Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре
презентация к уроку по физкультуре на тему

Белослюдова Юлия Олеговна

В работе представлены средства и методы работы с детьми ОВЗ для формирования эмоциональной устойчивости и психологического комфорта в процессе занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_v_ovz.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Комментарии к презентации.

СЛАЙД 2. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленная на реабилитацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада с социальное развитие общества. 

СЛАЙД 3. Здоровьесберегающие технологии. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

  1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Слайд 4. Ритмика - один из видов физкультурно-оздоровительной деятельности, в котором содержание музыки передается в движениях.

Цель занятий  ритмикой состоит в активизации музыкального восприятия через движение и формировании на этой основе навыков выразительности движений.

Слайд 5. Задачи ритмики

1. Содействовать формированию правильной осанки и предупреждать плоскостопие. 
2. Воспитывать интерес к двигательной активности и потребности в ней. 
3.Развивать физические, двигательные и координационные способности, укреплять здоровье школьников.

4. Воспитывать нравственно-волевые черты личности - активности и самостоятельности

СЛАЙД 6. Ритмическая гимнастика, за счет двигательных действий под музыкальное сопровождение, сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

                    Эмоции выступают как внешний знак внутреннего состояния, показатель социально-психического благополучия, индикатор личностного развития в школьном возрасте. Кроме того, оказывают влияние практически на все сферы психического развития - регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта.

                     К важной группе эмоциональных явлений исследователи относят эмоциональную устойчивость, как уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние, способность сохранять стабильность психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях  Исследования многих авторов (Л М Аболин, В Э Мильман, Я Рейковский, М И Дьяченко, В А Пономаренко, О А Черникова и др ). показывают, что устойчивое положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой всего отношения школьника к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально- волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками

СЛАЙД 7. Дети с ОВЗ характеризуются разными уровнями проявления эмоциональной устойчивости.

 Критериями и показателями уровней выступают:

  • - адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми в привычной и эмоциогенной обстановке),
  • - сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции),
  • - стабильность особенностей эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность при эмоциональном реагировании, отсутствие эмоциональных отклонений)
  • Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста выражаются в индивидуальном сочетании ряда показателей эмоциональной устойчивости, которые обусловлены типом нервной системы ребенка, особенностями воспитания, физическим и психическим состоянием в данный момент и др.

СЛАЙД 8. На занятиях ритмикой для развития эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ, а также и на обычных уроках физической культуры я использую такие средства, как

Релаксационные упражнения (Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка).Учитель: «Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

  •  дыхательные, оздоровительные гимнастики (аэробика), подвижные игры и др ), и вариативность их использования
  • индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости. Дети, с которыми я работаю, отличаются полом, возрастом, характером заболевания. Поэтому каждому ребенку необходимо индивидуальное образовательное пространство. Применяя оно и тоже упражнение с разными детьми необходимо варьировать нагрузку, количество выполнения задания и др.
  • наличие двигательной деятельности танцевального характера, которая вызывает положительные эмоции, эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление), создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта, усиливает физиологические процессы в организме и улучшает работу всех органов и систем.

Слайд 9.

Перспективы

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

4. Развитие творческих способностей.

5. Развитие и тренировка психических процессов.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Слайд 10.

В подготовительной части урока необходимо  организовать внимание ребенка, ввести в ситуацию общения: сообщить тему урока, вместе поставить цель и задачи урока, настроить ребенка на деятельность, замотивировать. Затем формируем знания о способностях человека. Детально разбираем физические способности человека. Актуализируем знание и выполняем пробное учебное действие: например, ОРУ с мячом. Разминочная связка из базовых шагов ритмики (восточный танец).

Слайд 11.

В основной части урока выполняем танцевальную связку ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение. Танцевальная связка строится из элементов базовой аэробики различного направления: например, восточных танцев. Затем выполняем упражнения в сухом бассейне на мелкую моторику рук и меткость. После чего  выполняем упражнение «Преодоление полосы препятствий без предметов и с предметами: например, с фитболом (гимнастическим мячом).

Слайд 12.  

В заключительной части урока выполняем рефлексию учебной деятельности. Снижаем нагрузку, проводим игру на внимание: например, «Светофор». Ребенку предлагается по команде на зеленый сигнал светофора  имитировать (если ребенок не может бежать) или выполнять   беговое упражнение,  на желтый свет – маршировать  на месте, на красный – стоять неподвижно.

 Слайд 13-14 –видеофрагмент

Слайд 15. – ритмика со здоровыми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Использование упражнений ритмической гимнастики на уроках физического воспитания в 4 классе.

В данной публикации я рассматриваю вопросы использования музыки на уроках физической культуры....

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнасти...

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры...