Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
статья по физкультуре по теме

 

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizaciya_uchebno.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре

в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые требования к человеку и его здоровью. Для учителя физической культуры основной задачей является убедить каждого обучающегося в том, что здоровье – это средство для самовыражения, здравотворчества на протяжении всей человеческой жизни. По мнению профессора, доктора медицинских наук И. И. Брехмана, «именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально – экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают».

Появившиеся в последние годы здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов.

           По статистическим данным уровня здоровья населения Старого Оскола известно, что последние 10 лет общая заболеваемость постоянно растет: она увеличилась со 137 тысяч случаев в 2000году до 195тысяч в 2010году, т.е. на 36%. Особую тревогу вызывает состояние здоровья  детей. По данным Минздрава и Госкомэпидемнадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 30-40% хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 3-4 раза.

Реализуя одну из основных задач физической культуры - сохранение, поддержание и укрепление здоровья обучающихся, можно столкнуться столкнулась с рядом противоречий: 

  1. между главной целью образовательных учреждений – воспитанием гармонично развитой личности и невозможностью использования средств физической культуры в необходимом и достаточном объёме;
  2. между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем его общей физической культуры;
  3. между широким распространением разнообразных форм занятий физической культурой и снижением интереса учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
  4. между необходимостью ребёнка находиться в статическом положении в процессе урочной формы организации занятий и природной потребностью растущего организма ребёнка в движении;

  1. между улучшением организации труда в связикомпьютеризацией и снижением двигательной активности населения, что усугубляет проблемы здоровья нации.

       В процессе поиска путей, форм и методов активизации физического обучения, воспитания и оздоровления (повышения двигательной активности) школьников учитель опирается на передовой опыт доктора педагогических наук В.И. Ляха, кандидата педагогических наук А.А. Зданевича, теоретические основы по физической культуре Ф.И.Собянина, А.И.Замогильнова. Представляет интерес исследования в области здоровьесберегающих технологий профессора Н. К. Смирнова. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Формирование мотивации здорового образа жизни, безусловно, сложнейшая педагогическая задача. Формирование у школьников мотивации здорового образа жизни следует связывать, прежде всего, с удовлетворением потребностей, актуализирующихся (доминирующих) у него в тот или иной возрастной период развития.

В практике работы  теоретические знания подкрепляют или опережают изучаемый материал. В.А Сухомлинский писал: «Мы добиваемся того, чтобы ребенок, работая, думал, и, думая, работал, только при этом условии человек сможет понять смысл физической культуры».

В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с родителями направлена на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.

Главной задачей здоровьесбережения является такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. По моему мнению, урок физической культуры в школе является главным уроком здоровья.

Разработаны основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.Создание здорового психологического климата с учётом индивидуальных черт личности учащихся, сотрудничество с учащимися;

2.Реализация основного принципа педагогической помощи ребёнку – поверить в свои силы, увидеть реальные возможности, которые заложены в него природой (создание ситуации успеха, сравнение достижений ребёнка только с самим собой);

3.Использование инновационных форм и методов проведения урока;

4.Объединение в группы, исходя из условий физической и психологической совместимости учащихся;

5.Осуществление индивидуального подхода к организации домашних заданий с учётом возможностей учащихся;

6.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися; осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями;

7.Максимальное использование оздоровительных средств физического воспитания, формирование физической культуры личности;

8.Наличие в содержательной части урока теоретических вопросов, направленных на познание собственного организма;

9.Использование информационно-коммуникативных технологий;

10.Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль за состоянием здоровья.

«Ни один обучающийся не должен быть обделён вниманием». Осуществлять этот педагогический принцип  помогает применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе.

