Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы
материал по физкультуре по теме

Бессонова (Рогожникова) Наталья Владимировна

Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятий

по легкой атлетике в условиях образовательной школы.

Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах легкой атлетики, составляют ее основы.

Под спортивной тренировкой понимается многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышение функциональных возможностей организма.

Этот процесс происходит в условиях правильного гигиенического режима, врачебного и педагогического руководства и контроля и содействует воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду.

Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе  круглогодичной тренировки на протяжении ряда лет при правильном сочетании физических упражнений и отдыха, путем овладения техникой и тактикой, развития силы, выносливости, быстроты, настойчивости, воли к победе. В процессе занятий спортом, а также посредством других мероприятий в коллективе проводится многообразная работа по воспитанию воли и характера, трудолюбия и целеустремленности.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготов­ки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного вни­мания, психосенсорных процессов.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достиже­ние определенного результата на соревнованиях и в процессе подго­товки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельно­сти, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его по­ведение. Основу мотивации человека к достижениям составляют при­вычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон учебно-тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.

 

В связи с тем, что МОУ СОШ № 69 имеет в наличии один спортивный зал, в зимний подготовительный период не все ребята могут выезжать для учебно-тренировочного процесса в легкоатлетический манеж  (из-за недостатка финансирования), а так же  с недостаточной материальной базой, мною была разработана следующая методика проведения учебно-тренировочного процесса.

В осенне-зимний период подготовки  юных легкоатлетов  особое внимание обращаю на общефизическую подготовку, укрепление и развитие стопы. В зависимости от задач учебно-тренировочного занятия проходят на стадионе школы № 69, парке «Космонавтов», лыжной базе «Снежинка» и улицах города Ижевска.

Для развития скоростно-силовых качеств и укрепления стопы широко используются упражнения на нестандартных оборудованиях: колесах (высота 50 - 60 см, расстояние между колесами 1.5 -2.0 метра), на металлических горизонтальных трубах (высота 30 – 50 см)

 

рисунок

 

- прыжки на одной и двух ногах на колесо и через колесо;

- прыжки со сменой положения ног;

- пронос маховой ноги через колесо (тоже упражнение, что через барьер);

- бег змейкой между колесами.

В заключение обязательный бег в медленном темпе.

 

 

Тренировочный процесс рассмотрим на Чигореве Романе, Ходыреве Владиславе и Руповой Анастасии, Медведевой Анастасии учащихся 69 школы. Учебно-тренировочный процесс проходит четыре раза в неделю по два часа. Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового 15-25 минут бега, упражнения на гибкость, контрастный душ.

В зимний подготовительный период тренировка проходит в спортивном зале, коридоре. Беговая часть 2-3 раза в неделю на улице: парк «Космонавтов», близлежайшие улицы города, что позволяет развивать волю, терпение, одновременно закаливая организм.

В подготовительном периоде используется бег в гору (подъем под углом 40-45 градусов), с обязательным пробеганием по прямой 20-25 метров. Количество повторений до 18-20 раз по 25-30 метров. Используется один раз в две недели. 

Так же используются прыжковые упражнения на колеса: вскок в упор, прыжок на одну ногу, прыжок через колесо, прыжки со сменой положения ног.  Количество повторений: 5-6 серий по 12-16 прыжков. Один раз в неделю.

Упражнения на лестницах до 2,4 этажа: прыжки на одной ноге на каждую, через одну, через две лесенки; на двух ногах подтягивая колени к груди через 2-3 лесенки; с высоким подниманием бедра (боком, лицом); бег по лесенкам. Данные упражнения используются в комплексе 1-2 раза в месяц, в понедельник.

В предсоревновательном периоде  для развития «чувства скорости» включаем бег под гору 5-6 раз по 150-200 метров. Увеличивается работа на скоростную выносливость по прямой.  В зимний период обязательно 1 раз в неделю (в пятницу) ускорения на улице в шиповках 8-12 серий по 250 м или, например, 3-4 серии по 600 метров. (Для девочек количество повторений меньше на 1/3).  Во вторник выполняется работа на коротких отрезках.  Группа спортсменов 2-3 человека выполняет ускорения по коридору (ширина 3 метра, длина  54 метра) поточным методом. На отрезки до 40 метров ускорения выполняются  по одному человеку, используя «гандикапный»  метод  обучения.

В 2007-08 учебном году в начале сезона результат Чигорева Романа на дистанции 400 м составлял 55.6 секунд, на 800 м – 2.10. В конце учебного года результат  на 400 м – 52.6, на 800м – 2.02. Через год в феврале 2009 года 800м пробежал за 1.57.5. В зональных соревнованиях в Чебоксарах  6 июня 2009г. 400м – 51.19.

В этом году планируется выполнение норматива КМС.   Виду этого сотрудничаем с тренером УдГУ Алабежевым А.Е. , что позволяет планомерно готовиться к успешному выступлению Чигорева Романа  в сборной команде УР на зональных и российских соревнованиях.

Результаты Ходырева Владислава: в сентябре 2008 года 800 м -  2.35, 1500м – 4.50. В мае 2008 года результат на 800м -  2.17, 1500 м – 4.36. в мае 2009 года 800м – 2.06, 1500м – 4.26.

Результаты Руповой Анастасии:  в мае 2007 года 400 м- 1.10, 800м – 2.45, Через год 400м – 1.06, 800м – 2.38. в 2009 году на республиканском Фестивале школьников 400м – 1.03.6 и 800 м – 2.31.7

Спортивный зал используется для освоения техники бега и выбегание со стартовых колодок, а так же спортивных игр -  снятия эмоционального напряжания  после тренировки.

В востановительный период - кроссы до 3-4 км четыре раза в неделю, ОРУ, ОФП. Ускорения два раза в месяц на отрезках до 600м по 2-3 повторения.  Для восстановления: массаж, горячая ванна, баня.

Проводится воспитательная работа: беседы, просмотр фильмов о  жизни великих людей, обсуждение; походы на природу 3- 4 раза в год, и многодневный поход на реку Кама; отмечает дни рождения легкоатлетов, меропрятия проводятся для сплочения коллектива.

В воспитательной работе часто применяется метод поощрения. Каждый факт даже простого одобрения по поводу выполненных требований вы­зывает у спортсменов положительный отклик. Они чувствуют себя «ут­вержденными» в своей установке и в поведении, это стимулирует их к дальнейшим устремлениям и действиям в том же направлении. Особен­но стимулирует похвала в присутствии всего коллектива. Она побуж­дает к действиям и остальных членов коллектива.

            По результатам анализа, можно  сказать, что данная методика эффективна в подготовке спортсменов на средние дистанции на базе образовательной школы.

 

 

Анализ последних достижений рассматривается авторами:

 

 

В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки.

 

 

 

5. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка и личностные характеристики спорт­сменов выявляются при специальном тестировании, а в повседневном учебно-тренировочном процессе характеризуются мотивацией, наце­ленностью, умением сосредоточиться, творческим осмысленным отно­шением, умением преодолевать трудности, верой в успех и оптимисти­ческим, доброжелательным настроем. Эти качества особенно ярко рас­крываются в условиях соревновательной деятельности и выражаются в умении побеждать опытных соперников (жажда борьбы, желание соз­дать нечто новое, преодолеть ранее недоступное) с установлением но­вых личных рекордов в самых ответственных соревнованиях, где спорт­смены демонстрируют бойцовский характер, сильную личность и от­личную психологическую готовность.

Поражения (да еще с худшим, чем в тренировках, результатом) сви­детельствуют о серьезных пробелах в подготовке, в том числе (а воз­можно, и главным образом) в психологической.

Специфика легкоатлетических прыжков прежде всего способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, само­стоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.

Все используемые средства психологической подготовки подразде­ляются на две основные группы:

1. Вербальные (словесные) - лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировки.

2. Комплексные - всевозможные спортивные и психолого-педагоги­ческие упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и спе­циальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педаго­гические методы, методы моделирования и программирования сорев­новательной и тренировочной деятельности. Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в эк­стремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.

На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенство­вания основной задачей психологической подготовки является форми­рование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, на­стойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть ре­альной, основанной на знании его возможностей и объективных пред­посылок для достижения запланированного результата. Только при глу­бокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осозна­нии ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стрем­ление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставлен­ной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную ин­формацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утом­ления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в про­цессе гонки, вызывает изменения в организме прыгунов, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике пси­хических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.

В учебно-тренировочной деятельности и в соревнованиях спортсме­ну приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объек­тивных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностя­ми его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответ­ствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве от них.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъек­тивные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти аффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции орга­низма. Для воспитания способности преодолевать объективные труд­ности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функци­ональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные допол­нительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить трени­ровки в любую погоду (дождь, ветер, повышенная влажность, низкая температура) на стадионах. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать раз­вивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.

Для воспитания смелости и самообладания, решительности, способно­сти преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо увеличивать степень риска при преодолении повышающихся высот.

Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатыва­ется с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества.

Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвента­ря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представ­ление и знать, как действовать при их появлении.

Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправлен­ные воздействия на укрепление у юных прыгунов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания физических и функцио­нальных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки собственных возможностей необходим систе­матический анализ результатов проделанной работы, спортивных дос­тижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего ус­пеха и причин, которые привели к неудаче.

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные пе­реживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в себе. Поэто­му важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчи­вали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.

6. Воспитательная работа

Направленное влияние на развитие личности спортсмена лишь тог­да эффективно, когда оно согласуется с законами формирования лич­ности.

Эффективное использование средств воспитания, правильное приме­нение воспитательно-методических мер зависят от многих условий. Важ­нейшее субъективное условие - это знание воспитательной ситуации и существующих в данном случае компонентов воздействия, а также педа­гогическое мастерство. Отсюда ясно, что педагогические и особенно теоретико-воспитательные знания и умения педагога составляют необ­ходимую основу его эффективной воспитательной работы. Изолирован­ное методическое мышление без понимания всего процесса образования и воспитания личности спортсмена ведет к узкому практицизму.

Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте зависят от:

- знаний и умений тренера, его педагогических способностей, мето­дических навыков и отношения к спортсменам;

- основных убеждений спортсмена, его возраста, опыта, характе­ра, темперамента и положения в коллективе;

- спортивного коллектива, общественного мнения в нем, развития критики и самокритики, традиций и коллективных форм поведения.

При систематизации многообразных методов воспитания необходи­мо исходить из двух основных моментов воспитательного процесса.

Во-первых, в процессе воспитания формируются убеждения и уста­новки личности, которые в значительной мере влияют на поступки, дей­ствия. Они формируются на базе знаний и опыта и в то же время стано­вятся мотивами действий, принципами деятельности, правилами пове­дения и основой для суждений и оценок.

Во-вторых, в процессе воспитания многие формы и черты поведения повторяются так часто, что становятся привычками личности. Из уп­роченных таким путем форм поведения постепенно складываются ка­чества лично

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения

План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....

Методическое пособие по проведению учебно-тренировочных сборов (из опыта работы сборной ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные)

Методическая разработка, из опыта проведения учебно-тренировочных сборов со сборной команды ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные. Рекомендации для тренеров и педагогов дополнительного о...

Методические рекомендации к проведению учебно-тренировочного занятия

В материале описывается структура, задачи и методика организации групповых учебно-тренировочных занятий...

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике

Обучение технике низкого старта.Совершенствование техники выполнения специально-беговых   упражнений.Совершенствование техники низкого старта.Развитие скоростных качеств....

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике

     Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочет...