Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)»
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) по теме

Шапринская Анна Николаевна

Программа курса обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса  подготовки юных легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья гармонического развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой, трудолюбия в овладении техникой легкоатлетических упражнений и видов легкой атлетики, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)» предназначена для учащихся 5-х классов, рассчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Программа элективного курса

«Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)»

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Шапринская Анна Николаевна

учитель физической культуры

г. Новоалександровск , 2013г.

Пояснительная записка

Введение данного курса в школе предусматривает освоение обучающимися широкого круга знаний и умений в мире "Легкой атлетике". Теоретическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки. Она во многом определяет качество реализации на практике методического принципа физического воспитания – сознательности и активности, а в дальнейшем рациональном использовании тренировочных методов и средств. Практические навыки необходимы в формировании двигательных умений , развитии двигательных качеств.

Программа курса обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса  подготовки юных легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья гармонического развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой, трудолюбия в овладении техникой легкоатлетических упражнений и видов легкой атлетики, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)» предназначена для учащихся 5-х классов, рассчитана на 35 часов.

Цель:Приобщить учащихся к систематическим занятиям легкой атлетикой

Задачи:

-освоение теоретических знаний  из истории возникновения легкой атлетики, техники выполнения основных легкоатлетических упражнений;

-  формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

- Повышение уровня силовой и скоростной подготовки, общей выносливости.

- Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы.

- Приобретение опыта выступления в соревнованиях.

- Развивать скоростно-силовые качества и общую выносливость.

- Выработать психологическую уверенность в собственных силах.

- Способствовать формированию ответственного отношения в своему здоровью.

- Воспитать высокие нравственно-волевые качества.

Методы и приемы:

- Словесно-наглядные (объяснение методики и показ учителя отдельных моментов в технике, показ видеофильмов, фотографий, схем)

- Практические (творческие, репродуктивный)

- Организация самостоятельной работы.

Виды деятельности:

- Спортивная;

- Психологическая;

- Учебно-познавательная;

Формы работы: 

-коллективная;

- групповая;

-индивидуальная.

Технологии:

- Коммуникативная;

- Информационная;

- Игровая;

- Технология здоровье сбережения

- Личностно-ориентированный подход к учащимся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

История возникновения легкой атлетики

4

 

2

Виды легкой атлетики и их характеристика

1

 

3

 Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены

1

4

Развитие легкой атлетики в России

1

5

Соревнования. Форма проведения соревнований и календарь

1

6

Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия

1

1

7

Контроль пульса во время тренировочного занятия.

1

1

8

Общая физическая подготовка

 

9

9

Техника легкоатлетических упражнений

2

6

10

Ведение и анализ спортивного дневника.

1

11

Без поражений побед не бывает(тестирование)

1

2

12

Участие в соревнованиях

 

2

 

Итого: 35

14

21

Содержание программы

История возникновения легкой атлетики. Возникновение Олимпийских игр. Мифы о возникновении Олимпийских игр. Олимпия – центр Олимпийского мира. Олимпийские игры в античности.Возрождение Олимпийских игр. Пьер де Кубертен. Создание Международного Олимпийского комитета (МОК). Олимпийская хартия. Олимпийская символика. Олимпийская эмблема. Олимпийский флаг. Священный огонь, эстафета олимпийских факелов. Клятва. Талисман. Международная спортивная федерация. Национальные Олимпийские комитеты. Олимпийские виды спорта: летние и зимние.

Виды легкой атлетики и их характеристика. Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: по группам видов легкой атлетики, по половому и возрастному признакам, по месту проведения; пять разделов видов легкой атлетики: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья; бег: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег; программа дисциплин в программе Олимпийских игр;

Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены:

Выдающиеся спортсмены-олимпийцы современности. Динамика Олимпийских рекордов. Где предел человеческих возможностей? Наука на службе рекордов: использование новейших технологий в производстве спортивнойэкипировки и снарядов. Их влияние на результаты. С чего начинали спортивные звезды.Характеристика первоначальных результатов, роста, массы, динамики достижений по годам Д. Оуэнса, А. Мэрчисона, А. Хари, В. Борзова, К. Льюиса, Б. Джонсона, А. Игнатьева, А. Хуанторены, В, Маркина, А, Бейберса, Х, Рейнольдса, Б. Катберт, В. Рудольф, И.Шевиньской, Р.Штехер, Л, Кондратьевой, М. Кох, Э, Эшфорд, Ф, Гриффит-Джойнер, О.Брызгиной. Примеры, когда больным детям благодаря занятиям бегом удалось восстановить здоровье и добиться выдающихся результатов.

