Нетрадиционные технологии на уроках физической культуры
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме

Лутошкина Татьяна Александровна

Организация уроков физической культуры с использованием нетрадиционных технологий, как условие образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_ped.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация занятий лечебной физкультурой, как условия обеспечения образовательных потребностей учащихся с ОВЗ

Для детей с ОВЗ лечебная физическая культура является одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Занятие ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса. Дружеский диалог, обмен репликами между взрослыми и детьми создает на занятии положительный эмоциональный фон.

Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу составленной с учителем сказки-фантазии в различных животных (кошка, змея, лошадка…) и других персонажей живой природы.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как физической, так и в психической сферах.

 Игра формирует личность ребёнка. Маленький ребёнок – это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребёнку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве, через взаимодействия с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.

 Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.

Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья,  здорового образа жизни, правильного отношения учащихся  к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся  по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами «Дети улиц» и наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;

- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой  с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов.

Важную роль в успехе здоровьесберегающей  деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими  работниками и родителями.

Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима для учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.

Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата решает образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей.

Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата включает специальные коррекционные задачи, способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитацией детей:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

• коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне двигательной патологии при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность при передвижении, скованность движений и др.).

В зависимости  от  состояния здоровья  детей необходимо использовать различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физкультуру (ЛФК).

ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с  целью лечения и реабилитации ребенка с  нарушением опорно-двигательного аппарата.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей. Особенно актуальны привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью. (А.Н. Плешаков, 1975)

При проведении занятий мы широко используем разнообразный спортивно-игровой материал и оборудование.

Лечебная физкультура и гимнастика направлены на разработку различных групп мышц, от самых мелких (мышцы кистей, стоп) до крупных (мышцы плеча, бедра, голени). Конкретная программа тренировки зависит от степени и формы ДЦП, и назначается отдельному ребенку в каждой конкретной ситуации.

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, самомассаж, закаливание.

Обязательными и общими принципами для всех методик ЛФК являются: систематичность, регулярность и непрерывность, индивидуальность и  постепенное увеличение физических нагрузок.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность центральной нервной системы и других физиологических процессов.

«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто», — говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

 Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

 Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

 Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

 Дети с нарушением интеллекта, а особенно дети с умеренной и тяжёлой степенью УО, нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ. ЛФК — это специфические средства и способы воздействия на учащихся, способствующие общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности.

Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

 Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью ЛФК, так как имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.

Задачи ЛФК:

 Учебные: обучение основам ЛФК; обучение необходимым видам дыхательных упражнений; увеличение жизненной ёмкости лёгких.

Коррекционные: формирование мышечного корсета; увеличение силовой выносливости мышц; замедление процесса прогрессирования заболевания; стабилизация искривления позвоночника.

Валеолого-психологические: формирование осознанного отношения к своему здоровью; создание оптимальных условий для оздоровления организма; создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы для лечения заболевания.

При подборе упражнений следует учитывать особенности физического, психологического развития детей, соблюдая постепенное нарастание сложности. Комплексы подбираются в зависимости от задач урока, но обязательно носят имитационный и игровой характер. Дети легче воспринимают то или иное упражнение, если то образно и понятно в выполнении. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Предлагаемая методика ЛФК состоит из 3 основных разделов:

1.Обучение технике правильного дыхания;

2.Формирование мышечного корсета и корректировка осанки;

3.Укрепление ортопедического аппарата (профилактика плоскостопия и укрепление опорно-связочного аппарата.

В первую очередь детей надо обучить технике правильного дыхания, как жизненной важной функции организма. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, что приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет правильный обмен веществ в организме. Для обучения технике правильного дыхания можно применить методику проф. Лобановой (трёхфазное дыхание). 1 фаза «выдох» выполняется через рот, никогда не выполняется до предела. 2 фаза «пауза», должна быть естественно приятной. 3 фаза «вдох» — возврат дыхания, производится автоматически носом, без шума. Трёхфазное дыхание помогает снимать утомление, т. к. упругий активный выдох очищает лёгкие от избытка углекислоты, а естественный вдох носом позволяет заполнить их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом.

Вторым разделом, которому отводиться роль при составлении комплексов упражнений является формирование правильной осанки. Осанка — это привычная непринуждённая манера держать своё тело. Формирование осанки начинается с самого детства. Правильную осанку ребёнка надо терпеливо воспитывать. Специально подобранные упражнения позволяют формировать и закреплять правильную осанку:

изучение и воспитание осанки с помощью зеркала;

ношение мешочков с песком на голове;

упражнения на координацию, равновесия.

Третья составляющая занятия по ЛФК — профилактика плоскостопия и укрепление опорно-двигательного аппарата.

 У детей перенёсших рахит, часто наблюдается разболтанность суставов и слабость мышечно-связочного аппарата (таких детей можно определить по излишней гибкости, что пагубно отражается на здоровье ребёнка). Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует включать специальные упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, т. к. деформированные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета, таза и позвоночника.

 Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает учащимся стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры

Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры...

Презентация по физической культуре на тему: "Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры"

Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры? Очень странно. Физкультура и компьютер. И каким образом педагогу по физической культуре использовать компьютерные технологии ...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Методические рекомендации «Нетрадиционные формы организации уроков физической культуры»

Нестандартный урок- это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»По И.П. ПодвласовуВВЕДЕНИЕкак построить работу, чтобы сформировать устойчивый интерес к занятия...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...