Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) на тему

Статья посвящена изучению роли олимпийского образования в воспитании  духовной личности обучающегося. Содержание учебно-воспитательного процесса сориентиро­вано на усиление изначальной роли культуры в повышении уров­ня и качества здоровья - доминанты и установки на здоровый образ жизни, единство физической культуры тела, духовно-нравственной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastrozhnova_eyu_statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Застрожнова Е.Ю.,

учитель физической культуры

БОУ г. Омска «Гимназия № 140»

Роль олимпийского образования в воспитании  духовной личности обучающегося

"Самое надежное, но и самое труднейшее

                                                         средство  сделать людей  лучшими   есть                                                                            

                                                         приведение в совершенство воспитания".

Екатерина II

Ясно, как важно воспитание правосознания с малых лет, с его последующим развитием в подростковом и юношеском возрасте, воспитание гражданина лояльного, дружественного, любящего свою семью, Родину, профессию, свою духовную свободу [4, с.104]. Духовное величие заветов   можно постичь через слова: "Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: СВОБОДЫ, ЛЮБВИ и ПРЕДМЕТНОСТИ". Это означает, что традиционные формы и методы обучения сочетаются с измененным содержанием образования, с новыми планами, авторскими программами, введением новых предметов и факультативов. Введение в учебно-воспитательный процесс Олимпийского образования - это один из перспективных путей решения проблемы компенсации узконаправленного обучения, создания общей культурологической базы, которая сможет гарантировать формирование целостного мышления, этического мировоззрения, а также способность отделать культуру тела от культа силы. Это та точка опоры, которая через расширение и углубление содержания искусствоведческого знания и разнообразные формы спортивной деятельности способна "оторвать" наших ребят от  агрессин, бездуховности и т.п [1,с.125].

Создавшаяся, таким образом, педагогическая ситуация позволит раскрыть перед ребенком поле духовно-нравственного поиска в физической культуре, искусстве, истории. Все это создает предпосылки для успешной самореализации, культурного роста, овладения навыками формирования личности, культа тела.

Содержание учебно-воспитательного процесса сориентировано на усиление изначальной роли культуры в повышении уровня и качества здоровья - доминанты и установки на здоровый образ жизни, единство физической культуры тела, духовно-нравственной культуры.

Основная цель Олимпийского образования, Олимпийской культуры - это научить видеть и любить красоту везде и во всем, ибо именно это должно стать фактором анимаций физического и психического здоровья, духовных устоев ребенка. Но научить видеть красоту можно только через приобщение к духовным  ценностям Олимпийского движения и воспитания гармонической личности на гуманистических идеалах Древней Греции [2,с.26].  Так как в этом маленьком мирке, родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия!  Путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека - не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека - гражданина. Именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип,  в эстетический идеал Греции.

Эту меру греческие художники постигали, изучая человеческое тело. В его конструкции, в его движениях греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие, возникающие в бесчисленных вариациях, свободно, без насилия над природой. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой искусства.

Язык тела был и языком души. Действительно, оно не знало того всепроникающего анализа характеров, того культа индивидуального, который возникает в искусстве нового времени. Роден сказал об одной из них: "Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы".

Лица греческих статуй приведены к немногим вариациям общего типа, но он обладает высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует принцип "человеческого" в его идеальном варианте.

Мир искусства был живым, светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, как в материнском лоне, но не порождается им: для зарождения нового необходимо вмешательство творящего,   движущего    фактора,   каким    в    истории     культуры    является

социальное развитие, обновление общественных отношений.

Приобщившись к замечательному прошлому народа - созидателя Олимпийских игр, ребята вберут в себя эстетический и нравственный опыт прошлого, что разовьет их чувства и интеллект. Творчество выдающихся гениев Древней Греции бессмертно, так как оно помогало и помогает решать проблемы этики и морали, помогает понять, что духовные и физические качества неотделимы. Красота телосложения, всего физического облика человека может быть выражена только в красоте духовных качеств, ибо весь мир и его совершеннейшее порождение - человек, должны выглядеть как гармоническое единство внутреннего и внешнего, духовного и телесного.

Носителем этой гармонии является удивительное искусство Древней Греции, открытое для созерцания, позволяющее любоваться собой и приобщаться к красоте. Оно возбуждает чувства и мысли, не навязывая своих идей, открывает путь к совершенству.

Погружение ребенка  в культуру Олимпийских игр, приобретение искусствоведческих знаний, отработка принципов оценки художественных произведений самым тесным образом связана с развитием познавательных возможностей ребенка, проявляющихся в дальнейшем в любой области [3,с.15].

Обучение искусству не мешает учению, а наоборот, благоприятствует лучшему усвоению учебных предметов интеллектуально-информативного характера, быстрому развитию в овладении физической культурой, лучшей успеваемости, разносторонности интересов и более широкому познавательному кругозору.

Влияние Олимпийского образования, культуры, искусства на воспитание ребенка можно охарактеризовать следующим образом. Общение с культурой и искусством Олимпии дает дополнительный импульс для развития творческого потенциала ребенка, но только при глубоком их усвоении, овладении всей сложностью и многообразием заключенного в  художественном, духовном и эстетическом  содержании, который приводит в движение весь внутренний мир ребенка. Самосознание становится творческим процессом. В этом случае прикосновение к Олимпийскому образованию и культуре способствует развитию свойств личности, необходимых для дальнейшей сознательной жизнедеятельности.

Список литературы

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно эстетического   отношения   к   спорту //Проблемы     олимпийского   движения:

Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 2007.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гончаров С.Т.  « Российская   система   физического   воспитания»   СПб.:  Кристалл, 1997

4. Муха-Шайек, Е. Олимпизм: вчера, сегодня, завтра/ Е.Муха-Шайек., Минск: ФУАинформ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии

Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...

Роль народных игр в формировании личности обучающихся

Многие забытые народные игры, традиции необходимо возрождать для того ,чтобы формировать гражданина своей Отчизны, грамотного профессионала- человека, способного направить свои силы, ум, знания и...

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...