Развитие легкой атлетики в России.Начало развития легкой атлетики в России; первыйчемпионат России по легкой атлетике. Наше участие в Олимпийском движении. «И на нашей улице праздник!» - Московские XXII Олимпийские игры 1980г. Первые российские олимпийцы и их спортивные достижения. Выдающиеся отечественные спортсмены-олимпийцы. яркие выступления отечественных спортсменов. Ставропольские спортсмены.

Соревнования. Форма проведения соревнований и календарь. Некоммерческие соревнования.Коммерческие соревнования. Золотая лига.Сезоны лёгкой атлетики. Правила соревнований в отдельных видах легкой атлетике. Календарь соревнований.

Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия. Основные сведения о функциональном состоянии организма в период

врабатывания, основной и заключительной частей занятия, подборе общеразвивающих,

специально-подготовительных и специальных упражнений и их дозировке в соответствии

с задачами занятия. Самоконтроль степени утомления во время тренировки.

Особенности техники низкого старта и стартового разгона.

Подбор упражнений для исправления выявленных погрешностей техники с обязательным учетом индивидуальных особенностей. Техника бега спринтера по дистанции и техника финиширования.

Контроль пульса во время тренировочного занятия. Частота сердечных сокращений -

интегральный показатель функционального состояния организма спортсмена. Методы

пальпаторного подсчета частоты пульса. Определение фаз спортивной работоспособности

по данным ЧСС.

Общая физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения; подвижные игры; игра в баскетбол, футбол по упрощенным правилам, развитие двигательных качеств.

Техника легкоатлетических упражнений. Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Ведение и анализ спортивного дневника. Обоснование необходимости ведения

дневника, его форма и содержание.Выявление слабых сторон подготовленности каждого

бегуна группы на основе анализа выполненной работы, данных тестирования и

спортивных результатов. Оценка степени переносимости тренировочных нагрузок.

Управление психическим состоянием в ходе тренировок и соревнований.

Без поражений побед не бывает(тестирование). Тесты по разделам данного курса, уровень физической подготовленности.

Участие в соревнованиях. Участие в соревнованиях в соответствии с планом графиком соревнований.

Тематическое планирование

Занятие 1. «Возникновение Олимпийских игр»

Цель: ознакомить учащихся с содержанием курса, привести исторические сведения о возникновении Олимпийских игр, выявить предпосылки данного факта.

Занятие 2. «Тестирование»

Цель:выявление уровня физической подготовленности учащихся.

Занятие 3.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 4. «Виды легкой атлетики и их характеристика.»

Цель: познакомить учащихся с классификацией легкоатлетических виды спорта. Программа дисциплин в программе Олимпийских игр.

Занятие 5. «Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 6. «Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия».

Цель: Изучить основные сведения о функциональном состоянии организма в период

врабатывания, основной и заключительной частей занятия, подборе общеразвивающих,

специально-подготовительных и специальных упражнений и их дозировке в соответствии

с задачами занятия.

Занятие7 . «Ведение анализ спортивного дневника».

Цель: Обоснование необходимости ведения дневника, его форма и содержание.

Занятие8 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 9 . «Контроль пульса во время тренировочного занятия».

Цель: познакомить учащихся  с методами пальпаторного подсчета частоты пульса. Определение фаз спортивной работоспособности по данным ЧСС.

Занятие 10.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 11 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 12. «Олимпия – центр Олимпийского мира»

Цель: познакомить учащихся с организацией олимпийских соревнований античности, осветить существовавшие в античности традиции и правила проведения Олимпийских игр; рассказать о значении подобных соревнований.