 Прежде всего, выясняются слабые и сильные стороны подготовки каждого обучающегося, организуется самооценка его уровня физической подготовки, определяются формы и методы организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных черт личности. На уроках преимущественно используется дифференцированно - групповая форма организации обучающихся. Принцип формирования групп зависит от задач урока и особенностей класса. Детям младшего возраста оказывается помощь в объективной оценке своих сил. Старшеклассники самостоятельно объединяются в группы, исходя из условий физической подготовленности и психологической совместимости. Например, на уроках гимнастики ребята делятся на 4 группы:

1 группа – высокий уровень физической подготовленности;

2 группа–уровень физической подготовленности выше среднего;

3 группа – средний уровень физической подготовленности;

4 группа – низкий уровень физической подготовленности.

Состав групп мобилен. Если обучающиеся легко и уверенно справляются с заданиями, то могут перейти, например, из 2-й в 1-ую группу. Такая система работы себя оправдывает. Нет не желающих заниматься из-за различных трудностей, создается благоприятный психологический климат.

Любая учебная деятельность даёт качественный результат, если у обучающихся есть мотивы активно работать, с полной отдачей, преодолевая неизбежные затруднения. На своих уроках  добиваюсь, чтобы обучающиеся брали ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям.

Подбираются доступные, посильные упражнения, задания, выполнение которых будет восприниматься как победа над самим собой. Когда обучающийся испытывает состояние удовлетворенности, происходит и формирование положительно активного отношения к физической культуре, желание развивать двигательные, волевые качества, стремление укреплять здоровье, подготовить себя к определенной профессиональной деятельности.

Идеи педагогики оздоровления приводят к применению нестандартных уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-турнир,  урок-зачет, урок с групповыми формами работы. Наиболее доступной, эмоциональной формой организации занятий является игровой урок.

Здоровьесберегающий урок предполагает наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъекты действия по их получению и созиданию.

В практике своей работы  автор использует метод проблемного изложения материала, частично поисковый метод, исследовательский метод, метод свободного выбора, методы, направленные на самосознание и развитие.

Один из приемов вовлечения обучающихся в активный учебный процесс – постановка проблемных вопросов. Вот примерные вопросы, которые подсказали педагогу сами дети:

  1. Вопросы, в которых сталкиваются противоречия: «Почему увеличение пульса при беге полезно только до определенного предела?».
  2.  Установление сходства и различия: «В чем сходство и различие в технике бега на короткие и длинные дистанции?», «В чем сходство и различие в выполнении разминки перед бегом на разные дистанции?».
  3. Установление причинно-следственных связей: «Почему при беге увеличивается пульс?», «Как зависит результат в беге от скорости восстановления?».
  4. Задания на исправление ошибок товарищей: «Какие ошибки были допущены?», «Почему они возникли?», «Что надо предпринять для их исправления?».

Использование коллективных действий облегчает процесс обучения. Практикуется работа в парах сменного состава. Пары образуются из учащихся первой и третьей группы, второй и четвёртой группы. Например, на уроках баскетбола, учащиеся  первой группы выполняет упражнение с двумя мячами у стены, прошу его помочь ученику третьей группы, у которого в этом упражнении занижена траектория полёта мяча. При работе в парах формируется уверенность в правильности выполнении упражнения «учителем» и исправляется ошибка у учащегося.

Являясь сторонником осмысленного, сознательного обучения,  считаю, что теоретические знания играют важную роль в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры (приложение 1).

В процессе работы  уроки систематически сопровождаются пояснениями и рассказом на заданную тему, тем самым ненавязчиво сообщаются ребятам необходимые теоретические знания и подкрепляются вопросами по пройденному материалу на последующих уроках.

В процессе обучения двигательным действиям учащиеся должны представлять влияние физической нагрузки на организм. Понимание этого невозможно без специальных знаний в области биологии, анатомии и других наук. Провожу интегрированные уроки с элементами биологии (приложение 2), иностранного языка.

Здоровьесберегающий урок предполагает создание благоприятного психологического климата и наличие эмоциональных разрядок (шутки, юмор, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальное сопровождение). Как средства здоровьесберегающего воздействия использую на уроках  дыхательные упражнения К. П. Бутейко, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, упражнения на релаксацию, оздоровительный точечный массаж по А.А.Уманской (приложение 3), что свидетельствует о повышения оздоровительной направленности урока. Для формирования правильной осанки применяю ходьбу на носках, с предметами на голове, для снятия напряжения с глазных мышц практикуются упражнения на расслабление этих мышц.

         Большое влияние на здоровьесберегающие факторы оказывает структура проведения урока. Своевременно чередуются различные виды деятельности, оптимальные по продолжительности и трудности, обязательно учитывается динамика работоспособности обучающегося.

      Помимо уроков данные цели решаются посредством систематических домашних заданий по физической культуре. Домашние задания - огромный резерв в физической подготовленности учащихся, прекрасное средство для формирования у них привычки к самостоятельным занятиям. Система заданий на дом рассматривается как логическое продолжение уроков. Заданные на дом упражнения активизируют двигательный режим учащихся, повышают умственную работоспособность, заполняют свободное время активными занятиями. Прекрасно понимая, что домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому, без реального учета его физической подготовленности, не ставится задача перед учащимися выполнить упражнения точно определенное количество раз, а предлагается улучшить к контрольному сроку личный показатель. Это ставит в равные условия сильного и слабого учащегося, заставляет заниматься обоих. Поэтому важно определить первоначальные возможности учащихся в выполнении упражнений домашнего задания.

Успех внедрения домашних заданий в значительной мере зависит от организации контроля за их выполнением. Для этого используется метод взаимопроверок и самоконтроль. Учащиеся разбиваются на пары при выполнении упражнений; при этом один выполняет задание, а другой его оценивает.

       Неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья учащихся. Особое внимание на уроках должно уделяеться профилактике травматизма, проведению инструктажа по технике безопасности, дозированию физической нагрузки. Оно должно быть дифференцированным,  потому что от этого, в первую очередь,  зависит решение оздоровительной задач.

В школе  длжны выполняться требования  СанПиНа,  организуется режим дня обучающихся. С помощью проветривания поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим. Создается экологическая комфортность образовательной среды в спортзале и раздевалках.

Вместе с медицинским работником должен осуществляться медицинский контроль за физическим развитием учащихся, составляться комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

 Формирование здорового образа жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением во внеурочной деятельности по предмету. Используются различные формы внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: утренняя зарядка, физкультминутки, спортивные турниры и конкурсы, интеллектуальные игры, «Дни здоровья», недели физической культуры, спортивные викторины, походы, экскурсии, товарищеские встречи по спортивным и подвижным играм, беседы, школьные, городские и областные соревнования.  Для решения задач педагогики оздоровления комплексно используются средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Средства двигательной направленности  подбираются совместно с учащимися с учетом их интересов и влияния этих средств на сохранение и укрепление здоровья.

Совместно с физоргами классов должны разрабатываться комплексы физкультминуток на активизацию всех групп мышц, для снятия напряжения глазных мышц, повышения умственной работоспособности (приложение 4).

Систематически проводить разъяснительные работы по профилактике вредных привычек.

Огромную роль во внеклассной работе отводится наглядной агитации. Оформление совместно с учащимися стенды: «Школьная спартакиада», «Лучшие спортсмены»; «Наши будни»; «Наши достижения»; «Рекорды школы»; «Уголок Здоровья»; «Экзамен по физкультуре»; «Нормативы учащихся». Своевременная информация о результатах соревнований нацеливает участников на дальнейшее физическое совершенствование. Красочно и выразительно оформленные «Молнии – поздравления» являются сильным стимулом для продолжения самостоятельных занятий.

  1. Приложения №1
  2. Тесты контроля теоретических знаний

1.Физическая культура представляет собой...

а)учебный предмет в школе;

б)выполнение упражнений;

в)процесс совершенствования возможностей человека;

г)часть человеческой культуры.

2.Отличительным признаком физической культуры является...

