Тема работы: "Формирование гражданской позиции у обучающихся через спортивно - патриотические мероприятия".
статья по физкультуре по теме

Тарасенко Ольга Владимировна

      Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится его проводником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx59.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема работы:

"Формирование гражданской позиции  у обучающихся

через  спортивно - патриотические мероприятия".

АВТОР РАБОТЫ:

Учитель физкультуры: Тарасенко О.В.

                                                            Учитель физкультуры: Драгунов В.Е.

г.о. Тольятти

2014

Введение………………………………………………………………………..2

Раздел 1…………………………………………………………………………3

Раздел 2…………………………………………………………………………5

Раздел 3…………………………………………………………………………8              Заключение……………………………………………………………………21

        Список  использованных источников…………………………….………22

        Приложение…………………………………………………………………...23

Введение.

            Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности. Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть  еще много идейных вопросов, и новых  подходов  к патриотическому воспитанию подрастающего поколения  которые являются актуальными в наше время. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и естественное чувство, как любовь к своей матери, к  ближнему. Воспитание этого чувства начинается,  прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Раздел 1

Проблема: недостаточный уровень форсированности патриотической компетентности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование  гражданской позиции у обучающихся

через  спортивные – патриотические  мероприятия».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. В. В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Согласно  новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

      Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в нашей школе.

     Предмет исследования: методы и формы спортивно - патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

     Цель данного исследования: изучить методы и формы спортивно - патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.

     Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Выявить сформированности патриотической компетентности.
  • Разработать анкеты для разных школьных возрастов.
  • Проанализировать данные анкет.
  • Разработать этапы соревнований в военно – спортивной игре «Зарница»

         Теоретическая значимость: создание основы для педагогической работы по спортивно-патриотического воспитанию учащихся общеобразовательной школы.

          Практическая значимость: разработка буклета в помощь классным руководителям для подготовки класса к соревнованиям в военно – спортивной игре  «Зарница».

Раздел 2

      Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится его проводником.

         В. В. Путин в своем послании отметил, что тема патриотизма становится одной из доминирующих в государстве, а потому необходимо заниматься популяризацией здорового образа жизни среди детского и юношеского поколения, необходимости привлечения к спорту. Необходимо воспитывать молодое поколение здоровыми, смелыми, мужественными, в духе патриотизма, не переставая напоминать как важно и нужно любить свою семью, родной город, свою страну. Спорт, физические нагрузки формируют у ребят такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в  духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы. Также В. В. Путин заявил о необходимости развития массового спорта, спорта высоких достижений, так как это тесно связано и с патриотическим воспитанием, и с подготовкой к службе в Вооруженных Силах.

Цель спортивно - патриотического воспитания заключается:

  1. Воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.
  2. Привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта.
  3. Психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях.

Задачи спортивно - патриотического воспитания:

  1. Формирование у школьников патриотического сознания.
  2. Воспитание у школьников чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, положительные морально – психологические качества.
  3. Пропаганда и популяризация среди учащихся здорового образа жизни.
  4. Формирование у молодёжи здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению наркотических веществ, алкоголя и табакокурения.

Мне бы хотелось более подробно рассказать об одной из форм,  традиционных городских проектах, спортивно – патриотического направления в которой принимают участие обучающиеся нашей школы .

  1. «Школа безопасности». Проводимые этапы (полоса препятствий, маршрут выживания, поисково – спасательные работы на воде, пожарно – тактическая полоса препятствий, кросс, комбинированные силовые упражнения).
  2.  «В цветах российского флага». Все этапы военно – спортивной игры объединяются в 4 блока (туристический, патриотический, спортивный, интеллектуальный).
  3. 24 декабря, г. Тольятти  принимал  Эстафету Олимпийского огня "Сочи 2014". Маршрут движение факела: пр. Степана Разина (Факелоносец ученица МБУСОШ№58 Писарева Валерия 10 «Б» класса).
  4. «К защите Родины готов» этапы (огневая подготовка, строевая подготовка, рукопашный бой).
  5.  «Зарница». Этапы военно – спортивной игры (смотр строя и песни, применение средств индивидуальной защиты, тематическая викторина, меткий стрелок, метание мячей, полоса препятствий, перевозка на санках).
  6. Пулевая стрельба. Командное соревнование проводится раздельно среди девушек и юношей.
  7. «54 –я легкоатлетическая эстафета посвященной Дню победы в Великой Отечественной войне». 17 этапов длина дистанций от 250 м до 600м.

