Здоровьесберегающая направленность физической культуры
статья по физкультуре по теме

Сочетание трех направлений физической культуры формирует физкультурно-оздоровительные технологии, которые различаются по характеру действия, а так же влияют на процесс укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Здоровьесберегающая направленность физической культуры»

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности человека, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Физическая культура включает в себя три направления:

  1. Оздоровительная;
  2. Образовательная;
  3. Воспитательная.

Оздоровительная направленность

  1. Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также соблюдение техники безопасности, проверка инвентаря и оборудования.
  2.   Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной  систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
  3.   Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
  4.   Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские  группы: основная, подготовительная, специальная).

Образовательная направленность

  1. Использование комплексной программы физического воспитания под  редакцией В.И. Ляха;
  2. обучение по темам: лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика;
  3. использование принципов наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
  4. использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
  5.  учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.

Воспитательная направленность

  1. учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
  2.  создание эмоционально-положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
  3.  стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
  4.  развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
  5. получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Сочетая эти три направления формируются Физкультурно-оздоровительные
технологии –
это процесс укрепления здоровья.

По характеру действия различают:

  1. Стимулирующие технологии - закаливание и развитие физических качеств;
  2. Защитно-профилактические - санитарно-гигиенические нормы и требования, техника безопасности;
  3. Компенсаторно-нейтрализующие - физкультминутки и физкультпаузы;
  4. Информационно-обучающие - забота учащихся о своём здоровье.

К средствам физического воспитания относят:

  1. Санитарно-гигиенические
  2. Естественные силы природы
  3. Физические упражнения

Санитарно-гигиенические средства:

  1. проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;
  2. влажная уборка зала;
  3. наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
  4. соответствующее освещение, наличие аптечки;
  5. спортивный инвентарь по возрасту;
  6. наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Естественные силы природы

  1. разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и воды;
  2.   занятия на свежем воздухе (свежий воздух содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению микробов в организме);
  3.   сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает их закаливающее действие на  организм.

Физические упражнения

  1. простые двигательные действия, направленные на решение задач уроков физической культуры;
  2.  сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх.

Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся, которая в свою очередь восполняется при использовании различных форм физической культуры. Таких как:

  1. Проведение урока физической культуры не менее двух раз в неделю;
  2. Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале (волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное время;
  3. Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья;
  4. Участие детей в комплексной Спартакиаде школьников Клинского муниципального района;
  5. Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста;
  6. Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз;
  7. Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции.

Структура урока

  1. вводно-подготовительная часть;
  2. основная часть;
  3. заключительная часть.

Вводно-подготовительная часть:

 1. Начальная организация занимающихся;

 2. Создание целевой установки;

 3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния;

 4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма;

 5. Подготовка организма к решению задач основной части урока.

Основная часть:

 1. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;

 2. Обучение технике упражнений;

 3. Формирование специальных знаний;

 4. Развитие основных и специальных физических качеств;

 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.

Заключительная часть:

 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

 2. Регулирование эмоционального состояния;

 3. Подведение итогов урока.

С целью здоровьесбережения на уроках

  1. Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:
  1. разных видов деятельности,
  2. фаз напряжения и «разрядки».

В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.

  1. Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности.

Кроме физической нагрузки ведётся  теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.

  1. Активные методы обучения – это побуждение участия детей к активной самостоятельной деятельности. 

Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:

  1.  индивидуальная работа,
  2.  работа с партнером,
  3.  работа в группе.

  1. Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка.

Как определить нагрузку на уроке?

УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

  1. учитывать состояние здоровья;
  2. функциональные возможности всех учащихся;
  3. физическую подготовленность;
  4. индивидуальные особенности;
  5. степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде». (Г. Сигерист)

«Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков». (ВОЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодифлекс - культурологическое, здоровьесберегающее направление физичской культуры для учащихся с избыточным весом и не только...

Данный комплекс дыхательной гимнастики можно успешно использовать в подготовительной или заключительной части урока физической культуры...

Здоровьесберегающая направленность физической культуры,

Здоровьесберегающая направленность физической культуры - Воспитательная -.üучет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;ü создание эмоционально- положительного ф...

План работы методического объединения учителей предметов эстетического направления, физической культуры и ОБЖ на 2017/2018 учебный год

В данном документе распологается план работы ШМО учителей  предметов эстетического направления, физической культуры и ОБЖ на 2017/2018 учебный год....

Конспект здоровьесберегающие технологии. Физическая культура.1 класс

Конспект здоровьесберегающие технологии. Физическая культура.1 класс...

Консультация для родителей «Основные направленности физической культуры на формирование здорового образа жизни»

На современном этапе общественного развития главное значение  имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности субъекта. Основы становления полноценной ли...

План работы МО учителей предметов эстетического направления, физической культуры и ОБЖ на 2019-2020 учебный год

Методическая тема школы:«Совершенствование качества образования через обновление содержания образования, формирование профессиональных компетенций и применение новых педагогических и информацион...

Эффективность физических упражнений здоровьесберегающей направленности на уроках адаптивной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью.

Материалпредназначен для специалистов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в учебный процесс, не всегда выполняют самостоятельны...