а)воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б)физическое совершенство;

в)выполнение физических упражнений;

г)занятия в форме уроков.

3.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека,        при котором...

а)легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;

б)он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

в)он бодр и жизнерадостен;

г)наблюдается все вышеперечисленное.

4.Что понимается под закаливанием?

а)купание в холодной воде и хождение босиком;

б)приспособление организма к воздействиям внешней среды;

в)сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;

г)укрепление здоровья.

5.Осанкой называется...

а)качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б)пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в)привычная поза человека в вертикальном положении;

г)силуэт человека.

6.Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее...

а)затылком, ягодицами, пятками;

б)лопатками, ягодицами, пятками;

в)затылком, спиной, пятками;

г)затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

7.Главной причиной нарушения осанки является...

а)привычка к определенным позам;

б)слабость мышц;

в)отсутствие движений во время школьных уроков;

г)ношение сумки, портфеля на одном плече.

8.Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня потому, что...

а)положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;

б)снимается утомление нервных клеток головного мозга;

в)ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения;

г)притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.

9.Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...

а)хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;

б)повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;

в)способствуют повышению резервных возможностей организма;

г)при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

10.Укажите, какая последовательность в комплексе утренней гигиенической гимнастики должна выполняться (используя перечисленные ниже упражнения).

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
  3. Потягивания.
  4. Бег с переходом на ходьбу.
  5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
  6. Прыжки.
  7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.
  8. Бег в спокойном темпе.

а) 1,2, 3,4, 5,6, 7,8; б)7,5,8,6,2,3,2,1,4; в)3,7,5,8,1,2,6,4,1;

г)3, 1,2,4, 7,6,8,4.

11.Релаксация - это …

а)физическое и психическое расслабление

б)физическое расслабление

в)физиологическое расслабление

г)психическое расслаблении

12. Укажите последовательность упражнений, предпочтительную для утренней гимнастики?

  1. Упражнения, увеличивающие гибкость
  2. Упражнения на дыхание, расслабление ,восстановление

3.        Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки

  1. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы
  2. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы
  3. Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее состояние

7.        Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса

а)  1,2,3,4,5,6,7.

б) 6,7,1,4,5,3.

в)  3,5,7,1,3,2,4.

г) 6,4,5,1,7,3,2

13. Смысл физической культуры как компонента культуры общества  заключается в...

а)укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей

б)обучении двигательным действиям и повышении

работоспособности

в)совершенствовании природных, физических свойств людей

г)создании специфических духовных ценностей

14. Основными источниками энергии для организма при длительных аэробных нагрузках являются...

а)белки и витамины

б)витамины и жиры

в)углеводы и минеральные элементы

г)углеводы и жиры

15. Задачи по укреплению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе...

а)закаливания и физиотерапевтических процедур

б)совершенствования телосложения

в)обеспечения полноценного физического развития

г)формирования двигательных умений и навыков

Ответы: 1-г, 2-в,3-г,4-б,5-в,6-г,7-б,8-в,9-в,10-в,11-а,12-г, 13-в,14-б,15-в.

                                                                             

Приложение№2

Интегрированный урок биология - физическая культура

 8 класс

 Тема урока: «Гигиена органов дыхания. Дыхательная гимнастика»  Тип урока: интегрированный

Цель урока: усвоить правила профилактики органов дыхания, получить знания о профилактике и лечении ринита

Задачи урока: формирование правильной осанки, развитие координационных способностей и ловкости, содействовать формированию причинно-следственных связей, умений, популяризировать спорт и ЗОЖ;

Оборудования: таблицы по анатомии и гигиене человека, сюжетные картинки «Формы носа», наборы цветной бумаги для рефлексии, волейбольные и баскетбольные мячи, теннисные шары.

Место проведения: МОУ «СОШ №5 с УИОП», спортивный зал

Ход урока:

Учитель биологии:

Наш организм – единое целое, все органы и системы в нем взаимосвязаны. Если помнить об этом всегда, на всех уроках и внеурочное время, то можно предупредить многие заболевания.

        Давайте вспомним пословицы, загадки и поговорки о носе. Например: «Не суй свой нос не в свое дело», «Любопытной Варваре нос оторвали», «У себя под носом», «Не вешай нос» и т.д. Размышляем о смысле этих высказываний. Интересен факт, что герой 1812 года генерал Багратион стоически переносил дефект своей внешности – непомерной величины нос, даже подшучивал по этому поводу. Однажды ему доложили, что «французы на носу». Багратион добродушно отвечал: «Это смотря на чьем, если на моем, то мы еще успеем отобедать». Леонардо да Винчи на одном из карандашных рисунков изобразил 12 разных по форме носов, которые он приметил у своих современников. А в медицинских атласах вы найдете 15 разновидностей носа.

        Вопрос для размышления: «Какой нос выгоднее иметь жителям севера»?

        В носу густая сеть капилляров, в носу воздух согревается и увлажняется, поэтому жителям севера «выгоднее» иметь длинный, узкий нос.

Учитель физкультуры: проводит разминку «Правила укрепления здоровья носа»

1.Дыша, держите рот «на замке». (Дышать ртом также безнравственно, как и есть носом).

2.Для укрепления мышц носа читаем и поем вслух.

3.Важно, чтобы занятия проходили в чистом, проветренном помещении.

Учитель физкультуры: проводит разминку, учащиеся становятся в круг.

Учитель биологии.

Русский ученый Боткин говорил: «Восстановить разрушенные альвеолы легких также трудно, как отрастить оторванный палец»

Очень важно правильно дышать. А древние греки говорили о том, что желающий быть здоровым, сильным, красивым должен бегать, находиться в движении.

Учитель физкультуры: проводит подвижные игры, следя за правильностью дыхания и осанкой.1.«Мяч в корзину»2.«Гонка мячей по кругу»3.«Точный поворот»

Учитель биологии.

Самым распространенным и на первый взгляд безобидным заболеванием является насморк (воспаление слизистой оболочки полости носа). Насморк, возникающий как реакция на охлаждение или какой – нибудь внешний раздражитель, может быстро исчезнуть и без лечения. Но в случае острого заболевания мы испытываем затруднения дыхания, ухудшение самочувствия, нарушение обоняния.

В этом случае рекомендуется согревание области подошв (горчичные ванны), горчичники на область икроножных мышц, витаминизированное питание, проветривание помещения. В тяжелых случаях, когда поднимается температура, необходимо обратиться к врачу, потреблять достаточно жидкости, использовать капли и потогонные средства. Помочь устранить насморк и неприятные ощущения могут пальцевые упражнения.

Учитель физкультуры показывает, а учащиеся выполняют данные упражнения.

«Точка носа».

Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, нормализуется обоняние. Для нахождения точек необходимо подушечки указательного и среднего пальца поставить на крылья носа и вращать по часовой стрелке 3 – 5 раз.

«Точка от 100 болезней»

Подушечками указательного или большого пальца  правой руки делать вращательные движения между указательным и большим пальцем левой руки 3 – 5 раз (и наоборот)

«Дыхательные упражнения»

1.Сделать вдох носом, при выдохе тянуть звук «М», одновременно постукивая по крыльям носа.

2.Энергично произносить звуки «К – Г», «Н – Г», это укрепляет мышцы полости глотки.

3.Закрыв рот, сделайте 5 – 6 медленных вдохов через нос. При этом кисти рук положите на шею сзади или на верхнюю часть живота.

«Восстановление носового дыхания»

Сесть прямо и скрестить ноги. Положить левую руку на бедро, а правую расположить следующим образом: указательный палец чуть выше переносицы, большой – на крыле правой ноздри, средний – на крыле левой ноздри, сделать полный вздох и зажать большим пальцем правую ноздрю. Вдыхать через левую ноздрю, после чего открыть правую и медленно выдохнуть. Выдох должен быть вдвое длиннее, чем вдох. Примерно через 10 минут повторить все сначала, стой лишь разницей, что вдох делается через правую ноздрю.

