Образовательная программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре по теме

Образовательная программа по волейболу

Возраст детей: 15-17 лет

Срок реализации: 4 года

Тренер- преподаватель: Киселева Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_voleybol.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по волейболу

                                                                                  Возраст детей: 15-17 лет

                                                                                                         

                                                                              Срок реализации: 4 года

          Тренер- преподаватель: Киселева Л.Ю.

Пермь

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч. В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье. С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже - чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело состоявшееся в августе 1935г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу. В 1947г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание. В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная. Один раз в два года проводятся чемпионаты Европы, Спартакиады школьников (до18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков. Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. В СССР насчитывается 30 специализированных спортивных школ олимпийского резерва и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Допущена Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, Москва 2005г.)

В данной программе представлены основные разделы спортивной подготовки волейболистов, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса многолетней спортивной тренировке волейболистов - от начинающих до квалифицированных спортсменов.   Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

        Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.

        Основными задачами программы являются:

         -укрепление здоровья;

         -содействие правильному физическому развитию;

         -приобретение необходимых теоретических знаний;

         -овладение основными приемами техники и тактики игры;

        -воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,  коллективизма, чувства дружбы;

        -привитие ученикам организаторских навыков;

       - повышение специальной, физической, тактической подготовки  школьников по волейболу;

        -подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.

                                         

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 ЭТАП СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Задачи на этапах подготовки:

Спортивно – оздоровительный

 -привлечение максимально – возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям;

- утверждение здорового образа жизни;

- всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

- овладение основами волейбола.

Начальной подготовки

- укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;

- разносторонняя физическая подготовленность;

- овладение основами техники выполнения упражнений;

- воспитание устойчивой психики. 

УЧЕБНО -  ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Задачи на этапе подготовки:

-повышение уровня ОФП (особенно гибкости, ловкости, скоростно – силовых способностей);

- совершенствование специальной физической подготовленности;

- овладение всеми приёмами техники на уровне умений и навыков;

- овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;

- индивидуализация подготовки;

- начальная специализация, определение игрового амплуа;

- овладение основами тактики командных действий;

- воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу;

3.1 РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ

3.1.1. Теория

Спортивно – оздоровительный этап

- Физическая культура и спорт в России.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм занимающегося.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Нагрузка и отдых.

- Спортивные соревнования.

- Основы техники и тактики.

- Основы методики обучения.

- Планирование и контроль.

- Оборудование и инвентарь.

Этап начальной подготовки

- Физическая культура и спорт в России.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм занимающегося.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры в волейбол.

- Места занятий и инвентарь.

Учебно – тренировочный этап

- Физическая культура и спорт в России.

- Состояние и развитие волейбола.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Нагрузка и отдых.

- Правила соревнований, их организация и проведение.

- Основы техники и тактики.

- Основы методики обучения.

- Планирование и контроль.

- Оборудование и инвентарь.

- Установка игрокам.

3.1.2. Общая физическая подготовка

Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.

В число задач общей физической подготовки входит:

1. Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений
.

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья -для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку). Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации, Легкоатлетические упражнения - сюда входят упражнения и беге, прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60м. Эстафетный бег с этапами  до 50-60 м.  Бег или кросс 500-1000 м. Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; в длину с разбега.  Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов. Спортивные и подвижные игры, футбол, волейбол и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры; «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег па 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сиди, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, перемещение приставными шагами.

Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/
  • Упражнения на снарядах и со снарядами
  • Упражнения из других видов спорта
  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени
  • Подвижные и спортивные игры.

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время
  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/
  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений
  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения
  • Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/

3.1.3.Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике волейбола.

Задачи по специальной физической подготовке следующие:

  1. Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность

соревновательной деятельности;
2.Воспитание специальных физических способностей
3.Достижение спортивной формы.

Задачи специальной подготовки решаются по средствам:

  • Специальных упражнений для развития быстроты и прыгучести движений волейболиста;
  • Специальных упражнений для развития специальной выносливости волейболиста;
  • Специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболиста;
  • Специальных упражнений для развития игровой ловкости волейболиста.

Бег с остановками и изменением направления. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот па 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, по подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные),«Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом руками вверх; то же е прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения, стоя на гимнастической стенке-одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).

Упражнения с отягощениями  выпрыгивание из приседа до 30 раз, приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных па разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.   Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, по опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет).  Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность.

 Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнение для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя па амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, по круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз сгон на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (I кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на степе (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера  у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, по броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, по бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево),

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся разворачивается спиной к стене-бросить мяч вверх назад, повернуться на 180" и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замахи движение набросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п. Тоже, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные  упражнения, по после перемещения и остановки. Много кратные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, по остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх.

3.1.4. Техническая подготовка

   Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

   Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте  после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

     Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

     Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

     Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

3.1.5. Тактическая подготовка

    Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

    Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

   Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

   Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Соревнования

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

  Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства.

 

Контрольные испытания.

Общефизическая подготовка.

Бег 30 м .Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

 Техническая подготовка.

Испытание на точность второй передачи;

Испытание в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование);

Испытания на точность передач;

Испытания на точность нападающих ударов;

Испытания на точность первой передачи (прием мяча);

Испытания в блокировании

                                                                                         

  Тактическая подготовка.

