Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната искусств.
методическая разработка по физкультуре по теме

Кайзер Наталия Вадимовна

В своей статье я пытаюсь найти пути привлеченич школьников к самостоятельным занятиям физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната.

Всестороннее развитие личности, её полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация являются целью педагогической деятельности. Однако педагоги испытывают серьезные затруднения в реализации этой идеи, особенно когда нарушаются единство и согласованность в средствах педагогического воздействия. В последние годы стали очевидными многочисленные примеры однобокого ( в сторону умственного ) воспитания школьников. Наиболее заметен этот перекос в школах нового типа – в лицеях, гимназиях. Такое смещение акцентов отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся. Систематические умственные нагрузки увеличивают опасность гиподинамии. Человек, тем более молодой, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного режима. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено. Именно в этом заключается главная опасность дисгармонии в развитии личности учащегося.

Да и в самой физической культуре также существует понятие гармонии, но в более узком, специфическом смысле. Физическая гармония рассматривается как способность человека к разносторонней двигательной деятельности, обеспеченная высоким уровнем всех физических качеств: силы, скорости, гибкости. Стремление к гармоничному физическому развитию учащихся – важная задача уроков физической культуры, всей системы школьного физического воспитания.

Наше учебное заведение тоже имеет свои особенности в обучении, что не может не сказаться на физическом развитии и здоровье детей. Моя задача, как преподавателя, научить детей быть здоровыми, полюбить движение, полюбить физкультуру, чтобы у детей появилась потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В своей работе я сталкиваюсь с детьми младшего и среднего возраста. Каждый возраст имеет свои морфофункциональные и психологические особенности, которые необходимо учитывать и принимать во внимание в работе.

Высокая пластичность коры больших полушарий мозга и связанная с нею способность к освоению новых движений свойственна детям младшего школьного возраста и сохраняется до конца пубертатного периода. Но наибольшие возможности обучаемости новым движениям наблюдаются у младших школьников.

В этот возрастной период школьники проявляют интерес к разнообразной двигательной деятельности. Они с удовольствием бегают, прыгают, играют, выполняют гимнастические упражнения. Эти особенности в сочетании с высоким уровнем усвоения новых движений создают благоприятные возможности для формирования культуры движений, расширения двигательного опыта учащихся посредством изменения и усложнения пространственно-временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности, накопления необходимой информации об их индивидуальных особенностях физического и психического развития.

Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является относительно низкий уровень физической работоспособности, по тесту PWC170 она равна 50% работоспособности взрослых. При этом прирост физической работоспособности резко возрастает лишь в возрасте 13-14 лет. Эти данные указывают на то, что детям младшего школьного возраста мышечная нагрузка дается с большим напряжением вегетативных функций, она обходится им «дороже» [3]. Вместе с тем, восстановительные процессы при незначительных напряжениях протекают быстрее [4].

Исследования психологов показывают, что ребенок при удовлетворении потребности испытывает не только состояние довольства и успокоения, но и при каких-то, пока ещё недостаточно изученных условиях, и сильные положительные эмоции. Стремясь продолжить, оживить или усилить эти переживания, ребенок начинает искать новые способы удовлетворения потребности. По существу, именно здесь возникает качественно новая форма потребности, не нужда в чем-либо, а стремление к новому переживанию – к овладению, к достижению [1]. В этой связи, важной в этой методике работы с детьми является эмоциональность занятий. В процессе их проведения необходимо делать акцент на получение детьми «мышечной радости», удовольствия от физической активности, способствовать достижению успехов в росте собственных возможностей.  Этому будет способствовать игровая форма занятий с включением разнообразных конкурсов и соревнований. Такая направленность работы позволит создать оптимальные условия для психического наполнения содержания естественной потребности детей в движениях, формирования привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Границы подросткового возраста достаточно условны и совпадают в основном с периодом учебы в 5-9 классах.  С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции. Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достигать высоких результатов в сложнокоординированных видах спорта задолго до наступления половой зрелости. В этот возрастной период создаются морфофункциональные предпосылки для развития специальной выносливости, силы, активной гибкости, скоростно-силовых качеств [4].

Подростковый период характеризуется заметной разницей в физическом развитии школьников разного пола. Разница в характере и величине адаптивных реакций мальчиков и девочек, а также в уровне физической работоспособности, зарегистрирована преимущественно с 10-11-летнего возраста. Имеют место также различия в темпах роста физических качеств [4].

В сфере физической культуры психологические  особенности подростков проявляются в широком спектре интересов к средствам и формам двигательной деятельности. Ценности физической культуры у школьников имеют разную значимость и личностный смысл. Их интересует уже не столько процесс занятий физическими упражнениями, сколько смысл этих занятий. Важным мотивом для них выступает цель занятий физическими упражнениями.

Для удовлетворения потребностей подростков в самоутверждении и самовыражении необходимо предоставить им возможность выбора средств и форм физической культуры. Вариативность содержания и многообразие форм позволяет организовать физическую активность школьников сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры.

В рамках занятий по интересам важно обеспечить возможность решения личностно значимых задач физического развития каждого подростка, т.е. на личном опыте апробировать освоение тех или иных ценностей физической культуры. Это позволит закрепить интересы к физической культуре, перевести их в плоскость личностных интересов.

В отличие от ситуативных, личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми они становятся. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей. Наличие у подростка личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю [1].

Выбор форм и средств физической культуры не должен быть одноразовым. Из организационных соображений его можно ограничить четвертью. Школьнику надо дать возможность с помощью учителя «найти себя», выявить слабые и сильные стороны, определить склонности и способности в плане оптимальной реализации своего физического потенциала.

Общую физическую подготовленность подростков возможно стимулировать соответствующими нормативами. Их целесообразно конструировать по бальному принципу, т.е. создавать возможность школьникам компенсировать слабый уровень развития одного физического качества другим.

В юношеском возрасте завершается формирование типологических свойств нервной системы, врожденные генотипические особенности становятся устойчивыми. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности. Творческие возможности школьника приобретают устойчивую физиологическую основу [4].

Переходный критический завершается возникновением особого личностного новообразования, которое обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [1].

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. Вавилов Ю.Н. Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. / Теория и практика физической культуры. 1995.
  3. Детская спортивная медицина. / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1980.
  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Осложнённое поведение подростков в условиях колледжа- интерната искусств"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Роль физической культуры для дошкольника на пути подготовки к школе

Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают ...

Выступление на семинаре "Сохранение традиций в условиях колледжа-интерната искусств"

Цель: раскрыть какие традиции существуют в общении с воспитанниками (из личного опыта), донести эти традиции до молодых специалистов, которые не имеют опыта работы с подростками. Показать основные тра...

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...