Упражнения для кистей рук, чтобы через нервные окончания, которые тянутся от кончиков пальцев до головного мозга, включить организм в работу.

Техника выполнения: растереть ладони, сжимать и разжимать фаланги пальцев в кулак, а затем стряхнуть кисти рук.

Рефлексия урока.

Выданные цветные квадраты из цветной бумаги учащиеся располагают в произвольном порядке, оценивая урок и свою деятельность на нем через цветоощущения.

Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит и здоровье! Здоровье – это бесценная драгоценность, которую нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться жизни, общаться, находить радость в труде, чувствовать свою необходимость в этом мире.

Домашнее задание:

 Учитель биологии: повторить пройденный материал дыхательной гимнастики.

Учитель физкультуры: выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа 3-10раз(м), 3-8 раз(д);прыжки на скакалке -200раз

Подведение итогов, выставление оценок.

Приложение №3

Оздоровительная направленность урока

Упражнения дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой

1.«Ладошки»

Исходное положение – стоя на полу, ноги разведены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями наружу (так называемая поза экстрасенса). Начать упражнение следует с очень энергичного, короткого, шумного вдоха, при этом воздух должен резко втягиваться через нос. Одновременно необходимо сжать ладони в плотные кулаки, причем двигаться должны только кисти до запястий. После завершения вдоха воздух следует легко выпустить через рот или нос, одновременно расслабляя кисти рук, но не разводя пальцев в стороны. Сразу же после завершения выдоха необходимо приступить к выполнению нового вдоха. После 4 дыхательных движений можно отдохнуть 3–5 секунд, затем снова начать выполнение упражнения. В идеале число вдохов и выдохов должно быть равно 96 (после регулярных тренировок).

2.«Кошечка»

Исходное положение – стоя на полу, руки свободно опущены вдоль тела, ноги расставлены на ширину плеч. Перед началом упражнения необходимо присесть, слегка согнув ноги в коленных суставах. Теперь можно сделать резкий непродолжительный вдох через нос, одновременно поворачивая туловище и голову вправо, сгибая руки в локтевых суставах и отводя их в сторону вместе с туловищем. При этом желательно расположить правую руку немного ниже, чем левую. После вдоха следует медленно вернуться в исходное положение, одновременно выполняя медленный выдох на фоне полного расслабления мышц. Затем необходимо повторить указанную выше последовательность действий, поворачивая туловище и голову в другую сторону. Приседания следует выполнять легко, упруго, с незначительным напряжением икроножных и бедренных мышц. Спина при этом должна по возможности оставаться прямой, чтобы обеспечить максимальное расправление легких и бронхов и одновременное увеличение их объема. В течение первых нескольких дней освоения данного упражнения рекомендуется выполнять 2–3 серии по 8 вдохов и выдохов в каждой. После завершения серии следует сделать паузу на 3–5 секунд. Через некоторое время можно будет постепенно довести число серий до 6, а количество дыхательных движений в каждой из них – до 16. Допустимым является также следующий вариант данного упражнения: 12 серий по 8 дыхательных движений.

3.«Поворачиваем голову»

Исходное положение – стоя на полу, спина прямая, руки свободно свисают вдоль туловища. Одновременно с поворотом головы вправо необходимо выполнить резкий короткий вдох, затем повернуть голову влево, продолжая вдыхать воздух, вернуться в первоначальную позицию и сделать плавный пассивный выдох. Не делая перерыва, необходимо повторить указанную последовательность действий слева направо. Самой распространенной ошибкой при выполнении данного упражнения является перенапряжение шейных мышц. Необходимо помнить также и о том, что двигаться должна только голова, туловище и ноги должны оставаться неподвижными. Чтобы лучше контролировать каждое действие, в течение первых нескольких дней занятий можно плотно ставить кисти рук на талию. Первые тренировки должны проводиться с уменьшенной нагрузкой: упражнение выполняют в 12 серий по 8 вдохов и выдохов в каждой, между сериями устраивают перерыв продолжительностью 3–5 секунд. Через 3–4 занятия можно уменьшить количество серий до 6, одновременно увеличив число вдохов и выдохов в каждой до 16. Еще через несколько дней следует постепенно осуществить переход к стандартной «стрельниковской сотне» – 3 сериям по 32 дыхательных движения в каждой.

Дыхательные упражнения К.П. Бутейко

 Направлены на развитие нужного дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

1. Работают верхние отделы легких:
5 секунд вдох, 5 секунд выдох, расслабляя мышцы грудной клетки; 5 секунд пауза, не дышите, находитесь в максимальном расслаблении. 10 раз. ( 2,5 минуты)
2. Полное дыхание. Диафрагмальное и грудное дыхание вместе.
7,5 секунды – вдох, начиная с диафрагмального дыхания и заканчивая грудным дыханием; 7,5 секунды – выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой; 5 секунд – пауза. 10 раз. ( 3,5 минуты)
3. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе. 1 раз .
4. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа. По 10 раз.
5. Втягивание живота.
В течение 7,5 секунды – полный вдох, 7,5 секунды – максимальный выдох, 5 секунд – пауза, удерживая втянутыми мышцы живота . 10 раз. ( 3,5 минуты)
6. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).
Выполняем 12 быстрых максимальных вдохов и выдохов, т.е. 2,5 секунды – вдох, 2,5 секунды – выдох, в течение 1 минуты. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.

Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской)

 Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее.

Точка 1.  Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны  уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2.   Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3.  Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4.  Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5.  Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка   

Точка 6.  Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7.  Расположена  симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8.  Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха.  Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы.    Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Упражнения на релаксацию

Каждое упражнение выполняется в одном из перерывов и только по одному разу. Очередность упражнений значения не имеет.

Упражнение 1. Закройте глаза, положите на веки подушечки среднего и указательного пальцев, слегка придавите ими веки на 4-8 секунд, потом резко уберите пальцы и одновременно откройте глаза. Вы правильно выполнили упражнение, если после того, как открыли глаза, Вы будете продолжать видеть пелену, которая возникла при надавливании пальцами на веки. Буквально через доли секунды пелена, начиная с центра, быстро исчезнет. Если всего этого не произошло, измените либо время, либо усилие надавливания.
Упражнение 2. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Упражнение 3. Смотрите на конец пальца вытянутой вперед руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец начнет “двоиться”. Повторите 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Упражнение 4. Стоя, поставьте палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Прикройте ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд. Уберите ладонь, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Поставьте палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд. Прикройте ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек. Уберите ладонь, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторите 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз.
Упражнение 5. Отведите правую руку в сторону. Не поворачивая головы, следите глазами за перемещением пальца слева направо. Выполните тоже для левой руки. Повторите 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз.
Упражнение 6.Плотно закрыть и открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 сек.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты

  1. Приложение№4
  2. Комплексы упражнений для физкультминуток

Для учащихся средних и старших классов

1. Физкультминутка общего воздействия.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отвести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

  1. 3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
  2. Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете на тему  "Микроклимат на уроке". Изучаются и рассматриваются важнейшие аспекты поведения учителя и ученика на уроках....

Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образова...

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

Перспективное планирование учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре

Перспективное планирование  учебно-воспитательной работы инструктора по физической культуре строится в соответствии с тематическим планом ДОУ...

Рабочая программа по физической культуре основной школы ФГОС для 5-го класса

Планирование составлено на основе программы: Физическая культура.     Рабочие программы.    Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И.Ляха,...

Рабочая программа по физической культуре основной школы

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5 классов составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - ...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...