Презентация на тему "Волейбол в школе"
презентация урока для интерактивной доски по физкультуре по теме

Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие её эффективность в волейболе.
Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идёт о соревновательной игровой деятельности волейболистов.
Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т.п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта- сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнёров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решения о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действия игроков, значительно повышается. Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между звеньями и в команде в целом.
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий - технических приёмов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания)
С учётом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:
оснащённость спортсменов техническими приёмами и тактическими действиями;
«применяемость» технико-тактического арсенала;
эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий;
мастерство выполнения игровой функции;
активность («агрессивность», творчество) в игре – с учётом избранного тактического плана и соблюдение игровой дисциплины;
уровень развития специальных качеств и способностей;
морфологические признаки (в первую очередь длина тела);
морально-волевые качества.
Таким образом, специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу:
1.                Развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учётом направления и скорости полёта мяча.
2.                Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.
3.                Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.
4.                Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.
 Таким образом, как видим, отмеченные особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к разносторонней подготовке занимающихся.
 Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определённом этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т.е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приёмы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях.
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности. Они складываются из специальных и общеразвивающих. Последние используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
 Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не может хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные упражнения, нежели увеличение количества повторений нападающего удара.
2.                Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приёмами игры и обеспечивающий надёжность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры – одна из задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом её сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приёмов.
 В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности:
1.                Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приёма.
2.                Овладение отдельными частями, составляющими технический приём (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2 – 3 шага и вертикальный взлёт при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.
3.                Соединение частей в единый целостный акт технического приёма (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.
4.                Овладение способами реализации технического приёма (упражнения по технике и тактике).
5.                Умение целесообразно применять технические приёмы и их способы в игре с учётом конкретной игровой обстановки.
 В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений. Обучение передвижениям. Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперёд, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приёмы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приёме мяча и т.д.
 Нередко передвижениям, различным их способам не уделяют достаточного внимания, мотивируя тем, что передвижения волейболиста не представляют особой трудности. Следует помнить, что в основе своевременного выхода к мячу (что является залогом успешного выполнения последующих действий) лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязи многих функций организма: ориентировки, двигательной реакции, способности быстро переходить из статического положения в движение и скорости передвижения. Вот почему данный раздел требует не только повышенного внимания учителя, но и творческого осмысления специальных средств, способствующих развитию названных качеств. Они должны, во-первых, оказывать комплексное воздействие, во-вторых, сочетаться с изучением способов передвижений, и, в-третьих, постоянно совершенствоваться при освоении всех приёмов игры.
 Примерные упражнения.
 Бег на короткие отрезки из различных исходных упражнений. Бег в максимальном темпе на отрезки 10 – 20 м, бег «ёлочкой», «челночный бег». Все упражнения выполняются на скорость. Бег в сочетании с выполнением других действий. Эстафеты.
 Обучение передачам мяча. Широкое внедрение в практику волейбола приёма мяча снизу способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью, в настоящее время фактически не применяется. В этой связи и техника передачи мяча сверху претерпела некоторые изменения, основным из которых является повышение места соприкосновения рук с мячом – вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.
 Примерные упражнения.
 Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперёд, в стороны, вверх. В упоре лёжа сгибание и выпрямление рук. Ведение баскетбольного мяча. Передвижение на руках, ноги удерживает партнёр за голеностопные суставы.
 Обучение подачам мяча. Учитывая, что структура обучения всем способам подач в принципе одинакова, имеет значение последовательность их изучения: снизу прямая, сверху прямая с вращением (на силу) и без вращения (планирующая), сверху боковая с вращением и без вращения, подача в прыжке.
 Примерные упражнения.
 Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху. Большие круги руками вперёд-назад и т. д.
 Обучение атакующим ударам. В методике обучения способам атакующих ударов нет особых различий, изучаются они в такой последовательности: прямой атакующий удар по ходу разбега, с переводом, боковой.
 Выполнение атакующих ударов требует атлетической подготовки, хорошего развития силы, скоростных качеств, ловкости, гибкости.
3.                 Основной задачей общей физической подготовки волейболиста является повышение работоспособности организма. Для этого используют широкий круг общерзвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта (тяжёлой атлетики, гимнастики, спортивных игр, лёгкой атлетики и др.). Выбор таких средств не случаен. Они оказывают общее воздействие, заставляют активно работать все органы и системы, укрепляя сердечно-сосудистую систему, улучшая возможности органов дыхания, повышая общий обмен веществ в организме. В зависимости от тренирующего воздействия этих упражнений они предназначаются для развития определённых физических качеств. Но воспитывать физические качества волейболистов надо не вообще, а учитывая особенности игры.
 Развитие силы. Сила спортсмена – это его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.
 Наиболее характерное проявление силы в волейболе – при ударных движениях (подаче и нападающих ударах), прыжках на блок и для нападающего удара, при бросках, перемещениях, падениях.
 Для развития силы используют различные упражнения с отягощениями, в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания в висе, отжимания в упоре, прыжки и др.), с партнёром, специальные упражнения волейбольного характера с отягощением.
 Развитие быстроты. Быстрота как способность выполнять движения быстро наиболее характерно проявляется в волейболе при приёме подач и нападающих ударов, страховке, перемещениях на блоке. Она в определённой степени зависит от силы мышц, вот почему эти качества воспитывают параллельно.
 Определённое значение для воспитания быстроты имеет выполнение движений и действий из других видов спорта, например бег на короткие дистанции, игры в футбол, баскетбол и др. на уменьшенной площадке, подвижные игры с элементами бега, старты и спринтерские ускорения и т. п. Выполнять все упражнения необходимо в максимально быстром темпе.
 Развитие выносливости. Выносливость – это способность организма противостоять утомлению, или способность к длительной двигательной деятельности без снижения её эффективности. Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной (от 1.5 до 3 ч) быстрой и почти непрерывной реакции на изменяющуюся обстановку предъявляет высокие требования к выносливости как к одному из важнейших физических качеств, необходимых для эффективного ведения игры.
 Мерилом выносливости является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную эффективность.
 Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Поэтому воспитание общей выносливости выражается прежде всего в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания.
 Наиболее эффективны для воспитания этого качества упражнения, где участвует большое количество мышечных групп, благодаря которым создаётся своеобразный мышечный насос, способствующий кровообращению. К ним можно отнести кроссовый бег, плавание, греблю, езду на велосипеде, лыжные гонки, спортивные игры, специальные и основные упражнения волейбола.
 Развитие ловкости. Ловкость – это способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро. В волейболе это качество проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Оно органически связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость приобретается в процессе обучения многих и разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парных и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист ещё достаточно внимателен и собран.
 Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и её совершенствовании.  Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Больше всего этим требованиям отвечают спортивные (баскетбол, футбол, гандбол и др.) и подвижные игры, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, отдельные виды лёгкой атлетики, связанные с преодолением препятствий (барьерный бег). Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, также способствуют воспитанию ловкости.
 Развитие гибкости. Гибкость – это подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Она зависит главным образом от формы суставной поверхности, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий и мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.
 Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приёмов. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом, лучевом, плечевом суставах, крестцово-позвоночном сочленении, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах способствует эффективному ведению игры.
 Гибкость развивают упражнения на растягивание, выполняемые пружинисто, небольшими сериями (по 10 – 15 повторений в каждой серии) с постоянным увеличением темпа и амплитуды движений. Интервалы между сериями заполняют упражнениями на расслабление. Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром, на гимнастических снарядах, общеразвивающие и упражнения, близкие по своей структуре к движениям волейболиста, выполняющего технический приём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Волейбол» ГБОУ СОШ №629 Учитель : Филонов Алексей Иванович

Слайд 2

Волейбол – это игровой вид спорта, пользующийся немалой популярностью. Занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени

Слайд 3

История создания Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Изобретателем волейбола считается Вильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа. 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру « минтонет ». Год спустя на конференции колледжей по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда игра получила новое название — «волейбол » », что в переводе с английского «летящий мяч» (от « volley » - отбивать на лету и « ball » - мяч). . В 1897 году были опубликованы первые правила волейбола.

Слайд 4

Международная федерация волейбола(ФИВБ ) В 1947 году была создана Международная федерация волейбола(ФИВБ). Развитие волейбола пошло ускоренными темпами. Стали проводиться первенства Европы и мира, разыгрывается Кубок европейских чемпионов. В 1964 г. волейбол включен в программу Олимпийских игр. В настоящее время членами ФИВБ являются более 110 стран. Весомый вклад в становление мирового волейбола внесли советские спортсмены.

Слайд 5

15 – 19 м СВОБОДНАЯ ЗОНА ЗОНА ЗАМЕНЫ СВОБОДНАЯ ЗОНА 3 – 5 м 3 – 8 м 24-23 м СВОБОДНАЯ ЗОНА 9 метров 18 метров Высота 2,24м/2,43м Лицевая линия В классическом варианте игры, площадка находится в крытом помещении (игровом зале) и от каждой команды в игре участвуют по 6 спортсменов, всего в команде - 12 человек, замены ограничены правилами.

Слайд 6

Игра ведётся сферическим мячом Окружность мяча 65-67см , Вес 260-280 гр.

Слайд 7

Пляжный волейбол Существует пляжная версия игры, пляжный волейбол, в которой 2 спортсмена в каждой команде, играют на песчаной площадке 8х16 м. При этом, игра ведётся до 2 побед в сетах, первые два сета играются до 21 очка, третий сет (по необходимости) играется до 15 очков. Чемпионаты мира по волейболу стали проводиться с 1949 года для мужчин и с 1952 года для женщин.

Слайд 8

Техника волейбола При игре в волейбол роль техники особенно велика, поскольку технические ошибки штрафуются судьей. Для того чтобы уметь ориентироваться во всех игровых ситуациях, необходимо обладать шестью основными навыками при наличии многочисленных технических вариантов, которые (в совокупности с соответствующими тактическими и физическими условиями) называют игровыми навыками.

Слайд 9

Подача - Технический прием, которым мяч вводится в игру Различают подачи снизу, используемые начинающими спортсменами, и подачи сверху, при этом мяч посылается на уровне выше головы. Последние выполняются очень резко с направленным вперед кручением (нападающие удары), при этом в момент удара кисть «покрывает» мяч, или следует удар запястьем без вращения, в результате чего возникает неравномерная траектория полета (порхающая подача). Все подачи могут выполняться из положения боком и из фронтального положения по отношению к игровой площадке.

Слайд 10

Отражение подач Отражение подач осуществляется при так называемом нижнем положении. Обе руки вытянуты ладонями вверх, прижаты друг к другу и зафиксированы в плечевом суставе. Волейболист должен касаться мяча ладонями и, выпрямляя корпус, посылать его в нужном направлении.

Слайд 11

Верхняя передача Верхняя передача используется, как правило, для подготовки к нападающему удару. Согнутые в виде воронки кисти рук с расставленными таким образом пальцами, что большой и указательный образуют «открытый» треугольник, находятся на уровне лица. Игрок, как правило, касается мяча кончиками пальцев на уровне лба. Передача происходит при выпрямлении всего корпуса. Она может выполняться как в положении стоя передом, спиной и боком, так и в падении и прыжке.

Слайд 12

Нападающий удар Атакующий удар – эффективный способ завершающих действий команды. Выполняется широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, руки отведены назад, ноги сгибаются в коленях. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются в суставах, отрываются от опоры. Одновременно со взлетом выполняется замах правой руки вверх-назад. Совершается резкий удар, кисть накладывается на мяч сзади-сверху. Приземляться на согнутые ноги.

Слайд 13

Постановка блока Ставить блок имеют право только у сетки. В зависимости от числа участвующих в образовании блока игроков различают двойной (наиболее часто применяемый), одиночный и тройной блок. Участвующие в блоке игроки группируются против нападающего игрока, энергично выпрыгивают вверх (несколько позже противника, пробивающего нападающий удар), поднимают руки над сеткой для того, чтобы как можно круче отправить мяч на половину площадки противника.

Слайд 14

Защита Защита используется в целях отражения нападающих ударов различного характера, если им удалось пройти сквозь блок, и осуществляется так же, как и при подаче противника. Однако мяч должен быть отражен при нахождении его близко к полу. В момент касания мяча игрок должен занять более низкое положение и держать руки почти горизонтально, а также использовать различные виды техники падания (скольжение, положение согнувшись, «скатывание»). Отражение ударов на площадке может осуществляться двумя или одной рукой.

Слайд 15

Волейбол на Олимпийских играх В программе Олимпийских игр волейбол с 1964 года (мужчины и женщины). В олимпийском турнире участвуют 12 мужских и 12 женских команд. Состав команд определяется FIVB по результатам отборочных соревнований. Турнир проводится в два этапа: вначале по круговой системе в двух подгруппах, затем команды, занявшие в них первое-второе места играют в полуфиналах, победители которых финальном матче разыгрывают олимпийское первенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс на лучшего кулинара (сценарий+ презентация) для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Конкурс призван способствовать:- повышению престижа профессии «Повар»;- формированию творческих способностей учащихся;- вовлечение учащихся в соревнование;- расширению диапазона профессиональных знани...

Обучающая презентация для педагогического совета "Школа цифрового века"

Обучающая презентация для педагогического совета  "Школа цифрового века"...

Презентация педсовета "Кадровая политика школы"

Данная презентация является сопровождением вступительной части педсовета "Кадровая политика школы". Она призвана дать общее представление о педагогическом коллективе....

Презентация по теме "Наша школа"

Презентция к уроку немецкого языка по теме "Unsere Schule", 3-ий год обучения. Помогает активизации лексики по теме "Школа", содержит визуальную опору для обучающего аудирования и упражнения в употреб...

Презентация "Исследовательская работа в школе"

Презентация преднозначена для занятий по исследовательским работам...