«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в общеобразовательной школе»
статья по физкультуре по теме

Немтырева Татьяна Викторовна

Статья об опыте работы нашего образовательного учреждения  по данному направлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры     высшей квалификационной  категории

 Муниципального  бюджетного  образовательного  учреждения

«СОШ №10» Елабужского муниципального района  г. Елабуги

Немтырева Татьяна Викторовна

Индентификатор 244-947-714

     

«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий  физического воспитания в общеобразовательной школе»

         Наша школа является самой молодой и самой большой по численности детей школой города Елабуги. 1504 обучающихся занимаются в 64 классах. Школа - образовательный, культурно-оздоровительный, досуговый центр 4 микрорайона, где проживает более 12 тысяч человек.

        Цель школы: «Формирование личности, усвоившей государственный образовательный стандарт, обладающей глубокими знаниями по профильным предметам, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, обладающей национальным самосознанием».

       В нашем коллективе трудятся прекрасные педагоги, творческие, одаренные, отдающие все свои знания и умения  подрастающему поколению, из них - пять учителей физической культуры. Наше образовательное учреждение является «Школой, содействующей здоровью, серебряного уровня».  Программа, которую мы применяем в своей работе - «Путь к здоровью», способствует укреплению здоровья и оздоровлению растущего организма, мотивации к ведению здорового образа жизни.  Школа является также обладателем гранта в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование РФ», призером Республиканского конкурса «Лучшие школы Татарстана».    В 2012 году школа стала победителем Республиканского гранта «Школа после уроков».

       Работая учителем физической культуры, в своей профессиональной деятельности руководствуюсь основной целью: воспитание личности творческой, высоконравственной, способной к физическому и нравственному самосовершенствованию, самореализации. Основной задачей физического воспитания является формирование положительного отношения к жизненным ценностям, воспитание  мотивации к занятиям физической культурой, содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Моя задача, как учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить себя, свою активность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность, совершенствовать свои природные данные. Ожидаемые результаты -   формирование потребности школьников в двигательной активности через ответственное отношение к своему здоровью, сохранение и укрепление здоровья школьников,  воспитание потребности к самостоятельным   занятиям. В своей работе я применяю здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии. Их реализация мной осуществляется по нескольким направлениям: образовательная деятельность, внеклассная, оздоровительная, методическая работа, работа с родителями, военно-патриотическое воспитание, агитационная и пропагандистская деятельность, обмен опытом, самообразование.

       Образовательная деятельность. "Рациональная организация" учебного процесса  помогает разрешить многие проблемы: прежде всего, пробуждает творчество и учителя, и учащихся,  вовлекает учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. Учащиеся вместе со мной находят ответы на поставленные им вопросы. Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач,  которые учащиеся решают в совместной работе. Другая яркая черта этой деятельности - четко выраженный индивидуальный подход к учащимся, внедрение дифференцированных двигательных режимов с высоким профилактическим,  оздоровительным и развивающим эффектом.  Необходимость индивидуального подхода в учете реальных знаний, умений, навыков учащихся и определение возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. Чтобы помочь учащимся увидеть проблему, я использую различные приемы, способы активизации. Суть их в следующем: не все объяснять, преподносить в готовом виде, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска. Одной из популярной  форм образовательной  деятельности являются динамические уроки. Это новая нетрадиционная форма организации общеобразовательного урока, отличающаяся от традиционной внедрением технологий интеграции учебного процесса и активной динамической нагрузки. Эффективным средством повышения уровня мотивации к занятиям физической культурой является  демонстрация спортивных фильмов, электронных презентаций.

      Внеклассная работа.   Главная цель внеклассной работы – организация досуга

школьников, несущего оздоровительный эффект. Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке. Для реализации этой цели в  нашей школе  создан спортивный клуб «Лидер». На базе этого объединения работает более 20 кружков и спортивных секций. Самыми  популярными являются: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, настольный теннис, каратэ, национальная борьба, айкидо, спортивные танцы, аэробика, стрельба, лыжная подготовка, хоккей, шахматы, туризм, спортивное ориентирование.  Большой популярностью пользуются занятия в тренажерном зале. Учащиеся, посещающие секции и кружки, активно участвуют и побеждают в спортивных соревнования различного уровня.  По итогам Спартакиады, посвященной «Году спорта» учащиеся нашей школы заняли 2 место. Школьный спортивный клуб позволяет оптимизировать спортивное воспитание и повысить эффективность физкультурно-спортивной работы в школе, осознать спортивную деятельность, как личностную и общественную ценность, повысить уровень мотивации детей к занятиям  физической культурой.

        Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.  С этой целью проводятся экскурсии на природу, организуются походы,  пешие прогулки,  игры на свежем воздухе,  посещение прекрасных спортивных сооружений города: плавательных  бассейнов, легкоатлетического манежа, спортивных комплексов,  ледового дворца. Очень нравится ребятам современное и оригинальное: «скандинавская ходьба», среди двигательно-активных форм скипинг (занятия со скакалками). Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий: спортивных праздников, школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «Дней здоровья» , «Недель здоровья» и др. Это «Веселые старты», школьные «Олимпийские игры», праздник «Спорт пришел в сказку», «Фитнес-марафон»  и многие другие.  Повысить  уровень  мотивации  к занятиям физической культурой помогает  проведение спортивных вечеров с показательными выступлениями спортсменов.  Во время летних и зимних каникул организован пришкольный оздоровительный лагерь «Десятая планета», где дети активно отдыхают, участвуют в спортивных мероприятиях, получают оздоровительные и закаливающие процедуры.

       Оздоровительная работа ведется в нашей школе на высоком уровне. Проводится врачебно-педагогический контроль за физическим состоянием учащихся, наблюдение за динамикой заболеваемости. За последние 3 года прослеживается положительная динамика по заболеваниям органов дыхания, уменьшение количества детей с нарушениями костно-мышечной системы. В 2009г. было зарегистрировано 996 случаев заболеваний костно-мышечной системы и 1698 случаев заболеваний органов дыхания; в 2010г. 978 и 1472 случая; в 2011г.- 734 и 869 случаев.   Очень помогает в моей работе имеющееся в моем арсенале медицинское образование.  Занятия по ЛФК проводятся с использованием специальных программ 3 раза в неделю по 45 минут. С целью более строгого соответствия физической нагрузки функциональным возможностям организма  школьники распределяются  на медицинские группы. Оздоровительная работа проводится в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Учащиеся обучаются технике самоконтроля. Проводится утренняя гигиеническая гимнастика, с целью мобилизации систем организма, физкультурные минутки на уроках, игры на переменах. Работают группы продленного дня, в которых обязательным правилом является проведение динамического часа на свежем воздухе.

       Работа с родителями. Не последнюю роль в реализации оздоровительных целей играет работа с родителями. Родители задействованы в спортивной жизни школы в качестве общественных тренеров, которые проводят  спортивные праздники. Взрослые и сами с большим удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях вместе со своими детьми: спортивных соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья», «Всей семьей на старт»,

«Всей семьей — на лыжню», «Лыжные гонки», «Биатлон», «Велосипедные гонки» и многих других. Охотно выступают на тематических классных часах и вечерах родители, имеющие спортивные звания, где рассказывают о своих спортивных достижениях, делятся с ребятами секретами успеха.

        Одним из ведущих направлений является военно-патриотическое воспитание молодого поколения. Ежегодно в феврале проводится месячник массовой спортивно-оборонной подготовки, в рамках которого проходят соревнования по стрельбе из пневматической винтовки и пистолета, физической прикладной подготовке,  военнизированная игра «Зарница».

В СОШ№10  большая роль отводится агитации и пропаганде спорта и здорового образа жизни. Оформлены стенды наглядной агитации, физкультурно-спортивные стенды с демонстрацией призов, стенд «Лучшие спортсмены школы», достижений результатов выступлений.  Издается школьная газета «Десятая планета», где освещаются все события школьной спортивной жизни. На сайте школы регулярно выставляются репортажи с фотографиями о всех достижениях учащихся. Все это оказывает большое влияние на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, формирует потребность в систематической двигательной активности.

        Время диктует свои требования и вместе со своими учениками стараюсь «расти» и я. Постоянно совершенствую свои знания на курсах повышения квалификации: международные курсы по программе дополнительного профессионального образования «Инновационные технологии в физическом воспитании школьников», 2010г., курсы «Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение преподавания предметов "Физическая культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях внедрения ФГОС ОО", 2012г.  Применяю в своей работе ИКТ, электронные образовательные ресурсы. Являюсь участником Общероссийского проекта "Школа цифрового века", 2011-12г. Активно веду работу по обмену опытом. Принимала участие во II Международном Конгрессе учителей физической культуры, проходившем в Карелии в 2010 году, ежегодно выступаю с докладами на Всероссийских  и региональных научно-практических конференциях, семинарах и привлекаю к этой деятельности своих учеников, выступаю на методических объединениях. Имею разработки программ для учащихся старшей школы (девушек) "Шейпинг", «Занятия общей физической подготовкой в спортивно-оздоровительных  группах», публикации научно-практических статей, методические пособия. На протяжении последних 5лет осуществляю руководство педагогической практикой студентов факультета физической культуры Казанского (Приволжского) федерального университета.

В целом следует отметить, что реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании  напрямую зависит от результативного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению  задачи повышения уровня здоровья и развития учащихся, их целесообразного подбора.  Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности. Результатом является эффективное и целенаправленное укрепление здоровья, снижение заболеваемости, подготовленность учащихся к жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ

В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья отражает основные направления внеклассной работы по ИЯ, связанные с вопросами духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. В статье представлена методика работы над соде...

Опыт реализации предметной области ОРКСЭ и ОДНКР в общеобразовательной школе.

Данная статья рассказывает о преемственности в реализации областей ОРКСЭ и ОДНКР в начальной и средней школе....

«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ№10 Елабужского муниципального района»

в автореферате показана работа коллектива "СОШ №10" города Елабуги по применениюздоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий  физического воспитания....

Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ

В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....

Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...