Спортивный праздник «На Ямале мы живём»
методическая разработка по физкультуре по теме

Спортивный праздник         «На Ямале мы живём»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

                         Спортивный праздник

               «На Ямале мы живём»

Составители: Учитель физической культуры Шарко Евгений Евгеньевич

                          Учитель физической культуры Тубольцева Оксана Александровна

Цель мероприятия:

  • Ознакомление  детей с национальными играми коренных народов  Ямала;
  • Развитие интереса  у детей к физической культуре, активному отдыху через игру;
  • Воспитание сознательной дисциплины, честности и  выдержки;
  • Приобретение навыков спортивного общения и взаимного сотрудничества.

Внеклассное мероприятие проводится с использованием ИКТ, с учетом физиологических и психологических способностей детей, и рекомендуется проводить в общеобразовательных школах для среднего звена школы.

Оборудование и инвентарь: Компьютер, резиновые мячи, канат, аркан (уменьшенной длины в соответствии с размерами спортивного зала), проектор, стойки, фишки, верёвка, лыжи.

Участники : В соревнованиях принимают участие две команды детей 5-6 классов по 10-15 человек. Команды заранее придумывают название, девиз и эмблемы. Выполняя задания, команды получают соответственно баллы- “Солнышко” и “ Звёздочку ”, у кого будет их больше, та команда и побеждает. Все итоги подводятся на экране (см. Приложение: презентация “На Ямале мы живём ”)

Организация мероприятия:

  • По окончании  каждой игры объявляется результат, заработанные баллы  появляются на экране.
  • Непосредственное проведение праздника возлагается на учителей физической культуры.
  • За каждой командой закреплен помощник ведущего, который следит за правильным выполнением всех конкурсов – этапов.
  • За каждый конкурс отвечают судьи – помощники, которые помогают ведущему в проведении праздника (оценивают участие команды, расставляют спортивный инвентарь и оборудование, убирают его и т.д.)
  • Спортивный зал красочно оформлен. Во время игр – эстафет играет музыка, звучат веселые песни.
  • Перед началом каждой игры ведущий объявляет её правила и ход, если надо, показывает сам или его помощники.

Награждение.

Все команды участницы награждаются грамотами,  победители призами.

Ведущий1:  (Слайд №1)В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое  сокровенное- Родина…Это то место где ты родился, где впервые произнёс доброе и  вечное слово- мама. Огромна и необъятна наша страна, которую мы с гордостью зовём Россия. А мы с вами живём на….. ЯМАЛЕ (хором). Именно в декабрьские дни  мы с вами будем отмечать две круглые даты в истории нашего края-  (спрашивают у участников) это 80 лет образования ЯНАО и Ямальского  района.( Слайд №2) : Ямал- это бескрайние горизонты тундры и раздолье оленьих пастбищ, белые ночи и полярное сияние, многочисленные речушки и озера  – неповторимые, полных контрастов северные картинки. Здесь живут и работают люди со всей страны, для которых Ямал стал  маленькой, но такой дорогой Родиной.

Ведущий 2: Посмотрите, как трудолюбив, неповторим,  щедр и прекрасен наш Ямал!

  • На Ямале добывается  93% процента российского газа и газового конденсата; (Слайд №3)
  • В недрах полярного Урала сосредоточены уникальные по масштабам и качеству запасы полезных ископаемых- хромитов, марганца, баритов, фосфоритов и других ископаемых; (Слайд № 4)
  • На полуостровах округа (Ямал, Гыданский, Тазовский) выпасается самое большое в мире стадо домашних оленей; (Слайд №5)
  • В низовьях Оби и Обской губе, в реках Пур и Таз,в Тазовской губе сосредоточены самые большие в мире запасы промысловых сиговых и лососевых рыб. (Слайд №6)

 но главное богатство нашего Ямала это люди.  (Слайд №7).Мы с вами живём ,учимся и работаем в сложных  условиях Заполярья и поэтому здоровье и занятие спортом для нас важный фактор…. Ребята назовите какие национальные  виды  спорта вы знаете? (Слайд №8)

Ведущий 1:Коренные жители Ямала испокон веков передавали своим детям не только традиционные ремёсла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство, но и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости и здоровья, но и профессиональное мастерство, необходимое для выживания в северном крае.

Ведущий2: (Слайд №9)Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по играм народов Севера. Прошу командам представиться и назвать свой девиз.

