Развитие физических качеств учеников начальных классов
методическая разработка по физкультуре на тему

Медведев Павел Николаевич

Двигательные качества - это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека. Их развитие происходит непрерывно, но неравномерно. Активная двигательная деятельность способствует более быстрому, а главное - более гармоничному развитию двигательных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskie_kachestva.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

«Развитие физических качеств учащихся начальных классов»

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №17 г. Заволжье

Медведев Павел Николаевич

стаж 19 лет

образование высшее

категория высшая


СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

стр. 2-4  

  1. Характеристика содержательного обеспечения в начальной школе.

стр. 5-7

  1.  Система физической подготовки  начальной школы

стр. 8-10

  1.  Технология развития двигательных качеств
  1. Средства
  2. Распределение средств в течении года
  3. Методические рекомендации

стр. 11-13

стр. 14-17

стр. 18-19

IV. Результаты экспериментальной работы

стр. 20-22

Приложение

стр. 23-31

Список литературы

стр. 31

 Введение

О том, что здоровье детей России последние годы явно ухудшается, говориться часто. Причины перечисляются разные, и чем хуже условия для физического развития растущего детского организма, тем шире и многограннее должны быть меры, помогающие уберечь ребенка от болезней.

Сейчас человечество пришло к противоречивой ситуации. Развитие науки и техники привело к снижению двигательной активности людей, что стало сказываться на их здоровье. Сейчас эта проблема особенно остра: по последним данным, только 3% учащихся, окончивших школу, здоровы. В связи с социальными трудностями родители все меньше времени уделяют детям, а у тех, кто это время находит, зачастую не хватает знаний и опыта для правильного воспитания. Большую ошибку совершают родители. если они стараются уберечь свое дитя от физических нагрузок, спрятать от влияния окружающей Среды, тем самым замедляя адаптацию ребенка жизненным условиям, что замедляет и физическое, и умственное развитие. При любом, самом малом проявлении заболевания часто бегут к врачу, пытаются лекарствами “победить” болезнь, забывая, что самое лучшее средство против болезни - движение и закаливание. здоровый образ жизни. Конечно. в случае заболевания врачебный контроль и уход необходимы, но, как правило, врачи борются с проявлением болезни, а не с причиной ее возникновения. Ограничение ребенка в движении, желание избавить от физических нагрузок - прямой путь к ухудшению его здоровья, т.к. тормозится развитие организма. Понятие гиподинамия (дефицит усилий) в наше время связывается уже не столько с представителями старшего поколения сколько с детьми, даже раннего возраста.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в младшем школьном возрасте, когда начали и продолжаются формироваться все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной. нервной системами. Следовательно, движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов, маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее идет развитие. Физическая  развитость - один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Поэтому не следует упускать время , отведенное самой природой на формирование физических качеств. Надо своевременно помочь ребенку.

Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств. Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивают высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Двигательные качества - это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека. Их развитие происходит непрерывно, но неравномерно. Активная двигательная деятельность способствует более быстрому, а главное - более гармоничному развитию двигательных качеств.

В каждом возрасте следует уделять равное внимание воспитанию всех важнейших двигательных качеств. Одним из важных периодов жизни благоприятных для развития двигательных качеств является младший школьный возраст (6-8 лет). Младший школьный возраст благоприятный период для развития двигательных качеств и поэтому физическая подготовка должна начинаться уже с первого класса (с 6 лет).

В младшем школьном возрасте полезны все упражнения развивающие ловкость, быстроту, скоросто-силовые качества и выносливость.

Сейчас мало технологий развития двигательных качеств в начальной школе. В программах представленных для начальной школы учителю предлагается только определенный набор средств физической подготовки. Учитель сталкивается с проблемой - нет системы физической подготовки.

Задача данной работы определить систему физической подготовки на основе одной из программ для учеников 1 класса. Работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Чичикина В.Т.

I. Характеристика содержательного обеспечения физической подготовки программ для начальной школы.

Сейчас учителю предлагается ряд программ для учеников начальной школы. Рассмотрим, что предлагается учителю по физической культуре для учеников первого класса в программах:

1. Учебная программа по физической культуре для начальной школы (авт. А.П. Матвеев, 1999 г.).

2. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов (авт. В.Т. Чичикин, 1999 г.).

Рассмотрим цели и задачи каждой из программ.

Цель первой программы:

“Формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью”.

Исходя из этой цели формулируются задачи:

  1.  формирование знаний о физической деятельности. отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические  основы;
  2.  совершенствование навыков в базовых двигательных действиях; их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных заданиях;
  3.  формирование двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладение новыми, с повышенной координационной сложностью;
  4.  формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
  5.  расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптационных свойств за счет направленного развития основных двигательных качеств и способностей;
  6.  формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнования.  

Цель второй программы:

“Формирование физкультурных способностей и потребностей необходимых и достаточных для обеспечения возможностей двигательной деятельности”.

В этой программе формулируются следующие задачи:

  1.  формирование знаний не ниже уровня воспроизведения в связи с обеспечением двигательной деятельности;
  2.  формирование базовые способности двигательной деятельности;
  3.  обеспечить социально задаваемые нормы физического развития и физической подготовленности школьников;
  4.  формировать потребности в эффективном использовании средств физического воспитания.

