Методическая разработка "Подготовка гандболистов разной квалификации"
методическая разработка по физкультуре на тему

Житкова Наталия Александровна

         Тема работы «Подготовка гандболистов разной квалификации», является актуальной и использована для рассмотрения программы обучения гандболистов в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР), для достижения спортивного мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оглавление21 КБ
Microsoft Office document icon Текст работы155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………..…. 3-4 стр.

Глава I. МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ГАНДБОЛИСТОВ…………5-11 стр.

Глава II. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

               ГАНДБОЛИСТОВ…………………………………………………..12 стр.

               2.1. Этап базовой подготовки…………………………………...12-17 стр.

               2.2. Этап начальной специализации…………………………….17-21 стр.

               2.3. Этап углублённой специализации………………………....21-27 стр.

               2.4. Этап спортивного совершенствования…………………….27-31 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………32-33 стр.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………34 стр.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

         Гандбол – это особый вид спорта. Дело в том, что в гандболе все игровые движения максимально приближены к естественным действиям человека, которыми он овладевает с самых первых лет жизни. Это – ходьба, бег, прыжки, метания (броски) мяча.

         Главное направление подготовки гандболиста – развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, прыгучести. Это направление – ключ к овладению вершинами в гандболе.

         Гандбол постепенно раскрывает перед игроком практически бесконечные перспективы совершенствования своего мастерства.          

         Тема работы «Подготовка гандболистов разной квалификации», является актуальной и использована для рассмотрения программы обучения гандболистов в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР), для достижения спортивного мастерства.

         Цель данной работы: рассмотреть периодизацию возрастных групп детей, подростков и юношей в процессе многолетней подготовки гандболистов разной классификации.

         Для решения данной цели в работе рассмотрены следующие этапы многолетней подготовки гандболистов разной классификации:

  • этап базовой подготовки;
  • этап начальной специализации;
  • этап углублённой специализации;
  • этап спортивного совершенствования.

         Ко всем перечисленным этапам относятся такие основные направления как физическая, техническая, тактическая, психологическая и игровая подготовки.

         Данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.    

          В работе были использованы такие источники – Биль М.С. Отбор в спортивных играх, Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М., 1988г., Гарбаляускас Ч.Л. Играем в ручной мяч: Книга учащихся средних и старших классов. М.: Просвещение, 1988г.,  Гандбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных и групп спортивного совершенствования СДЮШОР/Под ред. В.Я. Игнатьевой. – М., 1985г., Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986г. и др.

   

ГЛАВА  I.

МНОГОЛЕТНЯЯ  ПОДГОТОВКА  ГАНДБОЛИСТА.

         В теории физического воспитания принято рассматривать подготовку спортсменов на трех уровнях: спорт высших достижений, спортивные резервы и массовые формы физической культуры.

Подготовка юного гандболиста в СДЮШОР:

         Вся работа в спортивной школе строится с учетом возраста и подготовленности занимающихся. До 8-9  лет набор детей производится в спортивно-оздоровительные группы (СОГ). В группах начальной подготовки (НП), спортсмены обучаются: НП-1 – 9 лет и НП-2 – 10 лет, в учебно-тренировочных (УТ) группах: УТ-1 – 11 лет, УТ-2 – 12 лет, УТ-3 – 13 лет, УТ-4 – 14 лет, УТ-5 – 15 лет и 16 лет в группах спортивного совершенствования (СС) гандболисты повышают свое мастерство вплоть до 20 лет.

Этап подготовки

Возраст (лет)

Задачи подготовки

Допустимые нагрузки (час), требования

1

2

3

СОГ

8-9 лет

  1. Набор детей
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма
  4. Воспитание специальных способностей для успешного овладения навыками игры: координации движений, быстроты, гибкости, ловкости, умения ориентироваться в меняющейся остановке
  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в пределах ДЮСШ

6 часов в неделю

Медицинская справка

НП
9-10 лет

  1. Воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости и выносливости
  2. Обучение приема игры (школа) совершенствование их в тактических действиях
  3. Обучение тактическим действиям (индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Четкой специализации по амплуа
  4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве города, товарищеских играх

1 год

6 часов в неделю

Мед. осмотр

2 год

8 часов в неделю

Нормативы, программы мед. осмотр

УТ

11-16 лет

  1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости
  2. Обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным, специализация по амплуа,

     официальные соревнования

1 год

10 часов в неделю 50% III юн. Разряд

2 год

12 часов в

неделю 100%

III юн. Разряд

  1. Обучение индивидуальным и игровым действиям и совершенствование их в различных комбинациях и системах нападения и защиты
  2. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа
  3. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях, проводить восстановительные мероприятия
  4. Официальные соревнования, матчевые встречи, сборы

3 год

14 часов в неделю

50% II юн. И 50% III юн.

4 год

16 часов в неделю

100% II юн.

5 год

18 часов в неделю50% II юн. и 50% I юн.

СС

16-20 лет

  1. Физическая подготовленность до уровня требований в командах высших разрядов
  2. Достижение высокой спортивной подготовленности на основе индивидуализации мастерства
  3. Достижение стабильности мастерства при выполнении в команде функций своего амплуа
  4. Подведение уровня подготовленности к требованиям команд высших разрядов.
  5. Большое количество соревнований.                                                

20 часов в неделю 100%

I юн.

                                                                 

         Спортивно-оздоровительная группа:

  1. Физическая подготовка:
  • обеспечить развитие опорно-двигательного аппарата и создать  предпосылки для дальнейшего развития силовых, скоростно-

     силовых способностей и скоростной выносливости на    

     последующих этапах;

  • повышение общего уровня физического развития, совершенствование выносливости и гибкости;
  • развивать быстроту реакции, быстроту движений, ловкость.
  1. Техническая подготовка: в более раннем возрасте легче осваиваются новые, ранее неизвестные движения. Достаточно показа.

         В процессе многолетней подготовки гандболисты проходят через ряд возрастных ступеней.

Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

Все квалификации

Возраст, лет

9; 10; 11

12; 13; 14

15; 16; 17

18; 19; 20

По группам СДЮШОР

Начальной подготовки

Учебно-тренировочные

Спортивного совершенствования

По этапам многолетней подготовки

Базовая начальная подготовка

Начальная специализация

Углубленная специализация

Спортивного совершенствования

По правилам соревнований по гандболу

Дети – мальчики, девочки

Юноши,  девушки младшего возраста –

12-14 лет

Юноши, девушки среднего возраста–15-16 лет

Юноши, девушки 18-20 лет

         Физиологическая возрастная периодизация опирается на строение, развитие и становление функций систем организма. Возрастные группы и этапы подготовки в ДЮСШ, СДЮШОР также основаны на возрастной периодизации становления детского организма, а группы определенные правилами соревнований по гандболу, сложились эмпирически и оправданы практикой.

         Тренируя юных гандболистов, необходимо учитывать возрастные особенности естественного развития детского организма. Название этих особенностей может привести к низкой эффективности процесса обучения, потере интереса детей к гандболу, нанести вред здоровью еще не окрепшего организма.

         Развитие опорно-двигательного аппарата и физических качеств происходит неравномерно, что необходимо учитывать при выборе упражнений  преимущественной направленности.

         В периоды ускоренного развития тех или иных двигательных качеств под влиянием педагогического воздействия можно добиться наибольших темпов их прироста. Неправильный выбор средств тренировочного воздействия может дать отрицательный результата. Например, чрезмерное применение  нагрузок силовой и скоростно-силовой направленности содействует увеличению мышечной массы, но останавливает рост занимающихся в высоту и снижает  подвижность в суставах. Насыщенность тренировочных программ упражнениями на совершенствование скоростной выносливости без планомерного предварительного воспитания общей выносливости приводят к нежелательным последствиям,  вплоть до перенапряжения (Ю.В. Верхошанский, 1988г.).

         Подводить гандболистов к параметрам тренировочной работы взрослых надо постепенно на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило на практике часто игнорируется. Команды 12-13 летних нередко по несколько раз

в год  выступают в турнирах, к которым должны специально готовиться. Тренеры и организаторы спорта стремятся любыми путями добиться высоких

результатов, естественно, копируя методику тренировки взрослых спортсменов. На юных игроков, функционально и морфологически не готовых, к такого рода воздействиям, обрушивается колоссальный объем интенсивной нагрузки с двух и трехразовыми занятиями в день, с узкой специализацией по амплуа, когда даже школа техники освоена слабо.  Такое форсирование дает результат, и команда  может выиграть какие-либо детские соревнования. Но дальнейший рост мастерства может значительно затормозиться. Частое применение стимулирующих средств и методов в тренировке юных даст адаптацию к их воздействию и исчерпывает приспособленные возможности растущего организма. На более слабые воздействия организм перестает реагировать (В.Я. Игнатьева, 1985г.).

         В первые годы многолетней подготовки нагрузка должна возрастать постепенно. В период перехода гандболиста в стадию спортивного совершенствования можно значительно увеличить объем нагрузки, а далее можно увеличивать и интенсивность, доводя сочетание компонентов до уровня, применяемого во взрослых командах. Такой скачок объема, а затем и интенсивности должен сыграть положительную роль и перевести функциональное состояние молодых игроков на новый уровень (В.П. Зотов, А.И. Кондратьева, 1982г.).

         В детском и юношеском возрасте роль выносливости – обеспечить эффективность учебно-тренировочного процесса. Ни в коем случае не стоит увлекаться нагрузками, которые применяются при совершенствовании специальной соревновательной выносливости у взрослых гандболистов.

         Нередко стремление сделать своих учеников как можно сильнее заставляет тренеров СДЮШОР использовать в подготовке детей любого возраста все то, что применяется сегодня в большом спорте. Если на начальных

этапах подготовки гандболиста силовые способности улучшаются под воздействием любых упражнений, то для небольших сдвигов в силовом

потенциале квалифицированных игроков  нужны новые специализированные средства и методы силовой подготовки.

         Совершенствование двигательных навыков и физических качеств – единый процесс. Сначала упражнение выполняется не верно и только приблизительно соответствует заданным требованиям.  

         Двигательные навыки у гандболистов имеют свои особенности. Во-первых, они разнообразны и весьма сложны, так как выполнять их приходиться на высокой скорости перемещения. Во-вторых, если в циклических и ациклических (гимнастика, тяжелая атлетика и др.) видах спорта все действия доведены до автоматизма, то в гандболе автоматизируются только отдельные компоненты сложных движений (П.Н. Клусов, 1971г.).

         В связи с естественным неравномерным развитием физических качеств

у детей не следует торопиться автоматизировать даже основную фазу двигательного навыка до высшей стадии, так как техническое мастерство юного гандболиста находиться в постоянном поиске новых форм в зависимости от физической психической зрелости.

ГЛАВА  II.

ВОЗРАСТНЫЕ  ЭТАПЫ  МНОГОЛЕТНЕЙ  ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ.

