рабочая программа ФГОС 5 - 7 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Дорофеева Ирина Алексеевна

рабочая программа разработана на основе ФГОС для 5 - 9  классов  и  учебного комплекса  по  Ляху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_rabochaya_prgrama_5-9.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения, учебной  программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2010г

Рабочая программа опирается на УМК

1.  В. И. Лях «Физическая культура. 8-9кл.» : учебник. для общеобразовательных. учреждений (М.: Просвещение,2011).

2. М. Я. Виленский  «Физическая культура. 5-7кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2011).

Цели и задачи:

 Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования.  Цель учебного предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:

•        содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

•        обучение основам базовых видов двигательных действий:

•        дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве. перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

•        формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств:

•        выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;

•        углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

•        воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

•        выработку организаторских навыков проведения занятий  в качестве командира отделения, капитана команды, судьи:

•        формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

•        воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности:                                                                        •          содействие развитию психических процессов и обучение  основам психической саморегуляции.

2.Общая характеристика учебного предмета

  Предметом обучения физической культуре в основной  школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе освоения курса у учащихся основной  школы укрепится здоровье, сформируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

В  соответствии со структурой двигательной деятельности  программа включает три учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

 Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

На изучение основ знаний о физической культуре выделяется время в процессе уроков :

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений  выделяется время  в процессе урока. В 5-9 классах рекомендуется обратить внимание на новые подходы к освоению содержания физкультурного образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.

В целях дифференцированного подхода обучающие отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе занимаются по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок(в том числе и временных Учащиеся отнесенные к специальной медицинской группе изучают материал теоретически без сдачи учебных нормативов и физических нагрузок. Контроль за знаниями учащихся осуществляется в виде устного опроса ,учебных тестов, рефератов.

                                       

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3ч в неделю:

в 5 классе – 102  ч , в 6 классе -102 ч , в 7 классе – 102 ч, в 8 классе – 102ч, в 9 классе -         102 ч в год   Рабочая программа рассчитана  на пять лет обучения по 3ч в неделю.

Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.

                                                                                                                                                                                                                                                                           

4.  Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения   учебного предмета

    В соответствии с  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» :

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия реше¬ний и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво¬лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты па основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•        формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:

•        понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

•        овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

•        приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

•        расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

•        формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

                       5.      Содержание программы.

Знания о физической культуре (в процессе уроков)

История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении   Олимпийских игр древности

Физическая    культура (основные понятия).

Физическое    развитие человека.  Характеристика его основных показателей

Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений

Физическая культура человека.

Режим дня, его основное содержание и правила планирования

Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека

Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности

Закаливание   организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур

              Физическое совершенствование (102 ч)

  1. Легкая атлетика. 

5 -9 класс - по 21ч  (11ч, 10ч )

Высокий старт, низкий старт,  старт с опорой на одну руку , бег 30м, 60м,100м, челночный бег 4\9м, прыжок в длину с разбега и с места, метание малого мяча  на дальность., метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток, бег 1000м.преодоление препятствий с опорой на одну руку. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «Перешагиванием» Длительный бег  от 5 до 20 мин. распределения дыхания на дистанции, техника дыхания  на дистанции, кросс

      II .  Баскетбол.

5 – 9 класс – 27 ч (!5ч,12ч).

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот , ускорение).  Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры..  

III. Кроссовая подготовка.

5 – 9 класс – по 18ч ( 9ч, 9ч ).

Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Кросс до 15 минут. Бег с препятствиями. Эстафеты. Круговая тренировка.

IV. Гимнастика. 

 5 -9 класс – по 18 ч.

Строевые упражнения :; Повороты на месте, Расчет по порядку, Расчет по 2 и  по 3; Перестроение из одной шеренги в две и три , перестроение  из колонны по одном в колонну по два дроблением и сведением . Пол-оборота направо. И налево. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. (на каждом уроке) Команда «Прямо», повороты в движении направо и налево Комплекс ОРУ:  без предметов и с предметами ходьба, бег  Прыжки: с гимнастической скамейки , спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор  присев и соскок со взмахом рук)  Упражнения в равновесии  ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях повороты на гимнастической скамейки. Ходьба приставными шагами на скамейке;  приседание; соскоки прогнувшись. прыжки на одной ноге, расхождение при встречи, повороты на носках в полу приседе, полу шпагат, соскок прогнувшись, ласточка . Акробатические упражнения:  кувырок назад , кувырок вперед, сочетание двух кувырков вперед, мост с положения стоя с помощью или у стены, наклон из положения стоя. Акробатическая комбинация (серия кувырков вперед и назад в группировки); стойка на лопатках; переворот боком; стойка на голове; стойка на руках у стены, кувырок назад в полушпагат  Наклон вперед из положения сидя длинный кувырок с разбега выполнение слитно 2-3 кувырка ,   Вис на согнутых руках, подтягивание Подъем переворотом, передвижение в висе на руках.. подъем силой..

V. Волейбол..

5 -9 класс –  по 18 ч.

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед.; Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров.  Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов  техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения . Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  

                                                                        5 -7 класс

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

                                Знания о физической культуре (в процессе уроков)

История физической культуры.

Мифы и легенды о зарождении   Олимпийских игр древности

Физическая    культура (основные понятия).

Физическое    развитие человека.  Характеристика его основных показателей

Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений

Физическая культура человека.

Режим дня, его основное содержание и правила планирования

Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека

Физкультминутки (физкульт-паузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности

Закаливание   организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур

Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира.

Излагать версию их появления, основываясь на мифе о подвигах Геракла.

Рассказывать о видах спорта, входящих в программу соревнований Олимпийских игр древности

Характеризовать понятие «физическое развитие», приводить примеры изменения его показателей, сравнивать показатели физического развития родителей со своими показателями.

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки простейшими способами.

Определять соответствие индивидуальных показателей физического развития возрастным нормам (по таблицам стандартных возрастных норм физического развития)

Определять основные признаки правильной и неправильной осанки, аргументировано объяснять основные причины нарушения осанки в школьном возрасте.

Характеризовать упражнения по функциональной направленности, отбирать их для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.

Проводить самостоятельные занятия по профилактике нарушений осанки, планировать их в режиме учебного дня и учебной недели

Объяснять значение режима дня для активной жизнедеятельности со-временного школьника.

Определять основные пункты собственного режима дня.

Составлять индивидуальный режим дня и учебной недели

                                            Физическое совершенствование (102 ч)

Легкая атлетика  (21 ч )

Техника безопасности.

Высокий старт,

Бег с ускорением от 30 до 40 метров

Скоростной бег до 40 метров

Бег на результат  60 м

Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений

Применяют беговые упражнения для развития физических качеств.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений.

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» с 5-7 беговых шагов

Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега

Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега на результат

Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности

Метание мяча с места

 Бросок набивного мяча  (2 кг)

Метание в вертикальную цель

Метание с 4-5 бросковых шагов

Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений.

Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности •

Кроссовая подготовка (18ч)

Кросс до 15 минут

Преодоление горизонтальных препятствий

Преодоление вертикальных препятствий

Преодоление препятствий перешагиванием

Бег с изменением направления

Челночный бег 4х9м

 Преодоление прыжком в шаге

Бег с изменением направления

Кроссовый бег по пересеченной местности

Кросс 1000 метров

Кросс 1500 метров

Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений

Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Применяют разученные упражнения для развития выносливости

Баскетбол (27 ч)

Правила и техника безопасности на уроках

Стойки, перемещения

Остановка двумя шагами и прыжком

Повороты без мяча и с мячом

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приёмами игры в баскетбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Ловля и передача мяча двумя руками от груди

Ловля и передача мяча одной рукой от плеча

Ловля и передача мяча в тройках

Ловля и передача мяча в движении

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Ведение в низкой, средней, высокой стойке

Ведение на месте, в движение

С изменением направления и скорости

Ведение без сопротивления

Ведение без сопротивления не ведущей рукой

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Броски  мяча от плеча с места

Броски мяча после двух шагов

Броски одной и двумя в движении

Броски после ведения и ловли

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Гимнастика        (18ч)

Техника безопасности. Перестроение дроблением и сведением

Перестроение по восемь в движении

Изучают историю гимнастики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение каждого из видов гимнастики.

Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж-нениями

Различают строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы

Кувырок вперед и назад

Стойка на лопатках

«Мост» из положения лежа

Акробатическая комбинация

Описывают технику акробатических упражнений. Составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений

Используют гимнастические и акробатические упражнения для развития названных координационных способностей

Вскок на гимнастического .козла в упор присев

Соскок прогнувшись

Прыжки через скакалку

Смешанные висы

Вис согнувшись

Подтягивание на согнутых руках

Поднимание прямых ног в висе

Подтягивание из виса лежа

Лазание по гимнастической лестнице

Лазание  по гимнастической скамейке

Гимнастическая полоса препятствия

Подъем туловища из положения лежа

Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости

Оказывают страховку и помощь во время занятий, соблюдают технику безопасности. Применяют упражнения для организации самостоятельных тренировок

Волейбол        (18ч)

Инструктаж по Т.Б. Стойки игрока

Перемещение в стойке

Остановки, ускорения

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приёмами игры в волейбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Передача на месте над собой

Передача мяча в парах

Передача мяча через сетку

Передача  мяча в движение

Описывают технику передачи мяча снизу, сверху, анализируют правильность выполнения, выявляют грубые ошибки.

Прием мяча  на месте и после перемещения

Прием мяча   после перемещения

Прием мяча у стены над собой

Сочетание передач и приема  после отскока от пола

Описывают технику приёма   мяча  на месте и после перемещения анализируют правильность выполнения, выявляют грубые ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий

Нижняя прямая подача в парах            

Нижняя прямая подача в сетку

Нижняя прямая подача через сетку

Нижняя прямая подача

Нападающий удар

Прием мяча, передача. удар

Учебная игра

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха

Используют игровые упражнения для развития координационных способностей

Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоция

7.Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» в основной школе.

По  окончании  основной школы :

Выпускник научится:

•        рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

•        характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

•        определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

•        разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

•        руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

•        руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

•        характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

•        характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

•        определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

•        использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; •        классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

•        самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным  действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

•        тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

•        взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

•        вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•        проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

•        проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

•        выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

•        выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

•        выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

•        выполнять гимнастические комбинации на спортивных ( нарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

•        выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину)

•        выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•        выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

•        выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

•        преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

•        осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

•        выполнять тестовые нормативы по физической подготовке

                                                                                                                                                                                                  8.      Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса  по физической культуре.

         Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
       Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

       К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

       Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре        

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.3

Авторские рабочие программы по физической культуре        

Д

1.4

Учебник по физической культуре

Г

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению        

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей        

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности        

Д

2.2

Плакаты методические        

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»        

Д

 

4

 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

 

4.1

Щит баскетбольный игровой

Д

 

4.2

Щит баскетбольный тренировочный

Г

 

4.3

Стенка гимнастическая

Г

 

4.5

Скамейки гимнастические

Г

 

4.6

Стойки волейбольные

Д

 

4.7

Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола

Д

 

4.8

Бревно гимнастическое напольное

Д

 

4.9

Перекладина гимнастическая пристенная

Д

 

4.10

Канат для лазания

Д

 

4.11

 Обручи гимнастические

Г

 

4.12

 Комплект матов гимнастических

Г

 

4.13

 Перекладина навесная универсальная

Д

 

4.14

Набор для подвижных игр

К

 

4.15

Аптечка медицинская

Д

 

4.16

Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные мешки и др.)

Г

 

4.17

Стол для настольного тенниса

Д

 

4.18

Комплект для настольного тенниса

Г

 

4.19

Мячи футбольные

Г

 

4.20

Мячи баскетбольные

Г

 

4.21

Мячи волейбольные

Г

 

4.22

Сетка волейбольная

Д

 

4.23

Оборудование полосы препятствий

Д

 

5

 Спортивные залы (кабинеты)

5.1

 Спортивный зал игровой (гимнастический)

 

 С раздевалками для мальчиков и девочек

5.2

 Кабинет учителя

 

 Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

5.3

 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

 

 Включает в себя стеллажи, контейнеры

6

 Пришкольный стадион (площадка)

6.1

 Легкоатлетическая дорожка

Д

 

6.2

Сектор для прыжков в длину        

Д

 

6.3

Игровое поле для футбола (мини-футбола)        

Д

 

6.4

Гимнастический городок        

Д

 

6.5

Полоса препятствий        

Д

 

6.6

Лыжная трасса        

Д

 

УМК

1.             «Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы.  – М. : Просвещение . 2010.(Стандарты второго поколения)

2.         В. И. Лях, А. А. Зданевич  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010).

3.         В. И. Лях «Физическая культура. 8-9 кл.» : учеб. для общеобразовательных. учреждений (М.: Просвещение,2009).

4.        , М. Я. Виленский  «Физическая культура. 5-7 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2009).

5.            В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского,  В.И. Ляха 5 – 9 классы :пособие для учителей – М : Просвещение 2012

Рассмотрено и рекомендовано

Методическим советом гимназии

Протокол № 2 от 17 сентября 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по  муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 1 г. Никольское»

от 24.09.2014 г. № 169

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Никольское»

Рабочая программа по физической культуре в 5-9 классах

(ФГОС второго поколения)

 

Рабочая программа разработана и реализуется учителями физической культуры

Дорофеевой Ириной Алексеевной и Смирновой Еленой Михайловной  

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...