Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов
методическая разработка по физкультуре по теме

Балеев Максим Иванович

 

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных еди­ноборствах считается подготовка резерва национальных сбор­ных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призе­рами европейских и мировых первенств в своей возрастной группе, затем среди юниоров, но лишь немногие попадают в сборные команды страны. И причина не только в травмах, ко­торых у юниоров порой больше, чем у ветеранов. Тренеры час­то выбирают наиболее легкий путь к достижению высоких ре­зультатов - форсированное подведение к основным соревно­ваниям годичного цикла, используя для этого все доступные средства — от фармакологии до тренировок в среднегорье. Это приводит к длительной подготовке в соревновательном перио­де на фоне хронического утомления.

При этом снижается эффективность совершенствования техники и на освоение базовых приемов, составляющих «шко­лу», не остается времени. Результатом такого планирования средств и нагрузок в греко-римской борьбе является формиро­вание примитивного технического арсенала — один-два приема в партере и практически полное отсутствие бросков в стойке: спортсменов этому попросту не учат. Сложившееся положение в системе подготовки резерва российских борцов греко-римс­кого стиля последовательно ведет к потере их позиций на меж­дународной арене. Немалую роль в этом играют и существую­щая оценка работы тренеров, и в соответствии с ней матери­альное стимулирование группы юношей и юниоров к достиже­ниям. Стремясь добиться высоких результатов своих учеников на международных турнирах за счет их физической и функцио­нальной подготовленности, тренеры зачастую не задумывают­ся о перспективах дальнейшего прогресса своих учеников в группе взрослых. Это обусловлено тем, что на определенном этапе возникает необходимость перехода молодых мастеров спорта к профессиональной подготовке и созданию для этого необходимой материальной базы. Для большинства специалис­тов на местах эта проблема неразрешима, и они вынуждены пе­редавать своих учеников в спортивные центры. Юридическое обеспечение этого закономерного процесса в нашей стране от­сутствует во всех видах борьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа «Олимп»

Балеев Максим Иванович

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов

Губкинский 2010

Содержание

Введение............................................................................................................3

  1. Основная часть............................................................................................5

1.1.Теоретическая база опыта………………………………....................5

1.2.Этапность развития………………………………………...................7

1.3.Фазность развития……………………….............................................7

1.4. Перенос развития…………………………………………………......8

  1. Cпортивно-игровой метод……………………...........................................9

            2.1.Место соревновательных и игровых заданий

                   в учебно-тренировочном процессе…………………………………..9

             2.2.Программированное обучение……………………………………….9

             2.3.Алгоритмизация двигательных действий…………………………..10

             2.4.Способы передачи информации в процессе обучения…………….11

  1. Основные направления в планировании учебно-тренировочного

       Процесса при занятиях с юными спортсменами………………………13

  1. Особенности построения процесса тренировки юных борцов

      греко-римского стиля…………………………………………………….14

            4.1.Деятельностный подход  в формировании специализированных

способностей борца греко-римского стиля………………………...18

            4.2.Особенности экстремальных воздействий в спорте………………..19

      V. Заключение………………………………………………………………...22

           Библиографический список литературы………………………………....24

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных единоборствах считается подготовка резерва национальных сборных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призерами европейских и мировых первенств в своей возрастной группе, затем среди юниоров, но лишь немногие попадают в сборные команды страны. И причина не только в травмах, которых у юниоров порой больше, чем у ветеранов. Тренеры часто выбирают наиболее легкий путь к достижению высоких результатов - форсированное подведение к основным соревнованиям годичного цикла, используя для этого все доступные средства — от фармакологии до тренировок в среднегорье. Это приводит к длительной подготовке в соревновательном периоде на фоне хронического утомления.

При этом снижается эффективность совершенствования техники и на освоение базовых приемов, составляющих «школу», не остается времени. Результатом такого планирования средств и нагрузок в греко-римской борьбе является формирование примитивного технического арсенала — один-два приема в партере и практически полное отсутствие бросков в стойке: спортсменов этому попросту не учат. Сложившееся положение в системе подготовки резерва российских борцов греко-римского стиля последовательно ведет к потере их позиций на международной арене. Немалую роль в этом играют и существующая оценка работы тренеров, и в соответствии с ней материальное стимулирование группы юношей и юниоров к достижениям. Стремясь добиться высоких результатов своих учеников на международных турнирах за счет их физической и функциональной подготовленности, тренеры зачастую не задумываются о перспективах дальнейшего прогресса своих учеников в группе взрослых. Это обусловлено тем, что на определенном этапе возникает необходимость перехода молодых мастеров спорта к профессиональной подготовке и созданию для этого необходимой материальной базы. Для большинства специалистов на местах эта проблема неразрешима, и они вынуждены передавать своих учеников в спортивные центры. Юридическое обеспечение этого закономерного процесса в нашей стране отсутствует во всех видах борьбы.

Направленность на достижение максимальных результатов в юношеском и юниорском возрасте отражается на планировании многолетней подготовки резерва. При подготовке юных борцов используется относительно хорошо разработанная система предсоревновательной подготовки взрослых мастеров спорта, что совершенно несостоятельно: возрастные ограничения юных борцов связаны со значительным напряжением систем кровообращения и дыхания в связи с возрастными особенностями их функционального и морфологического развития. Объем сердца юного спортсмена достигает показателей взрослого лишь к 20 - 21 году. Систолический выброс, сократительная функция, которые обусловливают экономичность работы сердца, у юношей существенно уступают показателям взрослых. Указанные особенности вызывают значительную напряженность системы кровообращения юных спортсменов. Объем легких, максимальная вентиляция легких, дыхательный объем, эффективность дыхания и газообмена у юношей уступают показателям взрослых. Кроме этого транспорт в кровь кислорода у юношей слабее, поскольку у них ниже содержание гемоглобина в крови на килограмм массы тела. В целом для юношеского организма характерна большая напряженность кардиореспираторной системы и системы крови при работе с субмаксимальной и максимальной интенсивностью.

Соревновательная деятельность (СД) борцов греко-римского стиля проходит в зонах максимальной и субмаксимальной интенсивности, предъявляя высокие требования к развитию кардиореспираторной системы и системы кислотно-щелочного равновесия крови (КЩР), обеспечивающих максимум аэробной и анаэробной производительности. Одновременно максимальные требования предъявляются к силовым и скоростно-силовым возможностям спортсменов. По мнению Г. С. Туманяна, уровень достижений борцов на 50-60 % определяется координационными способностями (КС) и технико-тактическим мастерством, физическая подготовленность составляет около 20 %, на психологические компоненты готовности приходится 20-30 %. Успех в схватке борцов определяют уровень развития физической работоспособности (ФР) и силовой выносливости (СВ), состояние нервно-мышечного аппарата (НМА), способность к тонкой координации движений и точность ориентации в пространстве.

