться от пола только носками ног.

II ч.

Основная часть урока 

Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду.

I вид соревнований:

Бег 15 метров (с высокого старта, выполняется команда).

24 мин.

 

 

 

3 мин.

II вид: 

Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед.

Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди.

5 мин.

Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.

III вид: Дартс. Метание дротиков.

4 мин.

Каждый выполняет по одному метанию.

IV вид: Метание бумажного диска.

5 мин.

Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

V вид: Эстафета 3х 3м

Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой возвращается к 3-х метровой, опять касается затем к центральной линии и коснувшись ее бежит к команде, передав эстафету следующему.

3 мин.

Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности.

VI вид: Показательные выступления.

Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой).

4 мин.

По одному человеку от каждой команды.

III. Заключительная часть – 10 мин.

1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).

2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.

В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах: Милон, Полидама, Феаген.

3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

  1. Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
  2. Когда были последние Олимпийские игры? (В США, Солт-Лейк-Сити, 2002 год, Зимние игры). 
  3. Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина). 
  4. Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.). 

4. Домашнее задание 

  1. Прочитать п. 33 учебника Вигасина.
  2. Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2, с. 23. Задание 31.

5. Организованный уход



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

с мячом

Игры в мяч известны с самых древних времён. Эти  игры можно разнообразить до бесконечности, и дети, освоившись немного с мячом, всегда с удовольствием и с большой пользой для себя занимаются ими.

Особенно благотворное влияние на укрепление здоровья оказывают игры с мячом на воздухе. Благодаря усиленному дыханию в процессе движений увеличивается потребление кислорода организмом.

Физическая  активность ребёнка формируется в младшем возрасте - ключевом периоде для развития моторики. А игры как раз и способствуют развитию подвижности опорно-двигательного аппарата, развивают координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость. Кроме того, отличаясь большой подвижностью и эмоциональностью, они очень нравятся детям.

Для проведения игр с мячом не требуется специально оборудованных площадок, дорогостоящего инвентаря. В подвижные игры с мячом можно играть в парке, сквере, на лугу, на поляне, на свободной площадке около школы. Необходимы только футбольный и волейбольный мячи, малые резиновые или теннисные мячи.

                                         Краткое описание игр

Призовой мяч

Играющие делятся на две, три, четыре, пять команд в зависимости от количества участников. Каждая команда получает малый мяч (резиновый или теннисный). Первый в команде начинает игру. Ему, как и остальным участникам, даются три попытки – бросить мяч перед собой вверх (выше головы) и поймать его. За ловлю мяча обеими руками даётся 1 очко, за ловлю правой рукой – 2 очка, за ловлю левой рукой – 3 очка. Если игрок мяч не поймал или подбросил его ниже уровня головы, очки не присуждаются.

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.

Мяч с притопыванием

Играющие делятся на две команды, которые располагаются в шеренгу на расстоянии 20 – 40 шагов друг от друга. Расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся и их физической подготовленности. Перед каждой командой чертится линия, которая обозначает расположение команд. В середине игрового поля  (площадки) чертится линия, обозначающая границу между играющими командами. Жребием определяется, какая из команд должна начать первая бросать мяч. Игрок этой команды получает теннисный мяч и бросает его в сторону противоположной команды, а сам бежит к линии (границе) и трижды притопывает по ней ногой, после чего бежит на своё место. Однако во время притопывания игрок противоположной команды, поймавший мяч, пытается запятнать его, не выбегая за линию расположения своей команды. Если это удаётся, то запятнанный переходит в его команду. Если бросающий промахнётся, то сам переходит в другую команду.

Игра продолжается до полной победы одной из команд.

Стой!

Для игры достаточно 10 – 12 человек. В игре используется теннисный мяч. Все игроки стоят рядом друг с другом. Один из играющих, например А., бросает мяч отвесно в воздух и выкрикивает имя одного из товарищей, например Б. Все остальные игроки разбегаются в разные стороны как можно дальше. Б. старается поймать мяч и, поймав его, кричит: «Стой!» По этой команде все игроки останавливаются на том месте, где их застала команда. Б. бросает мяч в одного из игроков, близко расположенного к нему, который не должен уклоняться от удара. Если Б. промахнётся, ему засчитывается штрафное очко, если попадает, очко засчитывается тому, в кого он попал. Кто уклонится от удара, считается запятнанным, и получает штрафное очко. Запятнанный начинает игру сначала.

Побеждает тот, кто получил наименьшее количество штрафных очков или вообще не получил их.

Вариант 1. Запятнанный может избавиться от штрафного очка, если он быстрее водящего завладеет мячом и закричит: «Стой!», после чего попадает в одного из убегающих. Запятнанный продолжает игру таким же способом, и только тот, кто промахнётся, получает штрафное очко.

Вариант 2. Если Б. поймает мяч на лету, он может его сразу же бросить вверх и  выкрикнуть новое имя. Если и он поймает мяч, то бросает его вверх и снова выкрикивает имя любого из игроков.

Мяч в кругу

Играющие,   взявшись за руки, образуют круг. Один из игроков в качестве водящего встаёт  с футбольным мячом в середину круга. Он бьёт мяч левой (правой) ногой, смотря по уговору, а остальные должны отражать мяч правой (левой) ногой, кто ошибётся, занимает место водящего. Водящий старается искусными ударами выбить мяч из круга между играющими. Если это удаётся, то его место занимает тот, кто пропустил мяч. Если играющие отражают мяч левой ногой, то водящим становится тот, около левой ноги которого проскочил мяч. Если же мяч пролетел выше пояса  и вылетел за круг, водящему необходимо вновь ввести его с внешней стороны в круг. То же делает тот, кто не смог отбить мяч ногой и он вылетел из круга.

Если мяч вылетает из круга, все играющие поворачиваются на 180 градусов, т.е. кругом. Кто выпустил мяч, должен ударом ногой по мячу вновь ввести его в круг. При этом игроки, стоящие в кругу, получают возможность сильными и точными ударами отбить мяч, не дать ему проскочить в круг.

Вариант. Если играющих много, можно играть двумя мячами с двумя водящими.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в футбол.

Пограничный мяч

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда чертит площадку размером 10 шагов в ширину и 20 – 40 шагов в длину. Внутренние линии между двумя командами располагаются на расстоянии 10 – 16 шагов.

Длина площадки и расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся, их физической подготовленности и количества играющих.

Команды выстраиваются на внутренней линии площадки так, чтобы мяч, брошенный противниками, не так легко мог попасть за пограничную линию, находящуюся за спиной каждой команды. Задача команды заключается в том, чтобы забросить волейбольный мяч за границу площадки противника. Жребием определяется, какая из команд начинает игру, Эта команда выбирает своего лучшего игрока, который и начинает игру. Он бросает мяч по возможности выше и дальше, над головами противников за границу площадки. Когда мяч летит, противники подпрыгивают, поднимают руки вверх, пытаются поймать мяч на лету, если мяч упал на землю, остановить его ногой и взять в руки. После этого команда выстраивается на внутренней линии и, передавая мяч, старается обнаружить место, где находится наименьшее количество игроков противника, и перебрасывает мяч. Количество передач оговаривается заранее, их может быть 3 или 5. Игроки противоположной команды внимательно следят за передвижением мяча и стараются защитить свою границу.

Можно играть до 3 – 5 побед, после чего команды меняются площадками. Победившая команда начинает игру. Учащиеся IV класса могут использовать для игры волейбольную площадку. В этом случае могут играть 12 – 16 человек.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в пионербол.

Угловой мяч

              8, 16 или 12, 24 человека делятся на две равные команды «внутренних» и «наружных». Последние занимают ясно обозначенные линиями углы соответствующих фигур – четырех или шестиугольника. «Внутренние» входят в многоугольник, длина и ширина которого могут составить от 8 до 14 м в зависимости от возраста детей. «Наружные» игроки, перекидывая теннисный мяч друг другу, стараются попасть в одного из игроков, находящихся внутри многоугольника. Бросать можно только из угла, причём мяч должен быть предварительно пойман бросающим. Если мяч упадёт и будет поднят, то, прежде чем он может быть использован для пятнания, его необходимо передать одному из «наружных» игроков. Если пятнание, при котором «внутренним» игрокам разрешается уклоняться от мяча, не удастся, команде бросавшего игрока засчитывается штрафное очко. Если игрок будет запятнан, то «наружные» поспешно убегают со своих мест, а «внутренние» как можно быстрее поднимают мяч. Кто его поднимет, кричит: «Стой!» - и бросает мяч с того места, где он его поднял, в одного из «наружных» игроков, которые по команде «Стой» должны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий попадает, его команда не получает штрафного очка, если же промахнётся – получает. Если одна из команд набирает 10 штрафных очков, команды меняются местами и начинается вторая партия. По окончании штрафные очки обеих команд складываются, и та команда, которая получила наибольшее количество очков, считается проигравшей.

           Вариант. Как только один из «внутренних» игроков запятнан, «наружные» меняются местами – каждый бежит к следующему углу. Если во время перебежки «внутреннему» игроку удаётся запятнать одного из «наружных» с того места, где он поднял мяч, то с команды снимается одно штрафное очко.

Метание мяча в зоны

 Чертится площадка длиной 5 м и шириной 2 м. Она делится на 5 однометровых зон. На расстоянии 3 – 5 м от меньшей её стороны обозначается линия броска. Для броска можно использовать волейбольный или теннисный мяч. Каждому игроку предоставляются три попытки. Вначале нужно попасть в первую зону, затем во вторую, и т.д. За попадание в первую зону начисляется 1 очко, во вторую – 2 очка, в третью – 5 очков,  в четвёртую – 7 очков, в пятую – 10 очков.

  Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

Метание мяча через препятствие

 Устанавливается препятствие из двух стоек и перекладины. Расстояние между стойками 2 – 3 м. Высота перекладины 1 м 50 см – 1 м 80 см. На расстоянии 3 – 5 м от препятствия чертится первая линия броска, через 1 м – вторая, ещё через 1 м – третья, за ней через 1 м – четвёртая. Для игры берется теннисный мяч.

  Игрок, перебросивший мяч через перекладину с первой линии, получает 1 очко и переходит на вторую линию. Перебросив мяч со второй линии, получает 3 очка. Затем он перемещается к линии три и, перебросив мяч через перекладину, получает 5 очков. При удачном броске с линии четыре получает 7 очков. Если игрок при броске не перебрасывает мяч через перекладину, он лишается следующего броска и ждёт очередную попытку.

        Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю...

Методическая разработка урока "Олимпийские игры в Древней Греции и современность".

Разработка урока для 5 класса посвященная олипийским играм. Представлен исторический материал,  рассказывается   об олимпийских играх 2014....

Открытый урок "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в Древней Греции" и презентация к уроку...

Урок Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок изучения нового материала...

Презентация к уроку "Олимпийские игры в Древней Греции"

Презентация разработана к уроку истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"...