Программа обучения катания на коньках на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Вьюшина Татьяна
Программа обучения катания на коньках на уроках физической культуры для учащихся 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obucheniya_kataniyu_na_konkakh.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1

с углублённым изучением английского языка

Программа обучения катанию на коньках на уроках физической культуры

(для учащихся 5 -11 классов на 10 часов)

Разработчик: Вьюшина Татьяна Ивановна

учитель физического воспитания

г. Ковдор

Мурманская область

Пояснительная записка

В последние десятилетия в российском обществе упал интерес к занятиям физической культурой. В то же время, каждый четвертый родившийся ребенок имеет врожденную патологию, каждый третий страдает от хронических болезней, каждый второй имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти дети часто не могут в полном объеме посещать школьные уроки физкультуры, и получается замкнутый круг: отсутствие интереса к спорту способствует слабому здоровью, болезненные дети становятся неспортивными.

Не секрет, что школьные программы физической культуры устарели, что принудительный характер уроков деформирует мотивационную основу их двигательной активности, что вместо формирования полезного члена общества, готового к труду и обороне, пора посмотреть на школьника как на личность.

В этой связи становится  актуально использование  каждым учителем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм детей.

Данная программа составлена опираясь на программно – нормативные документы, касающиеся физической культуры в средней школе и на личном опыте проведения занятий на коньках для учащихся. Программа допускает многообразие и вариативность подходов к построению учебного процесса, в тоже время она вписывается в минимальный объем учебного материала по предмету «физическая культура», который должен быть освоен учащимися, не зависимо от их типа, характера, используемых учебных программ.

Целью программы является: обучение  технике катания на коньках, формирование двигательных умений и навыков, укрепление здоровья.

Требования к уровню подготовки предусматривают усвоение учебного материала по предмету «физическая культура».

Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую подготовку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и двигательной мускулатуры, развитию и укреплению всей опорно-двигательной системы. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.

Сложность движений на коньках обуславливается  взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить ребят этому виду спортивных упражнений можно начинать с 3-5 лет, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании детей.

Желание учащихся овладеть катанием, воспитывают у них волю, терпение, смелость, настойчивость и другие положительные качества. Совместная работа учителей физического воспитания и семьи поможет осуществить правильное физическое развитие и воспитание характера и личности. Этому способствует катание на коньках.

Программа позволяет последовательно решать такие основные задачи:

- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

- формирование двигательных умений и навыков;

- воспитание у школьников потребности в систематических и самостоятельных занятиях на свежем воздухе;

-воспитание волевых качеств характера;

- приобретение  необходимых навыков самоконтроля и самостраховки;

- проведение культурного семейного досуга.

При проведении занятий  строго соблюдаются правила техники безопасности, установленные для уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Занятия с учащимися проводятся с учетом их состояния здоровья. Программа позволяет проводить занятия с учащимися на личностно- ориентированной основе.

В программе четыре раздела:

- основы знаний при занятии на коньках;

- подготовительный период обучения (занятия на твердом покрытии и на снежной утрамбованной площадке);

- основной период обучения (занятия на льду);

- заключительный период.

В подготовительном периоде решаются следующие задачи:

- вызвать у ребят интерес и желание кататься на коньках; обеспечить общую физическую подготовку;

- формировать чувство равновесия; формировать первоначальные представления о технике катания на коньках;

- выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;

- научить способам самостраховки при падении.

В основной период обучения, который охватывает 10 занятий, ставятся следующие задачи:

- обучать основам техники катания на коньках и закреплять движения, уже имеющиеся после подготовительного периода обучения;

-обучать технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по прямой;

- обучать технике катания по кругу;

- обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку коньков;

-обучить технике поворотов и торможению.

Таким образом, в основной период обучения включаются упражнения на льду (46% времени), произвольное катание (20%) и игры (34%).

Почасовой план рассчитан на  10 часов в  учебный год.

Для реализации программы  используются беседы, практикум, урок-тренировка.

Из опыта работы видно, что мотивация к занятиям физической культурой на коньках высокая. Уменьшилось количество учащихся, болеющих простудными заболеваниями. Многие учащиеся приобрели свои коньки и стали посещать каток в свободное время.

Содержание программы (10 часов)

Основы знаний при занятиях на коньках

Тема 1. Техника безопасности.

Тема 2. Техника падений.

Тема 3. Подбор коньков.

Подготовительный период обучения

Занятия на твердом покрытии

Тема 1. Обучение технике стойки и ходьбы на коньках. Развитие чувства равновесия.

Тема 2. Научить технике толчка и положение коньков при их наклоне. Развитие равновесия на коньках.

Занятия на снежной утрамбованной дорожке

Тема 1. Закрепить навыки параллельной постановки коньков при ходьбе; отталкивания коньком и скольжения на другом коньке (направление толчка, положение туловища).

