Методика проведения учебно-тренировочных занятий в секциях каратэ-до Цунами. Первый год обучения.
методическая разработка по физкультуре по теме

Лоскутов Константин Сергеевич

Техника каратэ с 20 по 15 КЮУ. Комплексная система пропорционального физического, психического и нравственного самосовершенствования детей в процессе изучения восточных единоборств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_provedeniyu_uchebno_karate.docx149.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения учебно-тренировочных занятий в секциях каратэ-до Цунами. Первый  год  обучения. Техника каратэ   с 20 по 15 КЮУ.

                 (комплексная система пропорционального физического,

психического и нравственного самосовершенствования детей

 в процессе изучения восточных боевых искусств)

Автор-составитель:

Лоскутов Константин Сергеевич

Педагог дополнительного

образования

Санкт-Петербург

2014

        Данная методическая разработка составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Цунами-Син-Сёбу», лицензированной в ЦРТДЮ им. А.В. КОСАРЕВА.

Задачей данной методики  является детальная разработка занятий в секциях каратэ 1 года обучения для успешного освоения тактико-техническим арсеналом каратэ-до Цунами, и сдачи экзаменов с 20 по 15 КЮУ. А также рассматриваются следующие задачи:

Образовательные:

1. Освоение десяти принципов  каратэ-до (уважение, честь, искренность, добросовестность, доброта, скромность, порядочность, доблесть, самообладание, ненападение первым);

Развивающие:

1. Развитие пяти основных качеств: повышенную чувствительность, прямоту и искренность, бесстрашие, ловкость и грациозность, способность к комбинаторному мышлению;

2. Формирование координации движений, скоростной и силовой выносливости;

3. Развитие внимания и наблюдательности, развитие способности к предвидению событий, улучшение памяти, выработка умения концентрироваться на конкретном процессе, обострение реакции на изменение ситуации, повышение иммунитета;

4. Повышение творческого потенциала личности;

5. Развитие интеллектуальных способностей;

6. Физическое совершенствование и укрепление здоровья;

7. Психическое совершенствование и овладение методами психорегуляции;

Воспитательные:

1. Повышение общего уровня культуры;

2. Развитие самодисциплины;

3. Осознание ценности жизни и здоровья других людей;

4. Формирование активной жизненной позиции ребенка посредством приобщения его к здоровому образу жизни и самосовершенствованию;

5. Ориентация на общечеловеческие ценности и коррекция поведения в соответствии с морально-этическими нормами и правилами.

        В течение первого года тренировок предусмотрено овладеть пятью (с 20 по 15 КЮУ) ученическими ступенями. Каждая  ступень включает определённый тактико-технический арсенал каратэ-до, комплекс теоретических вопросов, конкретный метод медитативной практики и уровень физической подготовки. Учебно-тренировочное занятие продолжительностью 90 мин (60 мин – практика и 30 мин – теория) имеет следующую структуру:

Подготовка места проведения занятий                                                  - 5 мин.

Церемония (форма морально-психологической подготовки)             - 5 мин.

Общая часть (под руководством инструктора)                         - 30 мин.

Индивидуальная работа или работа в мини-группах                        - 20 мин.

Атлетическая подготовка                                                - 10 мин.

Церемония и подведение итогов                                        - 5 мин.

Теоретические занятия (лекция)                                        -15 мин.

Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 академических часа в год). Учебно-тематический план создаётся из расчёта 144 часов в год (4 часов  в неделю), что соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, при занятиях два раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с учащимися, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Наполняемость групп:

1 год обучения – 15 человек;

2 год обучения – 12 человек;

3 год обучения – 10 человек.

Педагогический контроль

        Наряду с планированием важной функцией управления является контроль  работы с занимающимися. Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Основные задачи педагогического контроля:

  1. Учет тренировочных и соревновательных нагрузок
  2. Определение различных сторон подготовленности детей
  3. Выявление возможностей достижения запланированный спортивный результат
  4. Оценка поведения ребенка на соревнованиях

Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты).  В процессе деятельности тренеру необходимо знать пределы изменения двигательных качеств, а также изменения состояния ОДА (опорно-двигательного аппарата) и функциональных систем ответственных за моторные проявления, которые опосредуются тренировочными процессами.

        В соответствии с установившейся мировой практикой, для становления правильной самооценки и продвижения вверх по ступеням иерархической лестницы ребенок, занимающийся каратэ-до, должен выдержать испытание, в процессе которого он демонстрирует изученные им техники, умение вести поединок, свою физическую подготовленность и определённый интеллектуальный уровень (объём теоретических знаний). Такое испытание принято называть ’’квалификационный экзамен на пояс’’.

         На освоение каждой ступени отводится от 1 до 6 месяцев, после чего воспитанник проходит испытание и сдаёт квалификационные нормативы. В случае успешной сдачи он переходит к обучению на следующей ступени, занимает новое место в общей иерархии и получает право на ношение пояса определённого цвета. Испытания, проводимые ежемесячно, не являются обязательными для всех. Учащийся допускается к ним  только тогда, когда он сам решает, что  полностью овладел необходимыми знаниями и умениями и достиг необходимого уровня физической подготовки.

  1. Подготовка места проведения занятий. Продолжительность 5 мин.

        Для того, чтобы избежать возможных травм на тренировке, необходимо четко придерживаться соответствующих правил поведения и безопасности, а также требований инструктора.

        Техника безопасности во время занятий по специальной физической подготовке:

-приходить на занятие в соответствующей спортивной форме, которая не ограничивает движения;

-ногти должны быть коротко и опрятно обрезанные, чтобы не исцарапать себя и партнера. Волосы опрятно убраны;

-перед занятием снять с себя все предметы и украшения, которые могут травмировать себя или партнера (цепочки,  ремни с металлическими пряжками, значки, сережки);

-предупредить инструктора о плохом самочувствии и/или травмах в начале занятия;

-придерживаться дисциплины на занятии и внимательно слушать команды инструктора;

-выполнять все действия лишь по команде инструктора и по команде немедленно их прекращать;

-не приступать к выполнению упражнений и приемам, не понимая техники их выполнения;

-быть внимательным и отслеживать все, что происходит вокруг, в т.ч. следить за действиями других занимающихся, чтобы не было столкновений;

-болевые приемы проводить осторожно, постепенно прикладывая усилия. После подачи партнером условного сигнала об избыточных болевых ощущениях, немедленно прекратить действия, которые могут привести к травмированию;

  1. Церемония (форма морально-психологической  подготовки). Продолжительность 5 мин

Психорегуляция.

Понятия медитации.

Медитация - это контроль над эмоциями и повышение самооценки.

В результате практики медитации прежде всего  успокаивается ум, устраняются страхи, депрессии, агрессивность. Так же медитация позволяет быстро выйти из стрессового состояния. Даёт прилив сил, бодрости и радости. Улучшает эмоциональное состояние человека и его самооценку. Повышает уровень осознанности поступков и действий.

Введение понятий:

- БОДАЙ (состояние единства тела и духа)

- НЕХАН (состояние единства с окружающим миром)

Активная и пассивная концентрация.

Порогом концентрации считается  умение сосредоточивать внимание.

Метод активной концентрации с закрытыми глазами.

Метод концентрации на процессе с закрытыми глазами.

Концентрация взгляда на выбранной точке.

  1. Разминка. Продолжительность 20 мин.

Цель разминки – подготовить мышцы  и суставы к предстоящей работе и повысить уровень функционирования основных систем организма. Эффективно проведенная разминка повышает температуру тела на несколько градусов и вызывает положительные физиологические изменения в организме. Эти изменения характеризуются повышением пластичности мышц, улучшением их способности к расслаблению и сокращению, ускорением кровоснабжения и повышением насыщения их кислородом. Немаловажным фактором разминки является предупреждение травматизма во время тренировки, поэтому в холодное время года необходимо разогреваться наиболее тщательно.