Цель данной работы наиболее эффективно решать поставленные задачи учебно-тренировочного процесса в юношеском возрасте, чтобы успешно выступать на различных соревнованиях и быть хорошо подготовленным к ним технически, физически и психологически. Грамотно подбирать технические действия, тактику, общеразвивающие и специальные  упражнения борца, интенсивность занятий, интервалы отдыха между упражнениями и совершенствования технико-тактического мастерства. Словом, как грамотно спланировать недельный тренировочный цикл в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах для успешного выступления учащихся на соревнованиях. Грамотно планировать учебно-тренировочный процесс в предсоревновательном периоде и умение восстанавливаться в послесоревновательном периоде. Умение разнообразить технико-тактический арсенал борцов.

  1. Основная часть

1.1 Теоретическая база опыта.

Нагрузка в физической культуре  и спорте понимается  как воздействие  физических упражнений на организм  учащихся. Для того чтобы  охарактеризовать ее, необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего, с какой целью выполняется нагрузка?

- каков ее результат – тренировочный эффект?

- на что она действует, т.е. какова ее направленность?

- какова величина нагрузки?

- каков метод выполнения нагрузки?

Можно выделить  три основные цели, для достижения которых  выполняется физическая нагрузка. Это  достижение  спортивного результата, укрепление здоровья,  подготовка к какой-либо деятельности.

В соответствии  с поставленной целью   планируются и ставятся задачи  по развитию  конкретных  физических качеств, групп мышц, необходимых для  достижения  цели. И определяется воздействие нагрузки на организм.

По своему воздействию  на организм  нагрузки могут быть:

  1. развивающими
  2. поддерживающими
  3. реабилитационными
  4. активирующими
  5. подготовительно-стимулирующими
  6. обучающими
  1. Эффект физической нагрузки во время или после  одного занятия определяется понятием  - срочный тренировочный эффект (СТЭ)
  2. Результат суммирования (интеграции) нескольких СТЭ, полученных вследствие  повторения развивающих нагрузок, определяется  понятием  - кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). Он основан на стуктурно-эмоциональных изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной системах
  3. Направленность  нагрузки – это адрес, указание, на что она действует – на двигательное качество, на группу мышц и т.п.
  4. Величина нагрузки – это мера воздействия упражнений на организм, она характеризуется объемом  и интенсивностью нагрузки.

Использую  следующие методы выполнения нагрузки и физических качеств (Я.С. Вайнбаум,   Б.А. Ашмарин):

Методы развития физических качеств:

  1. Равномерный метод – нагрузка выполняется непрерывно  с постоянной интенсивностью. В зависимости  от интенсивности и объема нагрузки  можно развивать любые качества. В основном  этот метод  применяется  для поддержания физической подготовленности на достигнутом уровне
  2. Интервальный метод – характерен чередованием нагрузок максимальной  интенсивности  с интервалом отдыха до 1 мин. Следующая  нагрузка проводится на фоне недовосстановления. Данный метод не рекомендуется для физически неподготовленных учащихся
  3. Повторный метод -  отличается от интервального  большей  продолжительностью отдыха. Эффективен для  развития  скоростных и силовых качеств.
  4. Переменный метод -  интенсивность нагрузки изменяется во время ее выполнения, хорош для развития скоростных, скоростно-силовых  качеств, общей и специальной  выносливости
  5. Непрерывный метод с переменной интенсивностью -  уровень интенсивности чередуется с умеренной зоны  до максимальной интенсивности. Требует предварительной  подготовленности учащихся
  6. Соревновательный – проведение поединков, максимально-приближенных к соревновательным условиям.

Среди основных принципов  воспитания  физических качеств  применяются:

  1. Принцип соответствия  педагогических воздействий. Он заключается  в закономерности  гетерохронного развития  физических способностей и предполагает  обязательное  выделение их сенситивных периодов   в процессе воспитания физических качеств. А также исходных  кондиций  каждого ученика
  2. Принцип развивающего эффекта  педагогических  воздействий  строится на основе закономерностей  этапности и фазности развития  физических  способностей  и требует  соблюдения  повторяемости, т.е. постепенности  педагогических воздействий
  3. Принцип  сопряженного воздействия   основывается на закономерности переноса  в развитии  физических способностей  и отражает необходимость осуществлять педагогический процесс в двух взаимосвязанных направлениях:

-  в накоплении  потенциала качества;

- в формировании  способностей  его эффективной  реализации.

  1.  Принцип вариативности решения  двигательных задач  устанавливает необходимость выполнения  двух основных   методических требований:
  1. Сочетание  двигательных задач должно  постоянно  видоизменяться и обеспечивать проявление  различных сочетаний  физических  способностей, выражающих соответствующее качество
  2. Условия  решения двигательных задач  обязаны  стимулировать воспитанников на достижения  максимального результата

Для развивающего и поддерживающего  тренировочного эффекта необходимо, чтобы однократная  направленная нагрузка достигала величины (по параметрам  объема и интенсивности), достаточной  для активизации генетического аппарата клеток. Если объем нагрузок меньше  порогового уровня, то он активизации  не производит. Для того чтобы получить  кумулятивный тренирующий эффект (КТЭ), выражающийся в поддержании или развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки  проводилось на фоне  следа от предыдущей.

Суммирование срочного тренирующего эффекта (СТЭ) от каждого занятия в КТЭ возможно только  при определенной  продолжительности интервалов  между занятиями. Оптимальный интервал для повторного  выполнения соответствующей  развивающей  или поддерживающей нагрузки 24-48 часов. При более длительном интервале след слабеет, но он остается  примерно 96 часов (4 суток). При интервале в 120 часов повторная нагрузка  будет выполняться, как бы вновь.  Следовательно, нагрузки,  выполняемые  редко (например,  один раз в неделю) в учебно-тренировочном процессе   для развития  физических качеств  неэффективны.

При организации  деятельности учащихся в зависимости  от поставленных задач, использую следующие методы:

  1. Фронтальный метод, позволяет включить  в работу  всех учащихся одновременно;
  2. Поточный метод, хотя учащиеся  выполняют  упражнения  друг за другом, в период  ожидания  можно дать  дополнительное задание, что существенно повышает плотность тренировки;
  3. Метод выполнения упражнений  в парах – можно  отнести и к фронтальному и к поточному;
  4. Групповой метод – деление группы на 2 и более подгруппы.

В теоретической и практической направленности борьба все время меняется, вводятся различные дополнения в правила борьбы, новшества, которые должны повысить зрелищность борьбы, ее динамизм. Но основным критерием для борцов остается победа.

1.2 Этапность развития

Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия её выполнения. Развитее физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки, возросшим функциональным возможностям организма.

Этапу начального влияния нагрузки свойственен широкий спектр воздействия на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других способностей. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.

Этап углубленного воздействия наступает по мере неоднократного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит суммирование направленных воздействий на развиваемую физическую способность, развитие её отдельных компонентов. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.

Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменять содержание нагрузки (увеличить мощность работы, её продолжительность, или условия выполнения упражнения), как бы перевести развитие способностей на предыдущие этапы.

1.3 Фазность развития

Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия).

Фаза нарастающей работоспособности наблюдается в начале выполнения любого двигательного действия и характеризуется тем, что не все органы и структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направленность педагогического воздействия, не позволяет акцентировано влиять на развиваемую способность.

Фаза относительной стабилизации определяет готовность органов и структур организма к адекватному восприятию нагрузки.  Содержание выполняемого двигательного действия позволяет направленно развивать соответствующие физические способности.

Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после её окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы и структуры организма снижают свою активность неодновременно, что позволяет направленно воздействовать на некоторые из них. Вместе с тем, и это очень важно для практики, развитие отдельных физических способностей (силовых, выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утомление).

Фаза повышенной работоспособности наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда организм не только восстанавливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазе повышенной работоспособности оказать повторное воздействие, то происходит поступательное развитие органов и структур организма, а следовательно, развитие соответствующих физических способностей.

1.4 Перенос развития

Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой- либо физической способности один или несколько её компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно. Перенос в развитии физических способностей может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек  в поднятии тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится на росте скоростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способности выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.

Для  того, чтобы  получить должный эффект от занятий физическими упражнениями,  необходимо выполнять регламентированные  по структуре и дозе физические нагрузки.

Знание  сенситивных  периодов, учет  исходных  кондиций и доведение  сведений  до учащихся, позволяет  повысить   мотивацию детей не только  к занятиям в урочной деятельности, но  и  к самостоятельным  занятиям  по развитию  физических качеств. В дальнейшем это способствует  более высокой  активности учащихся и повышению  интенсивности, как самих  занятий, так  и более  быстрому   продвижению  в изучении  учебного материала. Наиболее благоприятными периодами для развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 16-18 лет. А вот наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются от 9 до 11 лет.

II. Спортивно-игровой метод

2.1 Место  соревновательных  и  игровых  заданий  в учебно-тренировочном процессе

Согласно  учебным  планам, практически  на  всех  тренировках  тренер-преподаватель  может  использовать  игровую  деятельность. С  этой  целью  он  должен  подобрать  разнообразные  соревновательные  упражнения, подвижные  игры, отвечающие  задачам  тренировочного процесса. Тем  самым  подводит  учащихся  к  необходимости  приобретения  того  или  иного  умения  и  навыка  соревновательно-игровым  методом, который  способствует  решению  поставленных  задач, лучшей  плотности  тренировки  и  более  правильной  дозировке  упражнений  на  протяжении  всей  тренировки.

Сложные  упражнения  в  подвижных  играх  и  в  различных  соревнованиях  нужно  чередовать  с  более  простыми, не  требующими  концентрированного  внимания. Кроме  того, следует  давать  отдых  отдельным  группам  мышц, системам  организма,  которые  только  что  интенсивно  работали. Иными  словами, необходимо  всё  время  заменять  одни  игры  и  соревновательные  упражнения  другими,  которые  до  этого  не  применялись  как  по  двигательной  деятельности, так  и  по  подключению  отдельных  систем  и  органов.

В  подвижных  играх  и  соревновательных  упражнениях,  направленных  на  совершенствование  элементов  техники  греко-римской борьбы,  можно  вначале  выполнять  упрощенные  варианты  движений, затем,  по  мере  освоения  их,  переходить  к  более  сложным  взаимодействиям, с  добавлением  технических  действий.

Включение  подвижных  игр  и  соревновательных  упражнений  в  различные  части  тренировочного процесса  зависит  от  поставленных  задач. А  отсюда  следует, что  они  должны  соответствовать  задачам  той  части  тренировки, в  которую  они  введены.  Применяя  в  своей  работе  соревновательно-игровой  метод,  следует  строить  свою  деятельность по  трём  направлениям:

1. Разучивание  техники  движений  с  помощью  подводящих  упражнений.

2. Совершенствование  техники  движений с помощью  различных  игр, эстафет, соревновательных  заданий.

3. Проведение соревновательных поединков, их моделирование.

2.2 Программированное обучение

В  практической  деятельности  можно  эффективно  применять  идеи  программированного  обучения.

Сущность  программированного  обучения  в  физической  подготовке  заключается в том, что  весь  объём  информации  разделяется  на  части, которые  обучающийся  обязан  усвоить в строгой  последовательности  при  непременном  условии  перехода к закреплению в  соревновательно-игровой  обстановке.

Причем  на  всех  этапах  совершенствования  должна  быть  обеспечена  обратная  связь  между  учителем и обучающимися.

В физическом  воспитании  алгоритм (алгоритмическое  предписание)  представляет  собой  точное  описание  выполнения  в строго  установленном  порядке  элементов  определённого  двигательного  действия, обеспечивающего  высокую  эффективность  овладения  определёнными  двигательными  навыками.

  1. Алгоритмизация двигательных действий

В учебном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапа: общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приёма; разучивание его в упрощённых, специально созданных условиях; разучивание в усложнённых условиях; совершенствование приёма в игре или соревновании, близких к официальным.

Общее ознакомление с соревновательно-игровым действием, игрой. На данном этапе создаётся чёткое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приёма в борьбе. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие или игровой приём. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приёма содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет происходить более успешно.

Разучивание приёмов соревновательно-игровой деятельности в упрощённых, специально созданных условиях. Здесь перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Приём выполняют в упрощённых условиях, наиболее важные приёмы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приёмов на основе принципа «от простого к сложному»: упрощаются условия выполнения приёма путём занятия наиболее удобного исходного положения и т.д.

При соревновательно-игровом выполнении движений учащихся необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике исполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяются повторный показ, объяснение, выполнение техники приёма расчлененно, медленно и т.д.

Разучивание приёма соревновательно-игровой деятельности в усложнённых условиях необходимо для доведения его до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринуждённо. В усложнённых условиях добиваются не только правильного взаимодействия  с партнёром. Усложнение условий для разучивания достигается повышением скорости выполнения приёма, увеличением быстроты, силы, изменением направления движения, усложнением траектории броска, увеличением амплитуды движения. Другой способ усложнения – выполнение приёма на повышенной скорости, в сочетании с другими приёмами как, увеличение количества  исполнений за единицу времени, повышение требовательности  к точности или скорости выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приёма с изменением количества взаимодействующих партнёров. Объём усложнения зависит от степени владения учащимися техническим приёмом. При хорошем владении можно вводить целый комплекс усложняющих условий.

Совершенствованием приёма в игре или соревновании  добиваться, чтобы приём выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. На данном этапе используются упражнения, учебные игры с определённой установкой на выполнение приёма. Совершенствование приёма в игре создаёт условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.

Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение с алгоритмизацией его, тренер-преподаватель может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятие более разнообразно и интересно.

Сопоставив эпизодическое использование различных игр и соревновательных упражнений с алгоритмическим в соревновательно-игровом задании, можно сделать вывод о том, что обучение и совершенствование двигательных действий при помощи алгоритмических предписаний существенно улучшает процесс организации работы занимающихся, создаются конкретные условия для самостоятельной творческой работы, как учащихся, так и тренера-преподавателя. Одновременно с освоением подвижных игр или отдельной техники исполнения упражнений, занимающиеся успешно овладевают методикой их обучения. При этом создаётся рабочая картотека – система методически подобранных игр, позволяющих в дальнейшем работать творчески и разнообразно.

2.4 Способы передачи информации в процессе обучения.

Общие сведения. В учебно-тренировочном процессе применяют три основных источника информации. Обучение происходит через словесную, наглядную и практическую информацию. Два первых вида информации создают предпосылки для овладения двигательными действиями, а их реализация осуществляется при непосредственном использовании практической информации. В тренировочной практике все вышеназванные виды информации взаимообусловлены и применяются комплексно.

        Передача информации происходит по определённым каналам: словесная – через абстрактное мышление; наглядная – через зрительное восприятие схематического изображения действия, а также путём примерного показа и, наконец, практическая – путём непосредственных упражнений учащихся в соревновательно-игровой, соревновательной деятельности.

        Словесная информация. Источником словесной информации на практике являются рассказ, объяснение, беседа, разбор игровой карточки, задание, указание, распоряжение, которые в педагогике получили распространение как словесные методы обучения.

        Р а с с к а з – это форма изложения учащимся сведений о технико-тактических приёмах, методике тренировки при организации деятельности.

        О б ъ я с н е н и е  помогает не только раскрыть форму и характер движения, но и выявить причины, влияющие на его правильное выполнение. При объяснении основное внимание уделяется главному действию, без уточнения деталей. Объяснением пользуются при совершенствовании приёмов  группой, а также при установке на соревнование.

            Б е с е д а   проводится в виде  вопросов  и  ответов, обмена  мнениями, обсуждения  допущенных  ошибок  и  путей  их  устранения. Беседа  может  быть  групповой, командной и индивидуальной.

            Р а з б о р  в  учебной  практике  широко  используется  после  выполнения  какого-либо  задания (отработки  технического  или  тактического  действия), при  анализе  закончившегося  поединка, перед  предстоящим  соревнованием. Разбор  может  быть  односторонним,  когда  его  делает  сам  тренер-преподаватель, или  многосторонним, когда в нём  принимают  участие и занимающиеся.

            У к а з а н и е – это  краткая  форма  задания  на  выполнение    упражнения  по  технике и тактике. Часто  используется  при  проведении    и  отработке  тактических  навыков. Указания  могут  даваться в процессе  схватки или  соревновательного  упражнения.

Указание  отличается  краткостью и лаконичностью. Оно  может  иметь вид  распоряжения  для  выполнения  упражнения  либо  подготовки к его  выполнению и т.д.

И, наконец, задание в целом  является  универсальной  формой  передачи  информации, включающей  как  алгориметрическую  последовательность  выполнения  двигательного  действия, так и пути  его  совершенствования.

            Наглядная  информация. Наглядная  информация в учебно-тренировочной  деятельности – это  показ  упражнений  или  бросков, демонстрация  игровой  карточки, пособий (схем, таблиц, кинокольцовок, кинограмм и т. д.), просмотр  учебных  схваток  или  официальных  соревнований.

Показ  двигательного  действия всегда  сочетается с использованием  словесной  информации, и, таким  образом, учащиеся  получают  целостное  представление о деятельности, а именно о правильном  выполнении  упражнений. Осуществляется   показ  тренером-преподавателем  или  одним  из  учащихся.

Перед  этим  важно  сосредоточить  внимание  спортсменов, создать  необходимые  условия  для  наблюдения: выполнить  выбор  места  для  показа, построение  учащихся и т. д.

Для  совершенствования  двигательной  деятельности  также  бывает  совершенно  необходимо  дать  учащемуся  не  только  словесную  информацию о количественных, пространственных, временных и динамических  характеристиках  совершаемого  движения, но и наглядную о нём  информацию. Особенно  если  это  связано с тонкостями  технического  выполнения. Такая  информация  должна  непосредственно  обслуживать  педагогический  процесс, стать  его  органической  частью. На  основе  только  что  полученной  зрительной  информации о выполненном  движении и допущенных  ошибках, оцениваемых в количественных  мерах  пространства и времени, учащиеся  смогут  уже в следующей  попытке  внести  необходимые  исправления, улучшающие  качество  двигательного  действия.

В учебно-тренировочной  деятельности  часто  практикуют  повторный  или  замедленный  показ  двигательных  действий. Это  даёт  возможность  сосредоточить  внимание  учащихся  на  наиболее  существенных  элементах  движений, на  моментах, где  вероятность  появления ошибок  является  наибольшей.

Двигательная (практическая) информация. Практическая информация – это игры и упражнения, предусматривающие многократное повторение движений, с тем чтобы учащиеся могли овладеть элементом техники двигательного действия или целого приёма. Движение может выполняться слитно или по частям. Разучивание по частям предусматривает освоение отдельных элементов двигательного действия с последующим их соединением в одно целое.

        Расчленение технического материала должно носить форму игрового упражнения, т.е. законченную форму отдельного движения. Применение данного метода рекомендуется только в начальной стадии обучения и совершенствования. После того как движение освоено, его закрепляют с помощью целостного действия.

        Отдельные технические приёмы из учебной программы рекомендуется разучивать  только в целостном виде, так как расчленение нарушает структуру движений и усложняет овладение ими.

        Наибольший эффект даёт выполнение упражнений в облегчённых условиях, с применением подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от подготовленности учащихся. Закрепление действия происходит на фоне выполнения подвижной игры или упражнения, т.е. в более сложных условиях.

        Сфера применения двигательной информации при помощи соревновательно-игровых действий получила большее распространение не только в спортивно-игровой деятельности, но и в учебно-воспитательном процессе, например при совершенствовании технических приёмов из любых (не игровых) видов спорта. На практике в учебно-тренировочном процессе большего успеха можно добиться, применяя различные виды информации комплексно, в зависимости от возраста, подготовленности, сложности разучиваемых и совершенствуемых соревновательно-игровых двигательных действий.

  1. Основные направления в планировании учебно-тренировочного процесса при занятиях с юными спортсменами

На мой взгляд, начало занятий борьбой нужно строить больше на игровых моментах, так как дети легко увлекаются игрой, по ходу занятий вводить в игровой форме элементы изучения технических и тактических действий, различные упражнения борцов для общего и специального развития. Дети, часто не осознанно, могут осваивать очень трудные элементы, но до начала занятий нужно каждого ребенка протестировать, чтобы определить его физические возможности, выявить особенности восприятия изучения технических действий и тактики, психологические свойства характера (медлительность, заторможенность в действиях, быстрота реакции в действиях, вспыльчивость, обидчивость, желание и нежелание выполнения отдельных упражнений и т.д.)

Следует уделить особое внимание скорости восстановления детского организма после выполнения физических упражнений, контролировать дозированными нагрузками детский организм. Все это зависит от различных факторов: особенности физической подготовленности детей, скорости выполнения упражнений, особенностей выполнения физических упражнений.            Занятия планировать с разнообразием форм, приемов и методов. Чтобы нагрузки воспринимались детьми с интересом и мотивацией. Во время нагрузок тренер подробно объясняет задание, его особенность выполнения, следит за интервалами отдыха между упражнениями, дает время для восстановления сил. Дети должны быть ознакомлены с правилами поведения на занятиях, с правилами техники безопасности.  Для общего физического развития следует для детей проводить игры в футбол, регби, баскетбол по упрощенным правилам, различные эстафеты. При выполнении физических упражнений использовать различный спортивный инвентарь: скакалки, набивные мячи, гантели, канат, перекладину, брусья.