Тема 2. Разучивание техники разбега из 2-3 шагов с отталкиванием по очереди то одним, то другим коньком и скольжением на обеих сомкнутых ногах.

Тема 3. Закрепить умения отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную посадку. Разучить приемы переноса тяжести тела на опорную ногу.

Тема 4. Разучить разбег с помощью одних толчков с выполнением маховых движений руками.

Основной период обучения

Тема 1. Закрепить навыки ходьбы на коньках. Обучить более длительному скольжению на одном коньке.

Тема 2. Закрепить навыки скольжения на одном коньке и энергичного отталкивания другим коньком в катании друг за другом; разучить технику разбега из 2-3 шагов с переходом на двухопорное скольжение.

Тема 3. Совершенствовать навыки ходьбы и скольжения друг за другом и в парах. Обучить быстрой смене движений.

Тема 4. Обучить технике катания длинным шагом, перенося при этом тяжесть тела на опорную ногу и сохраняя наклон туловища. Закрепить  умение делать поворот после скольжения, наклоняя при этом коньки и туловище в сторону поворота.

Тема 5. Обучить технике катания по кругу. Обучить при скольжении по прямой и по кругу выполнять невысокий прыжок, при этом хорошо группироваться: сгибать колени, наклоняя туловище в сторону круга.

Тема 6. Обучить технике торможения разными способами –«полуплугом» и «плугом».

Тема 7. Совершенствовать умение делать повороты, тормозить при катании в разных направлениях.  Закрепление знаний правил катания на катке.

Тема 8. Обучение  технике катанию спиной вперед. Совершенствовать навыки скольжения на одном коньке. Научать выполнять, скольжение с изменением направления коньков в любой части катка. Закрепить умение переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тема 9. Обучение  технике катанию спиной вперед по кругу. Совершенствовать навыки катания врассыпную, быстрого перехода с одного движения на другое. Закрепить умение скользить на одном коньке.

Тема 10. Совершенствовать технику бега по кругу, добиваться энергичного толчка одной ногой. Обучить быстроте передвижения на коньках.

Заключительный период

Тема 1. Закрепление и совершенствование техники катания. Подвижные игры и эстафеты.

Тема 2. Произвольное катание. Показ композиций.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Основы знаний

1

2

Подготовительный период

2

3

Основной период

4

4

Заключительный период

2

При освоении программы учащиеся должны знать:

  1. Как вести себя на льду.
  2. При каком температурном режиме можно заниматься.
  3. Как правильно падать.
  4. Как оказать помощь при травме.

При освоении программы учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подобрать коньки.
  2. Кататься по прямой.
  3. Скользить на одном коньке.
  4. Делать повороты.
  5. Кататься по кругу.
  6. Кататься спиной вперед.
  7. Тормозить двумя способами.
  8. Уметь группироваться при падении.

Формы контроля:

Каждая обязательная фигура оценивается отметками.  При выставлении отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; во – вторых положение тела и правильность движений; в – третьих- величина фигуры и в- четвертых – покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования по возможности располагаются в указанном порядке.  

Для реализации программы необходимо:

1.        Наличие катка, раздевалок, коньков.

Использовать следующие формы деятельности:

Беседы:

  1. Техника безопасности при занятиях на коньках;
  2. Правила поведения на льду;
  3. Приемы и техника падения.

Практикум:

  1. Подбор коньков;
  2. Занятия на твердом покрытии;
  3. Занятия на снежной утрамбованной площадке.

Урок-тренировка:

1.       Занятия на льду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аторская программа Штыркиной Н.С. "Обучение катанию на коньках на уроках физической культуры"

Жизнь ХХI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день это проблема сохранения здоровья нации. Существует проблема организации детского д...

«Активизация методов обучения и их результативность на уроке физической культуры и во внеурочное время"

Основные методические приёмы на уроках физической культуры и во внеурочное время....

Обучение подтягиваниям из виса на уроках физической культуры.

Методическая разработка  раскрывает систему работы на уроках и секционных занятиях при обучении подтягиванию....

Формы и методы обучения учащихся самостоятельной деятельности на уроках физической культуры

Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний: умение видеть проблему - функция знаний...

Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету "Физическая культура" (ФГОС ООО)

Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету «Физическая культура»  по ФГОС ООО...

Городской семинар "Использование педагогических технологий и нестандартного оборудования при обучении игры в волейбол на уроках физической культуры и на тренировочных занятиях"

Использование инновационных технологий на уроках физической культуры помогает повысить плотность урока, точность выполнения упражнений и заданий,развивает интерес к занятиям физической культуры. Если ...

Методическая разработка. Обучение катанию на коньках на уроках физической культуры.

Жизнь ХХI  века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день это проблема сохранения здоровья нации. Существует проблема организации детского досуга и...