Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).
план-конспект урока по физкультуре по теме

 Сидоренко Владимир Александрович.

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_igry.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сидоренко В.А.

(Воркута, МОУ ДОД «Дом детского творчества»

 moudoddomdt@gmail.com )

 Тема занятия: Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).

Изучаемая дисциплина: физическая культура (гимнастика)

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Тип занятия: показательный урок по подвижным играм

Метод проведения: соревновательный.

Цель: Познакомить  обучающихся с Коми национальными играми и состязаниями. Коми народов.

Задачи:

Обучающие:

  1. Разучивание игр и состязаний.

 Развивающие: 

  1. Укрепление меж предметных связей (физическая культура –  природоведения – Коми язык).

Воспитательные:

  1. Воспитание основных физических и морально- волевых качеств

Используемое оборудование: гимнастические палки, ленты разных цветов, обручи гимнастические, теннисные мячики, стойки, гимнастические скамейки, два полога из нетканки, цветные кружки (красные, синие, желтые) диаметром 10 см., гимнастические маты.  

Место проведения: спортивный зал.

Концертмейстер – Александренко Л.М.

п/п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

 указания

1.

I. Выход, рапорт, сообщение задач

10

3

Выход под марш.

- Сегодня у нас необычный урок подвижных игр. Необычность его в том, что у нас присутствуют гости, а игры коми-национальные к сожалению многие забытые, кроме того вспомним и разучим некоторые коми слова.

2. Ходьба: Гортса да ворса помосьяс

ош (ошпи)

кöр (кöрпи) йора

дзодаöг (игилик)

кань (каньпи)

2

Домашние и дикие животные.

как медведь (медвежонок)

как олень (олененок), лось

как гуси (гусенок)

как ласкается кошка

3. Бег и прыжки – кöр – йора коч

2

как олень или лось

как заяц

4. Ворсом «ЫТВА» (ваон босьтом).

Кто не успел – запрыгнул последним или «свалился» – «замочил» ноги в нашей игре получает штрафное очко.

3

половодье (наводнение) ва-вода

музыка заканчивается – началось наводнение.

Надо запрыгнуть или повиснуть на любом из снарядов, чтобы не замочить ноги.

II.

1.Ордйысьомьяс (зоньяслон, нывъяслон)

а) «Коглон кукмысь чоччыитом»

10

2

Состязания (единоборства) (парней, девчат).

Каждый участник выполняет по 3 прыжка с двух ног на две без остановок).

б) Перестроение в 2 шеренги «медведдая – мод»

1

По расчету I-й, II-й

И еще раз по хлопку выполняет тройной прыжок и поворачиваются лицом друг к другу.

в) «Чунь крукон кыскасьом» Ки бурлак зон (Пвар)

3

Перетягивание, зацепившись любым из 5 пальцев – по договоренности

    1 вариант – название седьмого сильного

    II вариант – командная игра

г) «Палигон кыскасьом»

2

Перетягивание на палках (тоже могут быть 2 варианта)

   Хваты должны меняться : а), б), в).

д)«Палич кокон шыбытом»

1

Метание палки ногой (на дальность) – проводится на открытой поляне.

е) Построение в 1 шеренгу и перестроение на 3 команды:

1 – медводзья (отик)

2 – мод (зык)

3 – кой мод (куин)

Ошмоз путкыльтчём

1

Расчет на I-й, II-й, III-й и перестроение на 3 команды кувырками

как медведь

2. Ворсомьяс

19

игры (командные)

Каждая из 3-х команд получает название:

Ш – ошпиян – медвежата

П – корпиян – оленята

I – кочпиян – зайчата

и закрепляют на голове ленты.

Каждой команде – свой цвет.

а) «строитам чом» игра в виде эстафеты

4

«Строим чум»

1 этап – бегом переносит обруч до моста строительства чума и передает эстафету – пучок ленточек

II этап – переносит гимнастичес-кую палку

III этап - переносит гимнастичес-кую палку

IV - переносит гимнастичес-кую палку

V этап – два участника забирают «полог» (из нетканки) и устанавливают (строят) чум

VI этап – возвращается за всеми.

Все участники взявшись за руки бегут до чума, образуют вокруг него хоровод и поют песни.

б) «Вотос вотом»

Каждый участник стартует по мере «созревания» ягоды с кораинкой-наберушкой.

Побеждает та команда, которая больше ягод соберет, за все лето (за 6 этапов)

6

«Сбор ягод»

На кочках (в обручах) рассыпаны (растут) разные ягоды (различные по цвету и размеру шарики…)

1 этап – мырном вотом (сбор морошки)

II этап – от вотом (земляники)

IIIэтап – чедлан вотом  (голубики)

IV этап – чод вотом (черники)

V этап – пув вотом (брусники)

VI этап – турипув вотом (клюквы)

в) Подведение итогов 2-х эстафет

1

г) поединки пастухов оленевод «метание тынзея на хорей»

Выигрывает команда, сделавшая большее количество попаданий (поймала больше оленей)

3

Каждый участник команды выходит и бросает тынзей (обруч) на хорей (стойка для прыжков в высоту) по 2 попытки

е) «Корьяс куладом

2 команды образуют круг, взявшись за руки (садятся)

Выигрывает команда, которая за меньшее время поймала больше оленей.

4

«Ловля оленей»

В этот круг – поляну заходит 1 команда «оленей»  и 2 игрока – «пастуха»

II команды дается время (30 сек.), за которое пастухи должны поймать (сорвать с головы ленточку) как можно больше оленей.

Затем играют:

 II-олени - III-пастухи,

  III-олени – I-пастухи  

ж) Подведение итогов «Версомьяс»

Участники команды, занявшей

I – «5»

II – «4»

III – должны еще потренироваться в скорости бега, точности бросков, ловкости.

   Повторить названия игр, их перевод и новые Коми слова.

«Светофор» – игра на внимание

чорг

виж

турунвиж

3

красный – стоим и ждем (смирно)

желтый – хлопаем в ладоши

зеленый – ходьба на месте

1 вариант – с цветными кружочками (О=10 см)

II вариант – объявление цвета голосом

Проигравшие убирают чумы.

2. Подведение итогов урока. Повторение слов. Домашнее задание.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок,  пословиц, поговорок.  Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Основы народно – сценического танца»

Цели: демонстрация основных элементов техники народного танца, формирование сознательного отношения к традициям национальной хореографии....

конспект занятия по ознакомлению с калмыцкой национальной борьбой

Конспект открытого занятия по теме  «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»Занятие направлено на формирование представления у обучающихся о калмыцкой национальной...