3.1 БЕГОВАЯ РАЗМИНКА - увеличивает кровоснабжение в организме, повышает активность мышц, повышает выносливость и развивает сердечно-сосудистую систему.

        1. Разминочный бег;
        2. Коши (подушечки стопы);
        3. Какато (пятки); 
        4. Сокуто (внешняя сторона стопы); 
        5. Ура-Сокуто (внутренняя сторона стопы); 
        6. Приставной шаг, со сменой сторон; 
        7. Забегание, со сменой сторон; 
        8. Переходим на шаг. Поднимание коленей  (к плечу);
        9. Гусиный шаг (вперед, правым и левым боком, спиной назад);
        10. Прыжки вперед из положения приседа; 
        11. Легкий бег. Выпрыгивания вверх; 
        13. Ускорения

  1.  РАСКРУТКА СУСТАВОВ – разогревает суставы и увеличивает их подвижность. Расположенный ниже комплекс упражнений построен по принципу - от мышц верхней части тела – к нижней.        
    Шейный отдел позвоночника: 
            2. Круговые движения головой (вправо, влево); 
            3. Повороты головой (вверх, вниз); 
            4. Повороты головой (вправо, влево); 
            5. Наклоны головой (к плечам). 
    Лучезапястные суставы: 
            6. Сжимания, разжимания кулаков; 
            7. Круговые движения кулаками; 
            8. Повороты кулаков (вверх, вниз); 
            9. Повороты кулаков (вправо, влево); 
            10. Кисти рук в замок. Вращения (вправо, влево). 
    Локтевые суставы: руки в стороны, локти на уровне плеч 
            11. Круговые движения предплечьями вбок (наружу, внутрь); 
            12. Круговые движения предплечьями перед собой (наружу, внутрь). 
    Плечевые суставы: 
            13. Круговые движения прямыми руками (вперед, назад); 
            14. Круговые движения прямыми руками в лицевой плоскости (вправо, влево). 
    Грудной отдел позвоночника: 
            15. Вращения плечевыми суставами (вперед, назад); 
            16. Круговые движения плечевым поясом (вправо, влево). 
    Поясничный отдел позвоночника: 
            17. Круговые движения туловищем (вправо, влево). 
    Тазобедренные суставы: 
            18. Вращения тазобедренными суставами (вправо, влево); 
            19. Круговые движения бедром (назад, вперед). 
    Коленные суставы: 
            20. Вращения коленными суставами в хэйсоку-дачи;

        21. Повороты коленными суставами в хэйсоку-дачи;

        22. Сгибания в коленных суставах в хэйко-дачи; 
        23. Сгибания в коленных суставах в хэйко-дачи по диагонали (вправо, влево); 
        24. Вращения коленных суставов в киба-дачи;
        25. Сгибания в коленных суставах в киба-дачи;
        26. Сведения, разведения коленей в кааба-дачи; 
        27. Круговые движения голенью (вправо, влево). 
Голеностопные суставы: 
        28. Круговые движения стопой (вправо, влево); 
        39. Повороты стопой (вверх, вниз); 
        40. Повороты стопой (вправо, влево).

3.3 РАСТЯЖКА

Растяжка - необходима для увеличения размаха движений в суставах. Чаще всего это относится к тазобедренному суставу и достижению «шпагата». Помимо этого, умеренное растяжение мышц усиливает их скоростные и силовые качества, поэтому любой комплекс силовой подготовки или беговых нагрузок, полезно завершать упражнениями на растяжку.

Поясничный отдел позвоночника: 
        1. Наклоны туловища (к левой, правой ноге, в середину); 
        2. Наклоны туловищем с поворотом (к левой, правой ноге); 
        3. Наклоны туловища вперед (в хэйко, мусуби, ура мусуби, хэйсоку, коса дачи). 
Тазобедренные суставы: 
        4. Фиксация в шико дачи; 
Тазобедренные + коленные суставы:         
        5. Сейдза. Нога согнута под углом 90. Наклоны туловища (к прямой ноге, в         середину, к коленному суставу согнутой ноги, лечь на спину). Фиксация туловища (у         прямой ноги, в середине, у коленного сустава согнутой ноги, на спине). Смена         стороны. 
        6. Стопа на бедро. Покачивания коленного сустава к полу; 
        7. Стопа на бедро. Наклоны (вперед); 
        8. Прямые ноги вместе. Наклоны туловища (вперед); 
        9. Положение “бабочка”. Покачивания коленных суставов к полу; 
        10. Положение “бабочка”. Наклоны. 
Поясничный отдел позвоночника + тазобедренные суставы: 
        11. Поперечный шпагат. Покачивания бедер к полу; 
        12. Поперечный шпагат. Повороты тазобедренных суставов (вправо, влево); 
        13.. Прямые ноги в стороны. Наклоны корпусом (к левой, правой ноге, в середину); 
        14. Ладони на щиколотки. Наклоны (вперед); 
        15. Нога за ногу. Скручивания.         
        Маховые движения:

Плечевой пояс: 
        1. Махи прямыми руками (вверх, вниз, ножницы). 
        Тазобедренные суставы: 
        2. Махи поочередно правой и левой ногой ( вперед, вбок, назад).

  1. Общая часть. Продолжительность 20 мин.

Изучение техники каратэ.

Основные требования к выполнению техники:

а) Устойчивая позиция и динамическое равновесие во всех фазах движения.

б) Координация движения с дыханием (пассивная фаза – вдох, активная – выдох).

в) Правильная форма техники.

г) Реальная мощь техники, обусловленная особым распределением потока энергии по фазам движения:

- взрывное начало (посыл из тандэна) в свободном от напряжения стартовом положении;

- максимальное (почти мгновенное) ускорение;

- кратчайшая сфокусированная концентрация силы на цели (с последующим почти мгновенным сбросом напряжения).

Основные задачи в постановке качественной техники и методы тренировки.

а) Изучение классических стоек, базовых перемещений и поворотов.

б) Контроль дыхания в ходе выполнения техники.

в) Выполнение движений, правильных по форме, с предусмотренной траекторией и полной амплитудой.

г) Разделение движения по фазам (от 2-х до 5-ти), поэтапное сокращение числа фаз и переход к слитному исполнению – в медленном, умеренном и быстром темпе с постепенным увеличением концентрации.

д) Последовательное, контролируемое и дозированное ускорение в каждой фазе движения (максимальное в конечной точке). Постепенное приближение начала ускорения к исходному положению (вплоть до взрывного старта и молниеносного завершения).

е) Длительное удержание конечной сфокусированной концентрации (например, начиная с 5 или 3 счетов) с постепенным сокращением времени удержания ( вплоть до мгновенной фокусировки выброса энергии).

ж) Постоянный контроль над сбросом напряжения сразу после сфокусированной концентрации.

ж) Следить за четким и правильным выполнением всех элементов.

з)  Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

и) Отработка чувства пространства и развитие чувства ориентации.

к) Предельная концентрация на визуализированном противнике.

л)Принципы работы с партнером.

20 кюу

Цвет пояса:         красный с одной чёрной полосой

Титул:         Сэйто - ученик

Практика.

        1. Завязывание пояса.

        2. Складывание кейкоги (кимоно, хакама, оби).

        3. Шизентай: яйгоши-дачи, дза-дзен, тачи-дзен,йой-дачи.

        4. Ханми: дзенкутсу-дачи (хидари и миги), киба-дачи.

19 кюу

Цвет пояса:                 красный с двумя чёрными полосами

Титул:         Сэйто - ученик

Практика        1. Кэн: сэйкэн; иппон-кэн; накадака-кэн; хиро-кэн; рюуто-кэн.

        2. Кара-дзуки сейкэн (только вперёд, киба-дачи).

        3. Дзенкутсу-дачи сури-аши.

        4. Маваси-дзуки (дзенкутсу-дачи сури-аши, сейкэн;

        джодан, чудан, гедан)

18 кюу

Цвет пояса:         белый  

Титул:         Сэйто - ученик

Практика        1. Кара-цуки (лицом и боком в киба-дачи; разными видами

        кулака):

        10 кара-цуки чудан сэйкэн (последние 2 очень мощно)

        джодан иппон-кэн, чудан накадака-кэн, гэдан хиракэн джодан

        иппон-кэн, чудан накадака-кэн, гэдан хиракэн, чудан рюто-кэн

        джодан иппон-кэн, чудан накадака-кэн, гэдан хиракэн, чудан

        рюто-кэн, джодан сэйкэн хидари мавари (поворот на 90

        градусов на левой ноге), выполнение этой же серии ударов         2. Кара-ой-цуки/гяку-цуки (дзэнкуцу-дачи сури-аши;

        джодан, чудан, гэдан; разными видами кулака)

        3 мае-ни ой-цуки чудан сэйкэн

        3 уширо-ни гяку-цуки джодан иппон-кэн

        миги мавари

        2 мае-ни гяку-цуки джодан накадака-кэн

        3 уширо-ни ой-цуки гэдан хиракэн

        2 мае-ни гяку-цуки чудан рюто-кэн

        3. Агэ-удэ-укэ (дзэнкуцу-дачи; сэйкэн)

        4. Отоши-удэ-укэ (дзэнкуцу-дачи; сэйкэн)

17 кюу

Цвет пояса:         белый с 1 чёрной полоской

Титул:         Сэйто - ученик

Практика        1. Тачи-вадза (камаэ-тэ):

        - цуру-аши-дачи,

        - хатиджи-дачи,

        - хэйсоку-дачи,

        - какэ-дачи,

        - шо-дзэнкуцу-дачи,         - йайгоши-дачи,

        - сэйдза,

        - мусуби-дачи.
        2.
 Сукуи-удэ-укэ (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн)
        3.
 Гэдан-удэ-бараи (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн)
        4.
 Мае-гери-кеагэ (дзэнкуцу-дачи сури-аши; джодан, чудан, гэдан)
        5.
 Мае-гери-фумикоми (дзэнкуцу-дачи сури-аши)

16 кюу

Цвет пояса:         белый с 2 чёрными полосками
Титул:         Сэйто - ученик

Практика        1. Ура-цуки (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн; джодан, чудан, гэдан)
        2.
Татэ-цуки, агэ-цуки (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн; джодан, чудан, гэдан)
        3.
Сото-удэ-укэ (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн; джодан, чудан)
        4.
Учи-удэ-укэ (дзэнкуцу-дачи сури-аши; сэйкэн; джодан, чудан)
        5.
Мае-хидза-гери: кэкоми, кеагэ (дзэнкуцу-дачи сури-аши)

15 кюу

Цвет пояса:         жёлтый

Титул:         Дэши - школьник, подмастерье

Практика        1. Дэ-аши-бараи (дзэнкуцу-дачи сури-аши)

        2. Ко-сото-гари/ко-учи-гари (дзэнкуцу-дачи сури-аши)

        3. О-сото-гари/о-учи-гари (дзэнкуцу-дачи сури-аши)

        4. Укэми-вадза/нэ-вадза:

        - кохо-укэми = сэ-нэ (падение назад),

        - дзэмпо-укэми = тэ-нэ (падение вперёд на руки),

        - чугаэри = дза-нэ (кувырок вперёд).

  1. Индивидуальная работа или работа в мини-группах. Продолжительность 10 мин. 

Напомнить принципы работы с партнером.

  1. Атлетическая подготовка. Продолжительность 10 мин.