2.1.  ЭТАП БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ.

  Физическая подготовка:

         Базовая тренировка должна обеспечивать в первую очередь развитие опорно-двигательного аппарата и создавать фундаментальные предпосылки для дальнейшего развития силовых, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости на последующих этапах. Направленность базовой тренировки преимущественно на повышение общего уровня физического развития, совершенствование выносливости, гибкости наиболее целесообразна, поскольку показатели этих качеств имеют в предпубертатном периоде наибольшие темпы прироста. На начальном этапе можно развивать быстроту реакции, быстроту движений, ловкость.

         Мышцы детей до 13 лет, особенно у не занимавшихся ранее спортом, развиты не равномерно. Мышцы спины, передней поверхности бедра, живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей  развиты слабо. Кроме перечисленных основных, у детей слабо развито множество мелких мышц.

         Группы мышц, на которые приходятся основная нагрузка в гандболе, будут работать более эффективно, если их окружает соразмерно развитая мускулатура. Поэтому впервые два-три года занятий в СДЮШОР силовая подготовка должна быть всесторонней направленности. Ведь организм ребенка растет и развивается.

         Функциональные возможности нервно-мышечного аппарата возрастают быстрее опорно-связочного. У более одаренных юных гандболистов не редко

появляются ранние травмы, так как они способны проявлять усилия на тренировке и соревнованиях, к которым их кости, хрящи, связки, суставы еще не подготовлены. Наиболее подвержены травмам высокорослые и сильные от

природы дети. Поэтому в первые годы тренировки  необходимо особенно щадить и укреплять опорно-связочный аппарат юного игрока, ибо на протяжении всего спортивного пути его возможности определяют величину и характер нагрузки.

         Надо подбирать упражнения, которые редко встречаются в жизни и мало применяются на уроках физкультуры в школе. Акробатические, гимнастические упражнения, парные и групповые единоборства, силовые игры прекрасно воздействуют на множество мелких мышц.

  Техническая подготовка:

         Наилучший возраст для обучения двигательным действиям 8-12 лет. В эти годы легко осваиваются новые ранее неизвестные занимающимся движения. Достаточно показа и объяснения, чтобы новое упражнение было ими выполнено.

         На этом этапе необходимо обучить основам техники. Основные задачи обучения состоят в том, чтобы:

а) создать общее представление о двигательном действии и дать установку на овладение им;

б) сформировать общий ритм двигательного акта;

в) предупредить ошибки;

г) устранять только грубые ошибки.

         Овладевая техникой на данном этапе, занимающемуся достаточно освоить правильную структуру движений, выполнять прием без напряжения. Не следует требовать идеальной точности и быстроты движений, на этом этапе они еще недоступны занимающимся.

         Задачей начального этапа технической подготовки является приобретение «школы» техники движений. Главное в постановке «школы»  - это формирование структуры движения с соблюдением  общих закономерностей выполнения основных элементов.

         Юные гандболисты должны осваивать биодинамическую структуру двигательных навыков в режиме, который требуется в будущей соревновательной деятельности. Для решения этой задачи на занятиях с юными гандболистами необходимо пользоваться специальным инвентарем и оборудованием.

         Высота ворот не должна превышать  170 см. Этого можно добиться, загородив верхнюю часть обычных ворот. Уменьшение размера ворот положительно скажется на совершенствовании техники вратаря, так ему чаще придется вступать в контакт с мячом, и на совершенствование техники нападающего, поскольку уменьшение цели стимулирует меткость броска. Размер мяча должен соответствовать развитию антропометрических и силовых характеристик юного гандболиста. Это позволит с самого начала формировать структуру движения, так что ее не нужно будет менять.

         Дети 9-10 лет производят метание теннисного мяча весом 200 г толчкообразным способом. Они еще не могут перепрограммировать сложные действия, а потому после разбега останавливаются и выполняют бросок почти с места.  В 11-12 лет появляется хлесткость движений, обеспечивающее нарастание силовой волны.  

  Тактическая подготовка:

         Основная задача на этом этапе – воспитание игрового мышления. Оно заключается в умении реагировать на смену обстановки, выбирать наиболее рациональное решение несложной задачи, ориентироваться на сигнал. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения. Применяются различные игры со звуковыми и зрительными сигналами, с

выбором вариантом решения простейших игровых задач. Передача мяча в различных перестроениях (по кругу, в треугольнике, встречном) помогает воспитывать необходимую гандболисту ориентировку. А включение в упражнения нескольких мячей одновременно значительно усложняет решение

задачи. Кроме того, применяются упражнения в передаче мяча, где направление движения игрока не совпадает с направлением полета мяча. Ведение активного и пассивного сопротивления условного противника значительно усложняет упражнения и делает их более эффективными.

         На этом этапе начальной подготовки необходимо вводить и специально-подготовленные  средства – знакомить учеников с простейшими схемами перестроения, изображенными на плакатах, просматривать вместе с ними игры старших ребят и мастеров гандбола, заострять внимание на сложнейших действиях игроков.

         Мышление детей 10-12 лет отличается конкретностью. Им еще недоступно решение задач на базе широкой информации. Поэтому тактическая подготовка ребят этого возраста должна носить конкретный характер. Целесообразно ставить задачу выбора не более чем из двух вариантов.

         Главное в тактической подготовке на начальном этапе – это усвоение индивидуальных и частично групповых действий. Причем групповые действия нужно доводить до такой степени, чтобы в игре дети узнавали изученные ситуации и решали их автоматически. Сначала нужно освоить поточные упражнения  по тактике групповых действий, а затем выполнять их на различных позициях и меняться ролями.

         Овладение командными действиями сводиться к знакомству с расстановкой на площадке, для проведения двусторонней игры. Дети выступают в игре во всех амплуа поочередно. Двусторонняя игра проводиться с целью применения в ней индивидуальных групповых действий.

  Психологическая подготовка:

         Основы, заложенные именно на этом этапе, очень важны для дальнейшего становления личности гандболиста, и много зависит от того, какой  человек примет руководство группой. Дети копируют движения тренера, слепо верят в авторитет своего наставника, его слово является законом.

         Чтобы суметь воздействовать на ребенка, необходимо знать особенности его психики в различные возрастные периоды.

         К основным особенностям поведения детей относится высокая эмоциональная возбудимость. У детей младшего школьного возраста восприятие окружающего мира имеет

предметный  характер. Отсутствие устойчивого внимания и сосредоточенности требует при проведении занятий разнообразного учебного материала, частой смены заданий. При объяснении заданий полезно использовать сравнения с поведением животных, птиц. Наряду с образным объяснением необходим неоднократный показ упражнений.

         На детей 7-12 лет существенно влияет присутствие зрителей. Благожелательные замечания и указания, похвала и поощрение активизируют деятельность, благоприятствуют выполнению поставленной задачи.

         На тренировке детей приучают к игровой деятельности, а затем к соревновательной. Для этого юных гандболистов необходимо  специально готовить к встрече со зрителями, сказав им, что энергии у них прибавиться, а вот точность действий несколько уменьшится. До встречи со зрителями, на тренировках, можно приучать ребят к проведению игры под шум болельщиков, записанный на магнитофон.

●  Игровая подготовка: 

         На этом этапе в основном решаются вопросы соединения физической,  технической и индивидуальной тактической подготовленности юных гандболистов. Основными средствами являются общеподготовительные

упражнения и игры по упрощенным правилам. Комплексными упражнениями на начальном этапе будут топочные упражнения в передаче мяча, соединение

нескольких приемов в единую систему действий, применение их в простейшей двусторонней игре.

         Требованиям игры в гандбол отвечает площадка длиной 40м и шириной 20м. Но проводить занятия, обучать игре можно на площадке и значительно меньших размеров. В зале 24х12м линию площадки вратаря можно провести на расстоянии 5м от ворот, а линию свободных бросков – 7-8м.  Если в группе занимающиеся ученики с очень сильным броском, то им нужно разрешать бросать не ближе чем с расстояния 7-8 м.

         В зале с площадкой 20х10м зону вратаря можно ограничить 3-4м, а линию свободных бросков провести на расстоянии 1-2 м от зоны вратаря. Вместо гандбольных ворот можно использовать  различный инвентарь (стойки, гимнастический козел или конь, набивные мячи, какой-нибудь ящик и пр.). Играть в таком случае можно и без вратаря; начинать игру не с центра, а от ворот; применять личную защиту по всему полю; ограничить состав команд до 3-5 человек.

         Для того чтобы увеличить игровую площадку, можно разрешить игрокам заходить в зону вратаря, но броски производить только с площадки вне зоны. Это позволит игрокам разнообразнее комбинировать тактические действия. Чтобы не мешать   игре вратаря, нужно, обозначить, коридор напротив ворот, в который игроки не имеют права заходить.

2.2.  ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

●  Физическая подготовка: 

         Направленность физической подготовки на этапе начальной специализации имеет свои специфические особенности, связанные с естественным возрастным развитием спортсменов. В среднем возрасте силовые

качества должны обеспечить гандболисту возможность выполнять приемы игры со средней и большой скоростью.

         Некоторые тренеры считают, что чем сильнее их ученик, тем лучше. На самом деле это не так. Если в младшем возрасте слишком активно совершенствовать силовые качества, то гандболисты могут значительно утратить способность координировать напряжение и расслабление мышц, осваивать технику, потерять присущую им индивидуальность. «Перекачивание» - это почти всегда диспропорция в развитии мускулатуры ребенка.

         Избыток силы до поры до времени будет компенсировать недостаточную гибкость и даже выносливость. Однако надо помнить, что рациональность координации и техническое мастерство – категории многолетние, и если их совершенствованием длительный период пренебрегать, то даже самое повышенное внимание к ним в последствии не принесет успеха. Если в группе есть дети с избытком силовых возможностей, им следует снижать объем силовой нагрузки и акцентировать внимание на технике.

         В учебно-тренировочных группах  начальной специализации основными в силовой подготовке гандболистов становятся средства разностороннего целенаправленного воздействия.

         Этот этап отличается от предыдущего большей специализированностью средств. Кроме основной задачи повышения общей тренировочной выносливости в этот период необходимо создать некоторую основу для специальной.

         Время игры в соревнованиях у детей этого возраста составляет 30 мин (15 мин х 2). Количество соревнований увеличивается до 40 – 50 игр в год. Но увлекаться интенсивными средствами и методами подготовки не следует, так как соревновательная деятельность у ребят этого возраста еще не носит характера чрезмерных физических напряжений   из-за отсутствия необходимого мастерства.

         Воспитание выносливости на этапе начальной специализации нужно вести с учетом средств и методов общеподготовительного и специально-подготовительного разделов совершенствования этого качества.

         Методы избирательного воздействия на этом этапе можно применять для повышения циркулярной способности сердца. Методы целостного моделирования – для создания базы специальной соревновательной выносливости.

