Статья : "Некоторые приемы управления процессом физического воспитания, обучающихся относящихся к специальной медицинской группе."
статья по физкультуре по теме

Статья : "Некоторые приемы управления процессом физического воспитания, обучающихся относящихся к специальной медицинской группе."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приемы управления процессом физического воспитания, обучающихся относящихся к специальной медицинской группе.

Т.В. Жагрина

Россия, г. Волжский, МКОУ СОШ №3 преподаватель физической культуры.

Школьный возраст-это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни, связанная с кардинальными изменениями жизнедеятельности обучающихся, а также не благоприятные факторы социального, экономического, экологического характера, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают свой отпечаток на репродуктивное здоровье молодежи.

Сегодня такое понятие, как состояние здоровья человека, рассматривается как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических его функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По данным ВОЗ здоровье человека зависит от следующих факторов: наследственность 20%, качество оказания медпомощи 10%, экологическая обстановка 20%, образ жизни, питание 50%.

Многочисленные исследования (ЧОГОВАДЗЕ А. В., 1986; Ж.Б. Сафронова 1997; Салазникова Л.В., 2000 и др.) по вопросам организации физического воспитания школьников в специальной медицинской группе (СМГ) и наши собственные исследования показали, что в СМГ зачисляются от 10 – 20% от общего числа школьников.

У учащихся диагностируются самые различные заболевания:  сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания щитовидной железы, желудочно-кишечный тракт, мочеполовой системы, часто выявляются нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Значительная часть детей страдают заболеваниями глаз.

Уровень физической подготовленности и уровень физического развития у этих школьников становятся ниже, а заболеваний различной этиологии от класса к классу – больше. Причиной этого является, то, что ученики часто уклоняются от занятий физической культурой, избегают их, что нередко препятствуют их выздоровлению, замедляет физическую реабилитацию и ведет к снижению двигательной активности и ухудшению функционального состояния.

Актуальность физической реабилитации детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ в рамках учебной программы не вызывает сомнений, так как к моменту окончания учебы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению работоспособности и укреплению здоровья. Задачей физической реабилитации  является восстановление, повышение и поддержание общей и физической работоспособности. В связи с этим необходимостью является введение в программу физического воспитания семинарных занятий по освоению частых методик восстановления функциональных систем организма и повышения физических качеств. Необходимо более углубленное знание и понимание механизма лечебного воздействия физических упражнений при различных отклонениях в состоянии здоровья, для того, чтобы в течении жизни человек мог самостоятельно поддерживать и контролировать уровень своего здоровья.

Учебный материал подбирался таким образом, что бы обеспечить школьников, относящихся к разным нозологическим группам оптимальной нагрузкой, повысить тонус мышц, снизить объем гиподинамии и гипокинезии, а так же снизить эмоциональную нагрузку, тем самым улучшить физическую подготовленность и дать возможность в дальнейшем ученикам перевестись в подготовительную или основную группу. На занятиях применяются: дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, которая восстанавливает нарушенное носовое дыхание; способствует рассасыванию воспалительных образований, устранению местных застойных явлений и т.д.; при точечном массаже по . Уманской повышаются иммунобиологические защитные свойства организма, его можно использовать для борьбы с респираторными вирусными инфекциями; аэробика, стретчинг и различные упражнения на расслабление – все эти системы позволяют усилить кровоток, обеспечить активный приток кислорода, повысить тонус мышечного корсета без значительного увеличения объема мышц, быстрые вдохи и активные выдохи, применяемые в боди-флекс, ускоряют сердцебиение, активизируют дыхательные процессы, заставляют работать легкие, сердце и мышцы.

Определение уровня допустимых физических нагрузок для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья исключительно важна и вместе с тем сложная задача. Решение ее возможно лишь при индивидуальном подходе к установлению соответствия, используемых нагрузок функциональным возможностям занимающихся. Поэтому необходимо исследование непосредственного влияния нагрузок в каждой части занятия и всего занятия в целом. К числу наиболее простых и вместе с тем достаточно информативных относится определение частоты пульса в покое, после выполнения нагрузки и в восстановительный период. Для оценки функционального состояния занимающихся используют различные модификации формулы Карвонена. Согласно ВОЗ занятия должны проводиться на уровне 70-85% от максимального пульса.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем проводятся пробы Мартине и ортостатическая проба, подсчитывается частота дыхательных циклов за минуту, а так же определяем гипоксическую устойчивость. Проанализировав результаты тестирования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, можно сказать, что между обучающимися с различной нозологией значимо достоверных различий в реакции на тестирование  не выявлено, что подтверждается рядом исследований. Таким образом можно сказать, что у учеников  с самыми разными хроническими заболеваниями внутренних органов и опорно- двигательного аппарата из-за значительного снижения уровня двигательной активности резко падают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем,   , снижается сила различных групп мышц и общая физическая работоспособность .Максимальное внимание надо обращать на тех обучающихся, которые имеют низкие показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы и крайне слабую физическую подготовленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённых к специальным медицинским группам

Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В соответствии с этим необходимо усовершенствовать ст...

Оздоровительное плавание в практике физического воспитания кадет, отнесенных к специальной медицинской группе

Программа занятий в бассейне с детьми, отнесеными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...

«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»

   Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...