        Здесь  подразумевается выполнение упражнений с нагрузкой. Партнёр, прилагая некоторые усилия, оказывает сопротивление выполняемой траектории и старается, например, не дать Вам легко разогнуть или согнуть ногу.

- укрепление мышц шеи (вперед, вбок)  15-20 раз;
- укрепление мышц плечевого пояса  15-20 раз;
- сведения прямых ног (лежим на спине)   15 – 20 раз;
- разведения прямых ног (лежим на спине)  15 – 20 раз;
- сгибания ног в коленных суставах (лежим на животе)  15-20 раз;
- подтягивания колена (лежим на спине)  15-20 раз;
- приседания  15 –20 раз

- отжимание с ладоней и на кулаках. 

Складывания к коленям: ложимся на пол, ноги прямые, руки за головой, задача - достать лбом до коленей.

Запрокидывания: ложимся на пол, ноги прямые, руки вдоль корпуса, задача - достать пальцами ног пола за головой.

Одновременные складывания: ложимся на пол, ноги прямые, руки вдоль корпуса, задача - одновременно отрываем спину и прямые ноги от пола, достаём руками голень.

Складывания к согнутым коленям: ложимся на пол, ноги согнуты, руки за головой, задача - складывания.

Выпады: стоим ноги на ширине плеч, выпад вперёд правой ногой, левым               коленом  касаемся пола, возврат в исходное положение, меняем ноги.

Нога на перекладине: встаём спиной к любой поверхности выше колена, кладём одну ногу на эту поверхность, выполняем заданное количество приседаний на опорной ноге, меняем ноги.

Отжимания широким хватом: руки на ладонях, расстояние между ними две ширины плеч.

Складывания к согнутым коленям: ложимся на пол, сгибаем ноги в коленях и максимально подтягиваем к себе, руки за головой, задача – коснуться лбом коленей.

Лыжный шаг: встаём лицом к опоре, задача - сделать выпад на опору, ноги меняем каждый раз.

Запрыгивания на опору: встаём лицом к опоре, задача - запрыгнуть на опору (начинаем с уровня колен, постепенно поднимая высоту до уровня бёдер).

Складывания на скамье: легли на спину на скамью так,  чтобы ноги полностью висели в воздухе, задача - поднимаем и опускаем ноги, не касаясь земли, максимальный подъём ног примерно 80 градусов, минимальный  - чуть ниже уровня скамьи, ноги всегда прямые.

  1. Церемония и подведение итогов. Продолжительность 5 мин.

  1. Теоретическая часть (лекция). Продолжительность 15 мин.

Теория. Знакомство с программой на 20-15 кюу.

Этикет в каратэ-до.

         Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс  сводится к 5 ключевым установкам:

I. Верность 

а) верность народу и любовь к отечеству; 
б) любовь к родителям и привязанность к братьям; 
в) усердие.

II. Вежливость 
а) уважение и любовь; 
б) скромность; 
в) утонченность.

III. Мужество 
а) храбрость; 
б) твердость и хладнокровие; 
в) терпеливость и выносливость; 
г) находчивость.

IV. Правдивость 
а) прямота и искренность; 
б) честь; 
в) справедливость.

V. Простота 
а) простота; 
б) скромность и чистота.

        Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.

         По древним традициям  все начинается с поклона и заканчивается поклоном.  В КАТА, например, принято кланяетесь перед самым началом КАТА и затем снова в конце. Правильный этикет с поклонами и знаками уважения очень важен. В обществе то же проявление откровенности и уважения является важной частью повседневной жизни. 
        Рей, что означает "поклон", но может означать и уважение, должен идти от сердца и добровольно. Необходимо  иметь подлинное уважение к людям и к личности каждого человека. Очень важно, чтобы физические и духовные аспекты Рей сочетались таким образом. 
Поэтому при входе в Доджо необходимо кланяетесь старшему, и друзьям-ученикам. Для всех, кто изучает боевые искусства, тренировка начинается с уважения. Если отношения корректные, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться при поклоне.

Ритуалы. 

В современном мире традиционное каратэ представляет  интерес как уникальная педагогическая система, участвующая в формировании личности.  Тело формируется с помощью комплекса мероприятий, направленных на изучение и совершенствование приемов реального боя. Интеллект - через научные изыскания в области истории, философии и методики предмета, изучение дисциплин, способствующих пониманию процессов формирования мастерства в единоборствах.

Одной из  важных составляющих частей тренировки в каратэ, является ритуал произнесения этического кода-КУН в конце тренировки.

  ’’Смысл занятий в самих занятиях’’;

  ’’Главная победа – победа над самим собой’’;

  ’’Умение думать – не развлечение, а обязанность’’.  

В этих утверждениях сконцентрирована суть обучения, которая дает возможность рассматривать каратэ не просто как метод отработки приемов или соревновательный вид спорта, а как нравственное воспитание. Эти постулаты, необходимы для физического и психологического уравновешивания, не только на тренировке , но и в жизни.

Додзё кун произносится в конце каждой тренировки вслух. Тренер- преподаватель на начальном этапе объясняет и трактует каждое утверждение. Додзё Кун является частью аутогенной тренировки, которая в свою очередь воздействует на личность занимающегося. Он указывает путь к цели тренировок, которой является совершенствование себя.

Правила поведения ученика в додзё.

В этикет ДОДЗЁ (зала) входит  поведение ученика во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнером или, наоборот, гнев и раздражение. Умение чётко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз - великое Искусство и Путь Самодисциплины и Самопознания. Единственное, что можно и должно проявлять по отношению к партнёру - это Уважение, выражающееся в собственном достойном Поведении, а также в точном соответствии правилам Этикета.

Тестирование на психологическую устойчивость и физическую подготовленность.

Первая помощь: разрыв тканей, растяжение, кровотечение из носа. Ушибы, порезы, разрыв мышц или связок. Внутренние и внешние кровотечения. Вывихи суставов, переломы костей. Травмы головы.

Список литературы

       для учащихся и родителей:

  1. www.karatetsunami.ru
  2. Долин А., Попов Г. Кемпо – традиции воинских искусств.– М.: «Наука», 1990.
  3. История боевых искусств (в 4-х т.). – М.,1997.
  4. История культуры Японии. – МИД Японии, 1989.
  5. Кью-Кит Вон. Энциклопедия ДЗЕН.– М.,1999.
  6. Накаяма М. Динамика каратэ – Токио, 1979.

       для педагогов:

  1. Васичкин В. Все о массаже. – М.,1998.
  2. Детская спортивная медицина. – М.: «Медицина», 1991.
  3. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования (методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой) // Сост.: В.В.Белова. – М., 2000.
  4. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. – Л.: «Медицина», 1991.
  5. Майкели Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. – СПб.: «Лань», 1997.
  6. Нагата X. История философской мысли Японии.– М.: «Прогресс», 1991.
  7. Программные требования Международной Федерации каратэ-до Син-Себу. // Галан В. В. Каратэ-до для продвинутых учеников и инструкторов.– Черновцы, 1998.
  8. Ферштайн Г. Энциклопедия йоги.– М., 2002.
  9. Формирование высшего мастерства в спортивной борьбе.– М.: МОГИФК, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

В статье представлена методика организации учебно-тренировочных занятий, основанная на принципах индивидуализации и последовательности....

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

   Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в ...

БАСКЕТБОЛ. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в баскетбол, перечень ...

Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и...

Методическая разработка : «Особенности организации и методика проведения учебно- тренировочного занятия по футболу. Техническая и тактическая подготовка.»

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллектив...

Методическая разработка Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 376МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА(ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга)...

Методическая разработка "Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу"

Методическая разработка по футболуСпортивная тренировка футболистов – сложный и длительный целенаправленный процесс воспитания и обучения. Ее основная цель- используя специфические средства и во...