О введении в общеобразовательном учреждении физкультурных пауз на уроках и физической зарядке
методическая разработка по физкультуре по теме

Аир-Санаа Саян Мергенович

физкультурные паузы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fizminutki_v_shkole.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутки в школе.

О введении в общеобразовательном учреждении физкультурных пауз на уроках и физической зарядке

 В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание.

 Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися на всех этапах урока. Уже много делают педагоги при

подготовке наглядного материала по темам уроков, используя современные инструменты, а на этапе физминуток чаще используют устные комментарии.

 Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника.

 В средней школе физминутки проводятся на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинируются паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний. Педагоги средней школы  должны представлять процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:

Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

Важно отметить, что совместно с учителями ФК правильно организовывается работа класса:

 1. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз.

 2. Наглядный материал располагается по всему классу, а не только на доске.

 3. Используются на уроках физминутки, т.е. упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

 Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются физминутки. При этом мастерство учителей в этом направлении сотрудничает с психологической службой, которая вносит свои требования:

 • составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

 • привлекать внимание к изображёнию;

 • учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

 • грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

 • разнообразить физминутки, избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

 Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

 О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

 1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

 2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

 Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.

 Признаки переутомления:

Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

 расстройства невротического характера;

 стойкие изменения регуляции вегетативных функций;

 снижение иммунитета.

 Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Существуем несколько видов физминуток, которые учителя ФК рекомендуют начальной и основной школе:

 -упражнения для снятия общего или локального утомления;

 -упражнения для кистей рук;

 -гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;

 -упражнения для профилактики плоскостопия;

 -упражнения, корректирующие осанку;

 -дыхательная гимнастика.

      Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. Для профилактики - на уроках чередуются различные виды деятельности и обязательно включаются в урок физминутки.

Учителями ФК выработан небольшой комплекс упражнений, которые необходимо применять в качестве физминуток в зависимости от вида усталости.

 Физминутки для различных групп мышц.

 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

 И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

 И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

 И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

 И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

 И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

 4. Упражнение для мобилизации внимания

 И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

 Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

 6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

       ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

      Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

      Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.

Повторить 8 раз.

      Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -

смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

     Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.

     Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.   После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.

Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.

” Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.

” Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.

” Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.

” Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.

После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.

Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.

Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Практика физминуток регулярна в стенах средней школы. Особенно успешно применять ее учителям начальных классов. Так же данные комплексы применяются в качестве физической зарядки на уроках ФК совместно с комплексами упражнений на различных этапах урока.

 Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 с.Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна

Мастер-класс учителя физической культуры

тема: «Техника владения мячом в баскетболе»

Выполнил: Учитель физической культуры

1 квалификационной категории

Аир-Санаа С.М.

2013-2014 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные паузы на уроке

Комплекс упражнений, позволяющих снять накопившуюся  усталость во время выполнения точных работ....

Комплексы упражнений физкультурных минуток и физкультурных пауз

Этот материал могут использовать все желающие. Рекомендуется для младшего, среднего и старшего школьного возраста....

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических  работников общеобразовательных учреждений...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков

В данной статье описана роль таких пауз, как физкультурные паузы и физкультурные пятиминутки. Рассказывается об их роли в укреплении детского организма в рамках использования здоровьесберегающих техно...