Занятие 13 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие14. «Пьер де Кубертен. Создание Международного Олимпийского комитета (МОК)»

Цель: познакомить учащихся с личностью этого общественного деятеля, рассказать о его  личном вкладе в процесс возрождения Олимпийского движения. Предложить учащимся темы для исследовательской работы в плане освещения олимпийской символики.

Занятие 15.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 16 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 17. «Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены»

Цель: рассказать о выдающихся спортсменах-олимпийцахы современности. Динамика Олимпийских рекордов. Где предел человеческих возможностей? Наука на службе рекордов: использование новейших технологий в производстве спортивнойэкипировки и снарядов. Их влияние на результаты.

Занятие 18. «Олимпийская символика»

Цель: познакомить учащихся с содержанием хартии; осветить её значение как своеобразной конституции современного Олимпийского движения.Олимпийская эмблема. Олимпийский флаг. Священный огонь, эстафета олимпийских факелов.Клятва. Талисман.

Занятие 19.«Развитие легкой атлетики в России».

Цель: познакомить учащихся с  участием в Олимпийском движении. «И на нашей улице праздник!» - Московские XXII Олимпийские игры 1980г. Первые российские олимпийцы и их спортивные достижения.Выдающиеся отечественные спортсмены-олимпийцы. Выдающиеся спортсмены-олимпийцы современности.

Занятие 20.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 21 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 22 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 23. «Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия».

Цель: Самостоятельное проведение разминки в соответствии с изученными основными сведениями о функциональном состоянии организма.

Занятие 24.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 25 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 26 . «Контроль пульса во время тренировочного занятия».

Цель:провести подсчет  частоты пульса. Определить работоспособность по данным ЧСС.

Занятие 27.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 28 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 29. «Соревнования. Форма проведения соревнований и календарь.

Цель: Ознакомить учащихся с правилами соревнований в отдельных видах легкой атлетики.Некоммерческие соревнования.  Коммерческие соревнования. Золотая лига. Сезоны лёгкой атлетики.

Занятие 30. Участие в соревнованиях

Цель:Показать хороший результат.

Занятие 31.«Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 32 . «Техника легкоатлетических упражнений».

Цель: Практическая часть с применением показа учителя, фотографии, видеофильмы и демонстрационного (плакаты, схемы).

Занятие 33. «Общая физическая подготовка».

Цель: Развитие основных двигательных качеств, подвижные игры.

Занятие 34-35. «Тестирование»

Цель:Подведение итогов. Знания, умения, навыки.

Литература

1.Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России, В.С. Родиченко и др., Советский спорт, М., 2001, 160 с.

2. Зеличенок В. Судейство соревнований по легкой атлетике. Справочник. – М.: Терра-спорт, 2004. – 272 с., ил. (Библиотека легкоатлета)
3. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озо-лин .– М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2004.–863, [1] c.: ил.– (Профессия – тренер)
4. Электронный курс лекций по легкой атлетике (Элек-тронная библиотека КарГУ. им. Е. А. Букетова), А.М. Назарова, С.А. Ставская
5. Электронный вариант правил соревнований по легкой атлетике 2009 г. (электронная база кафедры ЦВС и СИ)).

6. Книга тренера по легкой атлетике.– Изд. 3-е, пере-раб./Под ред. Хоменкова Л.С.– М.: Физкультура и спорт, 1987.– 399 с. ил.
7. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. – Изд. 2-е, перераб. И доп./Под ред. В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова.– М.: Физкультура и спорт. – 222 с., ил.
атлетики: Уч. пос. / М.В. Кругликова. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им.С.Аманжолова, 2003.–156 с.
8. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 128 с. (Библиотека легкоатлета)
9. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. Учебное пособие. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 120 с. (Библиотечка тренера)

10. Журнал «Легкая атлетика» – 2006, 2007, 2008, 2009 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

программа элективного курса " Основы здоровья"

Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...

Программы элективного курса "Основы эмбриологии"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение вопросов индивидуального развития организмов....

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Рабочая программа Элективного курса «Математика. Избранные вопросы» 10 класс

Данный курс адресован учащимся 10 классов. Его цель организация систематического повторения и углубления курса математики....

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "легкая атлетика"

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "легкая атлетика" создана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Математика: избранные вопросы»

Содержание программы курса связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10-11 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, к...