Ведущий1: Но перед путешествием мы сначала с вами  проведём разминку.

Разминка  (команды становятся в круг) 

  • “Согреем руки” - 10сек х2раза. Растирание ладоней друг о друга;
  • «Подышим»– 6 раз. Руки в стороны – вдох, обнять себя – выдох.;
  • “Соберем хворост для костра” -8 раз. Наклоны вперед, кистями рук достаем носочки ног;
  • “Погреемся у костра” - 5 раз. Приставляем одну ногу к другой, из стороны в сторону, затем присели, руки вытянули вперед, пальцы врозь;
  • “Немного попрыгаем, чтобы согреться”. Прыжки 2 х 20.

Ведущий2: Пусть минуло двадцать мне и тридцать-

                       Игры детства помнятся всегда

                       Эта память может ли укрыться,

                       Как зимой вода под коркой льда?

            Первым быть- извечная приманка!

            Кто быстрей? И представлялось мне:

            Сердце, словно лодочка- калданка,

            Так и скачет по речной волне.

 Эта кровь кипела, волновалась,

Страсть борьбы переполняла грудь.

Вечером никак не удавалось

Мне от возбуждения уснуть.

       Так известный хантыйский писатель Роман Ругин вспоминает в стихах  свои детские годы и ощущения связанные с игрой.

Ведущий 1:  (Слайд №10)Легенды и былины, героические песни и сказки донесли до нашего времени сведения о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний, на которых собирались помериться силою прославленные хантыйские богатыри. Богатыри состязались в беге, стрельбе из лука .

Ведущий 2 : Свидетельством того, что в играх и состязаниях хантов принимали участие не только мужчины, но и представительницы "прекрасного пола", может послужить эпизод сказки "Мойтнынг". Героиня этой сказки, участвуя в состязаниях по перетягиванию оленьего рога, побеждает злого хозяина с помощью своей силы, ловкости и проявляет при этом высокие нравственные качества. И так первая наша игра, игра народа ханты  «Перетягивание».

Первая игра «Перетягивание»

ОПИСАНИЕ: Играющие делятся на две команды. Посреди зала проводится контрольная линия. Взяв канат , по сигналу ведущего, начинают перетягивать канат. Команда, перетянувшая на свою сторону другую команду, считается победителем.

 Ведущий 1: В процессе игры дети ханты изображали процесс обработки рыбы, пойманной взрослыми. Дети, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки. Инвентарь для игр, состязаний изготавливался хантами из природных материалов (дерева, камней, кожи, шерсти, кости и т.д.), что было удобно и достаточно экономно, а также всегда находилось под рукой. Здесь же у детей большой популярностью пользовалась игра “Прыжки на двух ногах”.

Вторая игра «Прыжки на двух ногах»

ОПИСАНИЕ: Команды становятся в шеренгу перед стартовой линией, принимая исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. По команде Ведущего они начинают прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги. Игрок, достигший финиша, передаёт эстафету следующему члену команды. Выигрывает та команда, которая пришла первой к финишу.

Ведущий 2: (Слайд №11)  А теперь переносимся на просторы тундры. Распространённым занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. Их первое оружие- лук. В качестве мишени используются небольшие предметы, например: палки, дощечки, комья земли и т.д. в следующей игре мы, заменим лук на резиновый мячик. И называется наша ненецкая игра, «Охота на куропаток». (Слайд № 12)

Третья игра «Охота на куропаток»

ОПИСАНИЕ: На площадке устанавливаются препятствия «кочки»,за которыми можно спрятаться сидя на корточках. Игроки «куропатки» одной из команд располагаются со стороны  «кочек», на противоположной стороне находятся 4-5 « охотника» из другой команды. «Куропатки» «летают», прыгают по тундре. По сигналу ведущего «Охотники!» они улетают, прячутся от выстрелов. Пойманные куропатки выбывают из игры. Потом происходит смена «охотников». Устанавливается определённое время игры.

Ведущий 1: Качества подлинного хозяина тундры ненцы начинают развивать в ребёнке с малых лет через игры в выполнение несложных трудовых операций. У мальчиков занятием являются охота, выпас оленей и поимка их арканами. Во время занятий в метании аркана вырабатывается меткость глаз, ловкость рук и тела. Следующая наша игра называется «Загони в озеро».

Четвёртая игра «Загони в озеро».

ОПИСАНИЕ: В конце спортивного зала чертится «озеро».В каждой команде по аркану. Каждый игрок, стоящий первым в колонне, выполняет бросок аркана на дальность, Второй номер каждой команды собирает аркан  и выполняет второй бросок, третий номер- следующий бросок. Дошедший игрок до «озера» с арканом возвращается к своей команде и передает аркан следующему игроку и так пока не пройдёт вся команда. Чей последний игрок выполняет свой бросок в «озеро», та команда выходит победителем.

Ведущий 2:  В тундру приходит весна, месяц март, другое его название «Месяц поворота года». Его тоже следует считать верным, т.к. в жизни природы и людей происходят в это время заметные изменения. Дети в стойбищах спешат загадать и отгадать загадки старых мудрецов. Поспешите отгадать загадки и вы. (Слайд № 13)

Конкурс: «Загадки Севера»

ОПИСАНИЕ: Учитывается количество правильных ответов от каждой команды. За большое число ответов дается один бал.

Первая команда:

  • Встает – пересчитывает, спать ложиться – пересчитывает? (завязки женской ягушки) – ненецкая загадка.
  • Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая загадка.
  • Над домами у дорожки висит кусок лепёшки (Луна)
  • Вершина дерева – в рукавицах? (кедр) – хантыйская загадка
  • В середине горячего моря скачет плешивые люди? (пузыри в кипящем котле) – хантыйская загадка.
  • Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.

Вторая команда:

  • У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.
  • Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.
  • Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.
  • Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.
  • От отца родился сын, а от сына – отец? (вода осенью замерзает, лед весною тает) – хантыйская загадка.
  • В бочонке в одной половине – белое вино, а в другом – красное вино? (яйцо) – хантыйская загадка.

  • Пока отец опоясывался, сын дошел до неба? (огонь и дым) – хантыйская загадка.

Первая  команда:

  • Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
  • Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
  • Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на открытых местностях).
  • Какая птица лает? – (самец куропатки).
  • Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
  • Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
  • Кто пьет ногой? – (лягушка).
  • Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).

Вторая команда :

  • Что у лягушки с языком не так? – (он прикреплен задом наперед).
  • Какие насекомые зовут как животных? – (жуки: олень, носорог, коровка).
  • Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
  • Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
  • Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
  • Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
  • Последняя ягода в нашем лесу? – (клюква).
  • Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук). (СЛАЙД № 16-выставляются балы)

Ведущий 1:

Расцелованные ветром,

День-деньской проводят время

При большом оленьем стаде

Дети наших пастухов.

Краснощёки, как морошка,

Любят хоркать, как олени,

Медвежатами кататься

В белой осыпи снегов…..

    Как-никак хозяин края

    Этот щупленький мальчонка,

    Умной тундрой закалённый,-

    Не смотри, что мелюзга!

Собирает он в ладошке

Все аркановы закрутки,

Кинет метко, словно взрослый,-

Ну-ка, милый, посвищи!

Вот лежат рога оленьи,

Заарканит их, как будто

Схватит солнышко петлёю

За ветвистые лучи.  (Л. Лапцуй. «Старт»)


Ведущий 2: (Слайд № 14) В весеннее время года дети в стойбище особенно любят играть в поимку «оленей» из только что выпавших рогов. Эти увлекательные игры захватывают детей всех возрастов и полов на длительное время. В их «стадах» появляются всё новые и новые «олешки». Наша новая игра называется

Пятая игра «Отбивка оленей».

ОПИСАНИЕ: Чертится круг. Все играющие «олени»( команда) находится  в круге. Выбираются 3-4 «пастуха», которые находятся за кругом. По сигналу Ведущего: «Раз, два, три, отбивку начни!», «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «отбитым от стада». Бросают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать надо с места в подвижную цель. Устанавливается определённое время. Потом команды меняются местами. Побеждает та команда, которая за определённое время «отбила» больше «оленей».

Ведущий 1:Коренные жители непревзойденные охотники, поэтому дети, подражая взрослым, играли в охотников  отрабатывая навыки которые пригодятся им в будущем- зоркость и ловкость. Играем в игру  «Меткий охотник».

Шеста игра  «Меткий охотник»

ОПИСАНИЕ: В каждой команде по одному макету дикого гуся. Их держат ребята незанятые в игре . По сигналу каждый игрок команды выполняет бросок (выстрел) мячом по макету животного.  Каждая команда набирает себе очки меткими выстрелами. Побеждает  команда, набравшая большое число попаданий.

Ведущий 2:

 Зимний день мохнатой бровью

Словно дедушка, поводит.

В тундре всё сковал морозец,

Лишь детей не мог сковать!.....

              А ещё ребята в сани

              Запрягаются- оленьей

               Легконогою упряжкой

               Мчатся вдаль за косогор.

               Так до самой поздней ночи

               Коротают дети время,

               То с морозом, то с ветрами

                Затевая первый спор….

Мы с вами тоже затеем спор ,но между командами. Проводим эстафету используя три игры « Веселые медвежата», «Бег на трёх ногах» и «Лыжи скороходы».(Помощники объясняют и показывают последовательность игр.)(Слайд №15)

Седьмая  игра «Веселые медвежата»

ОПИСАНИЕ: На двух стойках (дерево),  развешены мелкие предметы (шарики, ракетки, кубики). По сигналу каждый игрок команды подбегает к веревке и срывает предмет и возвращается к команде. Игра продолжается пока не будут сняты все предметы. Побеждает та команда, которая раньше всех собрала все предметы.

Восьмая  игра «Бег на трёх ногах.»

ОПИСАНИЕ: Каждой паре игроков связывают соприкасающиеся ноги. По сигналу пары бегут к обозначенному предмету: « кусту, или  кочке», обегают его и возвращаются обратно. Побеждает  команда, пришедшая к финишу первой.

Девятая игра «Лыжи скороходы»

ОПИСАНИЕ:  У каждой команды по одной паре снегоступов (лыж). По сигналу Ведущего капитаны команд одевают лыжи и бегут к фишкам расположенным на расстоянии 15 -20 метров. Обежав фишки , капитаны возвращаются назад , передают снегоступы вторым номерам , а те в свою очередь проделывают тоже, что и первые. Побеждает команда, раньше закончившая бег.  

Ведущий 1: Вот и закончилось наше путешествие .Вы много узнали и себя показали. Наш выдающийся педагог Антон Макаренко считал, что «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…. Ребёнок должен всегда играть, даже когда он делает серьёзное дело…»

Ведущий2: И  все команды сегодня показали как они умеют играть. Именно через игру  вы воспитываете в себе- силу, ловкость, взаимовыручку, чувство товарищеского локтя, выносливость. Через игру  вы готовитесь к будущей жизни. А теперь взглянем на экран и посчитаем баллы. Победила команда………..( Слайд № 16, 17)

Спортивный праздник окончен.

Литература:

1.Попова Г.Г. Песни шурышкарских ханты: Пособие для учителя.- СПб.: филиал изд-ва «просвещение», 2008.-62с.:ноты.

2. Красильников В.П Народные подвижные игры и состязания как средство социализации детей коренных народов Сибири. http://do.teleclinica.ru/186216/

3.Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования игр и состязаний традиционного физического воспитания  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=112802

4.Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2004.- 95с.:ил.

5.Сусой Е.Г. Из глубины веков.- Институт проблем освоения Севера СО РАН.-Тюмень,1994.-173с.



Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат

«Ямальская школа- интернат среднего (полного ) общего образования»

Спортивное мероприятие

«На Ямале мы живем»

                                                                                Учитель физической культур: Шарко Евгений Евгеньевич

                                                                                            Тубольцева  Оксана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник "Старшеклассник и я дружная спортивная семья"

Цель: Пропагада здорового образа жизни. Повышение интереса км занятиям физкультурой и спортомСотрудничество с ДОУ. Привлечение воспитанников ДОУ в школу. Укрепление взаимотношений между ДОУ микра...

Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"

Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"...

Спортивный праздник в 5-8 классах « Мини-футбол и веселые старты на спортивном поезде»

Закрепить полученные навыки и умения в процессе обучения и тренировок.Совершенствовать технику передвижения футболиста, ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движении...

сценарий спортивного праздника "Спортивные девчонки" к 8 марта

праздник апроходит в канун праздника 8 марта. Участвуют в празднике девчонки 9-11 классов....

Сценарий спортивного праздника "Папа Мама Я - Спортивная семья"

Сценарий спортивного праздника  "Папа, мама,  я  - спортивная семья!"...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Литературно-музыкальная композиция "На Ямале мы живём"

Материал посвящён истории Шурышкарского района, а так же  отражает его современное развитие....