Содержание спортивно - патриотического воспитания основывается

на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  • Волонтерское движение
  • Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • «День памяти» Алексея Кутырёва
  • Военно-полевые учения «К защите Родины готов!»
  • Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества;
  • Создание выставочных экспозиций «Живые цветы на снегу», «Не перевелись еще богатыри на родной земле»
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Активное вовлечение учащихся для участия в спортивных соревнованиях, военно - спортивных праздниках «Смотр строя и песни»;
  • Привлечение школьников к здоровому образу жизни,

«Неделя физкультуры и спорта».

  • Участие в сдачи нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса ГТО. Возрождение и развитие традиций физической культуры  и спорта.

        Раздел 3

Для изучения понимания учащимися сущности патриотизма, в школе был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 213учащихся. Для обучающихся 2  и  4 классов анкета включала в себя 6 – вопросов. Первые два вопроса касались понятия патриотизма и его сущности. Ответы анкеты 1 (см. Приложение 1) (43ч)

Второклассники  на вопрос 1.«Что такое Родина?» ответили:

- Родина – это моё родное место (так ответили , 32,3%).

- Родина – это страна где мы живём (так ответили , 27, 9%)

- Родина – это моя семья ( 11,6%).

Ответ «не знаю» был единичным.

2.На вопрос «Как называется Ваша Родина?» были получены следующие ответы:

- Россия (95,3%),

- г. Тольятти (2,3%),

- Не знаю ( 1ученик).

3. На вопрос «Кто такой патриот?» ученики 2 х классов  ответили:

 - патриот – это  кто любит Родину(39,5%)

- патриот – это  кто защищает Родину(25,6%)

- патриот – это  ценит Родину(7%)

- патриот – это  уважает Родину(7%)

- патриот – помогает(7%)

 Были интересные ответы:

- патриот - это  человек (1 ученик),

4. На вопрос «Нравится ли вам  спортивно – патриотические мероприятия в школе?» ученики 2 –х классов в основном ответили:

 да -97,6%

нет – 2,3% (нравиться решать задачки)

Почему?

Ответ: становится класс дружнее, нравится болеть за команду, класс един, нравится спорт, спорт нужен для здоровья, учат защищать Родину. Становимся быстрыми, ловкими, сильными. Мы вспоминаем песни войны, былые времена.

  1. На вопрос «Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?  (посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая)?»  

да -97,6%

нет – 2,3%

 Почему?

 Ответ: вспоминаем о тех днях, когда была война, приятно дарить подарки ветеранам, чтим подвиги героев, учат патриотизму, становимся добрее, мы благодарны людям, которые защищали нас.

6. На вопрос  приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
 1)  да (97,6%)

 2) нет 0

 3) не знаю(2,3%)

Приведите примеры: победа над фашистами в В.О.В., проведение олимпиады и параолимпиады, звучит гимн России, когда смотрю парад 9мая, когда смотрю старинные фильмы. Наша страна большая, наша страна смелая.

Анкеты  (см. Приложения 2) предназначены для учащихся 4-х классов(59ч).  Ответы более продуманные:

1.«Что такое Родина?» ответили:

- Родина – это место где родился человек (так ответили , 56,%).

- Родина – это дом в котором мы живём (так ответили , 24, %)

- Родина – это страна где мы живем ( 15,25%).

- Родина – это любимый край(1,7%)-1

- Родина – это то что для меня дорого и близко(1,7%)-1

2.На вопрос «Как называется Ваша Родина?» были получены следующие ответы:

- Россия (81,3%),

- г. Тольятти (12%),

- Русь( 3,4%).

3. На вопрос «Кто такой патриот?» ученики 4 х классов  ответили:

 - патриот – это  кто любит Родину(49,1%)

- патриот – это  кто защищает Родину(30,5%)

- патриот – отдаст жизнь за Родину(5,1%)

- патриот – болеет за страну(5,1%)

- патриот – заботится(3.4%)

4. На вопрос «Нравится ли вам  спортивно – патриотические мероприятия в школе?» ученики 4 –х классов в основном ответили:

 да -93,2%

нет – 1,7% (не нравиться проигрывать)

не знаю - (5,1%)

- Почему?

Ответ: чувствуется командный дух, мне нравится как все стараются, весело, интересно, с каждым годом я становлюсь спортивнее и активнее, можешь показать то, что ты проходил годами и это всё важно для класса, полезно для здоровья.

5.На вопрос «Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?  (посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая)?»  

да -90%

нет – 0

не знаю - 5,1%

     Почему?

     Ответ: эти мероприятия помогают понять, что такое Родина и делает нас патриотами, мы недолжны забывать о своих защитниках, нравятся классные часы,  где рассказывают о В.О.В., нравятся поздравлять и поддерживать ветеранов, я становлюсь добрее, у меня бабушка на войне была медсестрой.

6. На вопрос  приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
 1)  да (84,7%)

 2) нет(8,5%) не берут участвовать в смотре конкурсе (5ч)

 3) не знаю(6,8%)(4ч)

Приведите примеры: в организации олимпиады в городе Сочи, победа нашей команды в медальном зачёте, далее из анкет. Зачитать анкеты

Анкета из 8 вопросов (см. Приложения 3) предназначены для учащихся 5-х-6х классов(39ч).

  1. Что такое Родина для Вас?
  1. Россия (41%)
  2. родной дом, семья(35,9%)
  3. город Тольятти(23%)

2)Когда звучит гимн, Вы испытываете  чувство гордости за свою страну?

  1. да (94,9%)
  2. нет -0
  3. не знаю(5,1%)

 3)Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выбрать три варианта)

 1) уважение к своей Родине, гордость за свою страну(82,05%)

 2) любовь к Родине – (59%)

3) прославление побед Родины(38,4)

4)  любовь к родному городу, дому(25,6%)

5) любовь к национальной культуре (23,1%)

 6) любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам(23,1%)

7) любовь к народу(18%)

8) стремление к социальной  справедливости, (10,2%)

 9) коллективный образ жизни(5,1%)

10) стремление к безопасному глобальному миру(2,6%)

11) религиозная вера, которую я исповедаю

12) возрождение традиций советского государства.

 4. Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?     (Посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая).

               1) да –(89,7%)  

     2) нет-0

          3) не знаю- (10,2%) когда как.

Почему? это память, эти мероприятия развивают в нас чувства любви к Родине, это интересно для жизни, эти мероприятия не дают нам забыть о победе, о мужестве, о патриотизме. Мы должны гордиться нашими ветеранами и  нашей Родиной, это интересно и можно сплотиться в одну команду. Зачитать анкеты

5. Нравятся ли вам спортивно – патриотические мероприятия в нашей школе?

1) да    (90%)

2) нет (2,5%) 1 уч.

3) не знаю (7,5%)

Почему? Это здоровье если заниматься спортом. Это подготовка к большим нагрузкам, к армии. Мы объединяемся. В каждом соревновании есть стремление. Мы становимся как одно целое, Развивает дисциплину. Зачитать анкеты

  1. Какие мероприятия  спортивно – патриотического направления нужно в школе проводить. Ваши предложения.

Больше соревнований между классами, соревнования на силу для мальчиков, соревнования на «великах» и по чаще и больше. Зачитать анкеты

7.Что влияет на формирование патриотических ценностей?

  • Встречи с ветеранами В.О.В (64%)
  • Акции «Я верю в тебя солдат», «День памяти» Алексея Кутырёва (61%)
  • Спортивно - патриотические соревнования (56,4)
  • Конкурсы патриотической направленности(41%)
  • Выставки рисунков, фотовыставки(12,8%)

8.Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
1. Да (97,4%)

2. Нет 0

3. Не знаю(2,6%). Зачитать анкеты

Анкета из 8 вопросов (см. Приложения 4) предназначены для учащихся 8 классов(42ч).

1.Что такое Родина для Вас?

  1. Россия (81%)
  2. родной дом, семья(14,2%)
  3. город Тольятти(4,8%)

2.Когда звучит гимн, Вы испытываете  чувство гордости за свою страну?

1)да (81%)

2)нет (7,1%)(3чел)

3)не знаю(11,9%)

3.Что такое на ваш взгляд патриотизм?( три варианта ответа)

1.Любовь к своей Родине (38%)

2.Уважение к соей Родине, гордость за свою страну (38%)

3.Любовь к родному городу, дому(19%)

4.Любовь к национальной культуре(16,6%)

5. Прославление побед Родины (14%)

6. Любовь к своей семье,  друзьям, одноклассникам(7,1%)

7.Религиозная вера которую я исповедую(4,8%)

8. Стремление к социальной  справедливости(2,4%)

9. Любовь к народу(2,4%)

10.Возрождение традиций советского государства(2,4%)

 4.Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?     (Посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая).

1) да –(64,2%)  

2) нет-0

3) не знаю- (14,2%)

 5. Нравятся ли вам спортивно – патриотические мероприятия в нашей школе?

1)да (64,2%) Эти мероприятия сплачивают нас как класс, мы становимся дружнее, мы становимся сплоченными, умеем работать в команде. Нравиться побеждать ,нравиться маршировать, развивает наш интерес и спортивную подготовку.

2)нет (23,1%) отменить мероприятия, пустая трата времени.

3)не знаю (11,9%) потому что у участников ГИА, не хватает времени  основательно подготовиться к ним.

6.Какие мероприятия  спортивно – патриотического направления нужно в школе проводить. Ваши предложения.

  1. Никаких вообще не надо проводить (31%)
  2. Ничего больше проводить не надо, все мероприятия уже проводятся (19%)
  3.  Проведение «Зарницы» (19%)
  4. Армейские учения в школе (7,1%)
  5. Эстафеты, соревнования по футболу, побольше спортивно -патриотических праздников (11,9%)
  6. Проведение парада (2,3%)
  7. Говорить больше о В.О.В., читать стихи, прозу(2,3%)

7. Что влияет на формирование патриотических ценностей?

  • Встречи с ветеранами В.О.В (47,6%)
  • Спортивно - патриотические соревнования (38%)
  • Акции «Я верю в тебя солдат», «День памяти» Алексея Кутырёва (16,6%)
  • Выставки рисунков, фотовыставки(16,6%)
  • Конкурсы патриотической направленности(14,2%)

8.Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?

1. да (85,7%) Олимпиада в г. Сочи, присоединение Крыма к России, когда читаю учебник истории, когда слушаю гимн, и смотрю парад на 9МАЯ.

2. нет (2,3%)

3. не знаю(12%). Зачитать анкеты

Мы провели опрос Анкет из 10 вопросов (см. Приложения 5) предназначены для учащихся 11 классов(30ч).

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выберите 3 варианта ответа)

1) любовь к Родине  (86,6%)

2) любовь к родному городу, деревне, дому (40%)

3) любовь к национальной культуре(36,6%)

4)прославление побед Родины (16,6%)

3) любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам(10%)

2. Выберите наиболее подходящее, по Вашему мнению, определение патриотизма

1) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. (Энциклопедия социологии). (40%)


2) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
 народу (Словарь Ожегова и Шведовой). (33,3%).

3) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой). (16,6%)

4) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).(6,6%)
5) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). (6,6%)

3. Как Вы считаете, в чем проявляется истинный патриотизм?

 
1) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма.  (36,6%)

 2) в праздновании исторических событий и юбилеев,( 33,3%).
 3) в конструктивной критике недостатков в стране, (16,6  %)
 4) в участии в деятельности патриотических организаций, (16,6  %)

 5) в работе с полной отдачей сил по своей специальности, (6,6%)


4.Какие из этих направлений патриотического воспитания повлияли на Вас лично?

  1. встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, (73,3%)
  2. литература патриотической направленности, (46,6%)
  3. спорт, спортивные соревнования, (43,3%).
  4. пример семьи и друзей, (36,6%)
  5. военно-спортивные игры,  (23,3%)
  6. фестивали, конкурсы патриотической направленности( 13,3%).
  7. интернет( 13,3%).
  8. школа, пример учителей, (13,3%).
  9. молодёжные акции, традиции родного города. (13,3%).
  10. выставки патриотической направленности,(10%)
  11. СМИ, (6,6%)
  12. деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных       (3,3%).

5. Как Вы думаете, что необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей у юных россиян?

 1)  улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья)(56,6%)
2) поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене)(53,3%)
3) личный пример, примеры героев войн(46,6%)
4)  введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач(3,3%)

5)  воспитание чувства патриотизма с детского сада(36,6%)

6)  создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы(36,6%)

7) создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев. (36,6%)

8) приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта (33,3%).

9) повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, в фильмах, литературе) (33,3%).
10)  проведение военно-патриотических игр(30%)

11)  воспитание чувства патриотизма с младших классов школы (26,6%)

12)  создание патриотических кружков, организаций, клубов; (26,6%)

13)  финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них; (26,6%)
14) развитие молодёжных организаций(13,3%).
15) организация досуга молодёжи; (10%)

16) оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ(10%)

6.Где, по-вашему, в большей степени происходит воспитание чувства патриотизма?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. в семье(83,3%)
  2. в школе(16,6%)

 7. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете настоящим  патриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

1.Нет таких знакомых (46,6%)

2.Родственники(46,6%) Зачитать анкеты

  8. Как Вы считаете, развито ли чувство патриотизма у учащихся Вашей школы?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. да(30%)
  2. нет(33,3%)
  3. не знаю(36,6%)

9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Когда?

 (приведите, пожалуйста, примеры):

1.Победа в В.О.В, победы сборной России в различных соревнованиях, когда звучит гимн, Победа России на Олимпиаде в Сочи, когда Россия заткнула рот США после Майдана. Когда России вернули Крым.(96,6%)

2.нет (3,3%) 1 человек

10. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? (выберите 1 вариант ответа):
 1) да (60%)  

 2) нет(20%)

 3) не знаю(20%)
   

Заключение.

Мы провели большую исследовательскую работу для изучения понимания учащимися сущности патриотизма. Во время работы  мы пользовались различными источниками информации (интернет, книги, пособия). Мы получали информацию и консультации от администрации нашей школы в организации нашей работы.  Провели  опрос среди 213 обучающихся и анализировали этот опрос. Создавали презентацию и разработали буклет.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание наших школьников закладывается как фундамент с самого юного возраста. Наши дети. Любят свою Родину, своих родителей, свой город. Они гордятся своими успехами, успехами своего класса, успехами своей страны. У многих  школьников развиты чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки. В их сердцах желание быть первыми и прославить свою Родину. Они чтят память подвигов героев,  становятся добрее. И благодаря разнообразию форм и методов работы в нашей школе мы воспитываем  настоящих патриотов.

Список  использованных источников.

1.Учебник «ОБЖ 10кл»М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов.2001

2.http://npeterburg.ru/2010/patriotizm-kak-uslovie-vyzhivaniya-rossiihttp://tankograd-patriot.ru/gazette/325/kto_vy_patrioty_rossii/

3. «Великая Отечественная в документах и свидетельствах современников» В.П. Пахомов 2000

4. «Улицы памяти». Тольятти: Фонд «Духовное наследие» 2005

Приложение 1

Анкета.

 Дорогие ребята!

Просим Вас помочь в нашей исследовательской  работе, ответив на данные вопросы.  

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

  1. Что такое Родина?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называется Ваша Родина?

_______________________________________________________________________

  1. Кто такой патриот?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нравятся ли вам спортивно – патриотические мероприятия в нашей школе? ( Эстафеты,  «Смотр конкурс»), (обведите 1 вариант ответа):

   1) да    

   2) нет

   3) не знаю

Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
   

  1. Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?  (Посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая). (Обведите 1 вариант ответа):
       1) да    

   2) нет

   3) не знаю
   
Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   

     6. Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
              1)  да  

              2) нет

              3) не знаю

Приведите примеры__________________________________

   

Приложение 2

Анкета.

 Дорогие ребята!

Просим Вас помочь в нашей исследовательской  работе, ответив на данные вопросы.  

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.

  1. Что такое Родина для Вас? (выберите 1 вариант ответа)
  1. моя школа
  2. родной дом, семья
  3. Россия
  4. город Тольятти
  5. моя спортивная команда
  6. мой класс
  1. Когда звучит гимн, Вы испытываете  чувство гордости за свою страну?   (выберите 1 вариант ответа)
  1. да
  2. нет
  3. не знаю
  1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выберите 3 варианта ответа).


            1) стремление к социальной  справедливости,

             2) любовь к национальной культуре,

             3) любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам,

             4)  прославление побед Родины,

             5) коллективный образ жизни,

             6) стремление к безопасному глобальному миру,

             7) любовь к Родине,

             8) любовь к родному городу, дому,

             9) религиозная вера, которую я исповедаю,

            10) уважение к своей Родине, гордость за свою страну,

            11) любовь к народу,

            12) возрождение традиций советского государства.

    4. Нравятся ли вам  патриотические мероприятия в нашей школе?     (Посвящённые праздникам 23февраля,  9 мая). (Обведите 1 вариант ответа):
               1) да    

   2) нет

   3) не знаю
   
Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   

5. Нравятся ли вам спортивно – патриотические мероприятия в нашей школе? (Эстафеты,  «Смотр конкурс»), (обведите 1 вариант ответа):

   1) да    

   2) нет

   3) не знаю

Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие мероприятия спортивно - патриотического направления нужно в школе проводить? Ваши предложения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что влияет на формирование патриотических ценностей (обведите несколько вариантов):
      1)Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны

      2)Конкурсы патриотической направленности

      3)Акции «Я верю в тебя солдат», «День Памяти» посвященная Алексею Кутырёву.

      4) Выставки, фотовыставки.

5)Спортивно – патриотические соревнования.

 8.  Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
              1)  да  

              2)  нет

              3)  не знаю

Приведите примеры:___________________________________________________________________________________

         


Приложение 3

Анкета.

 Дорогие ребята!

Просим Вас помочь в нашей исследовательской  работе, ответив на данные вопросы.  

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выберите 3 варианта ответа)

1) стремление к социальной справедливости

2) любовь к национальной культуре
3) любовь к своей семье, друзьям

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни

6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к Родине  

8) любовь к родному городу, деревне, дому
9) религиозная вера, которую я исповедаю

10) возрождение традиций советского государства

11) любовь ко всему человечеству, гуманизм
12) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
13)любовь к народу

14) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

2. Выберите наиболее подходящее, по Вашему мнению, определение патриотизма

(выберите 1 вариант ответа):

1) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. (Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой). 

5) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
 народу (Словарь Ожегова и Шведовой).


   
3. Как Вы считаете, в чем проявляется истинный патриотизм?

 (выберите 1 вариант ответа):
  1) в беседах со знакомыми на патриотические темы,
  2) в голосовании на выборах за патриотические партии,
  3) в участии в деятельности патриотических организаций,
  4) в праздновании исторических событий и юбилеев,
  5) в конструктивной критике недостатков в стране,
  6)  в работе с полной отдачей сил по своей специальности,
  7)  в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма.  

    4. Какие из этих направлений патриотического воспитания повлияли на Вас лично?  (выберите 3 варианта ответа)

  1. деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных,
  2. фестивали, конкурсы патриотической направленности,
  3. спорт, спортивные соревнования,
  4. пример семьи и друзей,
  5. литература патриотической направленности,
  6. выставки патриотической направленности,
  7. школа, пример учителей,
  8. встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн,
  9. СМИ,
  10. военно-спортивные игры,  
  11. интернет,
  12. молодёжные акции, традиции родного города.

 5. Как Вы думаете, что необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей у юных россиян? (выберите 5 вариантов ответа)
 1) воспитание чувства патриотизма с детского сада;

2) воспитание чувства патриотизма с младших классов школы;

3) оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
4)  введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
5)  создание патриотических кружков, организаций, клубов;
6)  проведение военно-патриотических игр;
7)создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
8)  повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
9)  улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
10)  поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
11)  организация досуга молодёжи;

12)  личный пример, примеры героев войн;
13)  развитие молодёжных организаций;
14)  приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
15)  финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
16) создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев.

6. Где, по-вашему, в большей степени происходит воспитание чувства патриотизма?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. во дворе
  2. в семье
  3. в школе
  4. в детском саду
  5. в учреждениях дополнительного образования.


 7. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете настоящим  патриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Как Вы считаете, развито ли чувство патриотизма у учащихся Вашей школы?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. да
  2. нет
  3. не знаю

  9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Когда?

 (приведите, пожалуйста, примеры):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  10. Напишите, пожалуйста, три первые ассоциации, которые возникают у Вас, когда вы слышите слово «Родина»:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  11. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? (выберите 1 вариант ответа):
   1) да    

   2) нет

   3) не знаю
   
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических и гражданских качеств обучающихся

Одно из направлений моей деятельности можно обозначить кратко: "Я - гражданин и патриот". В этой области ведется работа на уроках и внеклассных мероприятиях. Мой опыт был обощен в рамках городских чте...

Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории

Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

НОУ Тема работы :"Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества"

Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, споко...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Тема проектной работы: «Формирование нравственных качеств у обучающихся в процессе реализации проекта Гжель»

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное ...