"Основные принципы организации дыхательной гимнастики"
методическая разработка по физкультуре по теме

Коблова Елена Владимировна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_organizatsii_dykhatelnoy_gimnastiki.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

        

Методическая разработка

Тема:

«Основные принципы

 организации

дыхательной гимнастики»

        Выполнила:

Тренер-преподаватель

Коблова Елена Владимировна.

        

г. Суворов

2012г.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА.

Дети с нарушением осанки имеют низкие резервные возможности дыхательной системы. При сколиозе грудная клетка уменьшается по вертикали, принимает косое положение. Структурные изменения позвоночника и грудной клетки ведут к изменениям бронхо- лёгочной системы.

      В зависимости от тяжести искривления отмечается снижение жизненной ёмкости лёгких на 30-70 процентов. Применение дыхательных упражнений во время физических упражнений необходимо для развития и укрепления дыхательной системы.

Основные принципы организации дыхательной гимнастики.

Положительный эффект лечебной гимнастики достигается за счёт дозированной, регулярной и длительной физической тренировки. Общая цель тренировки заключается в развитии общей функциональной адаптации организма к физическим нагрузкам. Специальная задача тренировки заключается в непосредственном воздействии физическими упражнениями на область поражения, что способствует восстановлению нарушенных в связи с заболеванием

функций. Например, упражнения по отработке правильного дыхания, улучшения дренажной функции бронхов, подвижности диафрагмы и грудной клетки.

           При дыхательных упражнениях с лечебной целью:

- совершенствуется механизм дыхания;

- укрепляются основные и вспомогательные мышцы;

- улучшается подвижность грудной клетки;

- растягиваются спайки в плевральной полости;

- удаляется мокрота из бронхов.

          Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, не сочетаемые с движением туловища и конечностей: например, ровное ритмичное дыхание и его урежение, различные соотношения вдоха и выдоха во времени, включение кратковременных пауз и сочетание дыхания с произнесением отдельных звуков. Статические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях – стоя, сидя, лёжа.

Динамические упражнения – это упражнения, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. К ним относятся упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции одного лёгкого, обоих лёгких и способствующие восстановлению или увеличению подвижности рёбер и диафрагмы, содействующие растягиванию спаек в плевральной полости, формирующие навыки рациональных сочетаний дыхания и движений.                                                                                                                    Например: подъём рук вверх и прогибание туловища назад способствуют углублению и облегчению вдоха;

 - приседания способствуют большей полноте и глубине выдоха;

 - повороты и наклоны туловища с одновременным подъёмом рук, противоположный наклону подъёма туловища способствует увеличению подвижности диафрагмы, растяжению плевральных спаек, улучшению вентиляции отдельных частей лёгких.

     Динамические дыхательные упражнения способствуют формированию навыков рационального сочетания дыхания с движением.

     При проведении лечебной гимнастики следует помнить, что нельзя строить занятие из одних только дыхательных упражнений, так как это приведёт к переутомлению дыхательных мышц. После каждых 3-4 дыхательных упражнений необходимо дать несколько элементарных ОРУ.

     При выполнении дыхательных упражнений очень важно согласовывать амплитуду и темп упражнения с глубиной и ритмом дыхания.

Примерный комплекс дыхательных упражнений.

Задача.

Исходное

положение.

Описание упражнения.

Методические

указания.

Обучение диафрагмальному дыханию.

Лёжа на спине, левая рука на животе, правая рука на груди, ноги слегка согнуты.

На счёт 1-2- вдох, надуть живот. На счёт 3-4-5- выдох, втянуть живот.

Вдох носом, выдох ртом.

Обучение смешанному дыханию.

То же.

На счёт 1-2-вдох, надуть живот.

На счёт 3-4- продолжая вдох, поднимать грудную клетку.

На счёт 5-8- выдох, опустить грудную клетку, начиная со втягивания живота.

Рукой контролировать движение живота и грудной клетки.

Обучение нижнему грудному дыханию.

То же, ладони на рёберной дуге.

На счёт 1-2- вдыхая, раздвинуть грудную клетку во фронтальной плоскости.

На счёт 3-4-5- выдыхая, руками сдавить грудную клетку с боков.

Те же.

Обучение правильному ритму дыхания.

Сидя.

На счёт 1-2- вдох носом; 3-4- пауза; 6-7- выдох ртом; 8-9- пауза.

Дыхание неглубокое.

Развитие выдоха.

Лёжа на спине, ноги в упоре.

На счёт 1-2- руки в стороны – вдох.

На счёт 3-4-5-6- выдох, обнимая себя руками.

При выдохе произносить звуки «ж», «з», «с» на счёт 1-6.

Увеличение ЖЕЛ.

Сидя.

Задержка дыхания на вдохе, начиная с 5-й секунды (индивидуально).

Верхний плечевой пояс не фиксировать.

Развитие компенсаторных механизмов внешнего дыхания.

То же.

Задержка дыхания на выдохе, начиная с 5-й секунды.

Те же, индивидуально.

Обучение правильному ритму дыхания.

Стоя.

Ходьба на 2-3 шага – вдох, на 3-4- выдох.

Вдох носом, выдох ртом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия. Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. № 1.Основные упражнения

Весёлое домашнее задание.Создать соответствующую  речевую среду дома – максимально быстро  добиться позитивной динамики,  устранить проблемы.  Из-за большого объёма (9 ...

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу основная гимнастика для учащихся 4-го класса

Тема урока: метание теннисного мяча и бег на короткие дистанции               Задачи: – закрепить навыки челночного бег...

Конспект урока по физической культуре по разделу основная гимнастика для учащихся 4-го класса

Тема урока: висы, упоры и равновесие               Задачи: – ознакомить занимающихся с висами и упорами на низкой перек...

Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"

Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"...

Основные виды гимнастики

Гимнастика - одно из основных средств системы физического воспитания.Современная система физического воспитания является неотъемлемой частью воспитания современного человека.Цель ее состоит в  во...