Занятия следует проводить с повторением ранее изученного материала. Занятия могут различаться в зависимости от задач стоящих перед тренером и учащимися по степени интенсивности занятий, скорости выполнения упражнений, степени сложности выполняемых упражнений.

IV. Особенности построения процесса тренировки юных борцов греко-римской борьбы

Разбирая технико-тактическое мастерство спортсменов различных возрастов, следует уделить внимание некоторым особенностям.

Наблюдая на протяжении многих лет турниры борцов разных возрастов, сразу бросается в глаза большая разница между атаками успешными и неуспешными и тенденция к проведению тех или иных технических действий в стойке и партере.

У  юношей чаще происходят атаки, но чаще они бывают неуспешными, время на подготовку приема бывает незначительным, отсюда и высокий процент неуспешных действий, но вместе с тем они чаще проводят технические действия и так как защита у юношей не совершенна, они чаще проводят атакующие действия.

У взрослых борцов временные интервалы между атаками более продолжительны, но и процент реализации более высок. Другое дело, что технические действия несут чаще однобальные оценки, реже двубальные оценки, в три и пять баллов еще реже. Половина всех атакующих действий приходится на перевороты накатом, возможность положить на лопатки этим приемом низка, но он позволяет довольно быстро набрать выигрышные баллы. Тактика на этот прием продолжает доминировать и я считаю, это снижает зрелищность борьбы.

Основные причины таких особенностей кроются в следующем:

  1. согласно  научным  исследованиям, у учащихся  5 – 7 классов  очень  низкая        дифференциация  мышечных  усилий. Ошибки в точности  усилий  составляют  30 – 60%, поэтому  очень  много  ошибок в двигательных действиях, и неправильных оценок своих кондиций.
  2. Очень  длительный  по времени  латентный  период,- время  обдумывания  создавшейся  ситуации и принятия  решения.

Технико-тактическое мастерство определяется в первую очередь объемом технического арсенала, разнообразием и надежностью выполнения приемов в правильно подобранном тактическом ведении борцовского поединка, в условиях высокого психического напряжения.

По своим тактическим ведениям схваток, борцов можно разделить на 3 группы, -  игровая, силовая и темповая.  К этому у них расположенность по их различным физическим кондициям, особенностям нервной системы, индивидуальным особенностям, их склонностях к тем или иным манерам ведения поединков.

Игровая, силовая и темповая манера ведения схваток по своим методам физической подготовки различаются существенно.

Так у «игровиков» совершенствуется умения проводить технические действия с учетом создавшейся ситуации, ее особенностей. Использовать ошибки соперника сосредотачиваясь на встречных и ответных контратаках. Пополнять свой арсенал технико-тактических действий. Совершенствуется способность творчески, оригинально действовать в различных ситуациях, возникающих в ходе поединка. На тренировках, в схватках по заданию совершенствуется умение проводить атакующие действия комбинированно, используя различные способы тактической подготовки, проведение приемов на опережение, повторение атаки и т.д.

При совершенствовании общей и специальной подготовленности особое внимание обратить на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

У борцов «силовиков» совершенствуется умение использовать хорошее физическое развитие, вести схватки в плотных захватах и на ближней дистанции, применяют выведение из равновесия и сковывание соперника. С этой целью можно проводить учебно-тренировочные схватки по три минуты с перерывом в одну минуту, со следующими заданиями:

  1. Работа на захватах рук – 1 мин. 30 сек.+1 мин. 30 сек.
  2. Борьба на швунгах и напоре (сбить в партер) – 3 мин.
  3. Удержание в «петле» задача для проведения технического действия (завоевание активной позиции) – 3 мин.
  4. Борьба в партере (выполнить технические действия) – 3 мин.
  5. Броски без сопротивления при различных захватах – 3 мин.
  6. Борьба в обоюдном захвате «петля», «полукрест», «крест», «руки снизу» (задача – выполнить техническое действие) – 3 мин.
  7. Удержание и уход с моста после броска – 1мин. 30 сек. + 1 мин. 30 сек.
  8. Обоюдная борьба – 3 мин.

При проведении и совершенствовании общей и специальной физической подготовленности большая часть времени отводится на развитие силовой выносливости. В процесс подготовки включать различные варианты круговых тренировок. Базовыми считать в них следующие упражнения:

  1. Отжимания на брусьях – 1 подход 15 раз.
  2. Отжимание от пола из упора лежа – 1 подход 25 раз.
  3. Рывок штанги -  5 раз. (75% максимального веса).
  4. Взятие штанги на грудь – 5 раз. (75% максимального веса).
  5. Упражнения с гантелями (имитация движений рук в борьбе) – 20 раз.
  6. Скручивание штанги или диска от штанги (имитация движения броска скручиванием) – 20 раз.
  7. Выпрыгивание с гирей из положения полуприсед – 10 раз.
  8. Подтягивание – 10 раз. (различный хват).

Задания эти выполнять в 5 кругов.

В соревновательный комплекс упражнений при круговых тренировках, включать упражнения для тренировки различных  мышц в движениях, моделирующих отдельные ситуации борьбы и упражнения отражающие специфику борьбы.

Для борцов-темповиков характерна высокая двигательная активность и насыщенность технико-тактическими действиями. При совершенствовании мастерства эти борцы должны отрабатывать способность вести поединок от начала и до конца в высоком темпе, непрерывно проводя атакующие действия и умения правильно применять и выполнять технические действия в условиях утомления. В ходе учебно-тренировочных занятий этим борцам следует давать следующие задания:

  1. Совершенствовать отработку технических действий в конце тренировочного поединка. В каждой последней минуте трехминутной схватки, на фоне усталости, увеличивать темп до максимально возможного.
  2. Вести тренировочные поединки в высоком темпе со сменой партнеров, используя швунги, ложные действия, повторные атаки, не давая сопернику перевести дух.

Для повышения  функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе подготовки включать бег (равномерный и с ускорениями, кроссы, бег 3800 метров, темповой бег со спуртами, имитирующими модель соревновательного поединка).

Отсюда, манеру ведения соревновательных схваток  можно прогнозировать, основываясь на степени физической подготовленности, психологических и физиологических показателях и особенностях борцов.

Методика совершенствования мастерства учитывающая предрасположенность борцов к определенной манере ведения соревновательного поединка, значительно эффективнее общепринятой. Она предполагает особый, специальный подход к выбору средств и методов подготовки. В настоящее время, учитывая, что поединок проводится два, а часть и три периода по 2 минуты с перерывом в 30 секунд, повышаются требования к анаэробным системам энергоснабжения организма. Каждое задание в предсоревновательном периоде  подготовки необходимо выполнять с повышенной интенсивностью. Это должно стать главным методическим приемом каждого спортсмена и тренера. Только при этом условии у спортсмена будет вырабатываться необходимый стереотип высокой интенсивной работы.

При построении микроциклов важное значение приобретает восстанавливаемость организма спортсмена после нагрузок. В спортивной борьбе одним из основных средств совершенствования скоростно-силовой выносливости являются тренировочные схватки. Однако во время тренировочных поединков физическая, физиологическая и особенно психологическая напряженность ниже, чем при схватках соревновательных. Значит, роль методических приемов направленных на повышение интенсивности тренировочных поединков возрастает.

Считаю занятия нужно проводить с помощью целевых установок и тактических заданий.

  1. Варьировать темпы схватки, при котором целевые установки могут заключаться в проведении отдельных отрезков поединка в заданном темпе (например, борьба в максимально высоком темпе на протяжении поединков 30 секунд первого и второго периода в схватке).
  2. Достижение в поставленной цели на заданном отрезке времени. Например, в начале каждой минуты борцу необходимо первому выполнять оцениваемое техническое действие или выиграть по баллам первую и последнюю минуту в первом и втором периодах схватки, выиграть на туше в течение первых или последних 30-ти секунд каждого периода и т.д.
  3. Использовать зоны пассивности. Например, борец должен заставить противника выйти за ковер или бороться в зоне пассивности на протяжении определенного времени.
  4. Проявлять активность действий (без выполнения приемов). Например, борец в течение определенного времени ведет наступательную борьбу не применяя приемов.
  5. Выполнение бросков в максимальном темпе (с партнером или чучелом) при снижении темпа, броски прекратить и сделать отдых до восстановления пульса в 100-120 уд/с.
  6. Выполнение бросков в максимальном темпе на фоне усталости после силовой или скоростной нагрузки на ноги, руки. Работа может выполняться методом «до отказа», но только для подготовленных спортсменов. Количество бросков, серий и интервалов отдыха должно быть лимитировано.
  7. Развитие физических качеств провожу в основном за счет соотношения  объема и интенсивности.

Например – развитие выносливости (по Куперу)

Желательный объем нагрузки в мин.

180

90

45

20

10

Интенсивность нагрузки по ЧСС, уд\мин

110

120

130

140

150

Как видно  из таблицы, небольшое  повышение  интенсивности нагрузки на 10 уд\мин  притом же тренировочном эффекте позволяет  двукратно снизить объем.

Регистрация частоты сердечных сокращений в схватках с конкретными целевыми установками и тактическими заданиями различной направленности гораздо выше, что говорит о их более интенсивной направленности, чем схватки с общей установкой. Так по тестовым измерениям у борцов в схватках с общей установкой за 10 секунд ч.с.с. в первом периоде составила 28 ударов, а в схватке с целевой установкой 30,5 секунд  1,5 секунд. Во втором периоде – 30,5секунд  1,5 секунд с общей установкой и с целевой 31,5 секунд  1,5 секунд.

Использование целевых установок на занятиях показало, что они значительно повышают эмоциональность и напряженность поединка, вырабатывает у спортсмена умение мобилизоваться на выполнение конкретных заданий, совершенствуют способности искать дополнительные резервы достижения цели.

      Не вызывает сомнения, что выраженное ухудшение работоспособности и функциональной подготовленности юных спортсменов при выполнении интенсивных нагрузок соревновательного характера необходимо компенсировать восстановлением при проведении 7-10-дневного активного отдыха, что следует учитывать при планировании тренировочного процесса борцов. Исходя из основной концепции о соответствии ритма воздействия ритму восстановления в подготовке юных спортсменов, целесообразно шире применять активный отдых и восстановительные нагрузки умеренной интенсивности аэробной направленности. Такие паузы активного отдыха, специально планируемые этапы восстановления должны рассматриваться как составная часть общей структуры тренировочных нагрузок. В этой связи большое значение имеет введение в тренировку юных спортсменов восстановительных микроциклов. Необходимо отметить, что в настоящее время в методике подготовки юных спортсменов существуют явные противоречия. Для достижения высоких результатов тренеры копируют систему тренировки взрослых спортсменов, но у юношей существуют значительные ограничения работоспособности. Отсутствие достаточного восстановления функций после ударных циклов тренировки и напряженных соревновательных турниров способствует развитию у юных спортсменов хронического утомления. На заключительном этапе, при подготовке к ответственным соревнованиям, часто реализуется модель, связанная с узконаправленной технико-тактической тренировкой при незначительном использовании нагрузок, повышающих физическую и функциональную подготовленность из-за непродолжительного подготовительного периода. Этот вариант является недостаточно эффективным для юных борцов. Существенное снижение тренированности во время напряженного соревновательного турнира может привести к перенапряжению организма и перетренированности. Модель подготовки, связанная с преимущественным развитием потенциальных резервных возможностей для этого уровня спортивного мастерства, не может использоваться, она скорее предназначена для начинающих спортсменов. Не вызывает сомнения, что для юных высококвалифицированных борцов ближайшего резерва сборной страны тренировка должна планироваться таким образом, чтобы учитывались особенности развития организма в этом возрастном периоде и происходила оптимизация всех сторон подготовленности, особенно перед участием в соревнованиях. Для этого необходимо разработать модельные характеристики показателей работоспособности на разных этапах, отдельно выделяя группу чемпионов. Это позволит существенно повысить эффективность тренировки и избежать переутомления и перенапряжения юных спортсменов.

4.1 Деятельностный подход в формировании специализированных психических способностей борца греко-римского стиля

В ходе соревнований, успеха добиваются спортсмены проявляющие психологическую уверенность при проведении технических действий, подобранных при благоприятной ситуации для проведения именно того или иного действия. Борцы умело используют свое преимущество в технико-тактическом мастерстве  навязывая этим нужный ход поединка, создают благоприятные ситуации для проведения приемов, умело используют зоны ковра. Грамотно сочетают в процессе схваток наступательные действия различной продолжительности, умело используют паузы в ходе поединка для восстановления сил, применяют смену темпа схваток и манеру ведения поединка с учетом особенностей конкретной ситуации.

           При проведении технико-тактических действий спортсменом-единоборцем анализ текущей ситуации и выбор того или иного исполнительного акта следуют непосредственно один за другим.  Причем они даже могут быть совмещены во времени (в отличие от действий, например, гимнаста или акробата). В целом же поединок представляет собой совокупность конфликтных ситуаций, характеризуется бескомпромиссной борьбой взаимодействующих спортсменов, каждый из которых стремится к достижению своей цели и одновременно в меру возможностей старается помешать в этом своему сопернику.  При этом эффективность  психической деятельности спортсмена-единоборца обусловлена уровнем развития его специализированных способностей: перцептивных, в основном зависящих от сформированности специализированных «чувств»   («мышечного чувства», «чувства положения тела», «чувства дистанции», «чувства времени» и др.); интеллектуальных, базирующихся на способности к быстрой оценке конфликтной ситуации поединка и принятия решения текущей оперативно-тактической задачи, а также на прогнозировании развития конфликтного взаимодействия с соперником в ближайшем будущем; психомоторных, непосредственно связанных с выполнением и регуляцией двигательных действий.

Для формирования специализированных психических способностей и совершенствования поведенческих навыков в конфликтных ситуациях поединка с целью повышения спортивных результатов требуется время. Одноразовое практическое или теоретическое занятие в данном случае не дает желаемого эффекта, как и аналогичные действия, направленные на повышение спортивного мастерства и обретение физических навыков. Для успешности навыков конфликтного взаимодействия с соперником в различных ситуациях поединка нужна практика, отработка усвоенных навыков и их систематическое применение в конкретных соревновательных условиях. Таким образом, увеличение «известных» ситуаций уменьшает число «неизвестных», которые могут возникнуть в ходе соревновательного поединка.

Спортсмен-единоборец должен понимать требования, которые на него накладывает конфликтное взаимодействие с соперником в поединке. Прежде чем что-то делать, необходимо понять, что именно надо делать в той или иной ситуации поединка. Кроме того, следует научиться прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть в учебно-тренировочных и соревновательных поединках. Без этого трудно подготовить себя психологически к тому, что может произойти в соревновательных условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что психологическая и теоретическая (интеллектуальная) подготовка должна проводиться систематически и регулярно наравне с другими видами подготовок спортсмена. По мере того как у спортсмена формируются специализированные способности и навыки, они включаются в его учебно-тренировочную и соревновательную деятельность без дополнительных затрат сил и времени.

       Необходимо помнить, что ощутимый результат психологической подготовки проявляется только спустя достаточно продолжительное время. Более того, как утверждают специалисты, со временем меняется образ мыслей и восприятие спортсмена. При этом приобретенные способности и навыки будут определять поведенческие реакции спортсмена-единоборца, которые станут более эффективными, позитивными и будут в большей степени основываться на его реальных возможностях при достижении спортивного результата.

4.2 Особенности экстремальных воздействий в спорте

Основная трудность в исследовании экстремальных воздействий в спорте является их относительность. Относительность экстремального воздействия проявляется в двух особенностях:

  1. Относительность объекта воздействия.

Так одно и то же воздействие для одного субъекта будет «допустимым», для другого — экстремальным. В зависимости от класса спортсмена меняется уровень воздействий, становящихся для него экстремальными. Спортивная тренировка фактически направлена на снижение уровня экстремальности воздействия на спортсмена.

2.        Относительность самого воздействия.

Одно и то же «допустимое» воздействие    при    определенном числе повторений перестает быть «допустимым» и становится экстремальным. И дело тут не в «нестабильности» спортивного мастерства. «Допустимые» воздействия на организм остаются допустимыми в рам
ках их определенного числа повторения, при большем числе повторений допустимые воздействия становятся экстремальными для данного человека. Интерес представляет определение (или приблизительную оценку) количества таких повторений. В спортивной подготовке пороговое
число   повторений   «допустимых» воздействий тренируется путем воспитания специальной выносливости.

Замечание.

На практике важно не число повторений, а их ритм и частота. Ритм повторений воздействия может быть как «благоприятным», т.е. позволять организму «подстроиться» к осуществляемым на него воздействиям, так и «неблагоприятным», т.е. наименее удобным для такой «подстройки». Частота воздействия также имеет важное значение. После каждого единичного воздействия организм должен иметь время для осуществления компенсаторных реакций. Если воздействия наносятся чаще, чем организм успевает на них отреагировать, то в организме развивается процессы декомпенсации, т.е. происходит дезадаптация организма.

Таким образом, экстремальное воздействие определяется не столько видом самого воздействия, сколько характером реакции человеческого организма на это воздействие. А это означает, что акцент исследования экстремальных воздействий следует ставить не на изучение видов воздействий, а на исследование реакций организма на такие воздействия. Тем более что человеческий организм реагирует на сверхсильные воздействия неспецифически. То есть независимо от самого воздействия организм реагирует однотипно, неким стандартным набором реакций.

В качестве примера анализа экстремальных воздействий в спорте разберем схватку в греко-римской борьбе. Интерес для анализа представляет схватка бойцов, имеющих приблизительно одинаковый уровень спортивного мастерства. А это означает, что и сила оказываемых друг на друга воздействий, и их количество у них будет относительно сходным. Как же тогда прогнозировать победу?

Для этого мы должны перенести акцент рассмотрения проблематики экстремальности с внешних воздействий на ответные внутренние реакции организма.

Организм человека представляет собой относительно устойчивую систему, стремящуюся компенсировать любое воздействие, выводящее его из состояния динамического равновесия. В зависимости от силы воздействия (и от «запаса прочности» организма) можно выделить три последовательные  стадии противодействия организма внешнему воздействию:

1. Стадия - Компенсации. На этой стадии организм полностью компенсирует внешнее воздействие. Такие воздействия мы называем «допустимыми». Обычно в рамках этой стадии проходят стандартные тренировочные нагрузки. Такие нагрузки будут хорошо поддерживать достигнутый уровень физической подготовленности, но качественного скачка к дальнейшему спортивному росту ожидать не следует. На этой стадии хорошо усваиваются новые технические действия, но тренировать их (т.е. обеспечивать устойчивость из воспроизведения) следует со значительным привлечением следующей стадии.

2.        Стадия —  Субкомпенсации. Организм уже не в состоянии адекватно компенсировать внешнее воздействие, и для поддержания нормальной  жизнедеятельности  ему приходится задействовать в работе одни системы в ущерб другим. То есть происходит структурно-функ
циональная перестройка работы организма. Организм начинает функционировать на качественно ином уровне. Характерным примером этой стадии являются реакции по типу
стресса: происходит перераспределение кровоснабжения одних органов в ущерб другим, активируется симпатоадреналовая система и целый каскад нейрогормональных реакций.

3.        Стадия - Декомпенсации. Организм не может полностью компенсировать внешнее воздействие, начинается процесс альтерации, т.е. повреждения организма, его биологических структур и систем. Характерным примером этой стадии является реакция по типу дизстресса, т.е. патологического стресса. В спорте это может быть сверхсильная тренировочная нагрузка на не полностью восстановившийся организм спортсмена, критический момент в спортивном поединке.  Следует заметить, что стадия декомпенсации характеризуется невозможностью полного восстановления структуры и функции организма именно на фоне действующего воздействия. По прекращении действия повреждающего фактора организм обычно проходит указанные стадии в обратном порядке: сначала он субкомпенсирует свои функции, далее полностью их компенсирует, наступает полное (или частичное) их восстановление.

Если восстановление произошло не полностью, то последующие воздействия организм будет компенсировать со значительным напряжением компенсаторных систем. Поэтому грамотно выстроенная система восстановления спортсмена напрямую влияет на повышение результативности тренировочного процесса.

В спорте действие экстремального повреждающего фактора обычно непродолжительно во времени, либо действие этого фактора спортсмен может в любой момент прекратить (сдаться в единоборстве, сойти с дистанции и т.п.). Поэтому процессы альтерации (повреждения) организма спортсмена не успевают полностью раскрыться даже при достаточно выраженных экстремальных воздействиях. Итак, «допустимые» воздействия организм компенсирует. А экстремальные воздействия вызывают в организме процессы субкомпенсации и декомпенсации. Следует заметить, что решающий победный технический прием удается провести не столько на технической ошибке противника, сколько на срыве адаптации соперника, приводящей к его технической ошибке, т.е. тогда, когда организм противника находится в стадии субкомпенсации или декомпенсации. В стадии субкомпенсации усталость нарастает в экспоненциальной прогрессии (на что ориентирована так называемая тактика изматывания противника). В стадии декомпенсации резервы противника обычно значительно истощены. Действия спортсмена в стадии декомпенсации часто расцениваются как технически (тактически) ошибочные, что на самом деле не так! Одно и то же техническое действие, выполняемое в разных состояниях организма (в состоянии компенсации и декомпенсации), будет реализовываться по-разному. В состоянии декомпенсации формально грамотное техническое действие может не состояться, что со стороны расценивается как ошибка. И дело тут не в устойчивости навыка, а в разных режимах работы организма. Другими словами, в состоянии декомпенсации спортсмен «получает» как бы другой, менее управляемый организм.

Поэтому «декомпенсированный» организм не в состоянии качественно (и, следовательно, эффективно) выполнить то техническое действие, которое в состоянии полной компенсации было бы адекватно ситуации.

Формально экстремальные воздействия    влияют    на    организм спортсмена извне. Но сущность экстремальности лежит не вовне, а внутри организма. И, следовательно, в определенной степени контролируема средствами спортивной тренировки (напомним, что мы рассматриваем вопросы спортивной экстремальности, а не экстремальных воздействий вообще). В силу присущей спорту специфики воздействия мы можем предположить, что повышение сопротивляемости спортсмена к внешним воздействиям лежит в рамках не в общей, а специальной физической подготовленности (скоростной, силовой выносливости и т.п.). И если рассматривать спортивный поединок в контексте «поединков» адаптации организмов спортсменов к оказываемым взаимно экстремальным воздействиям, то победа будет за более адаптированным организмом.

V.Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, с учетом новых дополнений в правилах борьбы, можно сделать следующие выводы и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс:

  1.  Необходимо предъявить повышенные требования к функциональной подготовленности спортсменов.
  2.   Упорядочить систему подготовки борцов. Применять соревновательно-игровые технологии в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.  
  3.    Использовать за основу современный наступательный стиль ведения поединка, расширять двигательные возможности спортсменов, моделировать ход поединка с учетом особенности подготовки предполагаемых противников.
  4.   Учебно-тренировочный процесс распределить путем рациональной нагрузки в микроциклах, улучшить режим работы и отдыха при выполнении тренировочных заданий, а так же введение целевых заданий и установок.
  5.     Интенсивный характер подготовки юных борцов, направленный на сохранение достаточно высокого уровня ФР и аэробной производительности, а также силовых качеств в течение четырех месяцев тренировки, вызывает дискоординацию в деятельности ЦНС: при улучшении возбудимости НМА и тонкой дифференциации мышечных усилий происходит постоянное недовосстановление вестибулярного анализатора. Это вызывает рост напряженности деятельности ССС и хроническое утомление организма спортсменов, что ухудшает пространственно-временную ориентацию, существенно снижая развитие КС.
  6.      Специализированный характер тренировки борцов (технико-тактической направленности) способствует развитию КС, но отсутствие достаточной базовой подготовки приводит к быстрому утомлению ЦНС и НМА и в короткий промежуток времени вызывает отказ от работы при выполнении тестирующей нагрузки. При этом варианте подготовки призеры соревнований характеризуются высоким уровнем развития КС при низкой СВ и аэробной производительности.
  7.      От подготовительных этапов к соревновательным у борцов выявлена отрицательная динамика изменений показателей работоспособности, что свидетельствует о неэффективном планировании тренировочного процесса юных спортсменов.
  8.      К возрастным особенностям адаптации спортсменов 16-17 лет следует отнести реакцию организма на соревновательные нагрузки, которая вызывает предельное исчерпание функциональных резервов и выраженное снижение ФР. Во избежание переутомления юных борцов после окончания соревнований использование 7-10-дневного активного отдыха способствует не только восстановлению спортсменов, но и сверхвосстановлению силовых качеств и функционального состояния ЦНС и НМА.
  9.     При построении модели тренировки для борцов 16-17 лет следует учитывать индивидуальные особенности развития юного организма и оптимальное соотношение нагрузок различной направленности на разных этапах тренировки, способствующих гармоничному росту и развитию всех сторон подготовленности, особенно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.

Перспективы развития греко-римской борьбы далеко не исчерпаны. Этот вид спорта не требует больших материальных затрат, доступен желающим заниматься этим, по настоящему мужскому единоборству, служит хорошей базой для подготовки будущих защитников Отечества и просто несет в себе залог крепкого физического и духовного развития. Обидно, что средства массовой информации обделяют своим вниманием этот, некогда самый популярный у россиян вид спорта, собиравший полные аншлаги народа во время состязаний. Традиции борцов в России берут свое начало в национальных видах борьбы. Самая лучшая реклама, -  это успехи наших российских борцов на международной арене. Традиции борцов греко-римского стиля в России сильны, в успехе наших борцов заложена огромная работа специалистов преданных своему делу и на смену уходящим звездам приходит честолюбивая молодежь, доказывающая лидерство России в этом виде спорта.

Библиографический список  литературы

  1. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба – М.: Просвещение, 1993.
  2. Кузнецова А.П. Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  3. Журнал. Спортивная борьба – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  4. Туманян Г.С., Шиян В.В. функциональная подготовленность спортсменов – М.: Просвещение, 1999.
  5. Карпман В.Л. Дозирование физических нагрузок начинающих борцов – М.: Просвещение, 2002.
  6. Уткин В.Л. Арифметика здоровья – М.: Просвещение, 2003
  7.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  8.  Яковлев Б.П., Багина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготовки /Физическая культура, спорт и здоровье нации. Матер, междунар. конгресса. - СПб.: 1996. - С. 124.
  9. Выготский Л.С. Избранные и психоогические исследования. М.: Изд-во
    АМН РСФСР, 1956.
  10. А. Гросс Х.Х. Педагогическая кинезио-логия - новое направление в спортивной педагогике и биомеханике // Теория и практика физической культуры. 1976. №9. С. 8-10.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развитияпсихики. М.: Изд-во МГУ, 1972.
  13. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для ин-тов физ.культуры / Под ред. Т.Т. Джамгарова,
  14. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студентов вузов физкультурного профиля.   М.:   Академический   проект;Фонд «Мир», 2004.
  15. Рудик П.А. Психологические аспектыспортивной деятельности // Спортивный психолог. 2006. № 2 (8). С. 4-14.
  16. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1978.
  17. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода //
    Деятельность: теория, методология, проблемы.    М.:    Политиздат,    1990.
    С. 76-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»

Содержание материала отражает,как правильно отбирать детей в младшем школьном возрасте, для занятий греко-римской борьбой в спортивных школах....

"Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию в школе"

​Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с пла...

Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу

Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу...

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ

Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И. ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» г. Сураж, Россия ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ ...

«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»

ВВЕДЕНИЕСпортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. ...

Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Актуальность исследования: в настоящее время подготовка юных баскетболистов не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Мы видим необходимым внести некоторы...