●  Техническая подготовка:

         Гандболист должен овладеть всеми основными приемами игры. Пока не следует требовать вариативного выполнения приемов. Главное внимание надо уделить основной фазе выполнения приема, не заостряя на разнообразии подготовительной.

         Для усвоения приемов игры, разных способов их выполнения необходимо готовить двигательный аппарат юного игрока, применяя специальные подготовительные и подводящие упражнения.

         При совершенствовании ведения, передачи, броска необходим прием «симметрического переключения», т.е. выполнения приемов левой и правой рукой. Особенно это касается высокорослых игроков.

         Техническая подготовка приобретает все более специализированный характер. На базе «школы» при постоянном повышении уровня универсальной

подготовленности гандболист начинает совершенствовать приемы, присущие игроку определенного амплуа.

          На этом возрастном этапе целесообразно стимулировать полную моделизацию двигательных возможностей гандболиста при условии, что это не сопряжено с искажением техники исполнения.  Необходимо вводить упражнения, в которых приемы выполняются в полную силу, с большой скоростью.   Однако злоупотреблять этим нельзя.

         Главными средствами технической подготовки на данном этапе должны быть общие подготовительные и специально-подготовительные упражнения. Основными в организации упражнений должны стать методы ориентирования, направленного прочувствования   и строгого регламентированного варьирования.

●  Тактическая подготовка: 

         Главной задачей тактической подготовки на этапе начальной специализации является освоение индивидуальных и групповых действий. При этом в групповых действиях юные игроки участвуют меняясь позициями.

         Тактическая подготовка ведется в двух направлениях – продолжается разучивание конкретных схем действия в групповых упражнениях и подбираются упражнения, которые вынуждают игрока творчески подходить к решению задачи. Основное направление подготовки – это воспитание тактического мышления на базе систематически получаемых новых знаний. Дети 13 лет способны мыслить аналитически. Поэтому им нужно давать упражнения с выбором решения  нескольких вариантов.

    Широко применяется разучивание комбинаций командных действий, но юные гандболисты должны осваивать их, выполняя две, а иногда и три различные функции. Это необходимо в связи с поиском специализации игрока по амплуа в команде.

●  Психологическая подготовка: 

         В период полового созревания в психике подростка происходят резкие сдвиги, что проявляется в повышенной чувствительности, раздражительности, неустойчивости настроения. Повышенная эмоциональная чувствительность часто служит причиной неоправданной обидчивости, что выражается в грубости и замкнутости. Педагогу требуется большой такт в общении с подростками.

         Работая с гандболистами этого возраста, тренер должен конкретно определить, что он хочет изменить в поведении юного спортсмена и наметить конкретные пути воздействия на него. На данном этапе спортивной тренировки недостаточно общих мероприятий, нужен индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Тренеру необходимо решить, какие условия тренировки положительно действуют на ребят, для кого из них достаточно только похвалы, нужны ли строгий учет и оценка, как воспринимают ученики поведение тренера. Для активизации успешной деятельности юного гандболиста тренеру важно с помощью различных методов (бесед с самим учеником, родителями, товарищами, наблюдений за поведением) собрать информацию и получить представление о жизни и общении подростка, о его мотивах занятий гандболом.

●  Игровая подготовка: 

         На этом этапе носит целенаправленный характер. Применение средств меняется от обще подготовительных к соревновательным. На этом этапе применяются все средства игровой подготовки.

         Это этап приобщения юных гандболистов к соревновательной деятельности. Участие в первенстве города, округа, во всероссийских соревнованиях  обязывает вести целенаправленную игровую подготовку. Однако командная подготовка не должна стать доминирующей. Главное на этом этапе – индивидуальное мастерство.

2.3.  ЭТАП УГЛУБЛЁННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

●  Физическая подготовка:

         На этом этапе углубленной специализации силовая подготовка приобретает некоторые черты тренировки взрослых спортсменов. Используя широкий комплекс средств и методов, увеличиваются интенсивность и объем нагрузки. Однако в этот период особенно необходим дифференцированный

подход к силовой подготовке  юношей и девушек в связи с особенностями их естественного развития.

         Масса тела девушек в этот период быстро увеличивается в основном за счет увеличения жировой ткани. Это снижает показатели относительной силы и нарушает приобретенные функциональные способности сердечно-сосудистой системы. У юношей наблюдается бурный рост тела в длину, что также сказывается на уровне силовых возможностей и на приспособляемости к нагрузкам сердечно-сосудистой системы гандболистов.

         В работе со спортсменами этого возраста не следует увлекаться силовыми нагрузками    общего воздействия, а вот локально силовую подготовку можно вести, даже применяя метод максимальных усилий.

         Силовые упражнения рекомендуется чередовать с упражнениями на быстроту и расслабление.

         На этом этапе подготовки применяется большое разнообразие средств подготовки. Объем специальных упражнений резко вырастает в процентном отношении к общему количеству нагрузки. Значительно увеличивается количество соревнований. На игровую подготовку, контрольные и календарные игры отводиться по 200 часов в год. Эта цифра указывает на возросшую специализированность средств подготовки на данном этапе. Появляется необходимость воспитывать специальную соревновательную выносливость. У

юношей и девушек 15-16 лет игра длится 50 мин (25х2). В этом возрасте юные гандболисты участвуют в турнирах, а это обязывает тренера так планировать процесс подготовки, чтобы нагрузка соревнований не была для игроков чрезмерной. Нужна выносливость, которая позволила бы показать в игре достигнутое к этому времени спортивное мастерство.

         При воспитании специальной выносливости необходимо решать две взаимосвязанные задачи:  

Во-первых, увеличить специальную тренировочную выносливость, чтобы гандболист был способен в тренировке переносить более объемные интенсивные нагрузки, чем в соревнованиях.

Во-вторых,  добиться максимально возможной  на данном этапе соревновательной  выносливости. Специфика соревновательной выносливости выражается в возрастании устойчивости психики к различного рода сбивающим факторам, стабильности технического мастерства и наращивания эффективности соревновательных действий по ходу состязаний.

         Необходимым условием воспитания специальной выносливости является систематическое применение  напряженных тренировочных программ, которые по своему содержанию охватывают все факторы выносливости, а по воздействию на организм близки к соревновательным нагрузкам.

    В этот период необходимо с особой тщательностью следить за состоянием ребенка, чтоб не привести к патологическим изменениям в работе систем его организма. Силовые качества можно поддерживать и совершенствовать избирательными упражнениями локального воздействия, не требующими значительного участия сердечно-сосудистой, дыхательной систем и систем обслуживающих их.

          С одной стороны, необходимо совершенствовать соревновательную деятельность и строить тренировки, применяя субмаксимальные режимы нагрузки. С другой, следует щадить сердечно-сосудистую и дыхательную системы спортсменов, так как они в этот период значительно отстают в развитии от бурного роста тела в высоту у юношей и значительного увеличения массы тела у девушек.

         В юношеском возрасте темпы прироста максимальных показателей кардиореспираторной функции замедляются. Для стимулирования этой функции необходимо применять нагрузки средней и большой интенсивности при частоте пульса 150-180 уд/мин. Применение интервальных тренировок на этом этапе подготовки даёт положительные результаты в стимулировании

деятельности сердечно-сосудистой системы. Продолжительность интенсивной тренировки диктуется тренировкой гандболистов. При этом необходим тщательный контроль за пульсом. Как только время восстановления после выполнения серии упражнений начинает возрастать, надо увеличивать интервал отдыха между ними. Если и после этого не наступает улучшения, то интервальную тренировку следует прекратить, заменив её менее интенсивной нагрузкой. На этапе углублённой специализации в применении методов воспитания выносливости необходим строго индивидуальный подход к занимающимся с учётом их ростовых данных, биологического возраста.

         Такое планирование нагрузок позволит юным гандболистам подойти к этапу соревновательного совершенствования с достаточно высоким уровнем развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и включиться в учебно-тренировочный процесс с ещё более высокой интенсивностью.

         На этом этапе тренировки применяется большое разнообразие средств и методов. Объём общеподготовительных упражнений постепенно (в процентном отношении к общему количеству нагрузки) сравнивается с объёмом специальных. На этом этапе рационально использовать и тренировочные формы соревновательного упражнения.

●  Техническая подготовка: 

         На этом этапе задачи обучения и тренировки:

а) углубить понимание закономерностей изучаемой техники;

б) индивидуализировать технику;

в) создать предпосылки для вариативного выполнения приёмов игры.

Основными на данном этапе становится целостный метод выполнения приёмов с направленным внесением изменений в отдельные его фазы. Внимание занимающегося, которое на начальном этапе обучения направлялось на детали выполнения, теперь надо фиксировать на решающих звеньях движения.

         Процесс овладения спортивно-техническим мастерством предусматривает решение многих теоретических и практических задач. Гандболисту необходимо

получит знания о разнообразии способов выполнения приёмов игры, биомеханической структуре их выполнения, о методике технической подготовленности и др. Такие теоретические знания будут способствовать сознательному и творческому отношению к совершенствованию своей техники, что в конечном итоге приведёт к умению контролировать свои действия, находить самостоятельно наиболее смелые индивидуальные формы выполнения приёма, быстро подмечать и ликвидировать ошибки.

         Прочное овладение техникой приёмов игры и умение сочетать их – основная задача технической подготовки на этапе углублённой специализации.

         Главным в организации упражнений становятся методы ориентирования, варьирования, лидирования.

●  Тактическая подготовка: 

         На этом этапе приобретает более специфический характер. На основные изучения индивидуальных и групповых действий создаются комбинации, которые игроки осваивают соответственно выбранным ими амплуа. В основном подготовка должна вестись в звеньях (например, крайний – полусредний – линейный), затем взаимодействие в звеньях объединяются в командные действия.

         На этом этапе углублённой специализации применяются все средства и методы тактической подготовки в зависимости от конкретных задач подготовки.

●  Психологическая подготовка: 

         В возрасте 15-17 лет ребята уже уравновешенны, обладают умением сосредоточить внимание в течение длительного времени. Память и способность к освоению физических упражнений в этом возрасте достигают наивысшего

уровня развития. Постепенно проявляется ярко выраженное стремление к самостоятельности.

         Чем взрослее становиться ученик, тем большее значение для него приобретают профессиональные знания и человеческие качества тренера, он становится старшим товарищем, советником. 

         Нередко в этом возрасте наступает застой в спортивном росте игрока. Тренер должен объяснить причину такого явления, поддержать веру ученика в достижение высокого результата, мобилизировать его на преодоление возникших трудностей. Это возможно только в том случае, если тренер сам хорошо знает особенности возрастного развития детей, изучил каждого воспитанника, сам является авторитетом для ученика.

         Гандболисты на этом этапе уже имеют опыт соревновательной командной борьбы, умеют анализировать результаты игры.

         Юные игроки должны овладеть основами специальной психологической подготовки к соревнованиям, некоторыми психологическими методами восстановления работоспособности.

●  Игровая подготовка:

         На этапе углублённой специализации на игровую подготовку отводится 25% всего объёма работы. При этом 10% предлагается затратить на соревнования. Применяются все средства игровой подготовки. Комплексные упражнения для трёх-четырёх человек партнёров, подводящие игры с успехом могут быть использованы на данном этапе для совершенствования тактического мышления и акцентированного внимания на некоторые стороны игровой подготовки.  

         Особое значение приобретают специально-подготвительные средства: двусторонние игры с заданиями и товарищеские игры с установкой. В этих упражнениях можно воспитывать необходимые для коллективной деятельности

качества, проверять возможности своих учеников и уровень их подготовленности.

         Контрольные игры и соревнования на данном этапе должны стать важным средством воспитания необходимых гандболисту качеств при переходе в группу спортивного совершенствования.

2.4.  ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

●  Физическая подготовка:

         На этом этапе физическая подготовка приобретает специальный характер. Это проявляется в подборе средств на периоды подготовки в годичном цикле. Средства общей направленности применяются в основном для восстановления физической работоспособности. Вся физическая подготовка ведётся с использованием специально-подготовительных форм соревновательного упражнения.

         На этапе спортивного совершенствования воспитание основных двигательных качеств ведётся одновременно. По мере повышения спортивного мастерства начинает сказываться отрицательное влияние одного физического качества на другое, особенно при раздельном воспитании силы, быстроты и выносливости. Исключить отрицательное влияние можно, повышая сопряженность воздействий и расширяя вариативность средств и мотивов, используемых в процессе специальной подготовки.

         На этом этапе главной задачей становиться воспитание специальной выносливости гандболистов для успешной реализации своих возможностей. Поэтому в работе с этой категорией игроков необходимо использование средств и методов всех трёх разделов (обще подготовительного, специально-подготовительного и соревновательного) воспитания выносливости. Ведущими становятся специально-подготовительный и соревновательный разделы.

         Умелое варьирование методами избирательного воздействия и целостного моделирования, а так же использование различной категории соревнований для

повышения уровня специальной выносливости позволяет тренеру довести уровень подготовки игроков до требований команд мастеров.

         Необходимо варьирование тренировочных воздействий от легких до предельных. Такое колебание нагрузки по величине не позволит организму адаптироваться к раздражителю, каким является тренировка. В группах спортивного совершенствования главное вывести молодых гандболистов на тот уровень нагрузок, которые присущи командам мастеров. При этом должен наблюдаться постоянный рост спортивно-технического мастерства.

●  Техническая подготовка: 

         Цель технической подготовки на этом этапе – обеспечить совершенное владение двигательными действиями в игре. Задачи этапа:

а) расширить вариативность действий на основе прочного навыка;

б) завершить индивидуализацию техники в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей и амплуа в команде;

в) обеспечить перестройку технического мастерства на основе роста физических способностей.

         Техническая подготовка – многолетний процесс, в течение которого меняется уровень развития физических и психических способностей занимающихся от возраста и целенаправленного воспитания. Приобретение гандболистом новых физических качеств влечёт за собой изменение динамической и кинематической структуры выполнения того или иного приёма игры. Поэтому формы движений на начальном этапе подготовки не всегда соответствуют тем, которые будут нужны в дальнейшем. Например, достижение определённого уровня прыгучести позволит увеличить фазу полёта при броске, изменить ритм выполнения приёма. Увеличение размеров кисти,

соответствующая силовая и скоростная подготовка мышечных групп руки дадут возможность овладеть броском с коротким замахом и т.п. Техническое

совершенствование не имеет предела и должно осуществляться на протяжении всей спортивной жизни гандболиста.

         На этапе спортивного совершенствования подготовка ведётся в зависимости от периодов тренировки. В начале подготовительного периода, когда гандболисты выполняют большой объём физической нагрузки и используют много обще подготовленных упражнений широкого воздействия, приёмы техники игры рекомендуется выполнять с такой скоростью, которая позволяет осуществлять самоконтроль за правильностью выполнения. В период формирование навыков несколько отстаёт от роста физических качеств. Для ликвидации этого расхождения применяется метод направленного сопряжения – выполнение приёмов игры с дозированными отягощениями для одновременного воздействия на развитие двигательных способностей и двигательных навыков.

●  Тактическая подготовка:

         На этом этапе завершается специализация игрока, и подготовка ведётся с учётом амплуа в команде. Средства и методы подготовки применяются в соответствии с периодом тренировочного процесса, задачами, методами, подготовленностью занимающегося. Ведущим в тактической подготовке становится метод моделирования. Чем выше мастерство гандболистов, чем ближе начало соревнований и конкретнее противник, тем шире применяется метод моделирования. Другие методы применяются в связи с решением конкретных задач тактической подготовки.

●  Психологическая подготовка:

         Психологическая подготовка, осуществляемая с командами на этом этапе, включает в себя следующие задачи:

а) Поддержание интереса, мотивации в тренировках и соревнованиях команды;

б) Регуляция взаимоотношений;

б) Подготовка к конкретному соревнованию.

         В команде самого высокого класса моральная подготовка должна вестись с неослабным вниманием. Помощь тренеру должен оказывать психолог. На этапе спортивного совершенствования важным разделом психологической подготовки является поддержание мотивации к занятиям гандболом. Окончив среднюю школу, юные спортсмены меняют режим жизни. Они поступают учиться в академию, институт, другие начинают трудовую деятельность. Кроме того, на этом этапе молодые гандболисты начинают тренироваться в командах мастеров, где возникают специфические взаимоотношения между игроками, игроками и тренером, диктуемые конкуренцией за попадание в состав команды. Не всегда юные игроки безболезненно переносят суровые условия, переход к повышенным нагрузкам. Нередко они теряют уверенность в своих силах, так как мастерство, которого они достигли и показывали в среде своих сверстников, вдруг разглаживается в необычных условиях команд мастеров.

         Не всегда команда ветеранов охотно принимает молодого игрока. Для того чтобы закрепиться в составе, нужны терпение и устройство. Новые условия, новые раздражители, новые стимулы нередко приводят к решению прекратить занятия гандболом. На этапе спортивного совершенствования происходят самые большие потери талантливых гандболистов, не успевших раскрыть своё дарование в силу многих причин. Этого можно избежать, проявляя внимание заботу, индивидуального подхода к каждому молодому игроку.

●  Игровая подготовка:

         Как правило, она ведётся в юниорской команде, если такая существует как дубль команды мастеров, и в составе самой команды мастеров. Средства этой подготовки неизвестны, они применяются на всех возрастных этапах. Но для игрока, который готовиться вступить в спорт высших достижений, очень

важным является то, как быстро тренер доверит ему участвовать в соревнованиях в составе команды высшей квалификации. Если участие в соревнованиях ограничивается сидением на скамейке запасных в течение

долгого периода, то перспектива достичь игроком высшего мастерства может так и остаться мечтой.

         Только соответствующая соревновательная подготовка в составе команды мастеров может стать стимулом, как роста мастерства, так и дальнейшего требования в гандболе.     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания и т.д.), развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.).

         Эффективное планирование и управление тренировочной и соревновательной деятельностью в гандболе невозможно без объективного учёта динамики физических способностей, изменения состояния функциональных систем организма спортсмена, уровня всех видов его подготовленности.

        Подготовка гандболиста от новичка до спортсмена высокого класса представляет собою единую систему, все составленные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением единой цели. Достижение намеченной цели зависит от оптимального уровня исходных данных: отобранных для занятий гандболом детей, уровнем подготовленности тренеров, наличия материально-технической базы и от высокого качества всего педагогического процесса. Планирование подготовки гандбольных команд основано на общих принципиальных положениях, которые отражаю объективные закономерности тренировки. К ним относятся: направленность к максимуму достижений, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам, волнообразность динамики нагрузки, цикличность. На современном этапе развития спорта вообще и гандбола в частности достичь предельного результата доступно только при специализации и индивидуализации всего процесса тренировки. Важно, чтобы гандболист на разных этапах многолетней тренировки имел соответствующую подготовленность, которая позволит ему планомерно достичь уровня

необходимого мастерства на этапе спортивного совершенствования, обеспечит преемственность подготовки юных и взрослых гандболистов.

         Воспитать спортсменов гандболистов, которые могли бы соответствовать столь высоким требованиям, возможно только при условии, что весь процесс спортивной тренировки будет вестись на основе комплекса принципов: общепедагогических принципов воспитания, дидактических принципов обучения и принципов физического воспитания.  

         Весь процесс подготовки в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР) необходимо строить так, чтобы воспитать у юного спортсмена стремление к достижению своего максимального спортивного результата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

       

  1. Биль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.,1980г.
  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М., 1988г.
  3. Гарбаляускас Ч.Л. Играем в ручной мяч: Книга учащихся средних и старших классов. М.: Просвещение, 1988г.
  4. Гандбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных и групп спортивного совершенствования СДЮШОР/Под ред. В.Я. Игнатьевой. – М., 1985г.
  5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986г.
  6. Зотов В.П., Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации. – Киев, 1982г.
  7. Игнатьева В.Я. Гандбол: Учебное пособие для институтов физической культуры – М.: Физкультура и Спорт, 1983, 200с.
  8. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Учебник тренера по гандболу. – М., 1996г.
  9. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М., 1987г.
  10. Клусов Н.П. Ручной мяч 7:7 (Методическое пособие) М., Воениздат, 1971г.
  11. Клусов Н.И. и Цуркон Ю.М. Гандбол.: Учебник для физкультурных вузов. – М.: Физкультура, образование и наука, 1996г.
  12. Клусов Н.П. Тактика гандбола. – М., 1988г.
  13. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов/Под ред. В.И. Леха. – Раздел «Ручной мяч». – М., 2001г.
  14. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя. – Раздел «Ручной мяч». – М., 2001г.
  15. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.-132с (Методика спортивной тренировки).

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в тренировке гандболистов

Подвижные игры в тренировке гандболистов...

Методическая разработка "Газеты разные нужны"

Рассматриваются особенности газет разной тематической направленности...

Методическая разработка «Сочинения разных жанров: отзыв, рецензия, эссе»

В работе можно найти ответы на вопросы:Чем различаются между собой сочинения - рассуждения: эссе, рецензия и отзыв? Как научиться писать такие сочинения? Здесь приводятся примеры изобразительных средс...

Методическое пособие "Такие разные игрушки"

Методическое пособие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "В мире мягкой фантазии" для педагогов, учащихся и родителей....

Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"

Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев...

Разделение труда между рабочими разной квалификации. Значение комплексных бригад.

Цель данного  урока  познакомить учащихся с разделением труда между рабочими разной квалификации  и значением комплексных бригад....

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...