 Действия при второй передаче, стоя и в прыжке;

 Действия при нападающем ударе;

 Командные действия при нападении;

 Действия при одиночном блокировании;

 Командные действия в защите


3.1.6. Психологическая подготовка

           На этапах спортивно – оздоровительном и начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чувстве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. 

На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

3.1.7. Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ, врачом ДЮСШ и лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом два раза в год – в сентябре и январе,  учащиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

3.1.8. Инструкторская и судейская практика

Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, проводится с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:

  • формированию сознательного, творческого отношения к труду,
  • высокой организованности и требовательности к себе,
  • чувства ответственности за порученное дело,
  • бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям,
  • спортивной форме, инвентарю.

Главные воспитательные факторы:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
  • четкая творческая организация тренировочной работы;
  • формирование и укрепление коллектива;
  • правильное моральное стимулирование;
  • пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных спортсменов;
  • творческое участие спортсмена в составлении планов на очередной этап подготовки и в обсуждении итогов его выполнения;
  • товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;

Средства обучения

  • Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения
  • Подготовительные упражнения
  • Игры
  • Упражнения для обучения техники двигательного действия
  • Упражнения для совершенствования овладения техникой двигательного действия

Методы организации занимающихся

  • Фронтальный метод
  • Поточный метод
  • Метод групповых занятий
  • Круговой метод
  • Метод индивидуальных заданий

        Формами организации учебно – тренировочной работы являются:

- на этапе спортивно – оздоровительном и начальной подготовки - групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях;

- на этапе учебно – тренировочном – групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях,  работа по индивидуальным планам, учебно – тренировочные сборы.

Основной формой проведения занятия является тренировочный урок.

Тренировочный урок делится на три части.

Подготовительная часть – сообщение задач урока, организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются общеразвивающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения.

Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы,  выносливости, гибкости, ловкости, координации.

В заключительную часть урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

Подготовительная часть.

Задачи подготовительной части занятия: 

 Организация занимающихся;
 Подготовку их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.

Средства  подготовительной части занятия: 

  Строевые упражнения
  Упражнения на внимание;
  Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
 Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения;
  Ранее изученные упражнения из техники волейбола.

При проведении подготовительной части занятий необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения  занятий;
2. Начинать занятие с построения и постановки задач;
3. Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
4. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией;
5.Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц;
6.Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
7.Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к баскетболу.

Основная часть.

Задачи основной части занятия:

 Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите;
 Освоение элементов тактики в нападении и защите;
 Повышение физической подготовленности занимающихся;
 Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
 Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях игровой деятельности.

Средства основной части занятия:

 Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения;
 Подвижные игры;
Учебные и двусторонние игры в волейбол. Учебные игры носят целевую игровую направленность, строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют все ранее разученные технические приемы и тактические действия произвольно.

Рекомендации по проведению основной части занятия:

1.Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей;
2. Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку;
3.При обучении элементам техники и тактики игры в волейбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.

Методы используемые для обучения и совершенствования техники: словесный (вербальный), наглядный (визуальный), словесно-наглядный, целостный (основной), расчаленный, метод сопряженных воздействий, метод срочной информации, метод двигательной информации, соревновательный и игровой методы.

Заключительная часть  предназначена для завершения работы преподавателя, приведения организма в оптимальное для последующей  деятельности состояния. Для решения данных задач используются следующие упражнения:

  Имитационный;
  На внимание;
  На координацию движений;
  На дыхание и расслабление;
  Малоподвижные игры.

Форма подведения итогов:

  • протоколы соревнований
  • контрольно – переводные нормативы
  • тесты
  • освоение объёмов тренировочных нагрузок
  • отсутствие медицинских противопоказаний для занятий
  • систематическое посещение учебно – тренировочных занятий.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников А.М., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика), - Краснодар, 2001.
  2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР,-М., 1982 (ГНП), № (УТГ), 1985 (ГСС).
  3. Волейбол /Под ред. А.В. Беляева, М.В-Савина. - М„ 2000.
  4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе, - М., 1978.
  5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 198Н.

6. Железняк Ю-Д. Ивойлов А.В. Волейбол. - М,, 1991.

  1. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства - М., 1998.
  2. Мирков К.К. Руководство тренера по волейболу- Иркутск, 1999.
  3. Марков К. К. Тренер- педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
  1. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 199У.
  2. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.-М., 1998.
  1. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
  2. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под ред.М.Я. Набатниковой. – М., 1982.
  3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
  4. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
  5. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
  6. Спортивная медицина: справочное издание. -М., 1999.
  7. Спортивные игры/Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. –М. 2000.
  8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по волейболу

подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодежных и юношеских команд России.Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предпол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Образовательная программа «Веселый волейбол»

Образовательная программа имея физкультурно-спортивную направленность разработанна для занятий с детьми в общем образовательном учреждении, в том числе и для реализации Федеральных образовательных ста...

Образовательная программа по волейболу

Программа по волейболу является модифицированной. При разработке программы за основу была взята программа по волейболу, представленная в пособии: Организация работы спортивных секций в школе: про...

Дополнительная образовательная программа по волейболу

Учебная программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического...