рабочая программа по физической культуре 1 класс планета знаний
рабочая программа по физкультуре по теме

Галактионова Елена Викторовна
Рабочая  программа  по  физической  культуре  для  1  класса  разработана  на  основе  авторской программы  под  редакцией  Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой:  Обучение в 1 классе по учебнику "Физическая культура": программы, методические рекомендации, поурочные разработки / - М.: Астрель, 2012 (Планета знаний). В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 99 часов в год (3 раза в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture.odt26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  по  физической  культуре

1  класс

I. Пояснительная записка

 Рабочая  программа  по  физической  культуре  для  1  класса  разработана  на  основе  авторской программы  под  редакцией  Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой:  Обучение в 1 классе по учебнику "Физическая культура": программы, методические рекомендации, поурочные разработки / - М.: Астрель, 2012 (Планета знаний) и  соответствует  Федеральному  государственному образовательному стандарту  начального  общего  образования (ФГОС  НОО) утвержденному  приказом  Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации  от 6  октября  2009 г. № 373, по  физической  культуре.

В  соответствии  с  учебным  планом  школы  на  2013-2014 учебный  год  рабочая  программа рассчитана  на  99  часов в  год (3  раза  в  неделю).

Тип  программы: базовая  программа  по  физической  культуре.

В  данной  программе  лыжная  подготовка  заменена  на  легкую  атлетику, гимнастику, подвижные  игры, в  связи  с  тем, что  территория  школы  не  позволяет  проведение  лыжной  подготовки.

В авторскую  программу  внесены  следующие  изменения:

№ п/п

Раздел (Тема)

Дополнение  содержания  в  соответствии  с  расширением

Кол-во  часов, отведенное  на  расширение

1

Физическое  совершенствование

Легкая  атлетика

4  часа

Гимнастика  с  основами  акробатики

9  часов

Подвижные  игры

4  часа

ИТОГО:     17    часов

Внесение  данных  изменений  позволяет  глубже  охватить  весь  изучаемый  материал  по  программе, повысить  уровень  обученности  учащихся  по  предмету, а  также  более  эффективно  осуществить индивидуальный  подход  в  процессе  обучения  учащихся.

Реализация  учебной  программы  обеспечивается  учебником  для  1  класса  Т. С. Лисицкая, Л. А. Новикова  "Физическая культура", включенным  в  Федеральный  Перечень  учебников, рекомендованных  Министерством  образования  и  науки  РФ  к  использованию  в  образовательном процессе  в  общеобразовательных  учреждениях, реализующих  образовательные  программы  общего образования  и  имеющих  государственную  аккредитацию, на 2013-2014  учебный  год.

Форма  организации  учебных  занятий:               система.

Цели  и  задачи  учебного  предмета  физическая  культура

Цель: гармоничное  развитие  учащихся, формирование  высокого  уровня  личной  физической  культуры  школьника  как  элемента  здорового, активного  образа  жизни.

В соответствии с целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

1. Оздоровительная задача

• Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

• Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

• Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

2. Образовательная задача

• Создание «школы движений», включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков;

• Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

• Приобретение школьниками знаний в области физической культуры, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, сознательного использования их в повседневной жизни;

• Формирование у обучающихся универсальных компетенций.

3. Воспитательная задача

• Формирование у школьников устойчивого интереса к физической культуре, осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая воспитание духовных, эстетических и волевых личностных качеств;

• Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом.

Программа по физической культуре включает два основных компонента: базовый и вариативный. Базовый компонент обеспечивает формирование основ физического развития, без которого невозможна успешная адаптация к условиям окружающей среды и саморегуляция. Данный компонент составляет «ядро» государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Второй компонент — «вариативный», позволяющий реализовать возможность выбора различных средств с учётом индивидуальных способностей, условий деятельности, приоритетности вида физкультурно-спортивных занятий и других факторов. Взаимосвязь базового и вариативного компонентов позволяет решать задачи, предложенные данной программой. Особое внимание на уроках по физической культуре уделяется формированию универсальных компетенций, таких как:

— умение организовать свою деятельность, выбирать и использовать средства для достижения поставленной цели;

— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение использовать полученную информацию в общении со взрослыми людьми и сверстниками. Программа обучения физической культуре реализует следующие принципы:

принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, материально-техническую оснащённость учебного процесса, климатические условия, национальные традиции;

принцип сознательности и активности, основанный на формировании у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач, на развитии самостоятельности, инициативности и креативности школьников;

принцип доступности и индивидуализации, основанный на подборе средств в соответствии с возможностями занимающихся, а также на индивидуальном подходе к ученикам, который создаёт благоприятные условия для развития индивидуальных способностей;

принцип последовательности. Содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (прикладному), что задаёт определённую направленность в освоении школьниками учебного предмета, обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;

принцип соблюдения межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Сведения  о  планируемом  уровне  подготовки  обучающихся:

В результате  изучения  курса  физической  культуры  в  1  классе  у  обучающихся  будут  сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

• положительное отношение к урокам физической культуры.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;

• понимания значения физической культуры для укрепления здоровья человека;

• мотивации к выполнению закаливающих процедур.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• выполнять правила поведения на уроках физической культуры;

• рассказывать об истории возникновения физической культуры;

• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;

• понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

• называть основные способы передвижений человека;

• рассказывать о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;

• называть основные физические качества человека;

• определять подвижные и спортивные игры;

• выполнять строевые упражнения;

• выполнять различные виды ходьбы;

• выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с поворотом на 90°;

• прыгать через неподвижную и качающуюся скакалку;

• метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 3 м;

• выполнять перекаты в группировке;

• лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке;

• перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;

• выполнять танцевальные шаги;

• играть в подвижные игры;

• выполнять элементы спортивных игр.

Учащиеся получат возможность научиться:

• рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;

• определять причины, которые приводят к плохой осанке;

• рассказывать об истории появления гимнастики, лёгкой атлетики;

• различать подвижные и спортивные игры;

• самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;

• выполнять упражнения для формирования правильной осанки;

• играть в подвижные игры во время прогулок.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя;

• вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий;

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;

• использовать национальные игры во время прогулок.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• «читать» условные знаки, данные в учебнике;

• находить нужную информацию в словаре учебника;

• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;

• определять влияние физических упражнений на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• различать, группировать подвижные и спортивные игры;

• характеризовать основные физические качества;

• группировать народные игры по национальной принадлежности;

• устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• отвечать на вопросы и задавать вопросы;

• выслушивать друг друга;

• рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке.

Учащиеся получат возможность научиться:

• рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;

• рассказывать об истории появления гимнастики, лёгкой атлетики;

• высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Предмет  «Физическая  культура»  направлен на  формирование  у  детей  универсальных  компетенций, а  также  развитие  личностных  качеств.

Универсальными  компетенциями  учащихся  на  этапе  начального общего  образования  по физической культуре являются:

- умение  организовать  свою  деятельность, выбирать  и  использовать  средства  для  достижения поставленной  цели;

- умение  активно  включаться  в  коллективную  деятельность, взаимодействовать  со  сверстниками  в достижении  общих  целей;

- умение  использовать  полученную  информацию  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками.

Личностные  результаты  освоения  учащимися  содержания  программы  по  физической  культуре:

- уважительное  отношение  к  культуре  своей  страны  и  других  народов;

- развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности  за  свои  поступки  на  основе представлений  о  нравственных  нормах;

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство  в  достижении  поставленных  целей;

- проявление  смелости  во  время  выполнения  физических  упражнений, умение  управлять  своими эмоциями  в  различных  ситуациях;

- умение  оказывать  помощь  своим  сверстникам.

Метапредметные  результаты  освоения  учащимися  содержания  программы  по  физической культуре:

- формирование  умения  планировать, контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации; определять  наиболее эффективные  способы  достижения  результата;

- умение  характеризовать  явления, давать  их  объективную  оценку на  основе  приобретённых  знаний и  имеющегося  опыта;

- умение  находить  ошибки  при  выполнении  учебных  заданий  и  уметь  их  исправлять;

- умение  анализировать  и  объективно  оценивать  результаты  собственного  труда, находить возможности  и  способы  их  улучшения;

- умение  выделять  эстетические  характеристики  в  движениях  человека, оценивать  красоту телосложения  и  осанки.

Предметные  результаты освоения  учащимися  содержания  программы  по  физической  культуре:

-  формирование  первоначальных  представлений  о  значении  физической  культуры  в  жизни  человека, её  роли  в  укреплении  здоровья;

-  умение  рационально  распределять  своё  время  в  режиме  дня, выполнять  утреннюю  зарядку, использовать  средства  физической  культуры  во  время  отдыха  и  досуга;

-  умение  использовать  жизненно  важные  умения  и  навыки  в  различных  вариативных  условиях;

-  умение  вести  наблюдение  за  показателями  своего  физического  развития  и  функционального  состояния.

Рабочая  программа  обеспечена  учебно-методическим  комплексом:

1.  Учебник. Физическая культура. 1 класс. Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. — М.: АСТ, Астрель.

2. Рабочая тетрадь. Спортивный дневник школьника. 1 класс. Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. — М.: АСТ, Астрель.

3. Авторская  программа. Обучение в 1 классе по учебнику «Физическая культура». Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова.— М.: АСТ, Астрель. 2012.

II. Содержание  учебного  материала

Раздел  программы

Содержание  ФГОС  НОО

Кол-во  часов

Ι. Основы знаний о физической культуре

История возникновения физической культуры. Связь физической культуры с жизненно важными умениями и навыками. Понятия «физическая культура» и «физические упражнения». Значение физических упражнений для здоровья человека. Основные способы передвижений человека. Правила поведения на уроках физической культуры. Сведения о режиме дня и личной гигиене, правильной осанке. Характеристика основных физических качеств. Подвижные и спортивные игры.

6  часов

ΙΙ. Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Разработка режима дня. Составление и выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики, физкультминуток. Выполнение простейших закаливающих процедур. Организация и проведение подвижных игр во время прогулок и каникул.

в  течение  года

ΙΙΙ. Физическое совершенствование

Организующие команды и приёмы: cтроевые упражнения. Построение в шеренгу, колонну, перестроение в круг; основная стойка, повороты налево, направо, кругом; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!».

  1. часа

1.Лёгкая атлетика

Ходьба: свободным широким шагом, имитационная ходьба, ходьба на носках, с различным положением рук, на внутренней и внешней стороне стопы.

Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3х10 м, эстафетный бег, бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на 30 м с высокого старта.

Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину и высоту с места, прыжки на двух ногах с поворотом на 90°, спрыгивание и запрыгивание на горку матов, с 3–4 шагов разбега прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку (высота 30–40 см).

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3 м, метание на дальность и заданное расстояние.

Броски: набивного мяча (0,5 кг) от груди, броски и ловля резинового мяча.

28  часов

2. Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: группировка (в приседе, сидя, лёжа на спине), перекаты в группировке, упоры, седы.

Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической стенке и наклонной скамейке, одноимённым и разноимённым способами, перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов, упражнения на низкой перекладине, ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке, танцевальные шаги (приставной, галоп), преодоление полосы препятствий.

33  часа

3.Подвижные игры

На материале лёгкой атлетики: «Вызов номеров», «Два мороза», «Волк во рву», «Совушка», «Воробьи, вороны», «Планеты», «Третий лишний».

На материале гимнастики с основами акробатики: «Запрещённое движение», «Гномы, великаны», «Передай мяч», «Охотники и утки».

На материале спортивных игр: выполнение заданий с элементами спортивных игр.

Национальные игры: русская народная игра «У медведя во бору», белорусская народная игра «Ёжик и мыши», дагестанская народная игра «Подними платок».

32  часа

ΙΙΙ. Учебно-тематическое  планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во  часов

Ι

Основы знаний о физической культуре

6  часов

ΙΙ

Способы физкультурной деятельности

в  течение  года

ΙΙΙ

Физическое совершенствование

93  часа

1

Лёгкая атлетика

28  часов

2

Гимнастика с основами акробатики

33  часа

3

Подвижные игры

32  часа

ИТОГО

99  часов