Задачи формирования здоровья и здорового образа жизни в программе В.Т. Чичикина не формулируется по той причине. что их решение посредством только учебного предмета “физическая культура” не реально, т.к. доля его влияния на здоровье по сравнению с другими факторами (наследственность, еда, социальные условия) значительно меньше. Оздоровительная направление по предмету “физическая культура” реализуется при решении третьей из перечисленных задач.

С учетом выше перечисленных целей и задач физического воспитания школьников в каждой из программ можно выделить разные направления содержательного обеспечения. В программе А.П. Матвеева их два:

1. Основы знаний о физкультурной деятельности.

2. Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В программе В.Т. Чичикина их три:

1. Теоретическая подготовка.

2. Техническая подготовка.

3. Физическая подготовка.

Теперь сравним, как в этих программах осуществляется направление в котором идет развитие двигательных качеств. Начнем с того сколько часов отводится часов на физическую подготовку. В программе Матвеева на ФП отводится 78 часов на 4 года т.е. на первый класс приходится 19 часов (при 2-х часовой нагрузке) и примерно 28 часов (при 3-х часовой нагрузке). В программе Чичикина на ФП отводится 44 часа (при 3-х часовой нагрузке). Разница в часах очевидна.

Следующим этапом сравнения будет набор средств для развития двигательных качеств. В программе Матвеева набор средств определен в зависимости от раздела программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание. В программе Чичикина набор средств не определяется тем или иным разделом программы. Развитие двигательных качеств идет на каждом уроке параллельно с технической подготовкой.

Анализируя содержательное обеспечение этих программ можно сказать, что программа Чичикина В.Т. по сравнению с программой Матвеева А.П. более социализирована. В программе Чичикина наблюдается отход от так называемой спортизации, т.е. идет воспитание из школьника не спортсмена, с набором соответствующих качеств и двигательных умений и навыков характерных для определенного вида спорта, а человека с набором умений и навыков нужных ему в дальнейшей жизни. Программа имеет  большой оздоровительный компонент. Система физической подготовки не определяется сезонностью, по программе можно заниматься в любое время года на свежем воздухе, что оказывает большой оздоровительный эффект. Программа не требует набора такого количества оборудования, которые нужны для занятий по другим программам. Развитие двигательных качеств идет параллельно с воспитанием умений и навыков.

Поэтому исходя из этого я решил на основе программы Чичикина В.Т. разработать систему физической подготовки для учеников первого класса.

II. Физическая подготовка школьников начальной школы.

Физическая подготовка предполагает развитие двигательных качеств. на всем протяжении учебы ребенка в школе. Развитие двигательных качеств долгий и непрерывный процесс.

Какие же основные двигательные качества нужно развивать у учеников первого класса в соответствии с их физическим развитием. По последним данным в этом возрасте наиболее развиваются такие качества, как  ловкость, быстрота, скоростно-силовые и меньшей степени выносливость.

Ловкость - способность человека овладевать новыми движениями (быстро обучаться им) и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. Развитие ловкости происходит на протяжении всего школьного возраста. Наибольшие сдвиги наблюдаются в возрасте от 6 до 12 лет.

Быстрота - способность выполнять движения в минимальное время. Скоростные качества в начальной школе проявляются довольно слабо, но в возрасте с 6 до 9 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой. Конечно скоростные качества в большей мере заложены от рождения, но если не упустить возраст их формирования, то и скоростные качества возможно развить до высокого уровня.

 Выносливость - способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие, не свойственно детям младшего школьного возраста. Они не обладают в нужной степени этим качеством, и работа над развитием выносливости растягивается на длительное время.

Скоростно-силовое качество или скоростная сила - это способность человека преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Это качество в младшем школьном возрасте можно развивать довольно успешно, так как это физиологически благоприятный период.

Применение средств физической подготовки в процессе урока должно быть комплексным. При комплектации средств следует ориентироваться на приоритеты в развитии того или иного двигательного качества или их сочетаний. В первом классе ведущее значение должны иметь средства для развития быстроты и ловкости. Но это не значит , что другие двигательные качества (выносливость и скоростно-силовые качества) развивать не нужно.  

Существует определенный набор средств для развития того или иного двигательного качества.

При развитии двигательных качеств, для рациональной организации процесса физической подготовки необходимо руководствоваться следующими принципами, особенно это относится к ученикам первого класса.

Развитие двигательных качеств и освоение техники движения - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между физической подготовкой и технической подготовкой можно провести условно. Двигательные качества развиваются и при разучивании техники движения. А развивая двигательные качества, нужно обращать внимание и на правильное выполнение движений и в случае необходимости делать соответствующие коррективы. Двигательные качества тесно взаимосвязаны между собой. Целенаправленно развивая одно из качеств, мы порой воздействуем на другое: повышаем уровень развития или понижаем. При выполнении определенного двигательного действия проявляется не одно, а комплекс качеств.

Для развития двигательных качеств нужно учитывать следующие рекомендации:

  • Упражнения нужно проводить после тщательной разминки.
  • Целесообразно применять упражнения направленно, избирательно воздействуя на определенные мышечные группы.
  • При выполнении упражнений необходимо следить за техникой выполнения, рисунком движения и ритмом, на время проявления максимальных мышечных усилий.
  • При комплексном развитии двигательных качеств нужно соблюдать очередность: первое идет развитие быстроты, затем ловкость, скоростно-силовые качества и завершает выносливость.
  • При многократном повторении упражнений темп движения должен увеличиваться постепенно до максимально быстрых движений.
  • Нельзя заставлять ученика выполнять упражнение под счет, у каждого есть свой оптимальный темп движения.


III. Технология развития двигательных качеств для учеников 1-го класса.

В программе Чичикина представлен ориентировочный набор средств физической подготовки, которые используются учителем в течение всего этапа обучения в начальной школе. Я предлагаю набор средств для развития двигательных качеств для учеников первого класса. Как известно ученики первого класса очень эмоциональны, поэтому для развития двигательных качеств лучше использовать подвижные игры, направленные на развитие одного или комплекса двигательных качеств. Кроме этого можно применять эстафеты с использованием упражнений. направленные на развитие двигательных качеств.

Быстрота:

1. Движения остановки, смены положений по сигналу с максимальной скоростью.

2. “Беговые” движения руками в максимальном темпе на стоя месте, тоже сидя. (6-10 сек)

3.  Бег на месте в максимальном темпе. (6-10 сек)

4.  Старты из различных положения.

5.  Бег на короткие дистанции.

6.  Челночный бег.

7.  Встречные эстафеты (с этапами до 20 м)

8. Бег гандикапом

9. Игры: “Быстро по местам”, “Вызов номеров”, “Воробьи-вороны”, “Салки маршем”, “Бег с флажками”, “Бросай далеко, собирай быстро”, “Убегающие и догоняющие”, “Черные и белые”.

Ловкость.

  1.  Преодоление отдельных препятствий.
  1.  Перемещения в ходьбе в положениях лицом, спиной, боком.
  1.  Тоже в беге.
  1.  Тоже прыжками (на 1-ой, 2-х. поочередно).
  1.  Перемещения в необычных положениях (в упоре присев, в упоре лежа в разном направлении)
  1.  Упражнения в ритме, в упоре присев сзади, в упоре лежа, в упоре стоя на коленях, на мяче.
  1. Перемещения в ходьбе, беге с предметами.
  1.  Тоже манипулируя предметами.
  1. Перемещения со сменой направления движений.
  1. Перемещения со сменой темпа движения (неоднократно).
  1. Прыжки с поворотами.
  1.  Упражнения на равновесия.
  1. Игры: “Мышеловка”, “Салки”, “Третий лишний”, “Цепочка”, “Голова и хвост”, “Часовые и разведчики”, “Попади в мяч”, “Защита укрепления”, “Защищай товарища”.

Скоростно-силовые:

  1.  Прыжки на месте - на одной, двух, поочередно.
  1.  Прыжки с места в разных направлениях.
  1.  Бег с высоким подниманием бедра.
  1.  Прыжки на возвышения
  1.  Прыжки через препятствие.
  1.  Многоскоки.
  1.  Прыжки со скакалкой.
  1.  Упражнения с набивными мячами.
  1.  Игры: “Волк во рву”, “Челнок”, “Мяч ближнему”, ”Борьба за мяч”, “Прыжки по кочкам”, “Бой петухов”, ”Челнок”.

Выносливость:

  1.  Упражнения на дыхания в состоянии покоя
  1.  Задержки дыхания.
  1.  Ходьба.
  1.  Равномерный бег в сочетании с ходьбой.
  1.  Равномерный бег.
  1.  Игры: “Телеграмма”, “Выполни задание”, “Ручей”, “Кросс по кругу”.
  1. Передвижения на лыжах

Следующим этапом данной работы будет распределение этих средств поурочно с дозировкой.


План-график на I четверть прохождения материала по

физической подготовке для 1 класса.

Уроки

Средства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

I

Быстрота

к

Движения остановки,

смена положений

по сигналу

1’

1’

1’

1’

“Беговые” движения руками

2

*

10”

3

*

10”

3

*

10”

3

*

15”

Бег на месте в максимальном темпе

3

*

10”

3

*

10”

3

*

15”

3

*

15”

Старты из различных положений

10p

10p

12р

15p

15p

Игры

+

+

+

+

+

+

+

Встречные эстафеты

4’

4’

5’

5’

II

Ловкость

Перемещения в ходьбе в положении лицом, спиной, боком

1’’

1’’

1’’

Перемещения в необычных положениях

1’

1’

1’

1’

Упр-ния в ритме

1’

1’

1’

1’

Перемещения со сменой направления

1

1’

1’

1’

Прыжки с поворотами

1’

1’

1’

1’

1’

Эстафеты

4’

4’

5’

5’

Игры:

+

+

+

+

+

+

+

III

Cкоростно-силовые

к

Прыжки на месте-на одной, двух, поочередно

2

*

20 “

3

*

20 “

3

*

25”

Прыжки с места в разных направлениях

3

*

30р

3

*

30р

3

*

30р

3

*

35р

Прыжки на возвышение

3

*

20р

3

*

20р

3

*

25р

3

*

30р

Игры

+

+

+

+

+

+

Эстафеты

4’

4’

5’

5’

IV

Выносливость

к

Упражнения на дыхания в состоянии покоя

1’

1’

1’

Ходьба

2’

1’

1’

Равномерный бег в сочетании с ходьбой

2’

2’

2’

2’

1’’

Равномерный бег

2’

3’’

4’’

5’

6’

Игры

+

+

+


План-график на II четверть прохождения материала по

физической подготовке для 1 класса.

Уроки

Средства

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

I

Быстрота

к

Беговые движения руками

3

*

15”

3

*

15”

4

*

15”

Бег на месте в максимальном темпе

3

*

15”

3

*

15”

4

*

15”

Эстафеты с челночным бегом

3’

4’

5’

Игры

+

+

+

+

+

+

II

Ловкость

к

Преодоление отд. препятствий

1’

Перемещения в ходьбе в положении лицом, спиной, боком

1’

1’

Тоже в беге

1’

1’

1’

Перемещения в необычных положениях

1’

1’

1’

Упр-ния в ритме

1’

1’

1’

Перемещения со сменой направления движения

1’

1’

1’

Прыжки с поворотами

1’

1’

Упр-ния на равновесия

1’

Эстафеты

3’

4’

4’

Игры

+

+

+

+

+

+

III

Скорстно- силовые

к

Прыжки на одной, двух, поочередно

3

*

25”

3

*

25”

Прыжки с места в разных направлениях

3

*

30p

3

*

30p

3

*

30p

Бег с высоким подниманием бедра

3

*

30м

3

*

30м

3

*

30м

Прыжки на возвышение

3

*

35p

3

*

35p

4

*

30p

Прыжки со скакалкой

3

*

30

3

*

30

3

*

30

Упражнения с набивными мячами

1’

2’

2’

Игры

+

+

+

+

+

+

Эстафеты

3’

4’

4’

IV

Выносливость

к

Упражнения на дыхания в состоянии покоя

1’

Задержки дыхания

1’

1’

Равномерный бег в сочетании с ходьбой

1’

1’

1’

Равномерный бег

2’

3’

4’

5’

6’

Игры

+

+

+


План- график на III четверть прохождения материала

 по физической подготовке для учеников 1 класса.

Уроки

Средства

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

I

Ловкость

к

Перемещения в беге в положениях лицом, спиной, боком

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Тоже прыжками

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Перемещения в необычных положениях

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Перемещения в беге манипулируя предметами

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Перемещения со сменой направления движения

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Тоже со сменой темпа движения

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Прыжки с поворотами

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

1’

Игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Эстафеты

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

3’

II

Выносливость

Передвижения на лыжах

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

к

Игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

План-график на IV четверть прохождения материала

по физической подготовке для учеников 1 класса.

Уроки

Средства

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

I

Быстрота

к

Эстафеты с челночным бегом

2’

3’

3’

3’

Встречные эстафеты (с предметами, без них)

2’

3’

3’

4’

4’

Игры по выбору

+

+

+

+

+

+

Бег гандикапом

4

*

30м

4

*

30м

4

*

30м

4

*

30м

II

Ловкость

к

Перемещения прыжками (на 1-ой, 2-х, поочередно)

1’

1’

1’

Перемещения в ходьбе, беге манипулируя предметами

1’

1’

1’

Перемещения со сменой темпа движения

1’

1’

1’

1’

Упражнения на равновесия

1’

1’

1’

Игры по выбору

+

+

+

+

+

+

III

Скоростно-силовые

к

Бег с высоким подниманием бедра

3

*

30м

3

*

35м

4

*

35м

Прыжки на возвышения

4

*

30р.

4

*

30р.

4

*

35р.

4

*

35р

Прыжки через препятствия

6

*

10р.

7

*

10р.

7

*

10р

Прыжки со скакалкой

2

*

30”

2

*

40”

2

*

40”

Эстафеты

3’

3’

3’

3’

3’

Игры по выбору

+

+

+

+

+

+

IV

Выносливость

к

Равномерный бег

3’

4’

5’

6’

6’

Игры по выбору

3’

2’

Методические указания при выполнении упражнений:

  1. Упражнения на развитие двигательных качеств выполняются с повышением объема на 10-15%
  1. Упражнения с максимальным темпом выполнения выполняются 10”-15” с отдыхом до 30”.
  1.  Старты из различных положений выполняются с ускорением до 15 метров. Старты из разных положений:
  1.  из разных упоров;
  2.  из положений стоя, лежа на животе, спине;
  3.  после выполнения определенных заданий (отжаться, присесть, сделать оборот в любую сторону);
  1. Встречные эстафеты - этапы до 20 метров, можно проводить с различными предметами (малыми мячами, кубиками, большими мячами и др.).
  1. Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств выполняются с интенсивностью до 70%.
  1.  Бег на короткие дистанции до 30 м. 2-3 повторения с отдыхом до полного восстановления.
  1. Любые прыжки выполняются по 30-40 раз, 3-4 подхода Упражнения можно давать в игровой форме - “зайчики”, “воробушки”, “кузнечики” и т.п.
  1.  Прыжки на возвышенность: высота не более 30 см.
  1.  Перемещения в необычных положениях: 10-15 м по 3-4 раза
  1.  в упоре назад сидя вперед ногами или руками;
  2.  в упоре присев вперед, назад;
  3.  тоже в сторону;
  4.  в упоре на руках.
  1.  Прыжки с места в разных направлениях с III четверти, через небольшие препятствия (h до 20 см.)
  1.  Тоже в прыжках на одной, двух, поочередно.
  1. Упражнения с набивными мячами (до 1 кг)
  1.  передачи двумя руками от груди;
  2.  тоже одной от плеча;
  3.  двумя руками из-за головы;
  4.  тоже снизу;
  5.  бросок двумя руками за голову, стоя спиной вперед;
  6.  бросок мяча двумя руками вверх от головы;
  7.  тоже подъемом стопы;
  8.  толчок мяча коленом.
  1.  Упражнения на задержку дыхания выполняются, как на вдохе, так и на выдохе.
  1.  Такие упражнения как:
  1.  Быстрота: челночный бег;
  2.  Ловкость: 1-5, 7, 11;
  3.  Скоростно-силовые: 1-2, 4-7.  Можно использовать в виде эстафет для придания им более эмоциональной окраски.
  1.  Кроме перечисленных средств, упражнения из раздела “Техническая подготовка” также развивают двигательные способности:

Быстрота: 5.15/5.16/5.18.

Ловкость:1.3/1.4/1.10-1.14/1.15-1.23/3.1-3.8/3.11/5.20/7.1-7.5/8.7.

Скоростно-силовые(если упражнения выполняются с интенсивностью до 70%): 3.9/4.1-4.4/4.9/5.17/5.21-5.23/5.26-5.27/6.1-6.12/8.3.

IV.  РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Следующим этапом этой работы было ее опробование на учениках. Данная система была применена на учениках 1-х классах “А” и “Б” средней школы № 17 г. Заволжье. 1 “А” класс работал по предложенной программе, 1”Б” класс не работал.

На начальном этапе было проведено тестирование по региональным тестам (чел. бег, пр. с/м, подтягивание, гибкость, 6-й бег) в сентябре. Эти показатели были проанализированы: вычислены ср. показатель, ср. отклонение, ср. квадр. отклонение, коэффициенты корреляции.

После применения этой системы было снова проведено тестирование, которые также были проанализированы.

1”А” кл.              Коэффициенты корреляции (девочки)       табл. 1

виды тестов

этапы

ч. бег

пр./м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

ч. бег

1

-0,75

-0,41

-0,1

-0,93

2

-0.8

-0.27

-0.25

-0.79

пр.с/м

1

0,44

0,12

0,66

2

0.43

0.21

0.62

гиб-сть

1

0,14

0,33

2

0.27

0.38

под-ние

1

-0,006

2

-0.12

6’ бег

1

2

                               

                                 Коэффициенты корреляции (мальчики)    табл. 2

виды тестов

этапы

ч. бег

пр.с/м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

ч. бег

1

-0,43

0,45

-0,63

-0,54

2

-0.39

0.55

-0.38

-0.44

пр с/м

1

-0,18

0,19

0,62

2

0.01

0.08

0.62

гиб-сть

1

0,02

-0,001

2

0.23

0.07

под-ние

1

0,42

2

0.44

6’ бег

1

2


1 ”Б”кл.          Коэффициенты корреляции (девочки)      табл. 3

виды тестов

этапы

ч. бег

пр. с/м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

ч. бег

1

-0,77

0,06

0,28

-0,87

2

-0.69

0.006

0.21

-0.8

пр. с/м

1

0,27

-0,18

0,72

2

0.38

-0.02

0.77

гиб-сть

1

0,04

-0,08

2

-0.11

0.03

под-ние

1

-0,2

2

-0.06

6’ бег

1

2

                         

                                 Коэффициенты корреляции (мальчики)    табл. 4

виды тестов

этапы

ч. бег

пр. с/м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

ч. бег

1

-0,75

0,4

-0,47

-0,6

2

-0.76

0.35

-0.5

-0.54

пр. с/м

1

-0,39

0,59

0,49

2

-0.44

0.72

0.45

гиб-сть

1

-0,63

-0,34

2

-0.6

-0.25

под-ние

1

0,71

2

0.56

6’ бег

1

2

Анализируя полученные результаты коэффициента корреляции (табл. 1-4)  можно сказать, что между результатами, показанными в тестах челночный бег и прыжок с места высокая корреляционная зависимость, следовательно развивая скоростно-силовые качества мы развиваем быстроту.

Следующим этапом анализа было сравнение результатов на первом и втором этапах, на сколько они выросли или наоборот.

1”А” кл.  (экспериментальный)                                                 табл. 5

показатели

величины

эт. измер.

ч. бег

пр. с/м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

ср.знач.

1 эт.

12.3

13.1

116

104

0.29

0.3

1

6

822

754

2 эт.

12.0

12.9

121

110

0.3

0.32

2.55

9.4

883

813

ср. откл.

1 эт.

0.84

0.7

15.6

8.67

0.04

0.04

1

3

147

87

2 эт.

0.71

0.65

13.8

8.45

0.03

0.04

1.6

2.08

114

70.8

ст. откл.

1 эт.

1.04

0.91

19.2

12.5

0.05

0.04

2

3

170

112

2 эт.

0.86

0.81

16

10.9

0.04

0.04

1.8

2.46

126.9

107


1 “Б”кл. (Контрольный)                                                 табл. 6

показатели

величины

эт.измер.

ч. бег

пр с/м

гиб-сть

под-ние

6’ бег

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

ср.знач.

1 эт.

12

13.2

126

100

0.29

0.3

2

7.9

867

761

2 эт.

11.9

13.1

129

104

0.31

0.31

3.33

10.6

916

814

ср.откл.

1 эт.

0.37

0.46

9.9

8.9

0.04

0.03

2

1.9

77.8

104

2 эт.

0.41

0.45

9.7

8

0.04

0.03

2.39

1.77

69.4

85.7

ст.откл.

1 эт.

0.51

0.68

12

11.3

0.05

0.04

2.3

2.3

96.1

135

2 эт.

0.52

0.64

11.5

9.6

0.04

0.03

2.56

2.25

82.5

112

Из таблиц 5 и 6 мы видим, что практически во всех тестах результаты выросли. Так результаты в тесте на проявление быстроты и ловкости ч.беге у мальчиков “А” класса выросли на 0,3 сек, в ”Б” на 0.1 сек. У девочек в “А” кл. выросли на 0,2 сек., в “Б” кл. на 0,1 сек. Разница в приросте очевидна.  В тесте на проявление скоростно-силовых качеств прыжок с места в “А” классе у мальчиков прирост составил 5 см, а  у девочек прирост составил 6 см. В “Б” классе у мальчиков 3 см, у девочек 4 см.  В тесте на выносливость результаты выросли в “А” кл.: мальчики - 62 м, девочки - 59 м, в “Б” кл.: мальчики - 49 м, девочки - 53 м. Как мы видим здесь также наблюдается разница в приросте.

Результаты полученные на двух этапах были проанализированы на степень достоверности(табл.7)

Девочки

Мальчики

тест

1 “А”

1 “Б”

1 “А”

1”Б”

челночный бег

0,97

0,82

0,95

0,92

прыжок с места

0,95

0,79

0,95

0,96

гибкость

0,78

0,85

0,97

0,94

подтягивание

0,87

0,96

0,7

0,58

6’ бег

0,44

0,61

0,53

0,72

Как мы видим достоверные сдвиги наблюдаются в экспериментальном классе (1”А” кл.) в челночном беге, прыжок с/м у девочек и мальчиков, а также тест на гибкость у мальчиков. В контрольном классе (1”Б” кл.) достоверные сдвиги наблюдались у мальчиков в гибкости и в подтягивании у девочек.

Таким образом можно сказать, что предложенная система физической подготовки может быть реализована в условиях школы, в начальной школе. Данная система будет в дальнейшем более совершенствоваться и в нее будет добавляться новые средства, совершенствоваться методы. И далее такая система будет создаваться для учеников 2-4 классов


Приложение (правила игр).

  1. “Быстро по местам”: класс строится в одну шеренгу. По команде учителя -”Класс разойдись”, класс расходится. После команды учителя -“Класс по местам”, класс как можно скорее встает на свои места. Побеждает тот, который встал на свое место первым.
  2. “Вызов номеров”: класс делится на несколько команд. Каждая команда встает в колонну по одному перед линией старта. Ученикам в колоннах дается номер по порядку. Учитель называет любой номер. игрок услышав свой номер, выбегает из колонны и бежит до определенной отметки и возвращается. Команде, чей игрок первым встал на свое место дается одно очко. Побеждает команда набравшая большее количество очков.
  3. “Воробьи-вороны”: Класс делится на две команды: одна команда - “Воробьи”, другая “Вороны”. Команды встают спиной напротив друг друга. Учитель называет любую команду. Названная команда начинает убегать, другая команда пытается ее догнать. Та команда, которая догнала большее количество игроков из другой команды считается победительницей.
  4. “Салки маршем”: две равные по числу команды строятся в шеренги на противоположенных сторонах площадки, за линиями. Одна команда идет мершем (шеренгой) в направлении другой. Когда марширующие находятся на расстоянии 3-5 м от линии соперника, внезапно подается звуковой сигнал, по которому наступавшие убегают за свою линию, а игроки другой команды салят их, касаясь рукой, прежде чем они оказались за линией. Осаленные останавливаются на то м месте, где их осалили. Побеждает команда, осалившая большее число соперников.
  5. “Бег с флажками”: играющие делятся на две равные команды и строятся в шеренги на противоположенных сторонах площадки за линиями, ее ограничивающими. Параллельно этим линиям посередине площадки проводят еще две линии, ограничивающие полосу шириной 2-3 м. На полосе раскладывают в шахматном порядке флажки. Команда выбирает капитана. По сигналу игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать как можно больше флажков. Затем с собранными флажками они возвращаются за свои линии и строятся в шеренги. Капитаны команд подсчитывают принесенные своими игроками флажки, после чего раскладывающих на средней полосе в прежнем порядке, и игра повторяется. За каждый  флажок команда получает 1 очко. Побеждает та команда набравшая большее количество очков.
  6. “Бросай далеко, собирай быстро”: играют две команды: одни метают мячи, другие их собирают. И те другие становятся перед стартовой линией. По одному сигналы игроки первой команды бросают матерчатые мячики, а по другому игроки второй команды стремятся как можно быстрее  собрать мячи и вернутся на место. Время фиксируется от начала бега до момента возвращения с мячом последнего участника команды. Побеждает команда, показавшая лучшее время.
  7. “Убегающие и догоняющие”: Играют две команды - убегающие и догоняющие. Догоняющие строятся в шеренгу перед своей линией старта. В 1,5 м от нее по направлению к финишу обозначается другая линия старта, перед которой выстраиваются убегающие. В15-20 м от второй линии старта находится “канава” шириной 1,5-2 м. По первому сигналу обе команды принимают обусловленное положение старта (низкий, высокий, стоя на одной ноге и т. д.),по второму все устремляются вперед. Убегающие стараются как можно быстрее достигнуть канавы и “прыгнуть “ в нее, а догоняющие - запятнать их до того , как они “спрячутся” в канаве. Кому удается это сделать, получает одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков
  8. “Мышеловка”: Класс делится на две команды. Одна команда “мышеловка”, другая “мыши”. Команда “мышеловка” встает в круг взявшись за руки и подняв их вверх. По первому сигналу мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. По второму сигналу мышеловка закрывается, дети приседают, опуская руки, та мышь которая оказалась внутри круга, считается пойманной. Побеждает команда сумевшая быстрее поймать всех мышей.
  9. “Третий лишний”: класс делится на пары. Пары встают по кругу. Одна пара водящая - один убегает, другой догоняет. Если догоняющий догнал, то они меняются. Водящие могут меняться, для этого один из них может встать вперед любой пары, тогда последний в паре становиться либо убегающим, либо догоняющим.
  10. “Цепочка”:  класс делится на две команды: “ловцов” и “убегающих”. Все “ловцы” берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. “Запятнанные” игроки выбывают из игры. Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время.
  11. “Черные и белые”: в игре участвуют две команды: “Черные” и ”Белые”. Как только руководитель игры вокликнет: “Черное!” или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, “церные” становятся преследуемыми и убегают. “Белые” ловцы преследуют “черных”, чтобы запятнать их в пределах поля. По команде :“Белые!” участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами. Варианты игры: введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе; смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т.д.
  12. “Голова и хвост”: все участники игры выстраиваются в колонну по одному. Каждый игрок берется руками за пояс предыдущего. Первый игрок - это “голова”, а последний - “хвост”. По сигналу преподавателя “голова” старается  догнать “хвост”.  Через определенное время команды меняются местами
  13. “Часовые и разведчики”: играющие делятся на две равные по числу команды - “часовых” и “разведчиков”- и выстраиваются в шеренги вдоль противоположных сторон площадки перед стартовыми линиями, обозначенными в 10-20 м одна от другой. Посредине площадки на одинаковом расстоянии от команд рисуют круг. В него кладут мяч или другой предмет. По сигналу ведущего два игрока, разведчик и часовой  (крайние с правого фланга каждой шеренги), бегут к мячу. Задача разведчика - взять мяч из круга и вернуться к своей команде, задача часового- осалить разведчика, если тот возьмет мяч. Для того чтобы отвлечь часового, разведчик делает обманные движения. Если часовому не удалось осалить разведчика, он идет в шеренгу разведчиков и встает с левого фланга. Туда же и встает и разведчик, выполнивший задание. Если же часовой осалил разведчика, то оба они встают на левый фланг команды часовых. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли часовых и разведчиков. В конце игры подсчитываются пленные (осаленные игроки). Выигрывает команда, имеющая больше пленных. Затем команды меняются ролями.
  14.  “Попади в мяч”: посреди площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположенных сторонах площадки. Расстояние между командами 15-20 м. По сигналу игроки одной команды (по жребию) начинают бросать малые теннисные мячи, стараясь попасть в волейбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и в случае необходимости кладут на место откатившийся волейбольный мяч. Когда все мячи собраны, игроки второй команды по сигналу начинают броски. Руководитель подсчитывает количество попаданий у каждой команды. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.
  15. “Защита укрепления”: играющие встают по кругу радиусом 8-10 м на расстоянии вытянутых рук. В центре круга ставится укрепление - три палки, связанные вверху и обведенные линией. Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У одного из стоящих по кругу волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом укрепление, а водящий защищает треножник, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удалось сбить укрепление, меняется местом с водящим. Игра продолжается установленное время. Желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше играющих. В конце игры отмечаются ребята. которые хорошо защищали крепость и точно метали мяч.
  16. “Защищай товарища”: играющие выстраиваются по кругу радиусом 8-10 м. Выбирается водящий, который идет в центр круга, и еще один игрок, который должен защищать водящего от попадания в него волейбольным мячом, отбивая мяч руками, ногами, головой и туловищем. Если мяч попал в водящего. то он меняется местами с тем, кто выполнил удачный бросок. Новый водящий выбирает себе защитника, который ,в свою очередь, меняется местами с прежним защитником. Игроки, стоящие по кругу, могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы отвлечь внимание защитника и как можно неожиданнее бросить мяч в водящего. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки успеют побывать в роли защитника и водящего.
  17. “Волк во рву”:  посредине площадки чертятся две линии “ров”, расстояние между ними 1,5-2 м. Из учеников выбирается  водящий “волк” (можно двоих или больше, в зависимости от ширины площадки). По сигналу учителя дети начинают с разбега перепрыгивать этот “ров”, а водящиие пытаются их осалить. Осаленный игрок становится волком, и помогает осаливать других игроков. Игра продолжается до тех пор пока не осалят всех.
  18. “Мяч ближнему”: класс делится на две команды. Команды встают в колонну по одному. Перед командой встает капитан с мячом. По сигналу капитан начинает передавать мяч ближнему игроку своей команды, тот в свою очередь отдает мяч обратно капитану и садится. Капитан снова отдает мяч ближнему, тот обратно и т. д. Побеждает команда, которая быстрее сядет. Игру можно проводить в обратном порядке.
  19. “Борьба за мяч”: класс делится на две команды и выбирается капитан. На противоположенных сторонах площадки обозначается два круга  диаметром 1,5-2 м. Ведущий стоит в центре площадки , возле него капитаны. Ведущий подбрасывает набивной мяч весом 1 кг, а каждый из капитанов старается отбросить мяч  кому-либо из игроков своей команды . Команда завладевшая мячом , путем передач старается положить его в круг на стороне противника . За это команда получает одно очко., после чего игра начинается путем вбрасывания мяча игроком, завоевавшим для своей команды очко. Выигрывает команда набравшая больше очков
  20. “Прыжки по кочкам”: ученики делятся на две команды и выстраиваются в  шеренги лицом друг к другу на противоположенных сторонах площадки. На площадке обозначают две зигзагообразные дорожки, расположенные на расстоянии 70-80 см одна от другой, а внутри каждой дорожки - по 10 кружков диаметром 30-40 см  (это кочки). по команде ведущего игроки, стоящие первыми с правого фланга с эстафетной палочкой или флажком в руках, продвигается вперед прыжками с кочки на кочку, каждый по своей дорожке, бегом возвращается назад, передает эстафетную палочку следующему игроку, а сам встает на левый фланг. Побеждает команда первой закончившей эстафету.
  21. “Бой петухов”: на полу обозначается круг диаметром 3-4 м. Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги друг напротив друга по обе стороны круга. В каждой команде выбирается капитан. который посылает одного игрока своей команды в круг. Этот игрок изображает петуха: становится на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу петухи. прыгая на одной ноге и держа руки за спиной , стремятся вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить соперника встать на две ноги. Победитель выигрывает одно очко для своей команды. Побеждает команда, игроки которой одержали дольше побед.
  22. “Перетягивание через линию”: на площадке проводится линия , а в 2-3 м от нее слева и справа - еще по одной параллельной линии. Класс делится на две команды и выстраиваются в шеренги друг напротив друга по обе стороны от средней линии. Соперники. стоящие друг напротив друга , сцепляют кисти правой руки, левую руку за спину. Так образуются противоборствующие пары, по возможности равные по силам. По сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, проведенную за его спиной. Выигрывает команда перетянувшая большее количество соперников.
  23. “Телеграмма”:  класс делится на команды. Команды встают к линии старта. Первому участнику учитель сообщает определенную фразу. По сигналу ученик бежит определенное расстояние и возвращается назад и шепотом сообщает следующему участнику свою фразу, тот тоже бежит до отметки и возвращается и т.д. Выигрывает команда правильно и быстро передавшая телеграмму.
  24. “Выполни задание”: принцип игры такой же, что и у “телеграммы”, только вместо фразы, дается определенное задание (10 раз присесть, подпрыгнуть, отжаться, и т.д., и т.п.).
  25. “Ручей”: класс делится на две команды. Они выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В 10-15 м против каждой команды обозначают место поворота. По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, огибают предмет, возвращаются к своей команде и берут следующего игрока. Теперь бегут вдвоем, держась за руки, огибают место поворота и снова возвращаются к своей команде. К ним присоединяется третий, и т. д. Побеждает команда первой закончившей игру.
  26. “Кросс по кругу”: на площадке ставят 4 стойки или обозначают 4 круга с таким расчетом, чтобы игроки, огибая их, двигались по прямоугольнику. Расстояние между ними 15-20 м (длинные стороны прямоугольника) и 8-10 м (короткие стороны). В игре участвуют две команды по 4 человека. Они располагаются равномерно по всему периметру прямоугольника, при этом представители команд стоят через одного. По команде “Марш!” игроки начинают бег против часовой стрелки, огибая стойки. Задача заключается в том, чтобы осалить впереди бегущего игрока другой команды. Игра окончена после того, как будут осалены 3 игрока из команды. Если же этого не произошло . а ребята устали, то учитель прекращает игру по собственному усмотрению.
  27. “Челнок”: игроки команд располагаются по краям площадки лицом друг к другу. Между командами проводится средняя линия. По сигналу игроки команд (толкаясь двумя ногами с места) прыгают навстречу к средней линии. После прыжка первого номера отмечается линия его приземления. Игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления к средней линии прыгает очередной игрок этой команды. Если команде удалось преодолеть среднюю линию, команда выиграла.

 Список использованной литературы:

  1. Алексеев А.М., Ферулев Н.И. Для развития физических качеств // Физическая культура в школе,1989, №3.
  1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота.-М., !987.
  1. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки.-Минск, 1980.
  1. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию.-Минск, 1994.
  1. Коротков И.М. Подвижные игры в школе.- Москва, Просвещение, 1979.
  1. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.-М.,Прсвещение,1987.
  1. Лях В.И. Координационные способности школьников.-М.,1989.
  1. Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К. Программа по физической культуре для начальной школы.- Москва, Дрофа, 2001.
  1. Чичикин В.Т. Физическая культура, программа для учащихся 1-4 классов.-Н.Новгород, 1999.
  1. Торочкова Т.Ю. Подвижные игры на уроках в 1 классе. // Физическая культура в школе,1990, №6.
  1. Физиология: учебник для институтов физкультуры. М., Просвещение ,    1978.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию ...

Развитие физических качеств в 8 классе

Конспект урока по теме: развитие физических качеств в 8 классеЗадачи урока:•Обучение технике лазанья по наклонной скамейке•Обучение технике прыжков через скамейку•Развитие скоростно-силовых качеств, л...

Развитие физических качеств учеников с помощью подвижных игр.

Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возр...

Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры

Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный ...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...